В Азербайджане, самом прогрессивном государстве с преобладающим мусульманским населением, сейчас можно встретить самые разные формы отношений в браке. Это и традиционно азербайджанские семьи, с непременной опекой свекрови, и прогрессивные отношения, когда молодые и зрелые пары ведут практически светский образ жизни и не следуют негласным правилам общественного поведения, и архаичные типы отношений из фундаментальных течений ислама.
Исторически так сложилось, что азербайджанские женщины имели чуть больше прав в семье и в обществе, чем во всех исламских государствах вокруг. Это стало возможным по причине слишком сильного влияния иных культур и религий, а также изолированности народа азери в пределах между Иранским нагорьем и отрогами Большого Кавказа.
Неравные браки
Азербайджанские неравные браки — целая культура. Разница между возрастом жениха и невесты может составлять и 10, и 15, и даже 20 лет, причем в подавляющем большинстве случаев жених при этом вступает в брак в первый раз. Кстати, такие формы брачных союзов ограничены столицей республики и двумя-тремя крупными городами. Периферия и отдаленные населенные пункты такой брак считают недопустимым и предосудительным.
Данные союзы практически в 100% случаев являются браками по расчету. Успешный человек лет 35-40, имеющий отдельное жилье и стабильный доход — уже повод подсылать к нему хитрых свах, которые начинают «обрабатывать» родителей такого мужчины. Проблема успешного замужества в Азербайджане всегда была остра, так как в силу разных причин демографический перевес женской части населения неизменен.
В таких браках участь супруги незавидна. Как правило, в таких случаях девушка является объектом подавления и супругом, и его матерью. Считается, что ей оказана слишком высокая честь быть избранницей разумного и обеспеченного супруга, поэтому она должна всю жизнь помнить о милости. Исключения здесь, конечно, встречаются, но они крайне редки.
Молодые жёны практически лишены альтернативного круга общения. Попытка завязать знакомства с разведенной или замужней женщиной, с какой-нибудь компанией считаются не просто предосудительными — неслыханными. Участь молодой жены из неравного брака — общение исключительно с родственниками мужа и собственными, изредка — с коллегами по работе.
Традиционные азербайджанские браки
Здесь уже встречаются и договорные браки, по факту подбора и одобрения супругов детей — родителями, и самостоятельные, по велению сердца молодых. Но и в этом случае у невест куча проблем с правильным представлением себя, своей семьи, своих достоинств и знаний бытовой жизни. В азербайджанской культуре браки с неопрятной невестой, не умеющей готовить и невоспитанной, практически исключены. И любовь здесь бессильна.
В обоих случаях у жён в таких союзах сравнительно неограниченная свобода на общение со своими родственниками и знакомыми (в обязательно уведомительной форме на уровне мужа или свекрови), на одиночное посещение магазинов и мест отдыха, на самостоятельное вождение автомобиля, и на ряд других приятных женских радостей.
Вместе с тем, негласное правило ислама соблюдается неукоснительно: ни при каких обстоятельствах женщина в таком браке не имеет права оставаться наедине с другим мужчиной, каких мест и событий бы это ни касалось — от встречи на лестничной клетке и до поминальных мероприятий.
Когда женятся равные по возрасту и достатку молодые, условия быта и тип семейной жизни обусловлен, в первую очередь, местом проживания пары. Если это поселения вне городов, села и горные деревни, ограниченность и общественный контроль преследуют жену на каждом шагу. Помимо требований основных, мусульманских, часто предъявляются еще и особые национальные требования, ограничивающие, к примеру, вольные и не учтивые беседы с родителями мужа.
В этом плане жизнь азербайджанской провинциалки сложна и полна насилия. Ее могут запросто побить сестры и мать мужа, ее могут выгнать из дому все те же родственники мужа, за бестактные или скандальные возражения старшим в семье мужа. Знакомство с мужчиной на стороне в этом браке равносильно самоубийству без гипербол — до 80% случаев убийств жён мужьями в провинциях связаны с супружеской неверностью.
Браки религиозные и этнические
Азербайджанское общество состоит из нескольких групп народностей, часть из которых — этнический народ азери (азербайджанцы), часть — ираноязычные (талыши), северные районы республики населяют евреи группы иегудим (горские), лезгины, аварцы. Практически все эти народы придерживаются внутриобщинного или внутриконфессионального условно вольного типа отношений в обществе. Что это означает?
В местах компактного и исторического проживания групп талышей, евреев, лезгин и аварцев, как правило, подавляющее большинство населения составляет этническая группа не азербайджаноязычных по происхождению. Основным языком общения, конечно, остается государственный, но бытовые беседы и обучение в школах — с широким использованием родных языков.
Браки в таких этногруппах крайне редко архаичны и патриархальны, и женщина имеет определенную степень свободы перемещения и общения. Это касается и внутреннего, этнического окружения, и окружения внешнего. Просто крайне редко жёны из этих народностей допускают себе аморальное поведение, и поэтому заслуженно пользуются доверием супругов и родни.
