Как часто надо ходить в церковь

Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной, о церковной жизни. Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство? И как наша церковная и духовная жизнь может сочетаться с его «остальной» жизнью?

8 ноября, 2010
8 ноября, 2010. Священник Феодор Людоговский

Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной, о церковной жизни. Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство? И как наша церковная и духовная жизнь может сочетаться с его «остальной» жизнью?

От редакции: В преддверии конференции в Даниловом монастыре « Жизнь во Христе » мы предлагаем вниманию наших читателей материалы о современной аскетике. Сегодня с читателями портала «Правмир» делится своими размышлениями священник Феодор Людоговский, преподаватель Московской Духовной академии. Мы будем благодарны читателям за вопросы и предложения к предстоящей конференции!

Церковная жизнь в миру

Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной, о церковной жизни. Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство? И как наша церковная и духовная жизнь может сочетаться с его «остальной» жизнью?

Ответ, который готов сорваться с языка, – православный христианин должен прежде всего ходить в храм. Точно, должен. Спору нет. Только вот хотелось бы понять – кому должен и зачем туда ходить? Попытаемся разобраться.

Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому ничего не должны. Человек свободен – таким его создал Господь. И он сам выбирает свой жизненный путь. Но, разумеется, любой выбор предполагает ответственность, а также логику дальнейших поступков. И если мой выбор – христианство, а лучше сказать – Христос, то я буду прислушиваться к тому, что говорит мне Спаситель.

А говорит он, среди прочего, вот что: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). Это означает, что помимо домашней, индивидуальной молитвы, крайне важна молитва христианской общины – тогда с нами молится сам Христос.

И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, приобщаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу.

Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам.

Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то должны, а потому, что Христос отдал нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной неблагодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром.

Как часто ходить в храм?

Далее возникает вопрос – как часто нужно ходить в храм? И – обычно об этом говорят отдельно – как часто нужно причащаться?

Напомню, мы говорим о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно. Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день Господень.

Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы Богородицы, которые тоже хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи.

Читайте также:  Как отбелить белую обувь

Церковная жизнь в миру

Беседа. Фото Игоря Ковалева

Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался. Не достоин.

А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости.

Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со времен свт. Иоанна Златоуста. Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно.

Если мы будем исходить из причастия каждое воскресенье как нормы, нам придется задуматься над таким болезненным вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось.

Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо.

Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в субботу или в четверг никто не вправе.

Другая составляющая традиционной подготовки к причастию – три канона и последование к причащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: батюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вычитывает» необходимое правило в полном объеме.

Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причастием? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на воскресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а прославительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами.

Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрени, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома известные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дублирования уставного богослужения и уставных постов.

Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не проблема, было бы желание.

Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некоторых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и Патриарх Кирилл.

И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом.

Как и следовало ожидать, Евхаристия и смежные темы заняли большую часть публикации. На поставленные в начале статьи вопросы мы почти и не ответили. В двух словах можно сказать так. Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу мы можем на всяком месте и во всякий час.

Пусть у нас не получается полностью «вычитывать» положенное правило утром и вечером – но в течение всего дня нам предоставляются десятки поводов сказать: «Господи, благослови!», «Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!». Последнее мы говорим реже всего, но, может быть, это самая важная молитва.

Читайте также:  Как назвать клан в clash of clans

И еще: мы должны быть христианами не только в храме. Если в храме мы со всеми раскланиваемся и всем улыбаемся, а дома кричим на детей и пилим свою половину, если на службе стоим в платочке, а выйдя за церковную ограду начинаем перемывать кости своим приятельницам – то это уже не христианство, а сплошное лицемерие.

Средство от таких перекосов – память о Боге, страх Божий, который, как известно, начало премудрости. Человек, имеющий память о Боге, ходящий пред Богом, во всем, что его окружает, будет прозревать отблеск грядущего Царства, а в каждом человеке будет видеть Христа. Тогда не будет деления на «церковную» и «внецерковную» жизнь.

Тогда жизнь христианина будет единым целым, приносимым в дар Христу. Я понимаю, что говорить красивые слова легко. Но всё же следует стремиться именно к этому – и автору статьи, и читателям.

Источник: www.pravmir.ru

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Как часто надо посещать храм?

