Знакомые многим людям с детства некоторые хорошо известные русские пословицы и поговорки, оказывается, длиннее и некоторые имеют совсем другой смысл, к коиму в первоначальном их значении мы все привыкли. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими, а имели своё продолжение, вернее окончания. Устное народное творчество очень редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, а могло и добавиться, преобразоваться. Иногда их значение меняли через века наши современники.
Если же прочитать полные версии таких пословиц или поговорок, то смысл их может полностью поменяться. Представляем их вашему вниманию — с концовкой.
Д ва сапога — пара, да оба левые.
Бедность – не порок, а гораздо хуже.
Попал пальцем в небо, в самую серёдку.
Колокольный звон не молитва, а крик не беседа.
Бережёного Бог бережёт, а казака сабля стережёт.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Кровь людская не водица 1960 цветной
В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду.
Везёт как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
Век живи — век учись жить.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остёр как топор.
Голод не тётка, пирожка не поднесёт.
Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко .
Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
Дело мастера боится, а иной мастер дела.
Делу время, и потехе час.
Денег куры не клюют и собаки не едят. (о богатом)
Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Живём, хлеб жуём, а иногда и подсаливаем.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
И делу время, и потехе час.
Или пан или пропал: два раза не умирать.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
Кровь людская — не водица, проливать не годится.
Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Курочка по зёрнышку клюет, а весь двор в помёте.
Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
Маленький — да удаленький, а большой — да худой.
Молодые бранятся – только тешатся, а старики бранятся – бесятся.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
при использовании материалов сайта, не забывайте ставить ссылку.
Не всё коту масленица, будет и Великий пост.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
«Кровь людская — не водица»: Как относиться к погибшим по-библейски — отец Андрей Ткачёв
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьёт.
Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся — не успевает.
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому её, окаянную, делать-то и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука руку моет, да обе свербят.
Бабушка гадала, да надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
Сваливать с больной головы на здоровую не накладно.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт.
Собаку съели, хвостом подавились.
Старость — не радость, похороны — не свадьба.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Хлеб на стол – так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.
Чем чёрт не шутит, пока Бог спит!
Первый звон – чертям разгон; другой звон – перекстись; третий звон – облокись.
Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Вольному — воля, ходячему — путь, лежачему — кнут.
«Я» — последняя буква в алфавите, да «Аз» — первая. («аз» — первая буква русского церковно-славянского алфавита )
Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Содержание страницы: полные версии некоторых известных сокращенных русских пословиц и поговорок, т.е. их полное прочтение — с концовкой.
Источник: www.poslovitza.ru
Украинские пословицы в стихах
Оцифрованы ближайшие по смыслу русские пословицы. Далее украинская пословица и авторский стихотворный перевод. Переводились только рифмованные украинские пословицы. Число украинских пословиц дословно совпадающих с русскими пословицами весьма велико, таких примеров значительно больше, чем в паре языков «белорусский — русский». Автор сознательно не брал к переводу языковых украинско-русских «близнецов», и сохранил несколько таких пар только для примера.
1. Бабка надвое сказала
Надвоє баба ворожила: або вмре, або буде жива.
Бабка долго ворожила:
Или смерть – иль будем живы.
2. Беда не приходит одна
Біда одна не ходить, а з собою ще й горе водить.
Знай – Беда одна не ходит –
А с собою Горе водит!
3. Без дела жить — только небо коптить
Без діла псується сила.
Сижу без дела –
Ослабло тело.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Без труда нема плода.
Без трудов
Нет плодов.
4. Будет и на нашей улице праздник
Діждусь і я тієї години, коли будуть по шагу дині.
Дождусь и я той годыни (года),
Когда будут по шагу дыни.
5. Велика Федора, да дура
Високий до неба, а дурний, як треба.
Высокий — до неба,
А дурень как треба.
6. Волка ноги кормят
Затим вовк не линяє, що в кошару часто никає.
Волк тогда линяет реже,
Когда овец в кошаре режет.
7. В семье не без урода
Нема роду без вироду.
Нет рода
Без урода.
8. Всяк кулик свое болото хвалит
Всяк кулик до свого болота звик.
Всякий Кулик
В родном болоте привык.
9. Всяк молодец на свой образец
У всякого Мусія своя затія.
