Как будто хотел мне что то сказать

В одном месте речи как будто хотел даже вскочить и что-то крикнуть, но однако осилил себя и только презрительно вскинул плечами.

Я опустил ее руку и сделал жест, как будто хотел отойти.

— Потрудитесь мне сказать что-нибудь о крестовом походе Людовика Святого*,- сказал он, покачиваясь на стуле и задумчиво глядя себе под ноги. — Сначала вы мне скажете о причинах, побудивших короля французского взять крест, — сказал он, поднимая брови и указывая пальцем на чернильницу, — потом объясните мне общие характеристические черты этого похода, — прибавил он, делая всей кистью движение такое, как будто хотел поймать что-нибудь, — и, наконец, влияние этого похода на европейские государства вообще, — сказал он, ударяя тетрадями по левой стороне стола, — и на французское королевство в особенности, — заключил он, ударяя по правой стороне стола и склоняя голову направо.

Он вошел за Сафо в гостиную и по гостиной прошел за ней, как будто был к ней привязан, и не спускал с нее блестящих глаз, как будто хотел съесть ее.

43. Как сказать по-испански: Вот бы мне, как будто. Уровень В2.

Действительно, он заметил, что во весь этот день больной хватал на себе и как будто хотел сдергивать что-то.

Но ведь от философствования мелюзги никому нет вреда, — сказал Андрей Ефимыч таким тоном, как будто хотел заплакать и разжалобить.

Половину двора прошел он смело, но, увидев Якова, вдруг остановился, весь съежился и, должно быть, от страха стал делать руками такие знаки, как будто хотел показать на пальцах, который теперь час.

Страшно протянул он руки вверх, как будто хотел достать месяца, и закричал так, как будто кто-нибудь стал пилить его желтые кости.

Толстяк ждал ответа и сжал кулаки, как будто хотел тотчас же кинуться в драку.

— Да, да, как Пугачев, — перебил Сипягин таким тоном, как будто хотел сказать: «Мы историю еще не забыли.

Источник: speak.tatar

Изучение нового материала
Сложноподчинённое предложение

Вспомним разряды подчинительных союзов. Распределите союзы по группам.

Когда, если, раз, потому что, чтобы, как, хотя, чтоб, пока, оттого что, для того чтобы, как будто, с тех пор как, коль, так как, с тем чтобы, несмотря на то что, ежели, ибо, точно, будто, пусть, по мере того как, пускай, лишь только, если бы, в связи с тем что , словно, только бы, прежде чем, ли, из-за того что, как если бы, едва, как скоро, ввиду того что, лишь, благодаря тому что, после того как, вследствие того что.

Несмотря на то что

В связи с тем что

По мере того как

Благодаря тому что

Вследствие того что

Задание 2. Мозговой штурм

Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: «Что этой записью хотел сказать учитель? На чём он акцентирует внимание школьников?»

Подберите примеры из предложенных ниже предложений:

1. Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов) 2. «Что будет со мною?» — спросил он меня. 3. Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? (А. Пушкин) 4. Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (А. Пушкин) 5. То, что он придумал, было нам по нраву.

МОТ — Август — это ты (Премьера клипа, 2021)

6. Несмотря ни на что хотелось верить в мечту.

Учитель рассказывает о том, что придаточное в СПП может стоять и в начале предложения, и в середине, и в конце. Первой схеме соответствует предложение 3, второй — 1, третьей — 5.

Задание 3. Исследовательская задача

Догадаетесь ли вы, что хотел сказать учитель школьникам этой схемой?

Сложноподчинённое предложение по типу подчинительной связи идентично словосочетанию: в нём тоже есть главная и зависимая части, от главной мы ставим такие же вопросы, как и в словосочетании.

Задание 4. Теоретическая задача

Как известно, не только сочинительные союзы «тоже», «также», «зато» отличаются слитным написанием от слов «то же», «так же», «за то», но и подчинительные союзы «чтобы», «потому», «оттого» отличаются от слов «чтобы», «потому», «оттого». Рассмотрите внимательно таблицу и дополните её примерами, помещёнными после таблицы.

Слитное написание союзов

Раздельное написание похожих слов

А. Союз «чтобы» можно заменить синонимичными составными союзами: чтобы = для того чтобы, с тем чтобы.

Б. Союз «потому» употребляется в связке с другим союзом: «потому что», «потому как».

Он связывает части сложного предложения.

Д. Местоимение с предлогом «по тому» встречается в простом предложении, «тому» можно заменить прилагательным или числительным.

