Пение без применения вокальных приемов звучит однообразно и «пресно». Подключая эмоции, исполнитель оживляет произведение. Почему так происходит? Эмоция влечет за собой изменение дыхания, силы звука, его громкости и даже способа звукоизвлечения.
Однако неосознанное использование различных методик исполнения часто приводит к вокальным «промахам», а иногда и к травмированию голосовых связок. Как этого избежать?
● подслушивать приемы известных исполнителей;
● изучать механизмы звукоизвлечения;
● регулярно тренироваться, ибо practice makes perfect.
Рассмотрим основные вокальные техники.
Микст
Техника смешения головного и грудного регистров, потому его называют средним регистром. Яркий пример — Гвен Стефани в припеве песни Don’t speak.
Использование микста позволяет петь высокие ноты так же ярко, как привычные, средние для своего диапазона, делать плавные переходы к «головному» звучанию без риска сорвать голос или потерять гладкость звучания. Найдете свой микстовый регистр — легко освоите большую часть вокальных приемов.
3 упражнения для голоса. Мгновенный эффект на тембр голоса и интонацию. Как сделать голос красивым
Бэлтинг
Способ вывода звука на «мощный уровень», как в последнем припеве I will always love you Уитни Хьюстон. Бэлтинг называют народным звучанием, используют чаще в микстовом регистре. Научиться выводить звук через твердое небо несложно, главное — договориться с соседями.
Тванг
Окраска звука с помощью звучания «в нос». Так звучит Сиа в начале песни Chandelier. Насыщенное, звонкое использование тванга требует практики, но не требует особых усилий.
Вибрато
Быстрое колебание тона звука вокруг одной ноты с помощью регулировки подачи воздуха и работы диафрагмы, как у Демиса Руссоса. По звучанию напоминает тремоляцию, которая достигается движением гортани. Упражнений для тренировки вибрато существует много, тренируйтесь в свое удовольствие.
Глиссандо
Прием плавного «подъезда» к ноте сверху или снизу, подобно скольжению между ладами скрипки. Без этих слайдов не обойтись при исполнении песни Cranberries — Zombie, и научиться этому нетрудно.
Мелизмы
Техника быстрого перехода между соседними нотами без нарушения ритмического рисунка песни, как в начале второго куплета Halo у Бейонсе. Тренируя мелизмы, переходите от самого медленного пропевания всех «ступенек» к быстрому.
Субтон
Звучание с «придыханием», достигается упражнениями на контроль озвученного выдоха. Пример — Лиззи Макэлпайн в песне Erase me.
Фальцет
Звучание с тем же придыханием, но только в головном регистре, часто слышен у Билли Айлиш на высоких нотах. В поиске своего фальцета избегайте перенапряжения мышц гортани.
Йодль
Резкий переход от грудного к головному регистру (и обратно). Знаменит благодаря тирольскому пению, но используют его и в эстрадном исполнении: услышать эти переходы можно у Адель, Бейонсе или Авроры Акснес.
Филировка звука
Так называют динамические переходы: крещендо — увеличение громкости и диминуэндо — снижение громкости. Этот прием есть в любой песне, где есть длинные протяжные ноты, обратите внимание и тренируйте, добавляя эмоции, меняя скорость.
Зажимы в горле. Как быстро получить красивый голос | Vocal Image
Атака звука
Техника звукоизвлечения, при которой чередуется твердая, мягкая и придыхательная атака для дополнительной окраски голоса. Это заметно у Бритни Спирс в бридже хита One more time. Чтобы украшать таким образом свое исполнение, нужно почувствовать разницу звучания.
Расщепление
Техника исполнения, при которой вокалист «расщепляет» ложные голосовые связки, используя черпаловидные хрящи. Посмотрите, как это выглядит «изнутри», поэкспериментируйте со звуком, но будьте осторожны! Голосовые связки легко травмировать. Лучше всего тренироваться под присмотром педагога. Приемы расщепления помогут в песнях Кристины Агилеры, Бэтти Дэвис, Guano Apes и других известных исполнителей.
