Содержание учебника «Истоки» для первого класса объединено в 4 тематических блока: Мир, Слово, Образ, Книга.
Тема Мир помогает учителю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. Здесь приближение к Об разу начинается с внешнего восприятия семьи, школы, круга друзей родного края к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, милосердие, благодарность).
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов золотого сердечка Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и Подвиг, Святое слово. И наконец, завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что Книга — живое существо. Она соединяет людей, их мысли, чувства и добрые устремления.
Главными целями курса «Истоки» в 1-м классе является:
- освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
- развитие системы духовно — нравственных ценностей жизни;
- развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ и создавать книгу.
Одной из важнейших задач Азбуки является присоединение ребенка к школе, работа с родителями, объединение усилий семьи и школы в вопросах воспитания.
ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ — БЕСПОЛЕЗНЫЙ ПРЕДМЕТ l Зачем нужна история?
Истоки — тот предмет, который считает необходимым присоединить родителей к образовательному процессу. Первое занятие, которое я провела в первом классе «Здравствуй, школа!» проходило совместно с родителями. Цель данного занятия: мотивация родителей на совместную деятельность, достижение первого социокультурного результата: первое слово, подаренное людям.
Праздник — это всегда хорошее настроение, а когда человеку хорошо, ему хочется умножить свою радость — поделиться со своими близкими и друзьями, сделать для всех что — то доброе, солнечное. В этот момент я предложила детям посоветоваться с родителями о том, какие бы они хотели подарить Добрые слова всем людям земли.
Дети вместе с родителями встали в наш первый ресурсный круг и произнесли их. Это были такие слова, как мир, добро, мама, радость, школа. Ресурсный круг в воспитательном занятии — особы вид активной формы развития, предполагающий участие учителя, детей, родителей.
Он проводится как в начале урока с целью актуализации опыта и знаний, так и в его заключительной части (как в моем занятии «Здравствуй, школа!»), для того, что бы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками. Очень важно, чтобы самый первый ресурсный круг создал положительный настрой, понравился и детям и родителям. Это занятие нашло отражение на странице нашей Первой Книги, а первое слово, которое дети произнесли в ресурсном круге — это первый социокультурный результат, которого достигают учащиеся на 1-м занятии. Созданием Первой Книги дети будут заниматься 4 года, и по итогам начальной школы созданная книга может стать главным результатом социокультурного развития каждого ребенка.
Предмет «Истоки» в школах оказался необязательным
Кроме ресурсного круга, я в своей работе в первом классе использую и такие активные формы, как работу в парах, работу в микрогруппах, которые способствуют формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества. Вы видите занятие «Радуга дружбы», идет работа в группе (Дети составляют свой радужный букет). Букет в конце занятия мы поместили на страницу своей Первой Книги.
В первом классе в своей работе я использую и проектную деятельность.С бывшими первоклассниками мы работали над проектом «Азбука Истоков». Дети совместно с родителями изготавливали буквы из различных материалов на основе иллюстративного материала «Азбуки Истоков».
Нельзя не сказать о сотрудничестве со школьной библиотекой. Часто Школьная библиотека помогает работать ребятам над проектами, проводит беседы на основе категорий и понятий Истоков. Здесь вы видите беседу «Здесь родины моей начало», где шел разговор о родном крае, памятных местах, музеях — заповедниках. Важно обеспечить прочувствованное освоение социокультурных категорий и ценностей.
Необходимо ясно осознавать, что социокультурный опыт, осваиваемый учащимися — это не только знания умения и навыки, но и чувства, прежде всего такие, как любовь, сострадание, милосердие, совесть. Уважение к чувствам и опыту ребенка, искренний интерес к его личности, желание услышать ученика, способность спокойно, без назидания разобраться в тех проблемах, которые его волнуют, сказать ему доброе слово — вот что требуется от учителя по предмету «Истоки».
На занятиях в первом классе я стараюсь говорить детям как можно больше добрых слов, так как слово — живое существо. Слово — зернышко. Зернышко прорастает в почве, а слово — в душе. Доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в сердце, не умирает , а живет в памяти.
