Итальянские архитекторы в России

Культурные взаимоотношения между странами всегда являлись одним из важнейших аспектов развития цивилизаций. Развитию европейской цивилизации способствовало и продолжает способствовать в настоящее время, взаимодействие между странами Европы.

Россия, на протяжении своей тысячелетней истории поддерживала отношения со многими европейскими странами. Отношения эти обуславливались не только политическими соображениями, но и способствовали обмену опытом и в других областях.

Одним из важнейших аспектов в развитии взаимоотношений являются отношения в области культуры. Россия на протяжении многих веков воспринимала и впитывала культуру таких крупных стран таких как Византия, Германия, Франция и Италия. Многие достижения культур этих стран были восприняты Россией на протяжении столетий. Среди них важнейшее место занимает архитектура.

В области архитектуры Россия сотрудничала со многими странами, однако самым интересным для рассмотрения является культурный обмен в области архитектуры между Россией и Италией. Этим взаимоотношениям уже более пятисот лет и для России достижения итальянских архитекторов и строителей внесли огромную лепту в развитие русской архитектуры XVI — ХХ веков. В настоящее время многие города России, особенно такие крупные как Москва и Санкт-Петербург украшают шедевры, спроектированные и выстроенные итальянскими архитекторами.

Лекция «Итальянцы в Петербурге». Андрей Дамиров

Целью данной работы является рассмотрение культурных взаимоотношений в области архитектуры между Россией и Италией, хотя полноценным культурным обменом в области архитектуры это назвать сложно, так как русская архитектура в основном впитывала опыт итальянских мастеров. Как уже говорилось, история взаимоотношений насчитывает уже более пяти столетий. Что же притягивало итальянских архитекторов в Россию, и что тянуло русских государей к достижениям итальянских архитекторов? Этот вопрос является одним из важнейших для данной работы.

Для рассмотрения выбран период, XVI — начало ХХ века, от начала установления взаимоотношений и до рассвета до прекращения активной деятельности итальянских архитекторов в России.

Задачей данного дипломного исследования является краткое рассмотрение истории русской архитектуры: истории ее возникновения, развития, национального своеобразия. Важно будет также рассмотреть и то, что заметно изменилось под влиянием культур Византии и Италии. Каким образом русская архитектура впитала лучшие достижения в области архитектуры этих стран на протяжении всей истории и не утратила своих основных национальных особенностей.

Работа построена по следующему принципу: Сначала мы обратимся к обзору основных научных трудов по вопросам становления и развития русской архитектуры, трудов посвященных особенностям деревянного и каменного зодчества в России, а также рассмотрим некоторые труды посвященные деятельности итальянских архитекторов в России, в указанный выше период Затем будут приведены краткие экскурсы в историю развития архитектур России и Италии в период до установления контактов, и только после этого обзора приступим к рассмотрению основного вопроса данной работы. В рассматриваемый нами период влияние культуры Италии было по большей мере односторонним, так как отставшая, из-за монгольского ига, от стран Европы Россия, практически ничего не могла дать взамен. Основную часть работы мы распределили на две большие части: Архитектура России и Италии в период до установления отношений, и Культурный обмен России и Италии в области архитектуры в период от начала взаимоотношений, до их фактического завершения. Культурные взаимоотношения не прекратились и в настоящее время, однако они не являются столь обширными, как к примеру в XVIII — XIX веках и современные опыты не позволяют в настоящий момент подробно охватить и проанализировать постсоветский период взаимоотношении, следовательно, в работе будет рассмотрен оговоренный выше период.

Простые истории. Итальянский архитектор, работавший в России, Алевиз Новый

Главной гипотезой требующей подтверждения или опровержения в данной работе мы считаем то, что взаимодействие русской и итальянской архитектур в оговоренный период было неравноценным. Влияние итальянских школ на развитие русской архитектуры было значительным, тогда как о влиянии русской архитектуры на архитектуру Италии говорить довольно сложно.