Извлечение звука происходит на выдохе или вдохе (pig squeal, inhale). Самые популярные техники — гроул, гуттурал, скрим и фрай скрим, драйв, харш, дисторшн и рэтл. Разница между ними заключается в регистре, силе выдоха, положении гортани. Неполное расщепление — это компрессия. Также к этой технике относится штробас или фрай — полезный для разогрева связок скрип.
Его также используют в пении, например, в песне Oops, I did it again в исполнении Бритни Спирс.
Свистковые ноты
Или свистковый регистр — самый высокий звук в головном регистре, подвластный эстрадным исполнителям. Звучит в ярких моментах песен Кристины Агилеры, Витаса.
Обертоновое пение
Вокальная техника, известная также как гармоническое или горловое пение. Его можно отнести не только к технике исполнения, но и к духовной практике, особому виду медитации. Извлечение звука требует непривычного положения гортани.
Горловое пение ассоциируется с шаманскими обрядами, но в последнее время становится популярным и среди эстрадных вокалистов. Существуют разные виды обертоновой техники. Освоение такого мастерства позволит вам попробовать необычное исполнение популярных песен. Яркий пример — музыкант Kuular с кавер-версией Numb.
Другие приемы
Все способы украсить песню не перечесть. Джаз научил нас скэту: вокальной импровизации на базе слогов из английских слов, как у Эллы Фитцджеральд, звукоподражанию — знаменитый трумпет. Имитация инструментов — это отдельное направление: битбокс, элементы которого применяются и в эстрадном исполнении, а иногда превращаются в неповторимые произведения. Упражнения из битбокса тренируют речевой аппарат, что особенно важно для реп-исполнителей (к слову, они используют прием речитатива во всей красе). Не забудем и про свист, и про игровые приемы, как в хите Витаса — 7th element.
Голос — это музыкальный инструмент вокалиста, требующий настройки, постоянного совершенствования и бережного отношения. Соблюдение гигиены голоса, подключение живых эмоций, желание передать слушателю свои чувства — все это поможет сделать выступление ярким и запоминающимся. Желаем удачи!
Как и где существует музыкальное произведение
Кто такой фониатр и что он лечит
Главные проблемы начинающих вокалистов
Больше материалов в блоге
Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.
Источник: kaada.ru
Как добиться красивого тембра голоса в вокале
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Регистрация физлиц временно не производится
Если вы организация, проводящая курсы, то добавить информацию о курсе можно по этой ссылке.
Уроки оперного пения для начинающих: бесплатные обучающие видео
Оперное пение – древний вид вокального искусства. Техника академического исполнения оттачивалась столетиями и стремилась к получению мощного, чистого, красивого звука. Главные отличия классической манеры от остальных (рок, эстрада, джаз) – широкий диапазон и полетность голоса, включение полезных резонаторов, округлое пение без призвуков.
Правильно поставить технику можно регулярно занимаясь с профессиональным преподавателем. Самостоятельные тренировки с видеоуроками оперного пения на ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН помогут быстрее добиться желаемых результатов.
Вокальное дыхание
Дыхание, опора и резонаторы – основы классического вокала, которые стоит тренировать в первую очередь. Для начала потребуется привыкнуть дышать по диафрагмальному типу: животом и низом легких. При нарочитом опускании диафрагмы легкие набирают больше воздуха и расширяют грудную клетку до максимума, активируя соответствующий резонатор. Научившись грамотно распределять дыхание, вокалист исключает случаи нехватки воздуха на длинные ноты и фразы.
Постановка опоры
Самое спорное понятие в вокальном искусстве. Физически опоры не существует, понятие носит условный характер и определяется индивидуальными ощущениями каждого певца. Нужно натренировать сильные мышцы пресса и научиться как бы держать ими воздух. Напряженные мускулы живота помогают расслабить связки и гортань, уменьшить нагрузку на весь организм. Помогут дыхательные техники, в результате которых появляется ощущение внутренней трубы, прочно стоящей на опоре.
