Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности
Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности
Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности
Содержание статьи скрыть
Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения правильно распределять усилия.
Историческая справка
Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились перья, шерсть, зерна и семена.
Среди исследователей существует мнение о том, что мяч появился благодаря Атциусу, учителю гимнастики, который впервые изготовил его из бычьего пузыря. Научно этот факт не подтвержден, но доподлинно известно то, что изобрели снаряд еще задолго до Гомера, поскольку в произведениях этого автора уже упоминается мяч.
Техника дальнего броска в баскетболе. Как правильно бросать баскетбольный мяч из-за трехочковой зоны
В нашей стране уже в эпоху современности многое сделал для развития метания мяча П.Ф. Лесгафт. В 1912 г. им была издана книга «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», где автор привел классификацию упражнений с мячом, изложил технику и способы метания.
Основные принципы метания мяча
В данном упражнении допускается выполнение броска несколькими способами: с места, с разбега, из-за головы, с плеча. Тот или иной метод используется сообразно возрасту, индивидуальным особенностям спортсмена, а также от размера и веса самого мяча. Однако независимо от способа начинающим не рекомендуется выполнять метание с максимальной силой, так как мышцы и связки еще не адаптировались к таким нагрузкам, и результатом может стать травма.
Как уже было сказано, броски производятся на дальность. Основных факторов, влияющих на этот показатель всего 3:
- Скорость и угол вылета мяча.
- Высота точки, где происходит отрыв снаряда от руки метателя.
- Сопротивление воздуха.
Рекомендуем: Как с пользой провести время?
Решающее значение при этом имеют первые два.
Скорость вылета напрямую связана с той силой, которая прикладывается атлетом, расстоянием — что преодолевает снаряд в руке спортсмена, и временем прохождения этого расстояния. Проще говоря, чем больше расстояние и меньше время, тем выше ускорение. Соответственно, если метание мяча происходит с разбега, дальность однозначно будет выше.
Угол полета не менее важен при выполнении броска. Согласно тригонометрическим законам, наибольшее значение дальность достигает при полете мяча под углом 45 градусов по горизонту. Однако на практике невозможно настолько точно бросить снаряд. Оптимальным является угол 30 — 43 градуса, что достигается в процессе долгих тренировок.
Метание мяча 150г
Продолжительность полета снаряда при броске никак не связана ни с ростом спортсмена, ни с длиной его рук, хотя можно подумать обратное. Рост, безусловно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника метания соблюдена, существенного влияния на результат этот фактор не окажет. То же самое можно сказать и о воздушном сопротивлении. Воздух влияет на скорость полета и его продолжительность в сторону уменьшения, но мяч слишком мал, чтобы это влияние было слишком весомым. И высота вылета, и сопротивление влияет на полученную дальность не более, чем на несколько сантиметров.
Метание мяча с места
Этот способ представляет собой перемещение только руки спортсмена со снарядом для метания. Выполняется движение руки над плечом из-за головы.
Техника броска с места такова:
- Спортсмен выходит на исходную позицию.
- Левую ногу он ставит перед собой на полную стопу, а правую оставляет позади и слегка сгибает ее в колене. Вес при этом приходится на левую.
- Рука, удерживающая мяч, сгибается в локте и занимает положение на уровне головы. Другая рука прямая и прилегает к корпусу.
- Атлет выполняет перенос массы тела с левой ноги на правую. Корпус при этом поворачивается вправо и слегка наклоняется, рука с мячом оказывается сзади.
- Метающая рука поднимается ладонью вверх, левая поднимается до плеча и отводится немного в сторону. Спортсмен смотрит в направлении движения снаряда.
- Правая нога резко разгибается, вес переносится на левую, при этом обе ноги становятся прямыми, а тело метателя словно натягивается в струну. Локоть метающей руки находится возле головы и направлен по направлению полета мяча.
- Атлет выполняет бросок перед собой под углом. Чтобы не заступить за контрольную линию, он сгибает левую ногу, корпус поворачивает влево, левую руку направляет назад и перескакивает с одной ноги на другую.
Рекомендуем: Как получить красивый загар?
Бросок с разбега
Разбег осуществляется на дорожке протяженностью 20 м. Предполагается, что всего спортсмен должен сделать 12 шагов: 8 предварительных и 5 заключительных. Но в действительности все зависит от конкретного спортсмена, уровня его подготовки.
Чтобы правильно выполнить метание мяча с разбега, следует:
- Удерживать мяч в руке на уровне груди.
- С правой ноги начать движение, набирая скорость.
- На заключительных шагах повернуть верхний отдел корпуса вправо. Опустить или поднять руку со снарядом к плечам и немного отвести назад.