Источник: studentopedia.ru

Итальянские зодчие в России: кто изменил облик двух столиц

Зарубежные архитекторы начинают массово приезжать в Российское государство в годы княжения Ивана III. Правитель, объединивший вокруг Москвы большую часть русских земель, мечтал выстроить столицу, достойную звания «Третий Рим». С тех пор в России одна царская династия сменит другую, страна переживет петровские преобразования, столицей станет основанный в 1703 году Петербург – а зодчие из Италии продолжат возводить свои творения на радость современникам.

Место проведения коронаций

Одним из самых известных архитекторов на государевой службе станет Аристотель Фиораванти. Перед ним стояла сложная задача: построить в Кремле собор, который до него не смогли возвести местные мастера. Дело государственной важности возложили на Аристотеля, когда Успенский собор «не поддался» ни московским архитекторам, ни мастерам из Пскова. Итальянец едва ли знал, что в будущем Успенский собор станет местом, где все российские государи – от Ивана Грозного до Николая II – будут венчаться на царство.

pjmAigrydem8cMhpSiHsJy2eRfLo4FHjY0PWVyNi

Аристотель Фиораванти родился в 1415 в Болонье и принадлежал к династии потомственных зодчих. В традициях итальянцев из творческой среды, преклонявшихся перед античностью, было давать детям имена древних философов или героев. Так будущий архитектор и получил имя Аристотеля, определившее его судьбу, талант и широту познаний.

Карьера Аристотеля Фиораванти развивалась стремительно, от заказов на родине не было отбоя, как вдруг его почти в шестидесятилетнем возрасте заключили в тюрьму. Обвинение – сбыт фальшивых монет. В городском архиве Болоньи осталась запись: «До нашего сведения дошло, что магистр инженерных работ Аристотель был схвачен в Риме по поводу фальшивых монет.

Мы лишили вышесказанного Магистра Аристотеля должности и содержания и постановили, чтобы это лишение считалось со дня его уличения навсегда, при условии, что обвинение окажется верным». Против Аристотеля не нашли достаточно доказательств, но он был настолько испуган, что предпочел покинуть родную страну. После выхода на свободу в 1474 году зодчий встретился с русским послом Семеном Толбузиным. Тот предложил ему работу в России.

Читайте также:  Вы чаще соглашаетесь или спорите почему

hNQAmnqobjlmochs9dThpgEujmCUYp14ZUZ8zOFX

Иван III верил, что опытный архитектор сможет решить проблему, с которой столкнулись местные мастера. Дело в том, что оригинальный собор был возведен еще в 1326 году при Иване Калите, но во время пожара 1470 года обрушилась северная стена, что и стало поводом для перестройки всего здания.

Русские зодчие Кривцов и Мышкин не смогли завершить начатое предположительно из-за землетрясения, хотя в обновленном соборе даже успели обвенчаться Иван III и Софья Палеолог. Псковские архитекторы отказались от строительства, но заметили, что стены собора изначально были слишком тонкими и не смогли бы устоять при новых толчках.

Последняя надежда князя была на итальянского гения Фиораванти. По прибытии в Россию он предложил построить отдельные кирпичные заводы на берегу Москвы-реки. В 1477 году Успенский собор был, наконец, закончен. Еще через два года прошло торжественное освящение храма.

Любимец дочери Петра Великого

Франческо Бартоломео Растрелли родился во Флоренции в 1700 году. Его отец – придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли – с ранних лет обучал сына мастерству. Когда скончался французский король Людовик XIV, семья переехала в Санкт-Петербург.

В 1720 году Растрелли-младший получил первое самостоятельное задание: спроектировать дворец на Миллионной улице для государственного деятеля Дмитрия Кантемира. После удачного дебютного проекта к Франческо Бартоломео Растрелли стали обращаться с заказами представители власти. В 1730 году императрица Анна Иоанновна познакомилась с зодчим и поручила ему новые проекты. По заказу государыни он построил деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, а также Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Петербурге.

3bZyTLztv3bWIcLaXXGLWgrQVXsj5KnKl5UX5xIr

Расцвет карьеры Растрелли пришелся на царствование Елизаветы Петровны. Он строил самые пышные здания столицы и ее окрестностей: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца – и снова по проекту Растрелли.

Цвет дворца разительно отличался от того, что мы можем видеть сегодня. Здание было желтым. Его окрасили охристой краской теплого оттенка. Возможно, Растрелли сделал это для того, чтобы Зимний по цвету имел сходство с Петропавловским собором.

