В классе 34 человека. Можно ли говорить о нарушении норм Санпин?Сидят по три человека за партой.
07 сентября 2016, 19:42 , Ирина, г. Москва
Ответы юристов
Ольга Демкина
Юрист, г. Тула
Общаться в чате
В классе 34 человека. Можно ли говорить о нарушении норм Санпин?
Ирина
В действующей редакции СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которая применяется с 02.01.2016, больше не содержится ограничения по численности детей в классе (ранее было не более 25 чел.). Сейчас численность детей в классе — расчетная величина.
10.1.…
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.Как правильно сидеть за партой
4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
(в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
— не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
— не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Сидят по три человека за партой.
Ирина
А вот это является нарушением, если сидят дети, например, за одноместными или двухместными ученическими столами, партами.
5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
Источник: pravoved.ru
Как правильно сидеть за партой
Одна из самых распространенных проблем со здоровьем среди школьников — различные нарушения осанки. С началом обучения количество сколиозов у учеников младших классов возрастает в 3,5-4 раза. Численность нарушений осанки начинает увеличиваться с первого и постепенно возрастает до пятого класса. Затем, к подростковому возрасту, начинает снижаться. Придать позвоночнику нужную форму поможет привычка сидеть за столом или партой в правильном положении, а так же ежедневное выполнение комплекса физических упражнений для укрепления спины.
Фёкла: Как правильно сидеть за столом | Ровная спина (анимация)
В какой позе правильно сидеть за партой
Актуальность проблемы напрямую связана с организацией письменного стола ребенка во время выполнения заданий у себя дома, а так же с положением за партой во время учебы в школе.
Если в школе, где учится ребенок, парты типовые и нет возможности их отрегулировать под рост и комплекцию ученика, то можно хотя бы дома организовать подходящее рабочее место. Например, это может быть стол и стул трансформеры, которые регулируются по мере активного роста ребенка.
Условия, которые необходимо соблюдать:
- Высота рабочей поверхности должна быть выше локтя примерно на 2,5 сантиметра в положении сидя.
- Во время занятий ребенок должен иметь несколько точек опоры: для спины, ягодиц, верхних и нижних конечностей.
- Спина и бедра образуют угол 90 градусов.
- Согнутые колени располагаются под прямым углом, оба локтя находятся на столе.
- Промежуток между грудью и партой должен быть не более двух сантиметров.
- Голова слегка наклонена, между глазами и тетрадью расстояние около 30 сантиметров.
Внимание! При тусклом освещении ребенок будет вынужден наклоняться к столу, поэтому лампа должна быть достаточно яркой.
Как научиться правильно сидеть за партой
Для правильного расположения ученика за партой или письменным столом необходимо выработать у него привычку автоматически принимать нужное положение.
Несколько правил, которые ребенку необходимо усвоить:
- Сидеть при письме нужно так, чтобы тело соприкасалось со спинкой стула.
- Плечи должны быть расправлены.
- Ноги располагаются на опоре или на полу всей поверхностью подошв.
- Обе ноги расположены на полу, параллельно друг другу. Скрещивание ног недопустимо.
- Руки располагаются на парте и не подпирают голову.
Если игнорировать эти правила, сутулая спина ребенка во время сидения за столом станет причиной повышенной нагрузки на поясничный отдел позвоночного столба. Так как ребенок большое количество времени проводит сидя, неправильное положение станет привычным и приведет к нарушению осанки, формированию сколиоза, деформации скелета и другим сопутствующим заболеваниям.
Важно! Так как развитие осанки человека начинается с раннего детства, необходимо с начальной школы следить за тем как школьник сидит, стоит и передвигается. Это поможет вовремя заметить начавшиеся отклонения и предотвратить формирование сколиоза.
Каждые 45 минут во время учебы необходимо давать ребенку передохнуть. Полезно в это время выполнять различные физические упражнения, которые дадут ему возможность размяться и расслабить мышцы.