- Двигаться скрестным шагом, в результате чего корпус напрягается.
- Выполнить упор на левую ногу, правую выпрямить.
- Произвести резкий бросок вперед под углом примерно 45 градусов.
- Чтобы избежать заступа за линию, выполнить перескок с левой ноги на правую.
Разбег
Необходимо выполнять равномерно, постепенно ускоряясь, пружинистыми шагами. Корпус при этом нельзя наклонять вперед и обязательно следует контролировать положение толчковой конечности. Всю дистанцию нужно разделить на 2 одинаковых отрезка. На первом идет набор скорости, а на втором — подготовка к броску. Метание мяча предполагает наличие отличной координации движений.
Стараясь не потерять набранного ускорения, нужно отвести руку назад для броска. Иногда для того, чтобы участникам состязаний было легче ориентироваться, на дорожке делают отметку, где нужно начать отводить руку.
Скрестный шаг
Несмотря на то, что дальность броска напрямую связана со скоростью при разбеге, перенапрягаться не стоит. В противном случае может не хватить сил непосредственно на метание мяча. Самое большое значение имеет предпоследний шаг, который называют скрестным. При его выполнении энергия передается от ног атлета метающей руке и далее снаряду.
Также он необходим для придания правильного положения конечностям. Двигаясь скрестным шагом, атлет должен выполнить упор на открытую наружу стопу и подготовить руку к броску. Именно такое положение ноги сделает метание результативным. Корпус должен быть повернут левым боком по направлению движения мяча, метающая рука — прямая и находится сзади, а другая — согнута и расположена на уровне груди.
Рекомендуем: Санный спорт. Виды и соревнования. Снаряжение и особенности
Правильное положение метающей руки
Выполняя последние шаги разбега, метатель позволяет ногам оказаться впереди рук, поэтому со стороны кажется, что его торс немного отклоняется назад. С помощью такого положения максимально эффективно передается энергия, необходимая метающей руке для броска. На школьных тренировках метание мяча ограничивается поворотом плеча по направлению движения снаряда с одновременным отведением руки назад. Но у профессионалов техника отведения руки выглядит немного по-иному.
Существует 2 способа:
- От плеча прямо и назад, что позволяет сохранить скорость.
- Вперед, вниз, а затем назад, что дает возможность контролировать движения метающей руки.
Второй способ признается более динамичным.
Бросок
Выполняется при разгибании метателем правой ноги. Плечи при этом не меняют своего положения, кисть руки, удерживающей мяч, поворачивается вверх ладонью, а сама рука сгибается и поворачивается. В результате корпус атлета принимает положение натянутой тетивы. Корпус спортсмена повернут вперед, а рука с мячом начинает движение назад. На уровне уха атлет резко подает вперед плечи, выпрямляет метающую руку и делает в конце броска хлестообразное движение кистью.
Распространенные ошибки
Таковых немного, но они существенно снижают результативность броска:
- Отклонение туловища влево.
- Сгибание левой ноги при выполнении броска.
Эти 2 движения влекут к потере скорости, набранной при разбеге, и, как следствие, к уменьшению дальности полета мяча.
Еще одной ошибкой является заступ за контрольную линию. Этого легко избежать, переступив с одной ноги на другую.
Чтобы метание мяча стало результативным, требуются долгие и упорные тренировки. Именно упорство и труд помогут избавиться от всех недостатков в технике. Любые навыки можно освоить, все зависит от желания и целеустремленности спортсмена.
Источник: clinica-opora.ru
Как сенсомоторная коррекция способствует развитию когнитивных функций. Игры с мячом.
Казалось бы, какая связь между упражнениями с мячом и умственным развитием?
В простых движениях все не так то просто… И вы в этом убедитесь!
С 2,5 -3 лет лет ребенок может катать мяч по полу, бросать мяч друг-другу. И я вам рекомендую не пренебрегать этим инструментом для развития ребенка.
На примерах упражнений с мячом я расскажу вам какие функции задействуются и развиваются у детей и какую пользу приносит это в будущем, например, на этапе школьного обучения. Итак, приступаем!
1. БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ.
При броске у ребенка задействованы: тактильная чувствительность (ребенок чувствует фактуру материала, из которого мяч сделан, его форму, размер, вес), зрительные гностические функции (цвет мяча, рисунки на мяче), зрительно-моторная координация (когда ребенок учится не только ловить мяч, но и целится в руки партнера), мышечная дифференциация и проприоцептивная чувствительность (когда ребенок начинает чувствовать, с какой силой ему нужно бросить мяч, чтобы он попал до цели и с какой силой сжать мяч , когда он попадает в руки так, чтобы тот не лопнул, тренируется моторная ловкость), координация движений и тренировка вестибулярного аппарата и мозжечка (ребенок подстраивается свои движения так, чтобы поймать мяч, координирует свои движения с движением мяч, тренируется точность движений), функции программирования и контроля деятельности (нужно спланировать свои действия так, чтобы мяч долетел до цели, а не вбок, и не так как сейчас захотелось – запулить мяч до потолка, а в соответствие с задачей и условием игры).