Работа с резонаторами
Резонаторы являются частью вокального аппарата и представляют полости внутри головы и груди, проходя через которые звук приобретает звонкость. Направлять звуковые потоки в верхние и нижние резонаторы можно научиться. Резонансное исполнение придает голосу объем и густой тембральный окрас. Уделять внимание резонансной технике необходимо на каждом уроке.
Раскрытие гортани
Одно из главных условий чистого полетного звука – широко раскрытая гортань (пение в высокой позиции). Сначала необходимо научиться выполнять скрытый зевок, тогда свод неба и язычок приподнимаются, позволяя звуку струиться ровно и без помех. На зевке проговаривают речитативы и привыкают исполнять партии. По началу правильность положения гортани лучше контролировать в зеркало.
Артикуляция
Четкое произношение тренируют с помощью произнесения скороговорок и чистоговорок, сложных буквосочетаний. Привести мышцы губ, щек, шеи в тонус помогает самомассаж. Для улучшения звучания следует соблюдать простые правила:
- начинать фразу с заранее разомкнутыми губами во избежание причмокивания;
- не закрывать рот до конца звучащей ноты, иначе появится лишнее «м»;
- четко произносить конечные согласные.
Распевки для расширения диапазона
Все голоса делятся на низкие, средние и высокие в зависимости от тембра. В начале пути важно определить собственный диапазон для безболезненного пения в определенном интервале. Используя специальные музыкальные распевки на разные гласные, можно существенно расширить диапазон. Важно увеличивать амплитуду постепенно, без резких скачков, в пределах комфортных ощущений. Иначе можно травмировать связки и надолго забыть о подобных упражнениях.
Как правильно брать верхние ноты
Для успешного исполнения в верхнем регистре важно правильно подготовиться.
- Настроить дыхание.
- Разогреть связки привычными распевками в среднем диапазоне.
- Поочередно, без напряжения пропеть высокие ноты на гласные.
- Приступить к исполнению целой фразы на комфортной высоте.
Упражнения для развития голоса
Любой урок обязательно включает упражнения, которые помогают «разогреть» голос и подготовиться к исполнению партии. Кроме диапазона голос имеет другие показатели: глубина, звучность, полетность, сила. Регулярные разминки развивают певческий аппарат и совершенствуют качество звукоизвлечения. Упражнения помогают точно попадать в ноты, тянуть звук, вырабатывать красивую интонацию.
Импеданс
Воздушное и аккустическое давление на складки связок во время пения называется импедансом. При постановочной работе предстоит нащупать баланс колебания, при котором достигается наименьшее сопротивление. Импеданс зависит от индивидуальных физических данных: длины и наличия сужений в ротоглотоке, полостей. Необходимый импеданс можно создать сжимая преддверие гортани.
Орнаментика и мелизмы
Музыкальные украшения придают мелодии красоту. Существует масса видов пассажей и опеваний, форшлагов, трелей. Самым простым мелизмом для новичка является арпеджио. При постановке хорошей опоры можно приступать к тренировкам вибрато – красивейшего вокального трюка – колебания высоты и громкости тембра. Можно выполнять вибрато с разной амплитудой и скоростью.
Оперное пение приносит огромную пользу здоровью: приводит в тонус мышцы пресса и лица, является профилактикой легочных заболеваний, защищает от стресса, сжигает лишние калории.
Источник: vse-kursy.com
Как научиться петь. Упражнения в домашних условиях и практические советы
Овладение своим голос как музыкальным инструментом – очень сложная задача, требующая огромного количества работы. Тем не менее, существуют упражнения, которые помогут вам понять, как ставится голос, а также специфику вокального исполнения. В данной статье мы расскажем, как научиться петь в домашних условиях, дадим упражнения и объясним особенности этого процесса.
