Как доживают одинокие старики в вымирающей деревне

Сразу за Пржевальским грунтовка штопором вбурилась в припудренный первым снежком вечнозеленый сосонник. Накатанный путь и к святому колодцу, и в Пречистое, и в Духовщину. Но это если на развилке взять правее, а поедешь налево, то в такой медвежий угол угодишь, что и на вездеходе до весны там зазимуешь.

А ведь не так давно это были хорошо обжитые и густонаселенные места. Люди, доживающие в деревнях свой век, еще помнят времена, когда почти в каждом дворе держали коров, свиней, домашнюю птицу, а за сенокосы чуть ли не дрались. Были тут свои почтовые отделения, клубы, фельдшерско-акушерские пункты… Народ по инерции выполнял планы «пятилеток», попутно харчился на полях и фермах местного совхоза «Слободской» и думал, что так будет всегда.

Нелакомый кусок

Рассказы о «бешеных» ценах на земельные участки в национальном парке «Смоленское Поозерье» верны лишь отчасти. В принципе, любой желающий поселиться в какой-нибудь местной деревушке может без проблем осуществить свою мечту, даже не имея больших денег. Городские родственники умерших бабушек и дедушек готовы продать их старенькие избы по любой цене. И чем дальше в лес, тем дешевле недвижимость. Дорого просят лишь за земли и хаты, которые находятся рядом с озерами.

В Башкирии 80-летняя бабушка одна живет в заброшенной деревне

— Нет, в Климово мы сейчас не проедем, там даже летом нужен трактор, — говорит заместитель директора национального парка по охране Георгий Рагонский. – Доберемся максимум до того места, где недавно «скорую» из грязи вытаскивали. По пути будут деревни, где человек по десять еще обитают, а в Приставках теперь только две живые души остались.

Хотя по колее и не разгонишься, но до развилки, от которой одна дорога ведет к святому колодцу и дальше в духовщинские земли, а другая — в тупик, доехали быстро. На распутье сворачиваем влево, в тупиковое направление.

Еще несколько километров — и въезжаем в бывшее село Глазково. Оставшиеся здесь и разъехавшиеся по городам и весям местные старожилы еще помнят, как тут проходили шумные ярмарки, а Глазково было большой бригадой совхоза «Слободской» со своими механизаторами, доярками, полеводами. Не слишком много времени прошло с тех пор, а села уж нет. Люди побросали дома, огороды, бани, сараи и разъехались кто куда, и даже на лето возвращаться не хотят. А те, кому ехать было некуда, теперь живут от пенсии до пенсии и от автолавки до автолавки.

На краю села виден остов церкви Ахтырской иконы Божией Матери, построенной в 1787 году на средства секунд-майора Герасима Андреевича Мицкого. В 1875 году епископ Смоленский и Дорогобужский преосвященный Иосиф, обозревая состояние храмов епархии, сделал в журнале запись: «В селе Глазкове церковь каменная, двухпрестольная, ограда есть, но полуразрушенная, крышу на церкви нужно поправить». Поправили или нет — неизвестно, но в 1931 году храм закрыли постановлением Смолоблисполкома и потом превратили в сельский клуб. Обычная судьба церкви в годы воинствующего атеизма.

Есть в Глазкове и новоселы. На небольшом кладбище возле церкви часто появляются свежие могилы. Люди возвращаются на родину, навсегда… К погосту ведет укатанная дорога, глядишь на которую — и в памяти невольно всплывают пушкинские строки: «Сюда не зарастет народная тропа…»

Одинокий дед | Умирающая деревня

Проехав чуть дальше и преодолев деревянный мост через речку Василевка, попадаем в деревушку Рудню. Жила она в совхозные времена, как и все, не богато и не бедно. Народ, особенно молодежь, и тогда «вострил лыжи» в город – на два выходных и восьмичасовой рабочий день.