У любого Матвея –
Своя затея.
10. Всяк по-своему с ума сходит
У всякої Пашки свої замашки.
У каждой Пашки –
Свои замашки.
11. В чужой монастырь со своим уставом не ходят
Що город, то й норов.
Каков город,
Таков и норов.
У всякім подвір’ї свої повір’я.
У каждого двора
Свои повара.
12. Где тонко, там и рвется
Де тонко, там і рветься, де благе, там і дереться.
Где тонко – там порвется,
Где крепко – раздерется.
13. Говорят, что кур доят
Буває, що й теля вовка хапає.
Бывает,
Что и теленок волка поймает.
14. Голь на выдумку хитра
Навчить біда ворожити, як нема що в рот вложити.
Научит беда ворожить,
Коль нечего в рот положить.
15. Голод не тетка, пирожка не сунет
Голодній курці просо на думці.
Голодной курице
О просе думается.
Голодній кумі хліб на умі.
Голодной куме –
Хлеб на уме.
16. Горбатого могила исправит
Якого уродила ненька, такого прийме й земелька.
Кого уродила отчизна,
Тому и справится тризна.
17. Два сапога — пара
Зустрівся Яким з таким.
Повстречался Яким
С таким.
18. Делу — время, потехе час
Добре діло утіха, коли ділу не поміха.
Хорошее дело утеха –
Если делам не помеха.
Коли почав орати, то в сопілку не грати.
Если начал пахать –
Неча в дудку играть.
19. Деньги к деньгам
За багачем сам чорт з калачем.
За богачем
Сам черт с калачем.
20. Для милого дружка и сережка из ушка
Для бажаного друга і коня з плуга.
Для желанного друга –
И лошадь из плуга.
21. Долг платежем красен
Що винен — оддати повинен.
В чем винен –
Отдать повинен.
Умівши брати, умій і віддати.
Умеешь брать –
Умей и отдать.
22. Дураков не сеют, не пашут, они сами родятся
Дурань не родзіцца, а сам знаходзіцца.
Дурень не родится,
А сам находится.
23. Дурная голова ногам покоя не дает
За дурною головою і ногам нема покою.
С дурной головою
И ногам нет покою.
24. Если ба, да кабы, да росли во рту грибы
Ех, якби та якби та виросли на голові гриби, то був би город.
Если бы, да если бы,
На голове росли грибы,
То был бы город.
25. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь
Піймав карася за порося.
Поймал карася
Заместо порося.
26. За одного битого двух не битых дают
За битого двох небитих дають, та й то не беруть.
За битого двух небитых дают,
Да и то не берут.
27. И у стен есть уши
У тім річ, що в хаті піч.
О том и речь,
Что в хате печь.
28. И хочется, и колется
Ой, мамо, хочу їсти, та боюся в погріб лізти.
Ой, мама, хочу есть,
Да боюсь я в погреб лезть.
29. Как аукнется, так и откликнется
Який голос, такий і відголос.
Какой привет,
Такой и ответ.
30. Как волка не корми, он все в лес смотрит
Вовка в плуг, а він к чорту в луг.
Волка в плуг,
А он к черту в луг.
31. Как постелешь, так и поспишь
Сип коневі мішком — не ходитимеш пішком.
Задашь коню овса мешком,
Не пойдешь потом пешком.
32. Каков поп, таков и приход
Зробив дядя, на себе глядя.
Сделал дядя,
На себя глядя.
33. Каков поп, таков и приход
На Миколи та й ніколи.
На Николая,
А точно не знаю.
34. Кого люблю — того и бью
Кого люблю, того й б’ю.
Кого люблю,
Того и бью.
35. Конец — делу венец
Кінець — пішла баба в танець.
Конец – всему венец,
Пошла баба в танец.
36. Копейка рубль бережет
Хто щадить гріш — має з гаком більш.
Сберегаешь гроши –
Получишь много больше.
37. Кровь людская не водица
Кров — не водиця, проливати не годиться.
Кровь не водица,
Проливать не годится.
38. Кто в лес, кто по дрова
Хто в ліс, а хто по дрова поліз.
Кто в лес,
А кто по дрова полез.
Хто в луг, а хто и плуг.
Кто в луг,
А кто и в плуг.