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько раз в месяц рекомендуется посещать храм? Только ли в субботу/воскресенье?»

Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:
— По церковным канонам, человек, который три недели не причастится – отлучается от Церкви, несет какую-то епитимью. Мы, христиане, во исполнение заповеди: чти день субботний, а для нас это день воскресный – один из дней недели, мы должны этот день посвящать Господу и начинать с молитвы, с посещения храма.

Каждый христианин должен посещать храм раз в неделю – это самая идеальная норма. Каждый христианин должен приходить в храм, в воскресный день, молиться и соединяться со Христом в таинстве причащения. Так было в древней Церкви. Сегодня, многие священники говорят, что часто причащаться не нужно, но например, раз в месяц. Но это не значит, что раз в месяц мы должны приходить в храм.

В храм мы все равно, должны приходить раз в неделю, а причащаться можем раз в месяц – это как благословит духовник. Если человек не может ходить в храм каждую неделю, пускай ходит, хотя бы раз в две недели. Но раз в три недели, это уже в согласии с древнехристианским пониманием – это уже плохо, мало.

Сейчас многие говорят: «Батюшка, это не реально» — начинают выпрашивать себе послабление. Но реже, чем раз в месяц, ниже этой нормы опускаться нельзя. По себе знаю, что если две недели не посетил храм, уже чувствуешь какое-то удаление от Бога. Не Бог от тебя удалился и закрылся, а ты от Бога удалился и закрылся. Поэтому самый лучший вариант, еженедельное посещение.
— Можно ли посещать чаще храм?
Можно. Можно посещать каждый день. Если у человека есть возможность, он может приходить в храм каждый день. На Руси, в средние века, было принято, чтобы люди посещали храм ежедневно. Утром люди посещали храм, затем шли по своим делам.
—Если человек посещает храм несколько раз в неделю, то как часто ему надо причащаться?
Все со своим духовником, пусть он определяет частоту Ваших причащений. Каждый день причащаться, я бы не благословил. Для этого надо вести очень особую духовную жизнь, и человек должен особым образом себя к этому готовить. В случае, когда люди дерзали каждый день причащаться, потом были очень большие срывы: люди падали в какие-то самые гнусные грехи.

Но, если человек посещает храм в воскресенье и еще один раз в неделю, и старается вести христианскую жизнь, я считаю, что можно ему благословить причащаться. Более того, если нет каких-то особых грехов, то без всякой исповеди, допускать до причастия. Потому что причастие – это пища живого Господа. В нас вливается Божественная благодать, мы соединяемся с живым Христом. Тот, кто не причащается, тот лишает себя этой божественной пищи.
Поэтому самый идеальный вариант, посещать храм раз в неделю, если есть возможность – посещать чаще. Но, не обделять, ни в коем случае семью, близких. Если Вы работаете, у Вас есть семья, жена, дети, и Вы все время пропадаете на работе, они Вас мало видят, то не обделяйте их, не убегайте в храм. Со мной один прихожанин спорил, что самая главная заповедь: «Люби Господа Бога».

Но Христос не разделяет, а объединяет заповеди: «Возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой, и ближнего, как самого себя». Это поразительно, что Господь объединяет эти две заповеди – о любви к Богу и ближнему.
Вот Вы работаете всю неделю, понятно, что у Вас дети. Вам хочется уйти от детей, но детям необходим отец, Вас никто не заставлял заводить семью. Побудьте с женой, разгрузите ее, побудьте с детьми, погуляйте. Понятно, что если всей семье, в воскресенье, они приходят в храм, то это замечательно. Но не нужно еще и в единственный другой выходной идти в храм, обделяя семью вниманием.

Читайте также:  Мужской шарф спицами английская резинка сколько петель

Здесь нужно подходить разумно.

Источник: elitsy.ru

Влияет ли частота посещения храма на личное благочестие и духовное развитие?

Вопрос довольно сложный. Многоуровневый. Имеющий, мне кажется, несколько ответов. С одной стороны, конечно же, влияет. Ведь богослужение – это небо на земле, если можно так выразиться. Как написано в восьмом члене Символа веры: «Верую… и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки».