В протоколах Канцелярии от строений написано, что на работы по возведению главной резиденции Елизавета Петровна приказала отпустить известь, мел и пигмент «под цвет дикого камня». Увы, капризный петербургский климат не оставил шансов нарядным фасадам. Их приходилось регулярно обновлять, перекрашивая заново.

В 1762 году в результате дворцового переворота к власти пришла Екатерина II. Вкусы новой императрицы едва ли походили на елизаветинские. Она была противницей чрезмерного украшательства и предпочитала стиль классицизм. Растрелли остался без заказов, хотя и с регалиями – в России его наградили орденом святой Анны.

Зодчий против императора

Другим архитектором, чье творчество определило облик Петербурга (правда, уже в XIX веке), является Карл Росси. Он родился в Неаполе в 1775 году. Когда Карлу было 11 лет, его семью пригласили в Россию – мать и отчим Росси были известными танцовщиками. Павел I подарил им земельный участок в Павловске. В 1802 году Карл Росси отправился на обучение во Флоренцию, а спустя два года вернулся в Петербург дипломированным специалистом.

m9BFyMgYmxnlG3n9VnUhP0mRcj8ZCbuLbXGVT7Rb

В начале XIX века острова вокруг Петербурга почти не были застроены. Когда граф Орлов сообщил о намерении продать Елагин остров, его выкупил сам Александр I. Ответственным за возведение там летней резиденции назначили Карла Росси. В проекте он принял во внимание привычки императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I), которой и предстояло жить во дворце. Она любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор наладил прекрасную акустику дворцовых комнат. Смету Росси составил с поразительной точностью: указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек – и четко уложился именно в эту сумму.

В 1819 году Александр I поручил Карлу Росси возведение правительственных зданий на Дворцовой площади, но не дожил до реализации задуманного. Через месяц после коронации Николая I Росси был удостоен аудиенции нового императора. Тот приказал зодчему подкорректировать Триумфальную арку.

Росси планировал установить над ней две женские скульптуры с гербом в руках, а Николай Павлович настоял на другом варианте: колесница с богиней Никой, запряженная шестеркой лошадей. Победил, разумеется, вариант императора. Арку торжественно открыли 28 октября 1828 года.

Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, однако архитектор им так и не обзавелся: все деньги ушли на оплату долгов. Когда состоялось открытие Александринского театра по проекту Росси, архитектору выплатили гонорар и одну из лож отдали в пожизненное пользование. Каково же было удивление современников, узнавших, что эту ложу Росси принялся сдавать, чтобы получить деньги!

jtZld3Re3ZEHz8bPcsWQzPoZNWqCh80DAEDleBPc

В 1829 году объявили конкурс на возведение зданий Сената и Синода. Карл Росси участвовать отказывался, хотя именно на него и возлагал надежды государь. Назревал конфликт с императором: архитектор был человеком принципиальным и не выносил, когда в его планы вмешиваются. Николай I же считал, что последнее слово должно оставаться за ним, и раздавал советы с неподдельным энтузиазмом.

В конце концов император смог убедить строптивого зодчего. Карл Росси объединил Сенат и Синод в одной постройке, и в 1835 году чиновники приступили к работе в новых помещениях. Увы, за этот проект ему не дали ни звания, ни наград – лишь выговор за грубости в отчетах. Здания Сената и Синода стали последним творением Росси.

Сегодня в Северной столице есть улица, названная именем архитектора – она ведет от Александринского театра к площади Ломоносова. Росси спроектировал ее сам и даже здесь не отступил от своего золотого правила – всегда быть точным: длина улицы ровно в десять раз больше ее ширины.

Читайте также:  Как заставить парня переживать за тебя

Источник: tehnowar.ru

Ренессанс на Моховой

Ренессанс на Моховой

2014 год только начался, а Год туристического обмена России и Италии в самом разгаре: он стартовал минувшей осенью. Его организаторы стремятся активизировать двусторонний туризм и показать разнообразие взаимных культурных влияний. А для столичных экскурсоводов это хороший повод вспомнить, что итальянская тема присутствует в московской архитектуре разных эпох.