Читайте также:  Мужчина признался в любви и отдалился почему

Сегодня тут работоспособного населения не осталось, за исключением многодетной семьи москвичей, переехавших сюда на ПМЖ. Такие переселенцы из столицы в Смоленском Поозерье не в диковинку. Приезжают люди из Москвы, покупают дома у местных, остаются на постоянное жительство. Только вот не все это выдерживают.

14-1 (5).jpg

Тут ведь и дрова заготавливать надо, и детей в школу далековато возить, да и в поликлинику доехать — целая проблема… Поэтому, в большинстве случаев, поживут немного на природе — и обратно, в цивилизацию. А заброшенные усадьбы как пустовали, так и продолжают пустовать в ожидании желающих заселить смоленскую глубинку. Да ладно бы хоть за какие деньги их продать, так они же и бесплатно никому не нужны.

— Вот смотри, тут когда-то совхозное поле было, — приостанавливает «Ниву» Георгий Ватиславович. — А теперь – наша головная боль. — Наступит весна, и в этом безлюдье наверняка найдется дурак со спичками, который подпалит сухую траву. И мы будем мчаться сюда во весь опор, жечь дорогущий бензин, чтобы ликвидировать возгорание. А сколько таких термоточек в округе! Бессчетное количество. Поля-то мелкоконтурные, разбросаны посреди леса, благо он тут лиственный, огонь в него особо не пойдет. Раньше поля обрабатывали совхозные бригады, а теперь ни совхоза, ни бригад…

В царстве медведей

И вот конечный пункт нашего путешествия — деревня Приставки. Дальше можно только пешком, но некуда. Впереди — смешанный лес и все те же зарастающие кустами поля. Идеальные места для медведей, которые здесь часто похаживают, тем более национальный парк этим зверем перенаселен.

14-1 (6).jpg

Приставки и раньше были маленькой деревней, а теперь тут остались всего две жительницы. Искать «живые» дома долго не пришлось. На стук в окошко веранды выглянула Любовь Григорьевна Клюева. И вот мы уже сидим в хорошо натопленной чистой комнате, с иконой в восточном углу и пожелтевшими фотографиями в рамочках на стене, а хозяйка, которой нынче исполнилось 80, рассказывает о своем житье-бытье.

— Отнеси бог жаловаться, отнеси бог! Что ты, кормилец мой, мне моей пенсии на всё про всё хватает. Заработала. Всю жизнь, с 1958 года, сначала в колхозе, а потом в совхозе руками доила и навоз скребла. Даже тогда, когда все рушилось. А теперь. Отнеси бог, кормилец мой, грех жаловаться.

Автолавка раз в неделю прямо к крыльцу приезжает. Продавцы, водитель всегда все что нужно привезут, даже в дом занесут. Такие люди замечательные, спасибо им. Еще и почтальон приходит, я вот на «Смоленскую дешевую газету» подписываюсь. В будущем году, ти буду жива, ти не, а «Дешевую» опять выписала.

— А дрова как заготавливаете?

— Заказываю, привозят. В этом году — 5 тысяч рублей за машину. Еще 1,3 тысячи рублей стоит поколоть. В соседней деревне была женщина-пьянчужка, так померла. Пока жива была — приходила, колола. Еще мужчина там живет, тоже колет. Так что дров нам хватает, а продукты со своего огорода ростим. У меня грядок не много, силы не те, но шевелюсь, жить как-то надо.

А вам спасибо, что приехали, хоть проведали тут нас, как живем. Вот медведь недавно к моему хлевку подходил, волк вокруг хаты шастал. Но у меня скотины никакой нет, кур отдала детям, когда приезжали, поэтому есть ему тут нечего.

Прощаемся с Любовью Григорьевной и идем навестить ее соседку, 82-летнюю Зою Григорьевну.