Хто до лісу, а хто до біса.
Кто до леса,
А кто до беса.
39. Кто рано встает — тому Бог подает
Хто рано встає, тому бог дає.
Кто рано встает,
Тому Бог и дает.
40. Кто старое помянет — тому глаз вон
Хто давне пом’яне, той лиха не мине.
Кто давнее помянет,
Того беда достанет.
41. Куй железо, пока горячо
Коваль, клепле, поки тепле.
Кузнец бъет и клепает,
Покуда лист не остывает.
42. Моя хата с краю — ничего не знаю
Моя хата скраю — нічого не знаю.
Моя хата с краю,
Ничего не знаю.
43. Мягко стелет, да жестко спать
Тіло обіймає, а душу виймає.
Тело обнимает,
А душу вынимает.
44. Нашему Ивану нигде нет талану
Бідному Савці нема долі ні на печі, ні на лавці.
Бедному Савке
Нет удачи ни на печке,
Ни на лавке.
45. На безрыбье, и рак рыба
Де не маєш співця — послухаєш горобця.
Нет соловья,
Слушай воробья.
46. На Бога надейся, а сам не плошай
На бога надія й на кума Матія.
Всевышний поможет,
Да кум мой Сережа.
47. На чужой каравай рот не разевай
Не сунь носа до чужого проса.
Не сунь носа
До чужого проса.
48. Не буди лихо, пока оно тихо
Не чiпай лихо, доки воно тихе.
Не цепляй лиха,
Пока оно тихо.
49. Обещанного три года ждут
Чекай, собачко, здохне конячка, матимеш м’ясо.
Жди собака,
Сдохнет коняка,
Получишь мясо.
50. Одна женщина — баба, две бабы — базар, три — ярмарка
Де баб сім, там торг зовсім.
Где баб семь,
Там торг совсем.
51. Одним миром мазаны
Той же Савка, та на других санках.
Тот же Санька,
Да на других санках.
52. Нечя на зеркало пенять, коль рожа крива
Не бачить сова, яка сама.
Не знает сова,
Какая сама.
53. Повадился кувшин по воду ходить
Занадився звір до скотини — попробує рогатини.
Повадился зверь до скотины –
Испробует дубины.
54. Повинную голову меч не сечет
Як признався — розквитався.
Как признался –
Расквитался.
55. Пока солнце взойдет — роса очи выест
Поки бабуся спече книші, в дідуся не буде душі.
Пока бабуся спечет кныши,
У дедуси не будет души.
56. Посади свинью за стол — она и ноги на стол
Посади свиню за стіл, то вона й ноги на стіл.
Посади свинью за стол,
Она и ноги на стол.
57. Поспешишь — людей насмешишь
Зроблено спішно, тому вийшло смішно.
Сделано спешно,
Вышло потешно.
58. Рыбак рыбака видит издалека
Свій свояка вгадає здалека.
Свой свояка,
Видит издалека.
59. Сам кашу заварил — сам и расхлебывай
Пий сама, мила, коли таке заварила.
Пей сама, милка,
Плоха горилка.
59. Сапожник — без сапог
Золото миєм, а голодні виєм.
Золото моем,
От голода воем.
60. Сказано, сделано
Сказано, як зав‘язано.
Сказано,
Как завязано.
61. С кем поведешься, от того и наберешься
З ким поведешся, від того наберешся.
С кем поведешься,
От того и наберешься.
62. Слышал звон, да не знает где он
Чує дзвін, та не знає, де він.
Слышит звон,
Да не знает, где он.
63. С милым рай и в шалаше
Хоч хліб з водою, аби, милий, з тобою.
Хоть хлеб с водою,
Лишь бы милый с тобою.
64. Собака лает, ветер носит
Пес бреше, дощ чеше, а вітер далі несе.
Пес брешет,
Дождь чешет,
А ветер далее несет.
65. У страха глаза велики
Хто боїться, тому в очах двоїться.
Кто боится,
У того в глазах двоится.
66. Федот, да не тот
Усім козак, та чуб не так.
Ну, всем казак,
Да чуб не так.
67. Хорошо смеется тот, кто смеется последним
Хто звечора плаче, той уранці скаче.
Кто вечером плачет,
Тот утром скачет.