В. Союз «оттого» можно заменить синонимичным союзом «потому», «потому что».

Читайте также:  Приснилось что рухнул дом

Он связывает части сложного предложения.

Е. Местоимение с предлогом «от того» встречается в простом предложении, «того» можно заменить прилагательным или числительным.

1. Он ушёл так быстро, (по)тому что опаздывал на поезд. 2. (Что)бы ни происходило вокруг, она ничего не принимала на веру. 3. (Что)бы быть уверенной, Маша по сто раз спрашивала, переспрашивала, уточняла. 4. Она уже написала работу (по)тому образцу, что был дан, но всё ещё не решалась сдать работу.

5. То ли (от)того, что она много думала, то ли (от)того, что переживала, Маша почувствовала страшную головную боль. 6. Всякие дурные мысли лезли ей в голову, (от)того и не спалось.

А — 3; Б — 1; В — 6; Г — 2; Д — 4; Е — 5.

Задание 5. Демонстративный опыт

Наверное, вам не раз приходилось встречать предложения с «потому что» и думать, где же поставить запятую? Прочтите несколько правил и дополните их примерами. Не забудьте расставить запятые.

Запятая ставится после слова «потому» перед «что», если перед «потому» есть:

б) вводные слова: .

г) модальная частица: .

д) однородные члены предложения: .

1. Надо есть яблоки не потому что они вкусные — они полезные. 2. Уже только потому что в яблоках содержится клетчатка они необходимы нашему организму. 3. Эти плоды незаменимы в нашем рационе как оказалось потому что способны продлить нашу жизнь на 20—30 лет. 4. Ему стало стыдно и от Мишкиных лживых слов и от собственного бессилия и потому что никогда не видел друга таким жалким. 5. Он ушёл не потому что обиделся, а потому что торопился на работу.

а) 1; б) 3; в) 5; г) 2; д) 4.

Задание 6. Исправляем ошибки

Исправьте ошибки. Постройте схемы предложений. Укажите вид придаточного.

1. Желаю здоровья, которого нет дороже. [ 1 ], ( 2 которого . ). СПП с придаточным определительным.

2. Пусть жизнь тебе приносит всё то, что душа просит. [ 1 то], ( 2 что . ). СПП с придаточным изъяснительным.

3. Дарю тому, кого люблю. [ 1 тому], ( 2 кого . ). СПП с придаточным изъяснительным.

4. Всё, что ни делается, всё к лучшему. [ 1 , ( 2 что . ), 1 ]. СПП с придаточным изъяснительным.

Следовательно, лучшее неизбежно. Простое, с вводным словом.

5. Дарю сапоги-скороходы, чтобы везде успевала. [ 1 ], ( 2 чтобы . ). СПП с придаточным цели.

6. Прости, если обидела, подружка. [ 1 , ( 2 если . ), 1 ]. СПП с придаточным условия.

7. Есть места, при въезде в которые сердце начинает биться быстрее. [1], ( 2 в которые . ). СПП с придаточным определительным.

8. Ты хочешь, чтобы я жила у тебя дома? [ 1 , ( 2 если . ), 1 ]. СПП с придаточным изъяснительным.

9. Трудно быть скромной, когда ты лучшая. [ 1 , ] ( 2 когда . ). СПП с придаточным условия.

10. Жизнь всегда становится хуже перед тем, как наладиться. [ 1 тем], ( 2 как . ). СПП с придаточным времени.

11. Спасибо за то, что ты у меня есть. [ 1 то], ( 2 что . ). СПП с придаточным изъяснительным.

Задание 7. Лексико-грамматическая задача

Выполните пять заданий и получите «5» (по 1 баллу за правильный ответ). Для этого самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в предложении (аналогичное задание вас ждёт на ЕГЭ):

1. Мы знаем А. П. Чехова как человека хрупкого, болезненно-бледного, со слабым здоровьем. Но современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и души», рост Чехова составлял 187 см!

2. <. >учёные труды, созданные естествоиспытателями до XVII века, не соответствуют строгим критериям научности, их мало принимали во внимание в XIX веке. Однако современные учёные пересмотрели своё отношение к ним и обнаружили, что ранние исследования крайне ценные для человечества.

3. гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, дворцов, утрату многих произведений изобразительного искусства и, как следствие, упадок культуры в целом, наследие античной цивилизации не исчезло бесследно.

4. Сотни видов животных и растений находятся сегодня на грани уничтожения, <. >в результате интенсивной хозяйственной деятельности оказались разрушенными многие природные ландшафты.

