ЗВУК «X» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ХЬ» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «X», заучить их:
Хомка, хомяк, хомячок, хатка, халат, халатик, хватка, хор, хоровод, хорошо, хвостик, хвост, хвостище, хвостатый, хлопок, хлопушка, ход, ходьба, ходит, хобот, хоботок, хоккей, хоккеист, хозяйка, хозяюшка, хозяйство, холм, холод, холодок, холодина, холодец, холодно, холодильник, храбрость, храбрый, храбриться, храбрец, хрусталь, хруст, хрустит, хрупкий, хрящ, художник, художница, худой, худенький, хулиган, хутор, халва, хорь, хризантемы, хворост, холка, хлеб, хлебушек, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка.
2) Назвать слова, на мягкий звук «ХЬ», заучить их:
Хижина, химия, хитрец, хитро, хитрость, хитрый, хитрющий, хищник.
Алфавит Буква Х + как писать + слова на Х + #развивающиймультик #ТатьянаБокова #Алфавитныймультик
3) Выделение последнего звука из слова. Какой он?
Петух, мак, мох, индюк, запах, лук, шорох, бак, пух, внук, снеговик.
4) Выбрать из рассказа слова со звуком «X».
Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет.
На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!
5) Договаривание предложений.
Из пшеничной и ржаной муки пекут вкусный . (хлеб).
Хлеб пекут на . (хлебозаводе, в пекарне).
Из хлебозавода хлеб доставляют в . (хлебный) магазин.
Режут хлеб ножом или . (хлеборезкой).
А нарезанные ломтики складывают в . (хлебницу).
В хлебнице лежит ароматный . (хлебушек).
6) Запомни слова со звуками «Х», «ХЬ», которые встретятся тебе в стихотворении:
Хомяк зимою, в холод лютый,
Не хочет мерзнуть ни минуты,
Хитрец холодною порой,
Храпит в хоромах под землей.
7) Где звук? Определи место звука «Х» в словах (в начале, в середине, в конце слова):
Ахать, хлеб, махать, запах, хозяйство, верхушка, хвастун, уха, хобот, охотник, петух.
8) Рифма:
Храбрец – (молодец, удалец, …
9) Назови слияния в словах:
Ход, охота, хата, ухо, уха, духи, Хомка, хобот, хатка, тихо, ходит.
10) Деление слов на слоги. Сколько слогов в слове? Назови второй слог.
Пастух, холод, хорошо, халат, хомяки, уха, махать, хвастун, хлопушка, хоккей, духи, хирург, муха, хохот, халва, рубаха, хлеб, хор, ход, мох.
11) Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:
Мыло, ухо, хомяк, аист (муха).
3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Загадка эта нелегка: Хлоп – и конфета стреляет,
Пишусь всегда через два К: Как пушка!
И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это…
А называюсь я — … (хоккей) (хлопушка).
4. ЗАГАДКИ.
Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год
Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живет.
Урок № 32: Буквы / ha — هـ / Ха — ح / Ẋо — خ / Разница и сходство.
Он и черный, он и белый, (Холодильник)
А бывает подгорелый.
5 . ЗАУЧИВАНИЕ:
А) Пословицы и поговорки: Б) Скороговорки:
«Хорошо учить того, кто хочет все знать». «Михаил хохотал, а Михей хихикал».
«Делано наспех – сделано на смех». «Вкусная халва – мастеру хвала».
В) Стихотворение:
Он и весел и не злобен
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пяточек.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок Вини – Пух.
Г) Стихотворение про букву:
«Х» все ходит, ходит, ходит –
Место что-то не находит?
6. Физминутка.
Хомка
Хомка хомка, хомячок. Подметает хомка хатку.
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.
Игры для закрепления темы Звуки [Х] [Х`]. Буквы Х, х
И гра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «Х».
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:»БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ». Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.
Фронтальное занятие «Звуки в-вь, буква В» («Похищение буквы В»)
Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в’] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента.
Конспект НОД знакомство с буквами «Звук [Ц ] и буква Ц».
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста.
Презентация «Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В»
Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Звуки [В],[В,], буква В». Путешествие с волшебным волком к букве ВЗвук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».
