К какому виду искусства относится балет

Балет – это вид сценического искусства, в котором танец и пантомима являются главными выразительными средствами представления. Балет тесно связан с музыкой, которая помогает донести главную идею произведения, отобразить сложные внутренние взаимодействия героев. Неразрывна связь балета с художественной основой – либретто.

В хореографическом действии важную роль играет сценография – практика создания сценической среды. Музыкально-хореографическое действие визуально воплощается через декорации, костюмы и освещение.

История возникновения балета

Танец был всегда, момент его появления относят к глубокой древности, когда движение помогало человеку выразить сильные эмоции. Самые ранние упоминания о танцах, о существовании которых можно было узнать по наскальным надписям, относятся к эпохе палеолита – это приблизительно 10 тысячелетие до нашей эры.

Балет родился намного позже, около 400 лет назад, в эпоху Возрождения. Впервые он появился в Северной Италии. Итальянские вельможи любили пышные празднества, которые венчались дворцовыми танцами. Сельские пляски придворным дамам и кавалерам не подходили из-за помпезных, громоздких нарядов.

В залах, где проводились дворцовые балы, не допускалась неорганизованная суета, поэтому специальные учителя – танцмейстеры – репетировали с дворянами отдельные движения и танцевальные фигуры.

Постепенно танец приобрел сценические черты, а термином «балет» стали называть танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.

Во время путешествия французского короля Карла VIII в Италию, взору Его величества представились танцы итальянских мастеров, которые произвели неизгладимое впечатление на королевскую особу. С тех пор итальянские танцмейстеры были желаемыми гостями во французских дворах, они ставили придворные представления, отличающиеся пышностью и красотой.

Наиболее известное представление, соединяющее музыку, речь и танец, было поставлено итальянцем Бальдасарино ди Бльеджойозо, приглашенного французской королевой Екатериной Медичи. В истории музыкального театра это представление считается первым балетным спектаклем. Сюжет для балета «Цирцея или Комедийный балет королевы» был позаимствован из античной мифологии. Впервые он был сыгран 15 октября 1581 года – дата, считающаяся днем рождения балета.

Развитие балета

Режиссером балетного спектакля является балетмейстер, он разрабатывает драматургию, придумывает жесты, движения, пластические решения образов. Балет исполняется по определенным правилам, которые впервые сформулировал Пьер Бошан – французский балетмейстер, вложивший немало труда для того, чтобы поставленные им хореографические номера достигли безупречности, наивысшего совершенства. Для сохранения танцевальных традиций он записал каноны благородной манеры танца. В основу исполнения положен принцип выворотности ног – способность танцовщика во время танца развернуть бедра, голени и стопы своей внутренней стороной наружу. Такая правильная постановка корпуса позволяла танцующему свободно двигаться в разные стороны.

Танцевальные движения, согласно Бошану, были разделены на следующие группы:

  • приседания – плие;
  • прыжки – заноски, кабриоли, жете, элевация, антраша;
  • вращения – фуэте, пируэты;
  • положения корпуса – арабески, аттитюды.

Классификация гениального балетмейстера используется по сей день, она стала общей для всех артистов мира, а все движения осуществляются на основе пяти позиций для ног и трех позиций для рук.

Типы балетного танца

Основными видами танца в балете являются.

Классический танец

Основанный на тщательной разработке различных групп движений и позиций корпуса, рук, ног, головы, классический танец требует академической строгости исполнения. Он богатый образной символикой, то есть в каждом пластическом жесте кроется некий смысл, выраженный в символах, которые нужно разгадать зрителю. В обыденной жизни человеческой пластике тоже свойственны элементы образной выразительности: в жестах, в походке, в движениях кроются особенности характера, эмоционального состояния, личностных проявлений человека.

Читайте также:  Как избавиться от скорпионов в доме

Прообразом классического танца является «серьезный» танец, который великий балетмейстер Бошан определил как «благородный». Он приличествует мифологическим героям, царственным персонажам, танцовщикам в божественном облике, обязательно исполняется на пуантах.

Характерный танец

В характерном танце классические хореографические элементы соединяются с народными, при этом сохраняется национальный колорит. Он обобщенно передает дух и стиль национальной хореографии. «Полухарактерный» — так назвал этот танец Пьер Бошан, подобает фантастическим, пейзанским, пасторальным сценам. Законам этого танца подчинялись пляски фурий, нимф, мифологических героев.

С самого начала становления балетного искусства зародился еще один тип балетного танца.

Комический танец

Он отличался виртуозностью, утрированной игрой, то есть пластические движения были подчеркнуто искажены, преувеличены. Комический танец был нужен для гротесковых фрагментов, встречавшихся в театральных комедиях эпохи классицизма. При исполнении подобных танцев приветствовалась импровизация – присутствие спонтанных, неподготовленных хореографических мотивов.

Современный балет включает в себя элементы классического балета и танца модерн. Этот стиль содержит множество движений, в том числе акробатических, подчеркивающих беспредельные возможности человеческого тела. Он основывается не только на хореографии и пантомиме. Новый музыкальный язык современного балета требует присутствия хора. Его невозможно себе представить без очаровывающих светозвуковых эффектов, оригинальных декораций и привлекательных костюмов.

