Сказочные образы при всей своей фантастичности не возникают на пустом месте.
Практически всегда существовали реальные обстоятельства и прототипы, опираясь на которые народное воображение придумывало чудесные истории.
Например, один из популярнейших героев русских народных сказок — Баба Яга, костяная нога, проживающая в избушке на курьих ножках и то потчующая захожих путников, то губящая их.
Как мог возникнуть такой образ?
Почему избушка на — курьих ножках?
Откуда на Руси люди почерпнули такую идею?
Не куры, а…
Русский народ формировался, как и большинство других, из самых разных племен славянского и финно-угорского происхождения, живших на Восточно-Европейской равнине. И культура этих маленьких этносов изначально могла существенно различаться. Взаимодействуя, племена постепенно принимали и адаптировали культуру и мифы друг друга.
Избушки на курьих ножках действительно существовали у славянских лесных этносов. А кое-где их еще можно застать и сегодня.
Но к домашней птице они не имеют никакого отношения.
Их название произошло от глагола — окуривать.
Для того, чтобы небольшую избушку в лесу не подтапливало весной, не заваливало снегом зимой, а нижние венцы сруба не гнили, сооружение возводили прямо на пне от большого дерева или нескольких по углам.
Находили подходящее место. Растения срубали. И на них, как на сваи, ставили сруб.
Чтобы пни не гнили — их тщательно ошкуривали и окуривали едким дымом. Эта процедура позволяла изгнать насекомых и защитить древесину от разложения.
Постепенно смысл слова забылся, стало уже непонятно, почему ножки — курьи. Тем более, что с корнями они действительно могут напоминать лапы птицы.
Но почему народная фантазия поселила в них Бабу Ягу и настаивала на повороте к лесу задом?
К лесу — задом!
Часто маленькие избушки на корнях были не только приютом охотника, но и лабазом — местом хранения запасов. Древние славяне оставляли здесь на всякий случай еду. Ею могли воспользоваться не только хозяева, но и заблудившиеся, путники в сложной ситуации.
Ноги-деревья избушки без лестницы не давали забраться в лабаз лесным животным.
Такой домик для припасов всегда ставили крепкой дверью к тропинке, а глухой стеной — к лесу, так делали для безопасности от хищников – человеку, чтобы получить и положить припас, не нужно было сходить с пути.
Меря и весь, Мара и Яга
С проживающей в избушке Бабой Ягой связаны сразу две мистические истории.
Когда народ еще не был единым целым, в Ярославской и Костромской области жили два малых этноса, растворившиеся потом полностью. На правом берегу Волги обитали меря, а на левом — весь.
Они сжигали тела своих умерших. А для праха использовали усыпальницы в виде таких же избушек на курьих ножках, как в других местах – для лабазов. Археологи находили их во множестве.
Так у русичей родился мистический образ — домик на куриной ноге на границе мира живых и мертвых.
Образ же Бабы Яги сложился из двух языческих богинь, которым поклонялись разные племена.
Мара была покровительницей мертвых и зимней стужи. Она почиталась как мудрая и справедливая. Тех, кто обратился к ней за помощью с добрым сердцем, она могла защитить и поддержать. Лживых и ненадежных — покарать.
Второй образ — Ягиня. У некоторых племен эта богиня осуществляла связь между этим миром, явью и потусторонним — навью. Она была проводником и наставницей. Изображалась молодой в золотых сапогах.
Постепенно два образа слились как между собой, так и усыпальницами на пнях в лесу, куда меря и весь помещали прах своих умерших. И из разряда языческих верований перешли в мир сказки.
Источник: dzen.ru
Сказка про избушку на курьих ножках
Жила-была избушка на курьих ножках. Конечно, она не сама жила, а с бабой Ягой. Жили они в дремучей чаще, такой глухой, что над ней даже самолеты не пролетали. Бабе Яге было лет под шестьсот, да и избушка была ей под стать, обе не молодухи и не красавицы.
К непогоде у обеих ныли старые кости, ломили ноги, перед антициклоном у Яги поднималось давление, а у избушки ехала крыша.
Баба Яга давно подумывала перебраться в город, поближе к цивилизации.
Она мечтала об утепленном санузле и хвойных ваннах с контрастным душем. Надоело ей триста лет поддерживать в печи огонь, так как спички можно было приобрести лишь в райцентре за двести километров.
Надоело сидеть при лучине, зимой вместе с избушкой утаптывать снег на тропинке к ближайшему роднику и носить тяжелые бадейки с водой. Надоело летом кормить злющих таежных комаров. И вообще, сколько можно в глуши жить?
Переворошив в памяти адреса знакомой нечистой силы, баба Яга остановилась на барабашке Митрошке, у которого была чудненькая двухкомнатная квартира в областном центре. К тому же лет сто назад он приглашал Ягу погостить, причем, от души. Баба Яга перебрала свою заслуженную метлу, увязала покрепче, обмела со ступы паутину и на рассвете улетела. Она даже не помахала рукой своей избушке, которая посреди поляны в полудреме переминалась с ноги на ногу: опять ныли колени.
