Из какой сказки избушка на курьих ножках

Сказочные образы при всей своей фантастичности не возникают на пустом месте.

Практически всегда существовали реальные обстоятельства и прототипы, опираясь на которые народное воображение придумывало чудесные истории.

Например, один из популярнейших героев русских народных сказок — Баба Яга, костяная нога, проживающая в избушке на курьих ножках и то потчующая захожих путников, то губящая их.

Как мог возникнуть такой образ?

Почему избушка на — курьих ножках?

Откуда на Руси люди почерпнули такую идею?

Не куры, а…

Русский народ формировался, как и большинство других, из самых разных племен славянского и финно-угорского происхождения, живших на Восточно-Европейской равнине. И культура этих маленьких этносов изначально могла существенно различаться. Взаимодействуя, племена постепенно принимали и адаптировали культуру и мифы друг друга.

Избушки на курьих ножках действительно существовали у славянских лесных этносов. А кое-где их еще можно застать и сегодня.

Но к домашней птице они не имеют никакого отношения.

Их название произошло от глагола — окуривать.

Для того, чтобы небольшую избушку в лесу не подтапливало весной, не заваливало снегом зимой, а нижние венцы сруба не гнили, сооружение возводили прямо на пне от большого дерева или нескольких по углам.

Находили подходящее место. Растения срубали. И на них, как на сваи, ставили сруб.

Чтобы пни не гнили — их тщательно ошкуривали и окуривали едким дымом. Эта процедура позволяла изгнать насекомых и защитить древесину от разложения.

Постепенно смысл слова забылся, стало уже непонятно, почему ножки — курьи. Тем более, что с корнями они действительно могут напоминать лапы птицы.

Но почему народная фантазия поселила в них Бабу Ягу и настаивала на повороте к лесу задом?

К лесу — задом!

Часто маленькие избушки на корнях были не только приютом охотника, но и лабазом — местом хранения запасов. Древние славяне оставляли здесь на всякий случай еду. Ею могли воспользоваться не только хозяева, но и заблудившиеся, путники в сложной ситуации.

Ноги-деревья избушки без лестницы не давали забраться в лабаз лесным животным.

Такой домик для припасов всегда ставили крепкой дверью к тропинке, а глухой стеной — к лесу, так делали для безопасности от хищников – человеку, чтобы получить и положить припас, не нужно было сходить с пути.

Меря и весь, Мара и Яга

С проживающей в избушке Бабой Ягой связаны сразу две мистические истории.

Когда народ еще не был единым целым, в Ярославской и Костромской области жили два малых этноса, растворившиеся потом полностью. На правом берегу Волги обитали меря, а на левом — весь.

Они сжигали тела своих умерших. А для праха использовали усыпальницы в виде таких же избушек на курьих ножках, как в других местах – для лабазов. Археологи находили их во множестве.

Так у русичей родился мистический образ — домик на куриной ноге на границе мира живых и мертвых.

Образ же Бабы Яги сложился из двух языческих богинь, которым поклонялись разные племена.

Мара была покровительницей мертвых и зимней стужи. Она почиталась как мудрая и справедливая. Тех, кто обратился к ней за помощью с добрым сердцем, она могла защитить и поддержать. Лживых и ненадежных — покарать.

Второй образ — Ягиня. У некоторых племен эта богиня осуществляла связь между этим миром, явью и потусторонним — навью. Она была проводником и наставницей. Изображалась молодой в золотых сапогах.

Постепенно два образа слились как между собой, так и усыпальницами на пнях в лесу, куда меря и весь помещали прах своих умерших. И из разряда языческих верований перешли в мир сказки.