5. художник передаст на картине своё отношение к изображённой природе, зависит и наше восприятие нарисованного пейзажа.

1. ведь (потому что); 2. Из-за того что; 3. Несмотря на то что, хотя; 4. потому что; 5. от того, как.

Задание 8. Грамматическая задача

Найдите предложения с ошибками и установите соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Б) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

B) Ошибка в построении сложноподчинённого предложения.

Г) Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) Ошибка в построении предложения с косвенной речью.

Читайте также:  Сколько литров в день тратит человек воды

1. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2. Прекрасны бывают не только победы, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3. Они мечтали, что когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.

4. М. В. Ломоносов провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил в своём научном труде «Теория трёх штилей».

5. Маленькая звёздочка, которую можно увидеть на небе в безоблачную ночь, может прекратить своё существование в любую секунду, а люди на земле будут продолжать видеть её на протяжении многих столетий.

6. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.

7. Ф. М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера является чувство справедливости.

8. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он дал возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.

Задание 9. Акрозадание

Умеете ли вы различать союзы и союзные слова? Тогда из каждого ряда выберите предложение, оговорённое условием учебной задачи, и запишите его в колонку «Ответ».

Условия учебной задачи

Знаю точно, каким будет завтрашний день. Оттого что узнал о хорошей погоде на завтра, сразу изменилось настроение. Когда много работаешь, надо отдыхать.

Придаточное предложение присоединяется с помощью союзного слова — относительного местоимения.

Знает кошка, чьё сало съела. Иван да Марья пришли на свадьбу вместе лишь только с тем, чтобы не огорчать невесту-дочь. Не только берёзка у дороги пожелтела, но и клёны окрасились в пурпурный цвет.

Придаточное предложение присоединяется с помощью подчинительного союза.

В связи с тем что наступили холода, последние бутоны на розах так и не раскрылись. Если присмотреться, то станут заметными и его уставший взгляд, и седина, и морщины на лице. Рассвет уже брезжил, когда Егорка вернулся в избу.

Придаточное предложение присоединяется с помощью союзного слова — наречия.

Едва взглянув на Машу, Роман всё понял о её состоянии. Премии было начислено столько, сколько и зарплаты. Фиалки продолжали цвести, несмотря на то что уже давно похолодало.

Придаточное предложение присоединяется с помощью союзного слова — относительного местоимения.

Выпишите первые буквы каждого выписанного предложения. Странное слово? А если его прочесть с конца? Это ваша заслуженная награда за труды.

Знаю точно, каким будет завтрашний день.

Иван да Марья пришли на свадьбу вместе лишь только с тем, чтобы не огорчать невесту-дочь.

Рассвет уже брезжил, когда Егорка вернулся в избу.

Премии было начислено столько, сколько и зарплаты.

Задание 10. Магический квадрат

Умеете ли вы определять вид придаточного предложения? Тогда определите его в данных ниже предложениях и впишите в соответствующую клеточку букву О, если это определительное или обстоятельственное предложение, и букву И, если это изъяснительное.

Предложения для работы:

1. Я не заметил, что произошло с Соней. 2. Маша не услышала, как скрипнула дверь. 3. Докладчик не забыл, куда ему надо было идти. 4. Книга даёт то, что было, а не то, что могло быть. 5.Все по-прежнему ждали, не будет ли она ещё петь. 6. Мы подбрасывали ветки в костёр, заботясь о том, чтобы огонь не погас. 7. Мы хотим, чтобы был мир на всей земле.

8. В то время он руководил хором, где пела Надя. 9. Далеко показался парусник, которого уже и не ждали. 10. Его потрясла картина Айвазовского, что висела напротив. 11. Я стал опасаться, не стемнеет ли. 12.

Дождь шёл не переставая, как будто небо разверзлось. 13. Разговор перешёл на шёпот, так как дети уже заснули. 14. Когда пошёл дождь, улица сразу же опустела.

15. В том месте, где мы отдыхали, много достопримечательностей. 16. Я вдруг ощутил, будто весь мир на нас ополчился. 17. От яблоневого сада шёл такой аромат, какой бывает только осенью. 18. Я спросил Кольку, кусается ли его кошка. 19.

С тех пор как я себя помню, мы каждое лето ездили на море. 20. Вожатый попросил, чтобы никто не расходился после окончания сбора. 21. Воевал солдат доблестно и мужественно, покуда не случилась с ним оказия.