Полезные упражнения
Лучшей профилактикой болезней спины является физическая активность, ежедневные прогулки и подвижные игры. А регулярно выполняемый комплекс упражнений поможет сформировать правильную осанку и избежать деформаций позвоночника:
- Встать у стены так, чтобы лопатки, ягодицы, пятки и затылок докасались до нее. Удерживать положение полминуты, после чего отойти и стоять точно так же, но уже без опоры еще полминуты.
- Опереться на стену таким образом, чтобы ноги располагались на расстоянии около 40-50 см от стены. Мышцы плеч и спины должны быть напряжены, спина максимально ровная. Лопатки, затылок и поясничная область касаются поверхности стены. В таком положении досчитать до 4. Затем расслабить спину и досчитать до 4 еще раз.
- Встать ровно, расположив руки на поясе. Напрячь мышцы спины, свести лопатки. Голова приподнята. Досчитать до 4.
- Встать возле стены, руки развести в стороны. Поднимать и опускать руки, делая ими скользящие движения по поверхности стены.
- Принять исходное положение на полу, упереться в пол коленями и ладонями. Поднять голову, прогнуть спину. Удерживать положение на 4 счета. Затем опустить голову вниз, округлив спину. Удерживать положение еще на 4 счета.
- Лечь на спину, согнутые ноги упираются в пол, руки подняты вверх. Напрячь спину и выпрямить ее. Удерживать положение на 4 счета.
- В положении лежа на животе разогнуть корпус, приподняв ноги и голову, руки на поясе. Сделать вдох. На выдохе вернуться в исходное положение.
Все упражнения повторяются ежедневно в три-четыре подхода. Оптимально выполнение во время утренней зарядки.
Справка! При правильной осанке плечи ребенка располагаются на одной линии и отведены назад, лопатки симметричны.
Последствия неправильной позы за партой
В случае несоблюдения этих правил и неправильной посадки за партой, возможны различные негативные последствия, например:
- повышенная утомляемость;
- низкая работоспособность;
- неустойчивость внимания;
- нарушения кровообращения;
- проблемы с дыханием;
- грыжи межпозвоночных дисков;
- спайки мышечных тканей;
- головные боли и боли в спине.
Правильность формирования осанки зависит от привычек ребенка, воспитания, правильного обустройства рабочего стола и возможности заниматься спортом.
В процессе активного роста ребенка стоит помнить, что правильная осанка не только выглядит эстетически привлекательно, но и способствует естественному и здоровому формированию внутренних органов.
Источник: setafi.com
Шпаргалка для родителей: список правил и нормативов, которые должна соблюдать каждая школа
Каникулы заканчиваются, и скоро дети вернутся в школы. Или не вернутся — окончательное решение о том, как будут проходить занятия, примут с учетом эпидемиологической ситуации в конкретном регионе. Но рано или поздно школьники всё равно попадут в свои классы и будут учиться по прежним правилам. Какие они, эти правила? Мало кто знает их все.
А ведь в школе всё регламентировано: от позы ученика при письме до частоты подстригания деревьев в саду. Мы изучили СанПиН, который регламентирует в школе всё, и рекомендации Роспотребнадзора, которые его дополняют. Сейчас расскажем, как всё устроено. А пока запомните, что если в школе эти правила нарушаются, то можно пожаловаться в Роспотребнадзор.
Расписано по минутам
Все занятия в школе строго регламентированы по времени. Это касается и продолжительности уроков, и их количества, и даже объемов домашнего задания. Длина одного урока равна для всех: максимум — . Исключение сделали для первоклашек — у них один урок не больше .
Продолжительность перемен тоже регламентирована: между уроками должно быть не меньше . Большую перемену ставят после или урока, и длится она . Вместо одной большой перемены может быть две — по каждая.
Прописаны в СанПиНе и требования к расписанию школьников. Начинаться учебный день должен не раньше и никаких нулевых уроков! Если школа работает в две смены, то , , и классы должны учиться в первую. А если это лицей, гимназия или школа с углубленным изучением каких-либо предметов, то в первую смену должны учиться все. Ограничена и максимальная нагрузка: в классе — , во — 5, в — 6, в — 7.