Вся модель православного богослужения была написана святыми людьми по внушению Духа Святаго. Она является будто бы проекцией на земле ангельского служения небесной Церкви. Тем более что православное богослужение сконцентрировано вокруг величайшего Таинства – Святой Евхаристии.

И причащение Тела и Крови Христовых, даже только лицезрение их на Литургии благотворно влияет на человека. Преподобный Ефрем Сирин, например, писал: «Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели». Но понятно, что мирянину, имеющему семью, работу, иные земные заботы, очень сложно присутствовать на каждом уставном богослужении.

Потому, как мне кажется, для мирянина достаточным необходимым минимумом является посещение воскресных богослужений – всенощного бдения и Божественной литургии, а также богослужение двунадесятых праздников и больших, почитаемых в народе, как то праздник Покровы Пресвятой Богородицы, Святителя Николая или, к примеру, храмового праздника. Конечно же, Пасхи.

В Великий пост и иные большие годовые посты, по желанию, рассчитывая собственные силы и возможности, можно более часто посещать храм. К примеру, пребывать во время чтения Великого покаянного канона святителя Андрея Критского или Литургии Преждеосвященных Даров. Требовать от занятого семейного человека посещать большее количество служб мне кажется чрезмерным.

Ведь, в сущности, семья – это тоже церковь, только малая, и она требует внимания, сил, труда и забот о пропитании насущном. Сохранение и благополучие ее – также важная и святая задача любого женатого православного христианина или замужней христианки. Если у человека есть возможность и желание посещать большее количество суточных и годичных церковных служб, это только можно поприветствовать. И такое посещение будет ему во благо.

Но, думается мне, что есть и еще одна проблема, поднятая тематикой данного вышеупомянутого вопроса. Я назвал ее «смещение верного акцента». Иногда человек – прихожанин, часто посещающий храм или даже церковнослужитель, несущий послушание в храме, приходит в храм как на мирскую работу. У него в сердце смещается акцент с духовной жизни на земную.

Он начинает воспринимать храм как некое общественное учреждение, где царят земные порядки, а прихожан и церковнослужителей – как работников трудового коллектива этого учреждения. У подобного человека размываются границы. Все происходящее в храме – и Литургия, и иные службы, послушания представляются ему уже неким привычным действием, доведенным до автоматизма, как на предприятии или заводе. Такое восприятие своего церковного послушания или положения может стать источником конфликтов, скандалов, интриг и прочего.

Мне кажется, что мы, и священники, и монахи, и миряне, не должны забывать главного. Я переступил порог храма. Это священная земля, как у святого патриарха Иакова – Вефиль (с еврейского – Дом Божий), и нам следует оставить за порогом все мирское, снять обувь своего эгоизма и остаться с обнаженной и трепещущей в страхе Божием душой. Ведь здесь, в церкви – Престол Божий, совершается страшная бескровная жертва на Литургии, здесь присутствует Сам Господь. С Ним мы именно в храме вступаем в живое молитвенное общение.

Быть может, кто-то из вас, дорогие братья и сестры, обращал внимание, что в храме даже воздух кажется гуще что ли, насыщенней, чем на улице или в другом месте.

Мы никогда не должны забывать эту кордоцентричную (сердечную) вертикаль: «Я вхожу в храм, там святой Престол Божий, там иконы и мощи угодников Господних, там Сам Господь». И я иду туда не к батюшке, Пете или Галине Александровне, нет. Я иду к Яхве – Сущему, Живому – к Самой Святой Троице.

Вспомним, как священник провозглашает при выносе Чаши для причастников: «Со страхом Божиим и верою приступите». Мы уже не на земле, мы уже на небе среди ангелов и святых, у Престола Божия. И к чему обращено наше сердце в тот момент, когда открываются Царские врата и Бог ступает среди людей Своих и говорит устами пророков: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Прит. 23:26).

Потому, наверное, ответом на вышеупомянутый тематический вопрос статьи будет следующий: конечно, влияет. Но если мы приходим в храм не для того, чтобы не просто механически выполнить все формы и обряды, но чтобы изменить себя с Божьей помощью, изменить себя Таинствами, службами, покаянием, плачем о грехах, чтобы этим душевным сокрушением очистить свое сердце, узреть там Бога Живого и научиться любить Его и всех-всех окружающих людей.

Источник: pravoslavie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today