Известные русские балеты, знаменитые артисты и балетмейстеры

  • «Лебединое озеро», композитор П.И. Чайковский, первая постановка Вацлава Резингера, дальнейшие редакции Мариуса Петипа и Льва Иванова;
  • «Петрушка», композитор Игорь Стравинский, постановка Михаила Фокина;
  • «Золушка», композитор С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров;
  • «Спящая красавица», композитор П.И. Чайковский, хореограф Мариус Петипа;
  • «Щелкунчик», композитор П.И. Чайковский, Лев Иванов по разработке Мариуса Петипа;
  • «Ромео и Джульетта» С.Прокофьев, балетмейстер Леонид Лавровский.

Знаменитые артисты балета, хореографы:

  • Тимофей Бубликов (Бубличенко) – танцовщик, преподаватель, балетмейстер;
  • Татьяна Шлыкова-Гранатова – крепостная балерина в доме графов Шереметьевых;
  • Иван Вальберх – первый русский балетмейстер;
  • Адам Глушковский – виртуозный танцовщик;
  • Евгения Колосова – танцовщица;
  • Мария Данилова – танцовщица;
  • Авдотья Истомина – балерина, увековеченная Пушкиным в романе «Евгений Онегин»;
  • Елена Андреянова – танцовщица;
  • Екатерина Санковская – танцовщица;
  • Лев Иванов – хореограф, автор всеми узнаваемого «Танца маленьких лебедей»;
  • Михаил Фокин – танцовщик;
  • Павел Гердт – танцовщик, педагог, балетмейстер;
  • Анна Павлова – танцовщица;
  • Михаил Мордкин – танцовщик;
  • Федор Лопухов – танцовщик, балетмейстер;
  • Леонид Мясин – танцовщик, балетмейстер;
  • Касьян Голейзовский – танцовщик, балетмейстер;
  • Марина Семенова – балерина;
  • Галина Уланова – балерина;
  • Петр Гусев – танцовщик;
  • Константин Сергеев – танцовщик;
  • Майя Плисецкая – балерина;
  • Михаил Барышников – танцовщик.

Перечисленные таланты и многие другие солисты балета, балетмейстеры внесли неоценимый вклад в развитие балетного искусства и русского балета, ставшего неотъемлемой частью европейской культуры двадцатого века.

Источник: dzodzo.ru

3. Балет как вид искусства, слагаемые балетного спектакля (роль хореографа, композитора, художника и исполнителя).

Первоначальная драматургическая основа балета — сценарий (либретто), в котором излагаются главные события (сюжет), определяются идея, конфликт и характеры. Сценарии нередко основаны на литературном произведении и сочиняются с учётом возможности их музыкального и хореографического воплощения.

В отличие от пьесы, предназначенной для драматического спектакля, это словесный эскиз будущего музыкально-хореографического представления. Сценарий обычно пишут балетные драматурги, но автором его может быть также балетмейстер, композитор, художник, артист или одновременно несколько создателей балетного спектакля (например, художник М.И. Курилко — автор сценария балета «Красный мак», художник В.В. Дмитриев — соавтор драматурга Н.Д. Волкова в создании сценария «Пламя Парижа» и др.).

Хореографическое действие балетного спектакля получает изобразительное оформление в работе художника. Изобразительное решение балета воплощает его идею, претворённую в хореографии. Декорации в балете не только характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия, но и подчиняются специфическим условиям хореографии: они должны оставлять сцену свободной для танца, помогать развёртыванию танцевальной композиций. Костюмы также не только характеризуют социально-исторические, национальные и индивидуальные особенности персонажей, но в то же время должны быть лёгкими и удобными для танца, подчёркивать танцевальные движения. Перед художником в балетном спектакле стоит задача достижения образного единства декораций, костюмов, освещения и всех компонентов изобразительного решения, воплощающего музыкально-хореографическое действие.

Читайте также:  Как избавиться от запаха сливочного масла

Исполнение балета происходит под управлением дирижёра, руководящего как интерпретацией музыки, так и согласованием её звучания с танцевальным действием.

Термин «Балет» служит преимущественно для обозначения европейского балетного искусства, складывавшегося на протяжении 16-19 веков. В 20 веке этот термин стал трактоваться более широко, в частности и применительно к восточным танцевальным представлениям. Европейский балет прошёл длительный путь исторического развития, на протяжении которого он многократно изменялся. Отдельные его черты и особенности оказывались преходящими и отмирали. Постепенно отбирались те завоевания, которые составляют основу и традицию современного балета.

Пока балет как искусство еще не самоопределился, танец в образе являлся важной составной частью синтетического зрелища Подобно многим современным искусствам, он появился на заре эпохи Возрождения. Уже тогда танец играл значительную роль в представлениях народного театра и в религиозных мистериях, в площадных шествиях и парадных выездах мифологических персонажей на княжеских пирах. В ту пору, еще до своего терминологического закрепления, появилось и понятие балет, от латинского ballo – танцую.