Презентация для логопедического занятия на тему: «Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].#1061; — заглавная
— строчная Азбука Морзе: точка точка точка точка
• • • • Радиоалфавит: Харитон
* Название буквы — имя буквы в алфавите. Звук — произношение буквы. Не путайте их.
У буквы Х название и звук различны.
Звук всегда глухой, непарные глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
** Частотность
Под частотностью понимается общее количество использования буквы во всех словах русского языка. Чем выше частотность, тем чаще используется буква в русском языке. Для статистики мы используем Частотный словарь современного русского языка О.Н. Ляшневской, С.А. Шарова.
Буква Х редко встречается в словах (менее 1%).
*** Частотность слов
Под частотностью слов понимается отношение количества слов, начинающихся с буквы Х, к общему числу русских слов. Статистика основана на словаре А.Н. Тихонова. Учитываются слова в начальной форме.
Источник: alphabetonline.ru
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»
Воспитатель: Правильно, слышится звуки Х (ХЬ) Звук Х- согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды. А значит звук Х- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Х»
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого в имени есть звук х Дети по очереди называют свое имя и узнают, что х есть в имени Абдурахим.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС) дети пишут букву Х, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву Х.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Абдурахим букву Х на третьем этаже, справа от буквы К.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Абдурахим : синюю и зеленую без колокольчика
Абдурахим: потому что Х- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
«Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика, отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу, объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Воспитатель: Обведи букву по контуру;
— Напиши букву по точкам;
— Сам напиши строчку этой буквы.
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Здесь ребенок может:
— дорисовать картинку по точкам;
— найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
— найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква)
5. Игровое упражнение «Вот так зверь!»
Цели. Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв.
Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.
Ход игры. 1. Ребенок рассказывает, кто где нарисован (белка — в верхнем левом углу; лиса — в нижнем левом углу; заяц — в верхнем правом углу; волк — в нижнем левом углу); дает общее название увиденному: дикие звери.
Предлагаем ребенку внимательно рассмотреть зверей и сказать, что у них нарисовано неправильно; нужно раскрасить только правильно нарисованные части рисунка, не закрашивая то, что принадлежит другому животному. Ребенок называет ту часть рисунка, которую он не раскрасил, и объясняет почему. (У белки не раскрашен хвост, потому что он волчий. И т. д.)
Ребенок вспоминает общее название таких животных, как заяц и белка (травоядные); объясняет, почему они названы травоядными, и приводит другие примеры таких животных.
— А как можно назвать одним словом волка и лису? (Хищники.)
Ребенок называет зверей, относящихся к хищникам.
Ребенок рассматривает, называет и обводит буквы, находящиеся в кружках. Предлагаем ему определить, к каким из этих животных относятся написанные буквы, и объяснить свое предположение. (Слово травоядные начинается с Т. Здесь травоядные — белка и заяц. Слово хищники начинается с X. Здесь хищники — волк и лиса.) Ребенок соединяет стрелкой картинку и относящуюся к ней букву.
6. Игровое упражнение «Хитрые буквы»
Цели. На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы К — X.
Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, читает слова под ними и вписывает пропущенную букву; сравнивает написание этих слов, определяя их сходства и различия.
Ребенок определяет, к какому слову относится каждая слоговая схема. Игра заканчивается рисованием звуковой и слоговой схем под словами МУХА и МУКА.
7. Игровое упражнение «Какая буква лишняя?»
Цели. Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать.
Ход игры. Ребенок называет буквы по порядку, определяет среди них лишнюю и объясняет, почему именно эта буква лишняя. Он обводит гласные буквы красным карандашом, а букву X выписывает отдельно.
Публикации по теме:
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком < Ри Р`>и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Звуки «Д» «Дь» и буква «Д» Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д. Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [З]» Тема: Звук и буква З Задачи: -закреплять умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу -познакомить с разными.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква [ф], звук [ф]» Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф. Задачи: 1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «С» «Звук и буква С» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: — учить давать характеристику звуку «С», и добиваться полных ответов; — формировать.
Источник: www.maam.ru