В религиозных браках (явление, кстати, сравнительно молодое) у жён азербайджанцев не больше свободы, чем у жён аравийцев или афганцев. Это наглухо закрытая от мира семейная жизнь, круг общения у супруги в такой паре ограничен лишь женской частью родни. В таком браке супруга лишена прав участвовать в свадьбах национального типа, с танцами и спиртным, ей запрещено появляться на улице без никаба, она не имеет права разговаривать с мужчинами даже из числа родственников супруга.
Кстати, в Азербайджане законом запрещены вторые браки, а официальный брак регистрируется лишь по факту полного медицинского обследования обоих молодоженов, с предоставлением результатов обследования в органы ЗАГС. Таким образом власти борются с проблемой генетических и иных распространенных заболеваний.
Источник: dzen.ru
Замуж за азербайджанца — опасный союз?
Мою знакомую зовет Азербайджанец замуж, я ей говорю, ты узнай о их культуре по лучше, а то до свадьбы он хороший, а после нее может ты вообще без волос и в синяках будешь. Посоветуйте, может у кого есть уже живой пример таких семей.
комментировать
в избранное up —>
Андре ева Ольга [271K]
7 лет назад
Вообще то замуж идут по любви, и все доводы посторонних не имеют значения. Если есть взаимные чувства, то скорее всего никого слушать не будете. У меня было так же. Не слушала, а зря. Азербайджан это мусульманская республика, и люди данной национальности воспитаны в большинстве случаев в данных традициях. Основные отличия этой культуры которые следует помнить:
- Азербайджанец отличный друг, и может быть хорошим семьянином, но до той поры, пока он не встретился с соплеменниками. Если Вы его окружению не понравитесь, то он будет слушать земляков, а не Вас и не свое сердце.
- Азербайджанец с южной кровью и высоким гормональным фоном может быть привлекательным самцом, и не только в ваших глазах. Движимый гормонами, он не откажет себе в близости с другой, если такой шанс выпадет.
- В этой связи азербайджанец, как и все мусульмане в принципе относится к женщине как к вещи. В их культуре господствует культ мужчины, тогда как удел женщины исполнять его прихоти, и домашний очаг. Вы едва ли будете иметь право голоса, а то и вообще Вас не будут ставить в известность о каких либо событиях, на том основании что Вы женщина.
- Любой мусульманин между Аллахом и Вами, выберет первого. Это аксиома. От Вас будут требовать соответствующего поведения и почтенного отношения к всевышнему, во имя которого совершаются теракты, объявляется джихад, и пр.
- Азербайджанцы в большинстве своем вспыльчивы. Это не значит что на Вас поднимут руку. Но морально доминировать будет мужчина в любом случае. Если Вы рискнете претендовать на свое мнение, Вам быстро укажут на тот факт, что Ваше место на кровати.
Вот как то так примерно. Поэтому прежде чем делать такие радикальные поступки в жизни, стоит все хорошо взвесить.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
20. Азербайджанки. Их слабость и сила.
Нравятся мне азербайджанские семьи еще и потому, что здесь родители рано дают понять детям, что девочки и мальчики отличаются друг от друга и должны вести себя соответственно.
Девочку с раннего возраста воспитывают как маленькую принцессу, нежную, хрупкую куклу, хрустальную вазу. Если она, к примеру, закричит, начнет ругаться или не дай Бог кого-то из детей ударит, ее негрубо пристыдят: «Ай-яй-яй. Ты же девочка! Как нехорошо! Аиб олсун! Пусть тебе будет стыдно». И девочке на самом деле становится стыдно, урок обязательно усваивается.
Она взрослеет, становится школьницей, подростком, девушкой. Обидят ее, например, во дворе или на улице, пожалуется отцу, братьям, в крайнем случае, соседским мальчикам. Но сама до скандала и, тем более, до драки не опустится. Во всяком случае, не должна — она – девочка!
Хотя девчонок там обижать обычно и не принято. Ребята знают, что придется потом разбираться с ее братьями или близкими. Им рано внушается мысль: девочки — им не соперники, чтобы мериться с ними силой. Они слабые, их надо опекать и защищать.
Родители почти всегда нежно разговаривают с детьми и особенно с девочками. Каких только сладких слов от пап и мам дети в свой адрес не слышат: джаным, гюлюм, балам, джейраным, мялягин — этот список можно долго продолжать. Видимо, знают родители истину: «как лодку назовешь, так она и поплывет». Или другую: «скажи ребенку трижды: « свинья», и он захрюкает».
Потому дочерям говорят: ты душа моя, мой ангел, мой цветок, моя газель, моя жизнь, мое дыхание. И как же девочкам в дальнейшем и по жизни не оправдывать такие нежные и добрые определения?