1 Из Болоньи в Московию

Русско-итальянские архитектурные связи зародились еще в период правления царя Ивана III. Для проектирования кремлевского Успенского собора он отрядил посланника в Италию – найти там опытного архитектора. Вскоре такой специалист отыскался.

Аристотелю Фиораванти в ту пору было уже 60, его знали во многих городах Италии. Он с успехом выполнял самые сложные и тонкие работы: в своей родной Болонье передвинул колокольню, в Павии отреставрировал древний мост, близ Пармы построил канал. Фиораванти возводил мосты через Дунай в Венгрии, был придворным архитектором миланского герцога, успешно работал в Риме, Неаполе, Флоренции, Мантуе. Историк Сергей Подъяпольский считает, что деятельность Фиораванти в Италии – это в первую очередь «деятельность не архитектора, а инженера, причем инженера выдающегося, осуществившего ряд смелых технических решений, намного опередивших практику того времени».

Именно с этим опытным мастером посланник царя заключил контракт, а после Фиораванти немедля отправился в Московское княжество, однако к строительству приступил не сразу. Начал он с изучения традиций русского зодчества, так как счел неуместным механически переносить на московскую почву формы западной архитектуры.

Тщательно отнесся заморский профессионал и к выбору материала для строительства. Он лично посетил каменоломни близ села Мячкова и проверил качество добываемого там белого камня. Кроме того, для постройки нужен был кирпич особого сорта, какого в тогдашней Москве не производили.

Тогда Фиораванти близ Андроникова монастыря основал кирпичный завод, чтобы обеспечить стройку необходимым материалом. Из кирпича выложены своды, барабаны, столпы и восточная стена собора. Остальные части пятиглавого храма сложены из камня. Сегодня это самая древняя постройка в Москве: нынешним летом творению итальянского архитектора исполнится 535 лет.

А что же Фиораванти? Историки утверждают, что больше он в Москве ничего не строил. Но некоторые исследователи приписывают ему авторство новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо обветшавших белокаменных. Есть версия, что он спроектировал Пушечный двор. И наконец, по одной из легенд, именно Фиораванти построил тайное подземное хранилище в Кремле, в котором позже спрятали полумифическую библиотеку Ивана Грозного.

На этом «приключения итальянцев-архитекторов в России» не закончились. Аристотель проторил дорогу целой плеяде мастеров из далекой страны, переживавшей в ту пору расцвет искусства и науки. В конце ХV – начале XVI века в Москве плодотворно работали Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Карезано), Алевиз Фрязин Новый (Алоиз Ламберти да Монтеньяна) и Пьетро Антонио Солари по прозвищу Петр Фрязин. (Фрязинами на Руси в XVI–XV веках называли генуэзцев и венецианцев, а потом и всех итальянцев.) Стены и башни Кремля, Архангельский собор, Грановитая палата, несохранившийся Большой Кремлевский дворец – дело рук итальянских зодчих эпохи Возрождения. Такого массового архитектурного «десанта» из этой страны Россия не знала за всю историю.

2 Выстрелы в посольстве

История российско-итальянских дипломатических отношений насчитывает несколько столетий. Еще в 1524 году, в период правления царя Василия III, состоялся обмен послами между Московским княжеством и Ватиканом. При Екатерине II наладились дипломатические связи России с Венецианской республикой, Неаполитанским, Сардинским и Тосканским королевствами. Хорошие отношения поддерживала Российская империя и с объединенной Италией.

После паузы, вызванной событиями революции и Гражданской войны, были установлены дипломатические отношения между СССР и Италией. Это произошло ровно 90 лет назад – в начале февраля 1924 года. Посольство разместилось в Денежном переулке, д. 5, в бывшем особняке С.П. Берга. Дом этот (построен в 1897 году) имеет весьма яркую биографию.

На месте стоявшей здесь старой постройки богатый уральский заводчик и золотопромышленник Сергей Павлович Берг возвел дом в причудливом стиле. Архитектор Петр Бойцов смешал в модернистском «коктейле» готику, барокко, «второй ампир», Венский сецессион и старинный флорентийский стиль. Особняк спланирован так, что в нем нет двух одинаковых по форме комнат.