Развитие всех этих функций нам пригодится при письме в школе: хорошая мышечная чувствительность – нужный нажим карандаша, ровный, а не дрожащий почерк, зрительно-моторная координация – соблюдение строки при письме , а не когда буквы уходят ниже строки или выше, функции программирования и контроля необходимы ребенку во всех видах учебной деятельности (от написания буквы до решения тригонометрических уравнений). Здесь надо подчеркнуть, насколько это важно – уметь планировать и контролировать свою деятельность. Дети в школе, у которых слабо развита функция планирования и контроля собственной деятельности, делают ошибки при письме – пропускают буквы, не дописывают слова, забывают о применении правил и допускают орфографические ошибки, испытывают трудности в решении примеров и задач, особенно в решении задач в два-три действия.
При тренировке в данном упражнении ваш ребенок пройдет несколько этапов: сначала он научится ловить мяч, затем более сложной задачей окажется бросание мяча партнеру и здесь вам важно сказать ребенку, что целится надо в руки партнеру, а не вверх, не вбок, не в голову, а именно в руки, которые партнер заранее приготовил для ловли мяча — руки вытянуты вперед, ладони раскрыты.
Для еще большего сенсорного развития неплохо было бы, если ребенок будет иметь опыт взаимодействия с мячами разных размеров, весов и фактур, ну и конечно же цвета.
2. ОТБИВАНИЕ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ПОЛА
Это упражнение, которое будет являться следующим по возрастанию сложности для ребенка. Наверняка, вы увидите, что ребенок сначала не отбивает мяч от пола, а просто отпускает его из рук – мяч подпрыгивает от пола – ребенок ловит его двумя руками. Пусть ребенок сначала отработает такое выполнение этого упражнения.
После того, как вы убедитесь, что ребенок научится ловить подпрыгнувший от пола мяч, вы сообщаете ему, что мяч нужно не просто отпускать, а ударять его о пол. Вот здесь для малыша будет стоять новая задача как для программирования и контроля своей деятельности, так и для дифференциации силы удара мяча о пол. Здесь у ребенка может быть такая ошибка, по причине которой у него не получается ловить мяч – бросает мяч далеко от себя. Тогда вам нужно объяснить, что целиться нужно прямо под ноги перед собой (можете дать какой-то ориентир в виде рисунка на паласе например).
3. БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ С ЗАДАНИЕМ
Теперь, когда ребенок научился бросать мяч партнеру, отбивать мяч от пола, эти два упражнения можно объединить: на счет 1,2 – отбивание мяча о пол, на счет 3 – бросание мяча партнеру. Вот теперь у ребенка есть прекрасная возможность для развития переключения с одного действия на другое. При выполнении этого упражнения, ребенок может совершать такую ошибку – отбивание мяча от пола происходит не 2 раза, а 3 и более – то есть когда ребенок не отошёл от старого стереотипа с выполнения прошлого действия и не переключился на новое. В этом случае вы поправляете ребенка и напоминаете ему об условиях игры.
Почему важно уметь переключаться с одного действия на другое? Если у ребенка плохо работает эта функция, то на письме он совершает такие ошибки: пишет лишние элементы в буквах и словах по инерции, забывает писать первое слово в предложениях с большой буквы – всё это симптомы регуляторной дисграфии. Или учитель давала задание подчеркнуть главные члены предложения, а ученик по инерции подчеркнул и второстепенные тоже. Что избежать таких проблем в будущем и необходимо тренировать умение переключения серии действий.
4. БРОСАНИЕ МЯЧА ДРУГ ДРУГУ С ДВУМЯ-ТРЕМЯ ЗАДАНИЯМИ
Например, в предыдущее упражнение вы добавляете передачу мяча из руки в руку за спиной. Тогда на счет 1,2 – отбиваем мяч о пол, 3,4 – передаем мяч за спиной из руки в руку, на счет 5 – кидаем мяч партнеру. В этом упражнении важно, чтобы ребенок не сбивался со счета, считал себе сам, выполнял упражнение точно.