Проснувшись утром от лучей яркого апрельского солнца, избушка поняла, что осталась одна. Нечистым духом на поляне и не пахло. Пели мелкие лесные птахи, на столетних дубах надувались почки, журчал в овраге ручей. Избушка погрела на солнышке один бок, покряхтела, повернулась к солнцу другим боком и вдруг почувствовала, как в ней просыпаются жизненные силы.
Она была свободна, независима, она радовалась жизни. Какая-то мелодия зазвучала в ее душе, и избушка тихонько закудахтала в такт внутреннему голосу. Распахнув дверь и все окошки, избушка попрыгала на одной ноге, потом на другой. Посыпались чугунки,ухваты, метелки, сушеные лягушечьи лапки, змеиные шкурки, корешки. Весенним ветерком выдуло из всех щелей пыль, паутину и последний дух бабы Яги.
По куриному загребая ногами, избушка спихнула весь хлам в глубокий овраг, где еще прятался потемневший снег, и задумалась. Какое-то шестое чувство подсказывало ей, что делать дальше. Она стала сгребать сухую прошлогоднюю траву к небольшому пригорку посреди поляны, утаптывать ее ногами, потом присела на это гнездышко, задумалась и вдруг… снесла яйцо. Обыкновенное, слегка зеленоватое, похожее на куриное, только покрупнее.
Избушка уже хотела радостно закудахтать на весь лес, но вовремя вспомнила про свой преклонный возраст и смущенно притихла: не все могут ее правильно понять.
…Прошло больше месяца. Пять симпатичных яиц лежало на пригорке посреди поляны. Избушка терпеливо сидела на яйцах, осуждая птах, слетавших порой с гнезд поклевать чего-нибудь и размяться». «Застудят ребятишек-то», — думала она, забыв, что сама не нуждается ни в пище, ни в воде.
И вот однажды, задремав под утро, она проснулась от глухого попискивания и возни. Пять маленьких избушат щекотали ее куриные ноги, стараясь выбраться из гнезда.
«Ко-ко-ко!», — позвала избушка и повела своих ребятишек к родничку умываться. Горделиво и заботливо квохтала она, покачиваясь на ходу, а за ней семенили пока еще неуклюжие, но озорные и такие славные, на ее взгляд, избушата.
Все лето прошло в хлопотах. Какая там хворь, какая ломота в костях!
Избушата разбегались в разные стороны, лезли в самую чащу, дразнили водяного в соседнем болоте, швыряя в него жёлудями, гонялись по всему лесу за лешим.
А избушка переваливаясь бегала за ними, прятала их в минуту опасности за дубовыми дверями. Она рассказывала им сказки про бабу Ягу и доброго молодца Ивана Царевича, кудахтала по ночам колыбельные песни.
Избушата быстро подрастали. У них окрепли крылья. Мать-избушка смутно вспоминала, что в ранней молодости вроде и у нее были крылья, но это было так давно!
Малыши начали учиться летать, разбегаясь с бугорка, неуклюже подпрыгивая
и ненадолго зависая в воздухе. Потом они держались над землей все дольше и дольше и наконец, стали порхать с дерева на дерево. Мать-избушка с тревогой следила за каждым их полетом, но тут уж помочь им ничем не могла.
А избушата все дальше улетали и все реже возвращались и однажды улетели. Безвозвратно.
«Неблагодарные, — подумала избушка на курьих ножках. – Но все-таки я не зря прожила свои триста лет!»
Она печально вздохнула, заскрипела и рассыпалась. Только кучка древесной трухи осталась на поляне в глухой дремучей чаще, такой глухой, что над ней даже самолеты не пролетали.
А холодный и сердитый осенний ветер сдул всю эту труху в соседний овраг.
Необычно. Про избушат я ещё никогда не читала.
С улыбкой,
Спасибо. Придумалось.
А читая ваше стихотворение, вспомнила о моей судьбе бабы Яги.
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Баба Яга: невиноватая я!
В избушке на куриных ножках живет всем известный персонаж – часто несправедливо обвиняемый в преступлениях. Которых она не совершала. Зовут ее баба Яга или просто Ягинишна.
Баба Яга – персонаж не только народных сказок,но и часто встречается нам в сказках литературных.
Она – один из старейших образов сказки, дама весьма противоречивая.
С одной стороны — это «дарительница» (В.Я. Пропп), подарки которой помогают герою выполнить трудные задачи и получить желаемое, с другой — злобное существо, готовое погубить героя — яга-воительница.
Может Яга выступать и в роли похитительницы (детей, как правило).
Иногда она даже является в образе красавицы, обладающей соблазняющей силой.
А вот русский лубок весьма ехидно показывает ее как воплощение женской хитрости.
Но чаще всего Баба Яга все-таки нехороша собой, живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, которую погоняет помелом. вокруг ее избы забор из кольев с насаженными людскими черепами или забор из человечьих костей.
Главное ее занятие — прясти, этим же она заставляет заниматься и попавшую к ней героиню.