Это один из первых московских домов, куда провели электричество. По случаю новоселья Берг устроил «электрический прием», о котором еще долго судачила светская Москва и вспоминали газетчики (включая присутствовавшего там Владимира Гиляровского). Богатые и изысканные интерьеры декорированы в той же диковинной манере, что и фасады.

В начале революционных событий миллионер Берг уехал в Швейцарию, на родину предков. А ценную недвижимость в Денежном переулке национализировала новая власть. Применение особняку нашлось быстро: в марте 1918-го большевики установили дипломатические отношения с кайзерской Германией, после чего в Москву прибыл посол граф Вильгельм фон Мирбах.

Но уже через четыре месяца в здании посольства раздались выстрелы. Стрелял в посла левый эсер, служивший в ВЧК, но до сих пор нет точной информации, кто направлял руку убийцы. Мирбах скончался от ран, Германия объявила России ультиматум, в результате немецкая дипмиссия покинула особняк Берга. В нем разместилась штаб-квартира Коммунистического интернационала.

Но в 1924 году дом в Денежном переулке снова стал посольством – теперь уже итальянским. Первым послом Италии назначили графа Манцони. Отношения Советского Союза со страной, где у власти находилась фашистская партия, в те годы складывались непросто. Однако работники посольства сумели установить хорошие контакты с российским обществом.

Эти стены в 1960 году стали свидетелями «непротокольной» дискуссии между генсеком Никитой Хрущевым и президентом Итальянской Республики Джованни Гронки: лидеры стран безуспешно пытались сагитировать друг друга вступить в те партии, в которых они сами состоят.

Итальянское посольство среди остальных в Москве – долгожитель по времени пребывания в одном здании. Уже девять десятилетий (за вычетом нескольких военных лет) над бывшим особняком Берга развевается итальянский флаг.

Читайте также:  Арктический заповедник расположен на каком острове

3 Боттичелли на Волхонке

Крупнейшее в Москве хранилище итальянской живописи и скульптуры – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Его основал профессор Иван Цветаев – выдающийся знаток римской античности, филолог-латинист. Кстати, при строительстве музея использовался высококачественный мрамор, выписанный из Италии.

Собрание итальянской живописи музея насчитывает 550 произведений. Именно с этой коллекции начиналось формирование картинной галереи ГМИИ. Еще в 1900-е годы музею были подарены ценные собрания. В частности, коллекция дипломата М.С. Щёкина, состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV–XV веков.

Впоследствии картины попадали в музей разными путями – об их истории можно прочесть в каталогах, подчас эти «биографии» экспонатов полны драматизма. Коллекция итальянской живописи в ГМИИ в 20–30-х годах создавалась в сложных условиях. С одной стороны, собрание удалось значительно пополнить во многом благодаря тому, что директор музея Николай Романов и хранитель картинной галереи Виктор Лазарев были специалистами по итальянскому искусству. С другой – наряду с расширением собрания происходил и серьезный отток картин – их для пополнения валютного фонда страны продавали за рубеж (так от нас ушло более 250 произведений).

В числе шедевров итальянской живописи ГМИИ – «Мадонна с младенцем на троне» пизанского мастера (1270-е годы), «Благовещение» Сандро Боттичелли (1498), «Портрет Козимо Медичи» Аньоло Бронзино (после 1560), «Святая Вероника» Гвидо Рени (конец 1630-х), «Возвращение блудного сына» Джованни Батиста Тьеполо (1780), «Башня» Джорджо де Кирико (1921)… А в «итальянском дворике» посетителей ГМИИ встречают величественные конные статуи венецианских кондотьеров.

4 В южном направлении

Влияние итальянской архитектуры в России никогда не ослабевало. И если в XVIII–ХIХ веках традиции этой страны господствовали в Санкт-Петербурге, то первая половина прошлого столетия явила нам яркие образцы «московской Италии». Особая роль здесь принадлежит Ивану Жолтовскому.

Он был поклонником и тонким знатоком итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. Жолтовский совершил в начале ХХ века несколько продолжительных поездок по Италии, где знакомился с выдающимися памятниками, изучал и переводил на русский язык трактат знаменитого зодчего XVI века Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Уже в ранних постройках Жолтовского чувствуется итальянский дух. Так, спроектированный им особняк Тарасова на Спиридоновке повторяет некоторые черты палаццо Тьене в Виченце.