14-1 (1).jpg

— Не бросают нас здесь. И не бросят. Продукты нам автолавка возит регулярно, водитель говорит, что при любых обстоятельствах и зимой к нам будет ездить. И привезут все, что заказывали, и сумку поднесут. А «скорая помощь» как работает? Не успеешь позвонить, а они уже на пороге, как будто за углом стоят.

Читайте также:  Как по церковному называют беременную женщину

Так что не бросают нас на произвол судьбы, помогают. А в остальном все хорошо, дрова есть, а в гости медведь да волки ходят. А кто нам еще нужен? — хитро улыбается Зоя Григорьевна Степаненкова. — Вот только кур пришлось родным отдать — лиса привязалась, отбоя нет. Теперь у меня один огород, молоко можно было летом в соседней деревне взять по 120 рублей за трехлитровую банку. А ведь было время, и у нас в Приставках 11 коров держали…

«Сколько дедушку от смерти ни лечи. »

Прежняя деревня умирает, уступая место новым технологиям, агрохолдингам, агрогородкам. Это особенно хорошо видно на примере нашей ближайшей соседки — Республики Беларусь. Там население маленьких деревушек корректно выдавливают в современные агрогородки, не обижая ни жильем, ни приусадебными участками. И люди довольны.

На Смоленщине это получается как-то не очень, хотя власти во все времена старались провести аграрную реформу. Начали с раскулачивания, а следующий удар крестьяне получили в 1960 — 1970-е годы, во время ликвидации неперспективных деревень. Планировалось переселить народ из небольших деревушек на центральные усадьбы колхозов и совхозов.

Цель ставили благую — стереть грань между городом и деревней. Стерли! Сельская молодежь валом поперла с полей и ферм в заводские общежития, а руководители хозяйств в голос завопили об острой нехватке животноводов и полеводов, а также благоустроенных агрогородков с широко развитой инфраструктурой, куда их можно было бы завлечь.

14-1 (3-1).jpg

В итоге имеем то, что имеем. Надо ли сейчас возрождать эти деревни? Многие уверены — да! Пусть это будут небольшие поселения, на одну или несколько семей, которые возьмут в работу окрестные поля, неинтересные для агрохолдингов. И делать это нужно сейчас, пока живы такие бабушки, как Любовь Григорьевна и Зоя Григорьевна.

Пока их дети, внуки, да уже и правнуки, еще не забыли дорожки в места, откуда они родом. Ведь далеко не все уехавшие в города нашли там себе достойное место и применение своим силам.

Многие и рады были бы вернуться, но деревенская нищета ничем не лучше городской, а как ее побороть, они не знают. Может быть, стоит подумать о создании областной целевой программы по возвращению в село смолян, некогда уехавших в города? Предусмотреть для таких людей льготное кредитование для строительства небольших сельских домов и развития своего ЛПХ, облегчить им процедуру оформления земельных участков, предусмотреть субсидии на закупку средств малой механизации (мотоблоки, мотокультиваторы), обеспечить дистанционное обучение детей в школах, если нет возможности их туда возить, и доступную медицинскую помощь. И предлагать стать участниками этой программы не только смолянам, но и жителям других регионов.

Источник: www.rabochy-put.ru

Как выживают 10 стариков в умирающей деревне

Ни медпункта, ни магазина — так уже несколько лет существуют люди в поселке Бугринская роща Ордынского района. Когда-то многолюдное село поросло бурьяном, а в немногих оставшихся домах живут одни старики.

«А это — наш вездеход, Машка называется. В любое время как трактор». На лошадь Машку — одна надежда. Единственный магазин здесь закрылся еще четыре года назад. От фельдшерско-акушерского пункта осталась только табличка.

Из густых зарослей виднеется крыша школы, куда уже давно никто не ходит.

Топ-10 забавных названий деревень: победил Безбожник

В лучшие времена в Бугринской роще жили несколько сотен человек. Сегодня их осталось 10. Большинству уже за 80 — они дети войны. «Кто нам привезет? Дети везут. Заказываю им и макароны и мыло. Мужики сейчас работают», — рассказывает жительница поселка Валентина Головина.