Она зла и страшна тем, кто ее не почитает, а добра и верный помощник — обращающихся к ней почтительно.
Яга в некоторых сказках может управлять сменой дня и ночи, потому что в ее распоряжении три всадника — день, ночь и утро.
А еще у Яги бывает собственный источник живой воды. И она мастерица загадывать и решать загадки.
Бабу Ягу часто обвиняют в людоедстве. И совершенно напрасно – нет ни одной сказки, в которой она бы прилюдно съела или зажарила героя.
Да, она сажает Ивана на лопату и даже грозится отправить его в печь. Но вот только в печь Иван отправляет ее саму!
А в сказке «Баба Яга и жихарь» именно мальчику удается зажарить не только Ягу, но и ее дочерей.
Словом, Яга часто только грозит герою, который весьма ловко умеет ее перехитрить.
Так что не виноватая наша Яга!
Мы привыкли считать, что Баба Яга чаще всего не имеет ни мужа, ни детей, однако это не всегда так. Бабы Ежки бывают разные.
В сказке «Бой на Калиновом мосту» у Яги есть муж и сыновья, которых в честном и открытом бою убивает герой – и Яга сама отправляется ему мстить.
В доме Яги герою довольно часто помогают его обитатели. Так, в сказке, которая так и называется «Баба-Яга» девушка, посланная в услужение к старухе, очень хорошо обходится с котом и собакой и смазывает волшебные ворота избушки. Когда она бежит от Яги, то волшебные помощники становятся на ее сторону – и помогают сбежать. И даже ворота не скрипят!
Избушка на курьих ножках — место обитания Бабы Яги в русских народных сказках и сказках других славянских народов.
Стоит она посреди дремучего сказочного леса и даже может «беспрестанно вращаться-повертываться» вокруг своей оси. Чтобы заставить ее повернуться так, как надо, т.е. дверью к герою, герой должен произнести определенную формулу — «стань ко мне передом, а к лесу задом».
Иногда сказка уточняет: пирогом избушка подперта и блином накрыта.
Дойти туда не так просто – герой должен идти долго-долго: идет он, «железным костыльком упирается, просвирку железную грызет» и к избушке на курьих ножках герой приходит, только, когда «башмаки железные истоптал и просвирку железную сглодал».
Вокруг избушки часто стоит тын из острых кольев. В этой ограде есть ворота. Баба Яга не ухаживает за избушкой и не смазывает ворота – они скрипят и жалуются героине сказки на свою тяжелую жизнь. Героиня смазывает их маслицем – и ворота пропускают ее, когда она бежит из избушки, захлопываются перед самым длинным носом Бабы Яги.
Избушка та «малая снаружи – безмерная внутри».
Внутреннее ее убранство типично для русской избы: в ней есть печь, в которой баба Яга норовит зажарить героя, но никогда этого не делает. Зато в печь герой отправляет злую дочь Бабы Яги.
Сама Яга спит на кровати, а в изголовье может храниться волшебный предмет – например, меч-самосек, который надо добыть Ивану.
Но в сказках рассказывается про избушки на курьих ножках, в которых не живет никто, но они тем не менее очень даже волшебные.
Так, в сказке «Старуха-говоруха» мачеха из-за вредного характера заставляет мужа отвезти падчерицу в лес, хотя и любит ее. Старик отвозит дочь и оставляет ее в избушке на курьих ножках, которая стоит пустая посреди леса. Девушка варит кашу и угощает ею лешего. А тот в благодарность за угощение приносит ей подарки.
В результате, когда девушка возвращается домой, мачеха раскаивается в своем решении отправить ее с глаз долой, а увидев богатства, а как увидела, сколько добра падчерица привезла – никогда больше на нее не ругалась.
Помните, как описывают Бабу-Ягу русские сказки? «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, помелом погоняет».
Транспорт Яги – один из непременных ее атрибутов. Ступа неизменна – в ней она летает.
А вот помелом вредная и мудрая старушка может ступу погонять, а может впереди дорогу расчищать. И метлой же Яга заметает следы, чтобы никто не обнаружил, куда она направилась по своим Ягининым делам.
Самое удивительное, что метлой старушка не только ступу погоняет, но и себя хлещет, чтобы прытче бежать или лететь.
Невольно возникает вопрос: если есть ступа, то где же пест от нее? На месте! Пест всегда с Бабой-Ягой! Им она тоже, как и метлой, ступу погоняет, им упирается, когда нужен упор, и им же дерется.
В северных сказках, собранных Н.Е. Ончуковым, рассказывается: «Едет на ступе баба Яга, подъехала к старику и заругалась. Ударила старика пестом, старик повалился. » От удара пестом Бабы-Яги герой также превращается в камень.
Помело и ступа являются, как Сивка-Бурка Ивану-царевичу, по свисту старушки. В сказке А. Ремизова рассказывается, как вышла «Баба-Яга из избушки на курьих ножках, а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы».
(С) Наталия Будур, переработанный отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки».
Источник: www.livemaster.ru