Источник: dzen.ru

Сказка про избушку на курьих ножках

Жила-была избушка на курьих ножках. Конечно, она не сама жила, а с бабой Ягой. Жили они в дремучей чаще, такой глухой, что над ней даже самолеты не пролетали. Бабе Яге было лет под шестьсот, да и избушка была ей под стать, обе не молодухи и не красавицы.
К непогоде у обеих ныли старые кости, ломили ноги, перед антициклоном у Яги поднималось давление, а у избушки ехала крыша.
Баба Яга давно подумывала перебраться в город, поближе к цивилизации.
Она мечтала об утепленном санузле и хвойных ваннах с контрастным душем. Надоело ей триста лет поддерживать в печи огонь, так как спички можно было приобрести лишь в райцентре за двести километров.
Надоело сидеть при лучине, зимой вместе с избушкой утаптывать снег на тропинке к ближайшему роднику и носить тяжелые бадейки с водой. Надоело летом кормить злющих таежных комаров. И вообще, сколько можно в глуши жить?
Переворошив в памяти адреса знакомой нечистой силы, баба Яга остановилась на барабашке Митрошке, у которого была чудненькая двухкомнатная квартира в областном центре. К тому же лет сто назад он приглашал Ягу погостить, причем, от души. Баба Яга перебрала свою заслуженную метлу, увязала покрепче, обмела со ступы паутину и на рассвете улетела. Она даже не помахала рукой своей избушке, которая посреди поляны в полудреме переминалась с ноги на ногу: опять ныли колени.
Проснувшись утром от лучей яркого апрельского солнца, избушка поняла, что осталась одна. Нечистым духом на поляне и не пахло. Пели мелкие лесные птахи, на столетних дубах надувались почки, журчал в овраге ручей. Избушка погрела на солнышке один бок, покряхтела, повернулась к солнцу другим боком и вдруг почувствовала, как в ней просыпаются жизненные силы.
Она была свободна, независима, она радовалась жизни. Какая-то мелодия зазвучала в ее душе, и избушка тихонько закудахтала в такт внутреннему голосу. Распахнув дверь и все окошки, избушка попрыгала на одной ноге, потом на другой. Посыпались чугунки,ухваты, метелки, сушеные лягушечьи лапки, змеиные шкурки, корешки. Весенним ветерком выдуло из всех щелей пыль, паутину и последний дух бабы Яги.
По куриному загребая ногами, избушка спихнула весь хлам в глубокий овраг, где еще прятался потемневший снег, и задумалась. Какое-то шестое чувство подсказывало ей, что делать дальше. Она стала сгребать сухую прошлогоднюю траву к небольшому пригорку посреди поляны, утаптывать ее ногами, потом присела на это гнездышко, задумалась и вдруг… снесла яйцо. Обыкновенное, слегка зеленоватое, похожее на куриное, только покрупнее.
Избушка уже хотела радостно закудахтать на весь лес, но вовремя вспомнила про свой преклонный возраст и смущенно притихла: не все могут ее правильно понять.
…Прошло больше месяца. Пять симпатичных яиц лежало на пригорке посреди поляны. Избушка терпеливо сидела на яйцах, осуждая птах, слетавших порой с гнезд поклевать чего-нибудь и размяться». «Застудят ребятишек-то», — думала она, забыв, что сама не нуждается ни в пище, ни в воде.
И вот однажды, задремав под утро, она проснулась от глухого попискивания и возни. Пять маленьких избушат щекотали ее куриные ноги, стараясь выбраться из гнезда.
«Ко-ко-ко!», — позвала избушка и повела своих ребятишек к родничку умываться. Горделиво и заботливо квохтала она, покачиваясь на ходу, а за ней семенили пока еще неуклюжие, но озорные и такие славные, на ее взгляд, избушата.
Все лето прошло в хлопотах. Какая там хворь, какая ломота в костях!
Избушата разбегались в разные стороны, лезли в самую чащу, дразнили водяного в соседнем болоте, швыряя в него жёлудями, гонялись по всему лесу за лешим.
А избушка переваливаясь бегала за ними, прятала их в минуту опасности за дубовыми дверями. Она рассказывала им сказки про бабу Ягу и доброго молодца Ивана Царевича, кудахтала по ночам колыбельные песни.
Избушата быстро подрастали. У них окрепли крылья. Мать-избушка смутно вспоминала, что в ранней молодости вроде и у нее были крылья, но это было так давно!
Малыши начали учиться летать, разбегаясь с бугорка, неуклюже подпрыгивая
и ненадолго зависая в воздухе. Потом они держались над землей все дольше и дольше и наконец, стали порхать с дерева на дерево. Мать-избушка с тревогой следила за каждым их полетом, но тут уж помочь им ничем не могла.
А избушата все дальше улетали и все реже возвращались и однажды улетели. Безвозвратно.
«Неблагодарные, — подумала избушка на курьих ножках. – Но все-таки я не зря прожила свои триста лет!»
Она печально вздохнула, заскрипела и рассыпалась. Только кучка древесной трухи осталась на поляне в глухой дремучей чаще, такой глухой, что над ней даже самолеты не пролетали.
А холодный и сердитый осенний ветер сдул всю эту труху в соседний овраг.