Владимир Ильич — единственный, у кого еще остались силы, чтобы бороться за поселок и односельчан. Ему очень хочется, чтобы Бугринская роща жила достойно. За все по-хозяйски болеет душой — и за дороги, и за водокачку. «Вода бежит желтая, даже апельсиновая. Водокачку сто лет в обед не промывали», — сетует местный житель Владимир Евсейчев. Живут здесь на взаимопомощи.

Читайте также:  Как ответить на вопрос че сидим

Помогают друг другу воды принести, дров наколоть, что-то починить. Когда к кому-то едут городские гости, просят купить продуктов. Сами дойти до магазина в соседнем селе уже не в состоянии — силы не те, а путь неблизкий.

Колбаса уступила Мошонкам в рейтинге самых веселых деревень

Бугринскую рощу с ближайшим Петровским, где есть хоть какая-то цивилизация, соединяют шесть километров полевой дороги. Пока сухо, и местные жители говорят, что дорогу разровняли накануне приезда корреспондентов, она выглядит вполне прилично. Но весной, осенью, после хорошего дождика дорога становится непроходимой. Преодолеть этот путь может только всепогодный вездеход Машка.

Местные говорят — в распутицу даже скорая к ним не едет. Автобусы в поселок тоже не ходят. Вот и выживают старики, как могут. Хотелось бы уехать, а некуда. И не на что. «Домик в поселке всего за 25 тысяч продали», — говорит Валентина Головина. Несмотря ни на что, свой поселок жители Бугринской рощи любят.

И просьбы у них нехитрые: «Чтобы машина хотя бы раз месяц ходила, когда пенсию приносят. Два года в Ордынке вообще не были — там продукты дешевле. Ни носков, ни мыла, ни порошка». Машина с продуктами и дорога — вот и все, что нужно людям. И тогда они еще поживут.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Источник: vn.ru

Почему в России старые люди порой одиноко живут в заброшенных деревнях?

Почему живут старики в заброшенных деревнях? Ничего удивительного в этом нет, потому что старые люди с рождения жили в заброшенных деревнях, или кто-то думает, что деревни «забросили» вчера. Я родился в селе в 1950 году, оно была достаточно населенным, районным центром, но было заброшенным. Помню свою поездку зимой в областной центр.

Двести сорок километров, сегодня часа за три можно проехать по хорошей дороге, а в середине пятидесятых я ехал в вагончике на санях, которые тащил трактор, а впереди другой трактор тащил снегоуборочный угольник-лемех. Скорость движения позволяла мне, пятилетнему мальчишке топать рядом с санями. Весело!

Но тогда были тракторы и сани, потому что были колхозы и совхозы, государство как-то старалось уменьшить заброшенность сел и деревень. Сегодня дороги остались прежними, потому что нет транспорта, нет автобусов. Поэтому в деревнях нет магазинов и медицинских пунктов, школ и почтовых отделений. И живут старики в деревеньках одни, потому что дети и внуки не могут до них добраться.

А в городах стариков никто не ждет, квартиры они на свои «великие» пенсии не купят, дети многих стариков сами кое-как перебиваются, помочь не могут. Старики смирились со своей долей, всем говорят, что никогда не променяют свою убогую деревеньку на город, согласны жить, лишь бы не было войны. Представляете, свою жизнь они сравнивают с жизнью во время войны. Мне уже под семьдесят, каждый год бываю в родном селе, нет улиц и домов, все заросло деревьями и кустарником, джунгли, только анаконд и обезьян пока нет, а своих ровесников, которые остались в селе, навещаю на кладбище. Мы судим о деревнях, которые рядом с городами, а удалитесь от города на сотню километров, посмотрите на жизнь этих деревень, которые уже давно превратились в декорации для фильмов о нашествиях ворогов на русские земли.

система выбрала этот ответ лучшим

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today