После того, как ребенок научится выполнять бросок мяча друг другу с 2 заданиями, добавляйте третье – например, передача мяча из руки в руку над головой. Тогда упражнение может выглядеть так: на счет 1, 2– отбиваем мяч о пол, 3,4 – передаем мяч за спиной из руки в руку, 5,6 – передача мяча из руки в руку над головой, на счет 7 – кидаем мяч партнеру.
Другим еще более сложным вариантом будет являться смена 2-3 серий упражнений:
На счет 1,2 – отбиваем мяч от пола, 3 – кидаем партнеру. Следующая серия: 1,2 – передача мяча из руки в руку за спиной, 3 – бросание мяча партнеру. Третья серия: 1,2 – передача мяча вверху над головой из руки в руку, 3 – бросание мяча партнёру. Все три серии должны сменять друг друга и важно не ошибиться в последовательности. А еще лучше, давать эти задания ребенку на слух.
Тут мы тренируем еще более высокий уровень контроля и удержания в памяти условий задания на слух. Все вспомнят, как учитель давала несколько заданий сразу: «Спишите пятое предложение из текста, подчеркните главные члены предложения, у имён существительных определите и подпишите падеж» — сразу 5 заданий и все их нужно в памяти удержать и выполнить. И вы наверняка вспомните, как кто-то из класса даже после двукратного прочтения инструкции учителем спрашивал: «А подчеркивать главные предложения нужно? А списывать пятое или первое предложение? А падежи надо подписывать?» Вот именно для этого и необходимо тренировать умение удерживать задания на слух.
5. БРОСАНИЕ МЯЧА ВВЕРХ
На первый взгляд в этом упражнении нет ничего сложного, однако, как показала практика, детям намного труднее выполнить его. Самое сложное здесь – удержать равновесие, научиться следить глазами за мячом, который летит вверх, так как по большей части взгляд ребенка направлен прямо или вниз, а направление взгляда вверх требует новых непривычных ему усилий. Ребенок, к тому же, при взгляде прямо и вниз визуально опирается на статичные горизонтальные линии в окружающей обстановке, а когда смотрит вверх, эти линии теряются из обзора и привычная «картинка» начинает колебаться – и здесь первая задача – удержать равновесие. Также ребенку необходимо будет научиться бросать мяч вверх прямо, а не вбок или назад, как поначалу и происходит.
6. БРОСАНИЕ МЯЧА ВВЕРХ С ХЛОПКОМ
Для выполнения этой задачи ребенку кроме всего того, что сказано выше, нужно рассчитать силу и высоту броска, чтобы успеть сделать хлопок. А также скорость выполнения самого хлопка. Дети, как правило, не успевают хлопнуть до того, как мяч окажется на уровне рук и мяч ударяется о пол. В этом случае можно сделать этот вариант промежуточным этапом для усвоения основного упражнения, хотя оно может выступать и как самостоятельное, тогда у ребенка еще лучше развиваются глазодвигательные функции, а также программирование и контроль деятельности. Здесь для лучшего самоконтроля и облегчения задачи можно ввести речевую формулу: «бросок-хлопок-упал(мяч)-поймал».
7. БРОСОК МЯЧА ВВЕРХ С ХЛОПКАМИ СЗАДИ И СПЕРЕДИ
В подобных упражнениях мы тренируем у ребенка еще и скорость переработки информации. Отмечу, что сразу ребенку трудно будет его сделать, тогда мы вводим также промежуточное тренировочное упражнение: «бросок-хлопок сзади-хлопок спереди–упал (мяч)–поймал». То есть мяч ловим после того, как он упал на пол и отскочил.
В этом случае у ребёнка есть возможность натренировать скорость совершения хлопков. Также при необходимости отдельно тренируются хлопок сзади и спереди. Скорость обработки информации и скорость ответной осмысленной реакции в школе да и не только ребенку пригодится ежеминутно.
8. ОТБИВАНИЕ МЯЧА О СТЕНУ С ПОВОРОТОМ ВОКРУГ СЕБЯ НА 360 ГРАДУСОВ
В этом упражнении тренируются вестибулярные функции, скорость переработки информации и ответного действия, зрительно-моторные функции. Еще лучше, если у ребёнка здесь добавится задача бросать мяч в мишень на стене (это поставит задачу целиться именно в определенное место, организовывая действия ребенка).
Первое, второе и третье упражнения ребенку будут доступны с 2,5 лет, более сложные — с 3,5 — 5.
Кроме всего вышеперечисленного, упражнения с мячом разовьют у вашего ребенка моторную ловкость, подвижность, уверенность в себе и своих силах, будут укреплять физическое здоровье, коммуникативные навыки, умение соотносить свое действие с действием партнёра и просто создадут хорошее настроение! Играйте!
Источник: www.b17.ru