Источник: kolokoltseva.ru
Родители добились перекрытия «Истоков»
В московской школе отменили вызвавший споры предмет
Родители учащихся столичной школы N2065 добились отказа от преподавания предмета «Истоки», который они называли «религиозной пропагандой». Ранее активисты пожаловались в прокуратуру, но школа сама отменила курс, заменив его на «Основы светской этики». При этом в учительском профсоюзе указывают, что директора школ вынуждены лишать родителей выбора из-за финансовой невозможности обеспечить всех желающих подходящими мировоззренческими предметами.
Представитель инициативной группы родителей столичной школы N2065 Инна Герасимова рассказала «Ъ», что руководство учебного заведения решило отказаться от преподавания скандального курса «Истоки». «Совет школы предложил заменить «Истоки» в пятых классах предметом «Основы светской этики»»,— рассказала госпожа Герасимова. По ее словам, родителям предложили использовать учебник «Основы светской этики» Михаила Студеникина. «Мы изучили пособие: в нем нет религии и оно написано понятно для детей. Так что мы дали согласие,— сказала «Ъ» Инна Герасимова.— Это настоящая победа, родители из других классов благодарят нас».
“Ъ” выяснил подробности московского эксперимента по введению нового учебного предмета
Как сообщал «Ъ», родители пятиклассников школы N2065 обратилась в Генпрокуратуру с жалобой на «навязывание религиозной идеологии департаментом образования». Ранее департамент рекомендовал школе предоставить родителям выбор между двумя «духовно-нравственными» учебниками — «Православная культура» и «Истоки». Родители назвали предмет «Истоки» «антинаучной манипуляцией» и «давлением на детскую психику». Авторы обращения подчеркивали, что в обоих курсах содержится конфессиональный уклон, при этом они являются «обязательными для всех учеников», среди которых есть мусульмане, иудеи и католики.
Представители трех традиционных конфессий предостерегают от введения одиннадцатилетнего школьного курса
«Я просто диву даюсь, как эта ситуация в принципе стала возможной,— признался «Ъ» директор московского центра образования N109 Евгений Ямбург.— Потому что любые принуждения в этой сфере абсолютно незаконны». Он напомнил, как реализуется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе: «Я как директор школы собираю родителей и предлагаю им сделать выбор между основами православной, исламской, иудейской, буддийской культур или светской этикой. Потом собираю подписи и формирую группы». По словам господина Ямбурга, закон на стороне родителей и в других случаях: «Родители вправе выбирать, как именно ребенку будут преподавать «Основы духовно-нравственных культур народов России». Это может быть урок с учебником, а может быть поход в музей — никто не может заставить сделать другой выбор».
Сейчас «Истоки» преподают в образовательных учреждениях 62 регионов страны. В ноябре 2016 года первый заместитель губернатора Вологодской области Алексей Шерлыгин заявил о намерении руководства региона обратиться в Минобрнауки с просьбой распространить курс на всю страну.
Почему эксперты отказались оценивать курс «Православная культура»
Сопредседатель независимого профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал «Ъ», что подобные ситуации с выбором родителей ставят администрацию школ в затруднительное положение. «Возможности школы варьировать преподавание того или иного предмета ограничены прежде всего нормативным подушевым финансированием,— говорит эксперт.— Школа получает деньги по числу учеников. На преподавание такого модульного предмета она тоже получает определенную сумму.
И если действовать по закону, то может оказаться, что появится пять учебных групп и пять учителей, между которыми надо поделить выделенные деньги. Естественно, за копейки работать никто не будет». По его словам, директор вынужден уговаривать родителей выбирать не больше двух вариантов, а где-то и вовсе решает за них. «Но при этом директор всегда находится под угрозой — если в классе есть, допустим, два католика, их родители имеют законное право пожаловаться в департамент образования,— говорит Всеволод Луховицкий.— Получается, что директор находится между двух огней, потому что денег просто нет». При этом сопредседатель профсоюза признает, что директора и учителя «все-таки стараются быть законопослушными, понимая под этим улавливание желаний начальства». «Возможно, именно поэтому директор так настаивал на курсе «Истоки» — слишком буквально воспринял рекомендацию департамента и был уверен, что это и правда нужно руководству любой ценой»,— предположил господин Луховицкий.
- Газета «Коммерсантъ» №241 от 27.12.2016, стр. 5
Источник: www.kommersant.ru