В 30-е годы ренессансная эстетика вновь оказалась востребованой в отечественной архитектуре. Авторы Генплана 1935 года стремились сделать Москву городом более «южным» по духу и по облику. Это проявлялось и в строительстве зданий, унаследовавших итальянские архитектурные традиции. «Архитектурные сооружения проектируются и строятся так, как если бы они находились на средиземноморских широтах», – отмечает культуролог Владимир Паперный.

Первым советским зданием «итальянского» типа стал дом 13 на Моховой улице (арх. И.В.?Жолтовский, 1934 год). Изначально в нем предполагалось поселить советскую научно-техническую элиту, но сразу после завершения дом отдали посольству США, а потом «Интуристу».

Жилой дом на проспекте Мира, 40 (арх. И.Н. Соболев, 1939 год), также напоминает о южных странах. Два его фасада украшены открытыми террасами, что совсем нехарактерно для наших широт. По словам автора, на такое решение его натолкнуло необычайно жаркое лето в год начала работы.

В русле той же традиции спроектирован и жилой дом Главсевморпути на Никитском бульваре, 7/9 («Дом полярников», арх. Е.Л. Иохелес, 1937 год). По словам исследовательницы Алессандры Латур, это здание «напоминает дворец эпохи Возрождения». Север и Юг необычным образом соединились в этом доме, включившем, кстати, в свой объем и дореволюционную постройку.

Свою излюбленную тему Жолтовский не оставил и после войны. Его дом на Смоленской пощади, 13/21, по отзывам специалистов, представляет собой укрупненный вариант палладианской виллы, а башенка откровенно цитирует колокольню Сан-Марко в Венеции. Внутри подъезда дата постройки (1949 год) обозначена римскими цифрами.

Итальянскую реминисценцию содержит созданный Д.Н. Чечулиным и К.К.?Орловым Концертный зал им. П.И. Чайковского (1940 год). Пропорцией, облицовкой стен и характерным венецианским окном он напоминает Дворец Дожей – один из шедевров мировой архитектуры.

Творчески переработанные образы Италии встречают москвичей и под землей. Советские архитекторы нашли в этой стране множество мотивов, которые затем использовали в проектах станций метрополитена. Иллюминаторы наземного павильона станции «Кировская» (1935 год) напоминают ряд римских сооружений времен Муссолини.

Античный дух ощущается в оформлении станции «Бауманская» (планировавшееся название – «Спартаковская», 1944 год). Нижний вестибюль «Павелецкой» (1950 год), по наблюдению искусствоведа Семена Михайловского, явно создавался под впечатлением флорентийских построек, в особенности церкви Санта-Мария-Новелла. Сталинский неоклассицизм многое почерпнул из итальянского архитектурного опыта.

5 Римское подземелье

Одна из современных станций Московского метрополитена целиком посвящена истории и культуре античной Италии. Станция «Римская» Люблинско-Дмитровской линии (открыта в 1995 году) проектировалась при участии итальянских архитекторов Дж. П. Имбриги и А. Куатроччи.

Станция эта в некоторых отношениях уникальная. Например, в ее центральном зале решили не размещать указателей, чтобы не портить перспективу. Ее колонны и путевые стены опираются на сплошную монолитную плиту, здесь нет подплатформенных помещений.

Сквозной сюжет в оформлении станции – «Достопримечательности Рима». В композиции «Фонтан», выполненной Леонидом Берлиным при участии художников из Италии, главными героями являются основатели Рима – младенцы Ромул и Рем. Выходы к переходам на станцию «Площадь Ильича» и эскалаторам украшают лепные медальоны в античном стиле.

В интерпретации Леонида Берлина (в 1960–1970-х годах он был близок к кругам художников-нонконформистов) римская античность предстает без привычного величия и пафоса. Ромул и Рем здесь выглядят скорее персонажами кукольного театра, нежели основателями столицы грозной империи. Такое истолкование древнеримской темы идет в русле исканий современного искусства. Оценили необычный художественный образ и пассажиры метрополитена.

Источник: mperspektiva.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today