Читайте также:  По шагам разгадай мою жизнь хулиган

Необычно. Про избушат я ещё никогда не читала.
С улыбкой,

Спасибо. Придумалось.
А читая ваше стихотворение, вспомнила о моей судьбе бабы Яги.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

Баба Яга: невиноватая я!

В избушке на куриных ножках живет всем известный персонаж – часто несправедливо обвиняемый в преступлениях. Которых она не совершала. Зовут ее баба Яга или просто Ягинишна.

Баба Яга – персонаж не только народных сказок,но и часто встречается нам в сказках литературных.

Она – один из старейших образов сказки, дама весьма противоречивая.

С одной стороны — это «дарительница» (В.Я. Пропп), подарки которой помогают герою выполнить трудные задачи и получить желаемое, с другой — злобное существо, готовое погубить героя — яга-воительница.

Баба Яга невиноватая я!, фото № 1

Может Яга выступать и в роли похитительницы (детей, как правило).

Читайте также:  Кто упрямее овен или телец

Иногда она даже является в образе красавицы, обладающей соблазняющей силой.

А вот русский лубок весьма ехидно показывает ее как воплощение женской хитрости.

Но чаще всего Баба Яга все-таки нехороша собой, живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, которую погоняет помелом. вокруг ее избы забор из кольев с насаженными людскими черепами или забор из человечьих костей.

Главное ее занятие — прясти, этим же она заставляет заниматься и попавшую к ней героиню.

Она зла и страшна тем, кто ее не почитает, а добра и верный помощник — обращающихся к ней почтительно.

Баба Яга невиноватая я!, фото № 2

Яга в некоторых сказках может управлять сменой дня и ночи, потому что в ее распоряжении три всадника — день, ночь и утро.

А еще у Яги бывает собственный источник живой воды. И она мастерица загадывать и решать загадки.

Бабу Ягу часто обвиняют в людоедстве. И совершенно напрасно – нет ни одной сказки, в которой она бы прилюдно съела или зажарила героя.

Да, она сажает Ивана на лопату и даже грозится отправить его в печь. Но вот только в печь Иван отправляет ее саму!

А в сказке «Баба Яга и жихарь» именно мальчику удается зажарить не только Ягу, но и ее дочерей.

Словом, Яга часто только грозит герою, который весьма ловко умеет ее перехитрить.

Так что не виноватая наша Яга!

Баба Яга невиноватая я!, фото № 3

Мы привыкли считать, что Баба Яга чаще всего не имеет ни мужа, ни детей, однако это не всегда так. Бабы Ежки бывают разные.

В сказке «Бой на Калиновом мосту» у Яги есть муж и сыновья, которых в честном и открытом бою убивает герой – и Яга сама отправляется ему мстить.