Виды вокала
Разделяют три вида вокального исполнения – академический, эстрадный и народный. Освоение каждого из них происходит по-разному, а также различаются аспекты техники и звукоизвлечения.
Академический
Тот самый способ пения, которым исполняются оперы и другие классические произведения. Главная вещь, которая отличает этот вид вокала от остальных – в нем певцы не используют микрофоны и другие способы увеличения громкости. Все достигается за счет самого пения. Из-за этого к данной вокальной технике предъявляются довольно жесткие требования.
Во-первых, вы должны тренировать свой тембр голоса, потому что исполнение академических произведений требует широкий вокальный диапазон, в котором все ноты звучат чисто и без призвуков.
Во-вторых, академический вокал требует безупречную артикуляцию – опять же, цель добиться идеального звука, который бы пробивал оркестр и звучал хорошо без каких-либо средств обработки.
Научиться данному типу вокала в домашних условиях очень тяжело, и если вы хотите освоить его – то лучше всего обратиться к преподавателю.
Народный
Это довольно распространенная манера пения, которой пользуются многие эстрадные певцы – например, Пелагея. Народный вокал – это разговорная манера исполнения, которая содержит в себе специфические приемы, свойственные конкретному народу.
Еще одна отличительная особенность – это почти постоянное нахождение в высокой певческой позиции. Именно благодаря этому данный тип вокала получает свое специфическое звучание.
Народному вокалу в наши дни обучаются практически так же, как и эстрадному. В нем есть все основные приемы, необходимые для любого вокалиста. Вопрос остается только в том, чтобы понимать специфику жанра, в котором вы поете.
Эстрадный
На данный момент эстрадный вокал – наиболее распространенный среди всех остальных видов. Именно им пользуется большая часть певцов на большой сцене. Главная его особенность заключается в том, что, как правило, вокальные партии находятся внутри одного не очень широкого диапазона. Кроме того, эстрадная техника пения предполагает, что артист будет каким-то образом двигаться на сцене и взаимодействовать с публикой – это нашло свое отражение в используемых приемах.
На данный момент именно эстрадный вокал является одним из самых разнообразных. В этой статье мы рассказываем, как научиться петь именно в эстрадной манере.
Основные принципы
В данном разделе мы подробно расскажем и опишем принципы, по которым вы сможете научиться петь с нуля, не выходя из дома.
Опора дыхания
Первое, что нужно понять для освоения вокального мастерства – это, что дышать вам нужно не ртом, а носом, при этом извлекая звук как бы животом. Сделайте глубокий вдох и попробуйте сделать движение мышцами живота так, чтобы вытолкнуть набранный воздух небольшими порциями. Ощущение, которое создается в области диафрагмы от этого действия и есть опора. Вам нужно научиться контролировать ее и петь с опорой.
Зевок
Зевок – прием, который пришел в эстрадный вокал из академического. Идея состоит в том, чтобы при исполнении вокальных партий широко открывать рот на гласных звуках – особенно когда вам надо протянуть его. Так создается объемное и круглое звучание, не зажатое вашей полостью рта. Делая зевок, вы можете обратить внимание, что некоторые гласные звуки, например «е», трансформируются в «а» из-за того, что вторые более открытые. Это нормально.
Самое сложно здесь – сохранять зевок при взятии звуков более верхних регистров. Сначала вам будет очень хотеться немного закрыть рот, чтобы найти верную ноту без сохранения округлости звука – это нормально, но от этой привычки придется избавиться.
Конечно, не всем песням зевок может подходить, однако владение этим аспектом вокала поможет создать приятный, округлый звук там, где это требуется.
Вибрато
Таким термином называют естественные колебания голоса, которые образуются в резонаторах во время пения. Это так же делает звук менее плоским и более объемным. Вибрато нельзя научиться отдельно от всего комплекса вокальных аспектов, и чаще всего оно появляется само собой после правильной постановки голоса и пения на опоре.