- Главная
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла
- Патриархия
- Проживание паломников
- Автобусные поездки
- План монастыря и скита
- Сделать пожертвование
- Реквизиты монастыря
- Благословенная Оптина
- Предтеченский скит
- Некрополь
- Общая страница
- Наследие
- Обретение мощей
- Жития
- Статьи, документы
- Электронные книги
- Книги, статьи
- Ноты
- Исповедный листок
- Аудио-трансляция
- Аудиокниги
- Песнопения
- Проповеди
- Молитвы
Аудио -трансляция : Казанский Введенский Аудио-трансляция —>
оптинские
книги
В дни перед исповедью и причастием — каноны, молитвы, пост
Толкования
Священного
Писания
Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить.
преп. Макарий
Не имея никого окормляющего или с кем бы душу отвести,– паче должно читать книги и окормлятися ими с призыванием Божией помощи.
преп. Макарий
Осмотримся со тщанием, не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, не нужно ли нам, по апостольскому завещанию, отложити всяку гордость и с терпением тещи на предлежащий нам подвиг (ср.: Евр. 12, 1).
преп. Лев
Оптинские
праздники
январь 1970 ← →
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
8 сентября ст. ст.
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Электронные книги
По просьбам читателей издательство Оптиной пустыни подготовило книги в электронном формате. Представляем вам художественную литературу, посвященную Оптинскому духовному наследию, истории монастыря и Церкви, а также периодические издания.
Краткое пособие к таинству исповеди
В церковных требниках исповедь своих грехов кающимся грешником обозначена в виде ответов на вопросы священника. Но в наше время утвердилась практика самостоятельного изъяснения своих грехов духовнику. Появилась возможность кающимся шире и глубже исповедать свои прегрешения. Но как это сделать правильно, чтобы не повредить таинству? Ответ на это дает отеческое предание. Вот примеры:
«При исповеди надобно пояснять все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить, ибо не исповеданный грех и не разрешается » (прп. Макарий Оптинский) 1 .
«Святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятию подробности не осквернять чувств, а прочие грехи, наводящии стыд самолюбию должно объяснять подробнее, с обвинением себя» (он же) 1 .
«Необходимость исповеди подробной доказывается не только внутренними переживаниями человека, но и самим чином исповеди, изложенным в требнике церковном. Сделать такое примечание побудило то, что некоторые, стыдясь духовника, по различным причинам ищут способа не сказать на исповеди всего подробно , говоря в общих словах , или так, что духовник не может ясно понять , что сделано… но если совесть у человека не потеряна, она не даёт ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано всё подробно . Не следует лишь говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их» (Прп. Никон Исповедник Оптинский) 1 .
«Старайся быть во время исповеди конкретной . На исповеди не достаточно только назвать свои грехи – к примеру, «я завидую, гневаюсь» и тому подобное», – нужно поисповедывать и свои конкретные падения для того, чтобы получить помощь. А уж если ты исповедуешься в тяжёлом прегрешении, в таком, например, как лукавство, то должна подробно признаться и в том, что ты думала совершая этот грех, и в том, каковы были твои конкретные действия. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеёшься над Христом.» (Прп. Паисий Святогорец) 1 . Хотя все сказано совершенно ясно, но все-таки приведем несколько практических примеров того, как должно на исповеди изъяснять свои прегрешения:
1) Не следует говорить: «согрешил гордостью», но конкретно объяснить, как она проявилась, например: «командовал, говорил высокомерным тоном» или «имел чувство превосходства над коллегами, якобы я более способный» и т.д.
2) Не следует говорить: «согрешил тщеславием», но, например: «хвастался», «наряжался», или «когда похвалили возникло тщеславное чувство» и т.д.
3) Не следует говорить: «ленился молиться», но определенно: «за прошедшие две недели три раза не прочел вечерние молитвы и несколько раз их сокращал».
4) Не следует говорить: «пьянством», но к примеру: «два раза напился до опьянения, и почти каждый вечер выпивал стакан сухого вина».
5) Не следует говорить: «гневался, раздражался», но «в гневе ругался на домашних» или «внутренне раздражался».
6) Не следует говорить: «обижал родителей» (обижал – это результат, а не само действие), но сказать, как было: «говорил родителям грубые слова, чем их обижал».
7) Не следует просто говорить: «согрешил блудными помыслами», но объяснить, побеждался ими или нет.
8) Не следует говорить: «маловерием», но сказать в чем это проявилось, например: «напали помыслы, что могу заболеть, они вызвали у меня чувство страха, и в результате – душевное расстройство».
9) Не следует говорить о своих состояниях или качествах, например: «у меня нет любви», но нужно объяснить, в чем это проявилось, например: «заболел близкий человек, а мое сердце осталось равнодушным, и я его даже не навестил».