Читайте также:  Признаки что родители тебя не любят

В доме Яги герою довольно часто помогают его обитатели. Так, в сказке, которая так и называется «Баба-Яга» девушка, посланная в услужение к старухе, очень хорошо обходится с котом и собакой и смазывает волшебные ворота избушки. Когда она бежит от Яги, то волшебные помощники становятся на ее сторону – и помогают сбежать. И даже ворота не скрипят!

Баба Яга невиноватая я!, фото № 4

Избушка на курьих ножках — место обитания Бабы Яги в русских народных сказках и сказках других славянских народов.

Стоит она посреди дремучего сказочного леса и даже может «беспрестанно вращаться-повертываться» вокруг своей оси. Чтобы заставить ее повернуться так, как надо, т.е. дверью к герою, герой должен произнести определенную формулу — «стань ко мне передом, а к лесу задом».

Иногда сказка уточняет: пирогом избушка подперта и блином накрыта.

Дойти туда не так просто – герой должен идти долго-долго: идет он, «железным костыльком упирается, просвирку железную грызет» и к избушке на курьих ножках герой приходит, только, когда «башмаки железные истоптал и просвирку железную сглодал».

Вокруг избушки часто стоит тын из острых кольев. В этой ограде есть ворота. Баба Яга не ухаживает за избушкой и не смазывает ворота – они скрипят и жалуются героине сказки на свою тяжелую жизнь. Героиня смазывает их маслицем – и ворота пропускают ее, когда она бежит из избушки, захлопываются перед самым длинным носом Бабы Яги.

Избушка та «малая снаружи – безмерная внутри».

Внутреннее ее убранство типично для русской избы: в ней есть печь, в которой баба Яга норовит зажарить героя, но никогда этого не делает. Зато в печь герой отправляет злую дочь Бабы Яги.

Баба Яга невиноватая я!, фото № 5

Сама Яга спит на кровати, а в изголовье может храниться волшебный предмет – например, меч-самосек, который надо добыть Ивану.

Но в сказках рассказывается про избушки на курьих ножках, в которых не живет никто, но они тем не менее очень даже волшебные.

Так, в сказке «Старуха-говоруха» мачеха из-за вредного характера заставляет мужа отвезти падчерицу в лес, хотя и любит ее. Старик отвозит дочь и оставляет ее в избушке на курьих ножках, которая стоит пустая посреди леса. Девушка варит кашу и угощает ею лешего. А тот в благодарность за угощение приносит ей подарки.

В результате, когда девушка возвращается домой, мачеха раскаивается в своем решении отправить ее с глаз долой, а увидев богатства, а как увидела, сколько добра падчерица привезла – никогда больше на нее не ругалась.

Помните, как описывают Бабу-Ягу русские сказки? «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, помелом погоняет».

Транспорт Яги – один из непременных ее атрибутов. Ступа неизменна – в ней она летает.

Баба Яга невиноватая я!, фото № 6

А вот помелом вредная и мудрая старушка может ступу погонять, а может впереди дорогу расчищать. И метлой же Яга заметает следы, чтобы никто не обнаружил, куда она направилась по своим Ягининым делам.

Самое удивительное, что метлой старушка не только ступу погоняет, но и себя хлещет, чтобы прытче бежать или лететь.

Невольно возникает вопрос: если есть ступа, то где же пест от нее? На месте! Пест всегда с Бабой-Ягой! Им она тоже, как и метлой, ступу погоняет, им упирается, когда нужен упор, и им же дерется.

В северных сказках, собранных Н.Е. Ончуковым, рассказывается: «Едет на ступе баба Яга, подъехала к старику и заругалась. Ударила старика пестом, старик повалился. » От удара пестом Бабы-Яги герой также превращается в камень.

Помело и ступа являются, как Сивка-Бурка Ивану-царевичу, по свисту старушки. В сказке А. Ремизова рассказывается, как вышла «Баба-Яга из избушки на курьих ножках, а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы».

(С) Наталия Будур, переработанный отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки».

Источник: www.livemaster.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today