22. Фотография, что стояла на столе в рамке, была семейной. 23. Сейчас уже никто не вспомнит, из-за чего произошла ссора. 24.

Она помнила день, когда они впервые встретились. 25. Все стали говорить, что зачинщик — Петров. 26. Мы шли просёлочной дорогой, как вдруг мимо промчался грузовик. 27. Говорят, будто чудес на свете не бывает. 28. Едва я зашёл в квартиру, как зазвонил телефон. 29.

Зал, в котором располагалась картинная галерея, хорошо освещался солнцем. 30. Шум моря, на фоне которого происходило основное событие кино, дополняла трагическая музыка. 31. Городка, где я когда-то родился, уже больше нет.

Читайте также:  Сколько стоит коммуналка в Москве

32. Кто-то спросил, как Митин себя чувствует. 33. Где родился, там и пригодился. 34. Куда иголка, туда и нитка. 35. Если бы да кабы, да во рту росли грибы, то не надо было бы и в лес ходить. 36.

Девочка почувствовала, что от неловкости покраснела и покрылась испариной. 37. Было трудно понять, о чём они спорили. 38. Дети чувствуют, кто их любит по-настоящему. 39. Он боялся признаться, что был к ней неравнодушен. 40. Ей снилось, будто шла она по берегу реки. 41.

Ты знаешь, какое нынче трудное время. 42. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

Соедините буквы О. Думается, картина ясна.

Задание 11. Установите соответствие

Соедините указательные слова и союзы.

Указательные слова (местоимения и наречия)

Союзы или союзные слова

Источник: grammarian.ru

Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 2 часть страница 27

Мальчику было скучно, потому что он бездельничал. Из-за скуки у него было унылое и кислое выражение лица, будто он объелся горчицы. Но в душе ему было стыдно перед окружающими за свое безделье, и он пытался скрыть свое настроение.

Кондукторша трамвая сразу поняла, что он прогуливает по выражению его лица: «А ты как будто горчицей объелся». В ответ герой рассказа сказал: «Никакой я горчицы не ел…».

Автор хотел сказать, что лентяям всегда скучно и уныло, а среди занятых работящих людей они чувствуют себя неловко.

От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Рассказ ведется от имени мальчика, прогуливающего уроки. Такой прием помогает понять внутреннее состояние мальчика, его неловкость и стыд за свое безделье.

Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Герой попадает в нелепые ситуации из-за собственного безделья. Он пристает к занятым работающим людям с глупыми вопросами и разговорами, а они смеются над ним гонят от себя.

Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие?

Мальчик ленив и глуп. Именно так о нем думают окружающие. Все видят, что он слоняется без дела, и не хотят поддерживать глупые разговоры, которые он пытается завязать с занятыми людьми.

Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Автор осуждает героя, не одобряет его поведение и поступки. Я думаю, что мальчик так и не осознал до конца, что поступает неправильно. Рассказ заканчивается фразой: «Но почему мне так скучно?».

О герое рассказа можно сказать, что он ленивый: «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело».

Скучающий: «Эх, чем бы заняться? … Ходить по улицам скучно».

Разговорчивый: «Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

— Поломалась? — молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю. Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

— Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

Глупый: ««Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий». Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул».

Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

Распределите между собой роли мальчика, шофера, двоих прохожих, дворника, рабочих на стройке, кондукторши, экскаваторщика.

Составь отзыв на произведение и запиши его в читательский дневник.

Недавно я прочитал рассказ Виктора Голявкина «Никакой я горчицы не ел». В этой смешной истории говорится о мальчике, который прогуливает школу. Он слоняется по улицам, пристает к прохожим, скучает и ведет себя очень глупо.

Рассказ написан от первого лица, поэтому мне было легко представить себя на месте героя, как бы примерить на себя эту роль.

С одной стороны, мальчик как будто почувствовал, что что-то делает не так. Ему стало неудобно и совестно, когда кондукторша поняла, что он прогульщик, но разрешила ему ехать дальше.

С другой стороны, он так до конца и не понял, почему ему скучно.

Было очень забавно читать его диалоги со взрослыми занятыми людьми. Для себя я понял, что никогда не буду так поступать, чтобы не выглядеть глупо и смешно.

Рассказ учит тому, что лодырю среди занятых людей всегда будет одиноко, неловко и скучно. У каждого человека должно быть какое-нибудь важное занятие по его возрасту: работа или учеба. Когда есть дело, скучать некогда.

Предыдущая страница

Страница 22

Следующая страница

Страница 28

Источник: 1klass.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today