Как составная часть музыкально драматического придворного спектакля балет проник во Францию XVI века и занял видное место в придворном жанре английской «маски». В XVII веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца (1661), балет вышел из дворцовых зал на профессиональную сцену и там, наконец, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром.

Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, ибо, с одной стороны, театральный танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же – этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Отбор и синтез таких элементов осуществлялись путем абстрагирования, целью был танец, способный, как и музыка, воплощать самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Ballettmeister— мастер балета), автор и режиссёр-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев в опере, драматическом спектакле, оперетте, мюзикле и др. Как правило, балетмейстер владеет практическим опытом танцовщика-исполнителя и профессионально знает все виды сценического, народного и историко-бытового танца.

Согласно специфике своего искусства, в условиях данного содержания и данного жанра, балетмейстер отражает действительность в системе хореографических образов создаваемого спектакля. Опираясь на коллизии литературного сценария (либретто), на тематическое развитие и структурные формы музыки, на принципы живописно-декоративного оформления спектакля, он создаёт режиссёрскую композицию сценического действия балета и его хореографический текст, пользуясь выразительными средствами танца и пантомимы.

В интересах художественного целого балетмейстер вступает на разных стадиях подготовки спектакля в активное содружество с композитором, дирижёром, художником, сценаристом, совершенствуя и уточняя в необходимых случаях отдельные слагаемые произведения. Практическое воплощение замысла балетмейстера непосредственно связано с танцовщиком-актёром, творческая индивидуальность которого часто отражается на конечном образном результате в балетном спектакле и в концертном номере.

Иногда в постановке балета вместе с балетмейстером участвует режиссёр драматической сцены, который в этих случаях становится соавтором балетмейстера. Наряду с сочинением оригинальной хореографии (поэтому его называют также хореографом) балетмейстер возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки.

Читайте также:  Bibi крем для лица какой лучше

Существует также профессия балетмейстера-репетитора, разучивающего и репетирующего с артистами балета хореографию, созданную балетмейстером-постановщиком. В России имеются балетмейстерские отделения в Институте театрального искусства им. А.В. Луначарского (с 1946) и в Санкт-петербургской консерватории им. Н.А.

Римского-Корсакова (с 1962).

Источник: studfile.net

Балет

Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. >> Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Описание занятий балетом

Балет

Балет – образец прекрасного искусства, который объединяет в себе пластику тела и музыку. Традиции классического танца формировались веками, движения до совершенства оттачивались поколениями. Формула классического танца – это стремление к красоте и всему прекрасному. Балет – это искусство классического танца, способное проникать в глубину человеческой души и покорять сердца. Классический танец заставляет нас радоваться и плакать, ликовать и сопереживать.
Колыбелью классического танца считается Италия эпохи Возрождения. Изначально, балет был разновидностью торжественных спектаклей, которые ставились во времена праздников для аристократии. Торжественные церемонии, на которых танцам отводилось важное и почетное вместо, стали привычным явлением в Милане, и даже Ватикан устраивал спектакли с танцами.

История балета

Балет

Именно тогда Доменико де Пьяченца придумал новое слово «балет». Оно произошло от итальянского «balletto», что значит танцевать. Мода на балет распространялась очень быстро и стремительно. Огромную популярность он приобрел в соседней Франции, и развитие балета произошло именно там. Екатерина Медичи возвела балет в ранг дел государственной важности.

Другой французский монарх Людовик XIII сочинял для постановок знаменитого Марлезонского балета музыку, а кардинал Ришельё сам ставил балетные спектакли и даже танцевал в них. Но настоящим золотым веком балетного искусства стало правление «короля-солнца» Людовика XIV, который сам прекрасно танцевал в балетах в течение двадцати лет. Во времена правления Людовика XIV, в 1661 году, в Париже была создана первая в мире балетная школа – основа основ классического танца. Сейчас это знаменитая хореографическая школа «Гранд Опера».
Помимо Италии и Франции, значительный вклад в развитие классического балета внесла Россия. Классический балет прочно обосновался в России с XVIII века. Популяризацией западных традиций в Российской империи, как известно, занимался Пётр Великий. Поначалу балеты ставили у себя дома аристократы.

Танцовщиками были крепостные, но вскоре стали формироваться и профессиональные балетные труппы. Основоположником русского балетного искусства считается Жан Батист Ланде. Если посмотреть на историю становления современного балета, русские танцовщики находились у истоков создания и процветания балетных трупп всего мира. Серж Лифарь, Тамара Карсавина, Джордж Баланчин, Сергей Дягилев, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский – имена великих русских артистов, которые внесли неоценимый вклад в развитие мирового балета. Русский балет завоевал первые позиции во всем мире и занимает их по сей день.
Сегодня балет не утратил своей популярности, напротив, он развивается и идет в ногу со временем. Творческие работники и технические специалисты Мариинского театра работают над постановкой «Лебединого озера» и «Анны Каренины» в 3D формате. А балетные школы, где постичь искусство классического танца могут и дети, и взрослые, сейчас особенно популярны.

Источник: www.kleos.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today