10) Не следует говорить: «ленился на работе», но: «в рабочее время сидел без дела» или «работал медлительно».
Вот примерно по такому принципу необходимо объяснять все что смущало душу, чтобы духовнику все было понятно. И еще одно: преподобный Паисий добавляет: «Когда не имея каких-то серьёзных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он мне говорил: песочек, сынок, песочек. Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень» 1 . Поэтому, чтобы «песочек» не растерять, полезно каждый вечер записывать грехи в предназначенную для этого книжечку. Вообще, перед исповедью всегда желательна письменная подготовка, чтобы ничего не запамятовать, и чтобы была возможность проверить написанное. Молитвенно желаем Божией помощи в этом святом деле.
«Душеполезные поучения преподобных Оптинских Старцев», Том 1, Стр. 315.
Там же. Стр. 319-320.
«Слова», Том 3, Часть 5, Гл. 2 «Правильная исповедь».
Источник: www.optina.ru
Молитвы перед причастием
К любому таинству необходимы соответствующие приготовления. Но, большинство не знакомо с процессом и боится что-нибудь сделать неверно.
Какие молитвы следует возносить перед исповедью и причастием?
Что такое Причастие?
Причастие – таинство, призванное спасти душу и которое помогает соединиться с Богом. В церкви оно проводится во время Евхаристии, утром с 7 до 10 часов. Тогда же читается акафист Иисусу Сладчайшему.
К причастию допускают тех, кто прошел:
- крещение или принятие Бога Единым властелином, моего владыки над душой;
- исповедь – после нее человек обретает чистое сердце и может принять Божьи милости.
Причаститься могут не только взрослые, но и дети (последним, подготовка не требуется). Поступки, в которых человек раскаялся, полностью прощаются, а чистая вера позволяет освободиться и слиться со Всевышним.
Что такое Исповедь?
Исповедь не зря именуют вторым крещением, ведь после нее человек, как будто, вновь рождается. Поэтому, обряд становится одним из главных событий в жизни каждого.
Проводится он в 2 этапа: приготовления и исповедания перед священником в церкви. Молитва перед исповедью читается самостоятельно, тем самым подготавливая сердце к очищению, осознанию проступков и их принятию.
Между двумя названными таинствами имеется прямая связь, ведь они являются элементами одного стремления. Главная их задача – помочь прихожанину отпустить грехи и получить силу против искушения совершать их в будущем.
Стоит помнить, что к причастию не допускают без исповеди. Единственным исключением считаются младенцы и взрослые, принявшие накануне крещение.
Подготовка к причастию
Серьезным этапом считается внутренняя подготовка: необходимо взять под контроль эмоции, не осуждать и не сквернословить. Также следует возносить молитвы перед причастием за 3-5 суток. Но, если прихожанин ранее не приходил на службы, не знает обращений к Богородице и Ангелу Хранителю, то подготовка затянется до 7 дней.
Человека также могут благословить на недельный пост с обращением к триединому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу. Процесс называется «говение», что подразумевает духовную борьбу с повинностями и отказ от еды.
Священники также рекомендуют читать книгу пророка Исайи, священный текст 50-го псалома. В последнем, просится о прощении за свершенные ошибки:
«…очисти мя, яко беззаконие… Отврати лице Твое от грех моих… беззакония моя очисти…».
В окончании, просят о получении благосклонности от церкви (Твоим Сиона).
Подготовка к исповеди
Религиозные люди желают искупить повинности и понимают, что без раскаяния это невозможно.
Хороший ориентир дают молитвы перед исповедью, но также важна и внутренняя подготовка, когда требуется:
- сознаться в проступках, неправильном поведении и перестать оправдывать себя;
- повиниться в содеянном (хорошо помогают раскаяния Василия Великого о непослушании «Твоих повелений» и просьбе спасти душу);
- веровать в божественное милосердие;
- быть убежденным, что таинство поможет грешному и непотребному спасти душу.
Подготовка также включает в себя составление списка провинностей на бумаге. Описывать подробности не следует, лишь только самую суть.
Список отдается святому отцу, который читает молитвы слове божий. Страшные и тяжелые грехи рассказываются вслух.
Нужно ли молиться перед обрядами?
Подготовка к таинству считается обязательной, но некоторые пропускают этот важный этап. Даже при чтении обычных молитв «Господи Помилуй» и «Отче наш», к человеку приходит понимание, очищение и прощение. Он приходит на обряд подготовленным, с чистой и открытой душой.
Православные молитвы помогают подняться выше в духовном плане и изменить жизнь в лучшую сторону. Сила обращения к Богу увеличивается во время святаго общения, так как совершается через служителя.
Не пренебрегайте молитвами – они во благо вашей душе.