При этом количество домашки тоже ограничено. Заданий должно быть столько, чтобы на их выполнение во классах уходило не больше в день, в классах — , в классах — , в классах — . Приступать к выполнению домашних заданий Роспотребнадзор рекомендует в дня.
Время сдавать контрольные
В СанПиНе прописаны не только занятость школьника, но и отчасти распорядок его дня. Например, при составлении расписания уроков педагоги должны чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для младших школьников математику, русский и иностранный языки, природоведение и информатику рекомендуют перемешивать с уроками музыки, ИЗО, труда и физкультуры. Ребятам постарше советуют чередовать предметы естественно-математического профиля с гуманитарными.
— Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на уроке; классов — уроке; для обучающихся классов — на уроке, — говорится в документе.
Есть и еще одно ограничение: в течение одного дня нельзя проводить больше одной контрольной работы. Они должны проходить во время , или урока.
Во время урока учитель должен чередовать различные виды учебной деятельности — чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и так далее. В классах дети не должны заниматься одним и тем же дольше , после класса — . При этом есть еще и ограничения на работу с техническими устройствами, которые почему-то отличаются. Например, аудиозапись на уроке можно слушать в старших классах подряд.
Сидим по СанПиНу
Многие помнят, что в школе учителя заставляли сидеть правильно, но не все знают, что такая их обязанность закреплена в документах. Педагог должен научить школьника сидеть, как полагается: глубоко на стуле, ровно держа корпус и голову, согнув ноги в коленях. Ступни должны опираться на пол, предплечья — свободно лежать на столе. Правильное расстояние от глаз до тетради или книги зависит от возраста: не меньше — у учеников классов и не меньше — у учеников классов. При письме нужно опираться на спинку стула поясницей, при объяснении учителя — еще и подлопаточной частью спины.
Сидячий образ жизни никому не на пользу, поэтому у школьников есть физкультура. Согласно СанПиНу, она нужна «для удовлетворения биологической потребности в движении», поэтому в неделю должно быть не меньше , вне зависимости от того, в каком классе учатся дети. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя.
Школьников обязаны разделить по состоянию здоровья на группы: основную, подготовительную и специальную. Это делает врач. Все занятия учеников подготовительной и специальной групп нужно проводить со снижением нагрузки и учетом заключения врача.
При этом ко всем тестам, соревнованиям и турпоходам медработник допускает детей отдельно, вне зависимости от того, к какой группе они относятся. На соревнованиях и на занятиях в бассейнах медик должен присутствовать обязательно. Роспотребнадзор рекомендует заниматься физкультурой на последних уроках.
Ранец — на весы
В документе не прописано, как должен выглядеть ранец, но на то есть указания Роспотребнадзора. Он должен иметь широкие лямки () и достаточно устойчивую форму, которая обеспечивает плотное прилегание рюкзака к спине ребенка и равномерное распределение веса. Материал, из которого ранец изготовлен, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Вес ранца без учебников для учеников классов должен быть не более , для учеников средних и старших классов должен быть не более .
Учимся в масках?
В этом году в школах есть и дополнительные правила — связанные с пандемией коронавируса. Роспотребнадзор выпустил для этого специальные методические рекомендации, которые придется соблюдать всем образовательным учреждениям. За каждым классом должен быть закреплен отдельный кабинет, где дети и будут учиться — теперь по кабинетам ходят не школьники, а учителя. По утрам всем детям и учителям будут замерять температуру. Если у кого-то обнаружат признаки ОРВИ, его должны изолировать до прибытия родителей или скорой помощи.
Перемены и уроки у разных классов должны начинаться в разное время, чтобы школьники меньше чихали друг на друга. Общаться на переменах ученикам из разных классов запрещено.
Классы и другие школьные помещения должны регулярно дезинфицироваться и проветриваться после каждого урока, везде нужно использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха. На входе в школу и в туалетах должны быть установлены дозаторы с антисептиком. Про маски и перчатки в документе Роспотребнадзора ничего не сказано, но ранее вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что во всех школах должна быть «предоставлена возможность воспользоваться средствами индивидуальной защиты».
Источник: 63.ru