Кажется, что там взрослые с молоком матери впитали мудрость: разбитое в детстве сердце ничем потом не склеить, так и останется раненным, ущербным, не сможет принимать и дарить любовь. Что грубые окрики и скандалы накопятся в девочке злом и агрессией, превратят ее в дальнейшем в грубую скандальную женщину. И в ее семье потом обязательно будут проблемы. Они понимают, что в девочку надо вложить много любви и ласки, чтобы она в свою очередь могла вернуть эту любовь и ласку своим близким, мужу, детям, постаревшим родителям.
Моя бабушка Гизбяс тоже советовала всем особо нежно и ласково относиться к девочкам. С любовью к каждой их ресничке и каждому волоску. Девочка должна чувствовать себя красивой и уверенной, говорила она, – а это дает ей только родительская любовь, доброе отношение к ней всех близких. Комплексы, нелюбовь к себе возникают у девочки еще в детстве от неправильного воспитания недалёкой матерью, нелюбовью, агрессией отца
– Девочка должна расти, окруженная любовью, копить ее в себе, чтобы потом сторицей отдать мужу и будущим детям. Как жаль, что многие этого не понимают и, скрывая свою нежность к дочери, ведут себя с ней сурово, боясь разбаловать. Это ошибка. Нельзя испортить человека любовью.
Я знакома со многими азербайджанскими женщинами — учеными, врачами, журналистами, дамами при хороших и высоких должностях, и заметила одну особенность – ничто не мешает им быть, прежде всего, женщинами. Кем бы они ни были, как бы высоко не поднялись по карьерной лестнице, в большинстве своем эти женщины женственны, в меру кокетливы и слегка капризны, как и положено представительницам слабого пола. Они знают, что сила женщины в ее слабости и не пытаются мериться в этом плане с мужчинами.
Знают, что главное предназначение женщины – быть любимой и любящей женой, матерью, хранительницей уютного очага. Женщиной, к которой хочется возвращаться. Среди азербайджанских женщин, к счастью, не так много самодостаточных « амазонок», во всяком случае, среди замужних женщин. Быть в чем-то в меру зависимой от решения и желания своего мужа принято и даже почетно.
Азербайджанская женщина со скрытой гордостью (вот как меня муж любит, ревнует, ценит) может сказать о том, что ее, дипломированную специалистку, муж держит дома и не отпускает работать, потому что ревнует. Что по этой же причине не разрешает куда-то, а порой даже на рынок пойти без сопровождения, что контролируют частыми звонками.
Такое внимание со стороны мужа не обижает и не раздражает, чаще радует, в Баку – это норма. Может быть, потому что азербайджанки в силу своего воспитания с детства понимают очень важную истину – быть замужем, это быть не впереди , а за мужем. И чем выше авторитет твоего мужа, тем и она соответственно будет возвышена. А быть замужем — означает не только подчинение, но и право на любовь, опеку, защиту мужа.
В Баку часто замечала такой парадокс — женщина может быть очень некрасивой внешне, но, в то же время, будет держать себя как королева красоты и Мисс Вселенная. Такая подача себя вызывает уважение. Думаешь: а может в ней все-таки что-то и есть, если держится с таким особым достоинством.
Хотя, если задуматься, понимаешь: сама по себе женщина такой вряд ли становится, многое зависит от окружения, отношения к ней близких, и тех, кто рядом. Если девочку с детства холили и лелеяли, защищали и оберегали родители, братья, близкие, если она повсюду видит уважение только за то, что она женщина, она не может не поверить в свою ценность и исключительность. Большую роль в этом играет ласковое, нежное отношение отца к дочери. И это тоже в дальнейшем помогает ей стать уверенной, любимой, обаятельной.
Возвышение женщины, особое уважение к ней в Баку наблюдаешь на каждом шагу. В метро уступают место не только инвалидам и старикам, но и женщинам, порой очень даже юным. Случайно сказавшему непристойность тут же сделают замечание: эй, ты не видишь, тут наши сестры и матери, не говори при них грязные слова. И грубиян — сквернослов под влиянием осуждения окружающих чаще всего извинится.
А чего стоит одно только общепринятое обращение к женщине – ханым? Разве после такого почтительного отношения « госпожа», произносимым в обращении к каждой женщине на каждом шагу и по любому поводу захочется быть грубой и не соответствовать?
http://www.proza.ru/2012/05/25/1866
Благодарю Вас, уважаемая Эльмира, уважаемая Ханым!
Ваши простые и мудрые рассказы, советы, да и простые
мысли вызывают ответные добрые чувства. А воспитание
Женщины — это процесс воспитания Человека: действительно,
«нельзя испортить человека любовью»; «. большую роль в
этом играет ласковое, нежное отношение отца к дочери»;
тогда наверно «. не будет так много самодостаточных
«амазонок»».
Спасибо, что заглянули в гости.
С поклоном,
Виталий
Источник: proza.ru