Молитвы перед исповедью
У людей, часто возникает путаница, какие молитвы следует читать перед исповедью. Их список широк и не переживайте, если пропустите какой-либо призыв. Главное – читать осознанно, искренне и с чистым сердцем. Все они подготавливают сознание к исповеди.
Это следующие молитвы:
- к Отцу Богу со словами «… Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом»;
- Иоанна Дамаскина, особо почитаемого в христианстве. Главное его обращение начинается словами: «Пред дверями храма Твоего предстою…»;
- Василия Великого, где высказывается благодарность Всевышнему за дары «которые Ты даровал мне» и восхваляют его имя «с Отцом и Святым Духом, ныне и присно…»;
- св. Симеона, где говорится о покаянии и спасения миру;
- прп. Симеона, где говорится об обуздании души «едину, сочетавшуюся Тебе»;
- вселенского святителя Иоанна Златоустого, который просит об обновлении духа, сердца и использовании «Твоего Тела» в посвящение.
Все обращения говорят об осознании проступков и заканчиваются взыванием «слава Тебе!». В дополнение к перечисленному списку, читаются 22, 23, вышеназванный 50-й и 115 псаломы.
Отдельной главой выделяют обращение-просьбу И.Дамаскина о причащении божественных, преславных, пречистых Тайн, которые будут каждому верующему в очищение царства и в твердый оплот. Заканчивается призыв теми же словами, что и другие: «присно и во веки веков. Аминь».
Молитвы перед причастием
Даже, если прихожанин исповедался по всем условиям, его могут не допустить к Евхаристии. Иногда, он сам не готов к таинству – тогда необходимо выполнить богоугодные дела (помощь, поклоны и т.д.). Если под рукой нет молитвенника, то разрешается читать «Аминь. Отче наш иже».
В обращении говорится о многих важных вещах, в особенности, про долги «якоже и мы оставляем». После этого, начнется приготовление к обряду – чтение канонов.
Но, делать это надо правильно: вдумчиво, в тихой комнате, не торопясь и не отвлекаясь.
Основные каноны:
- канон покаянный Иисусу Христу: собраны песни к Спасителю, помогающие смягчить душу;
- канон молебный Богородице, состоящий из самых теплых взываний: Матерь Слова, Пречистая Твоих и других. Ни одному другому народ никогда не давал столько нежных и красивых названий;
- канон покровителю Небесному, Ангелу – Хранителю, где подчеркивается роль духовного покровителя у каждого верующего.
В канонах содержится 8-9 песен: каждая песнь Христу несет человеческие чувства – надежду на прощение, сожаление о грехах, благодарность за милосердие и долготерпение.
Каноны имеют четкую структуру, пусть немного отличаются друг от друга. Надо отметить, что их поют не только перед причастием, но и во всякой скорби душевной.
Дополнительно читаются:
- 3-е обращение Симеона Метафраста, где можно встретить следующие слова: «…священныя Твоя ученики соделавый…»;
- 2-й призыв св. Иоанна Златоустого, в котором высказывается просьба направить «живот мой» (жизнь верующего) в правильное русло;
- 9-е прошение св. Иоанна Златоустого, содержащее благодарственные обращения к Спасителю: «…рабу Твоему, прегрешения и согрешения…».
Молитвы после причастия
Дальнейшее поведение прихожанина, после причастия, очень важно: нельзя повторять поступки, которые были прощены и вести разгульную жизнь.
Поддержать силу духа помогут благодарственные тексты:
- 1-й, в котором христиане благодарят Господа за их принятие: «…в просветление сердца моего… помнил милость Твою…»;
- св. Василия, где воспевается Христе Боже Мой за ниспосланные простым людям дары;
- прп. Симеона Метафраста помогает защититься от прегрешений «Владыко, прости…»;
- 4-й о ниспослании вечной жизни и прощения на судном дне: «…и кровь Твою драгоценная…».
В завершении, можно обратиться к Богородице «…спаси нас богородичен…», защитницей верующих перед Господом. Обращаться к святым желательно каждый день.
Ребенок на исповеди и причастии
Детям до 7 лет не требуется проходить подготовку – у них чистая и светлая душа. Каждый может привести в церковь ребенка для вкушения Даров Христовых. При этом, держать пост и проходить исповедь не требуется.
Но, желательно, дома подготавливать малыша:
- выучить обращение к Ангелу, если ребенку больше нравятся пения, то можно выучить часть «…егоже мя сподоби» и припев «Пресвятая Богородице, спаси нас»;
- приучить к церковным правилам, но делать это необходимо мягко, чтобы не вызывать у малыша неприятие.
Детям постарше и подросткам следует проводить беседы, вместе разбирать молитвы «…множества беззаконий моих, буди ми спаситель, и по щедротам Твоим…» и объяснять непонятные слова.
Источник: vanguem.ru