68. Хочешь есть калачи — не лежи на печи
Хочеш їсти калачі — не сиди на печі
Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи.
69. Чем богаты — тем и рады
Чим багаті, тим і раді.
Чем богаты,
Тем и рады.
70. Черного кобеля не отмоешь добела
Оправ його хоч у рами, а він усе такий самий.
Оправь его хоть в рамы,
А он тот же самый.
71. Щи да каша — пища наша
Хліб та вода — козацька їда.
Хлеб да вода,
Казацкая еда.
Борщ та капуста — хата не пуста.
Борщ да капуста,
И в хате не пусто.
72. Что с возу упало — то пропало
Який батько, такий син — викрали з бочки сир.
Какой батька, такой сын,
Выкрали из бочки сыр.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru
Кровь людская не водица!
Древняя славянская пословица «Кровь людская – не водица», сохраняя свой этимологический смысл, пережила и переживает различные оттенки своего значения, приобретая черты различных эпох. Больше всего приблизил пословицу к современному пониманию знаменитый украинский писатель и общественный деятель Михаил Афанасьевич Стельмах, создав свою трилогию: «Большая родня» (1950), «Кровь людская — не водица» (1957), «Хлеб и соль» (1959).
Писатель-гуманист, помня историю своей страны и как бы забегая наперёд, отражает в своих произведениях весь ужас суровой действительности, когда родной брат убивает брата только за его другие взгляды. Страшная гражданская война разрушает всё общечеловеческое… война среди граждан одной страны и в то же время людей-врагов, которые каждый по-своему любит свою родину. Честные люди, которые не сумели разобраться в сложных обстоятельствах или по принуждению, поддавшись демагогическим лозунгам преследующих свои личные интересы врагов Украины, взялись за оружие и стали жертвами братоубийственной войны.
Михаил Стельмах, будучи правдолюбом и жизнелюбом, в своей жизни и общественной деятельности подчёркивал, что в наше кровавое время не удивишь смертью и уничтожением людей. Придавая новый смысл выражению «Кровь людская – не водица», Стельмах был активным участником международного движения сторонников мира, проповедуя победу добра над злом.
Работая в Украинском Комитете Защиты Мира, я тесно сотрудничал с Михаилом Афанасьевичем. Он поддержал идею проведения в октябре 1973 года в Москве Всемирного Конгресса миролюбивых сил. Будучи делегатом Конгресса, Стельмах попросил меня помочь ему в организации дружеской встречи в гостинице Москва писателей-делегатов Конгресса Украины и России.
Он председательствовал на затянувшейся до утра встрече, и его не смутило даже то, что ресторан предложил ему доплатить солидную сумму к выделенным организаторами Конгресса средствам.
Я подробно остановился на авторе романа «Кровь людская – не водица», чтобы глубже понять место и роль современной творческой интеллигенции Украины и России в предотвращении тех кровавых событий, которые захлестнули мою малую родину и лишили жизни тысяч наших земляков, включая малых детей, беспомощных стариков и женщин. Событий, которые изгнали из родного дома более миллиона беженцев. И не только изгнали, а лишили их крова, больниц и православных храмов, школ и памятников культуры.
При этом припоминается, как в молодые годы мы восхищались инициативой известных интеллектуалов того времени английского философа и общественного деятеля Бертрана Рассела и французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Жана-Поля Сартра по созданию общественного неофициального Трибунала по расследованию военных преступлении США во Вьетнаме.
Решения Трибунала не имели юридической силы, но оказали большое влияние на мировое общественное мнение, поскольку квалифицировали действия США в целом как преступления против человечества (согласно статье 6 Нюрнбергского Статута). Злодеяния укронацизма на Юго-Востоке Украины — бомбёжки гражданских целей и гражданского населения, применение вооружения и оружия, запрещённого законами войны, геноцид против мирного населения и взятие заложников — ничем не отличаются от преступлений его американских учителей и покровителей во Вьетнаме.
Сожалею, что современные интеллектуалы, художники и звёзды культуры проявляют то ли беспомощность, то ли им не достаёт инициативы, чтобы учредить, наподобие Трибуналу Рассела, народный трибунал по Украине, который бы от имени общественности перед всем миром разоблачил военных преступников, захвативших власть в Киеве.
С кем вы, мастера культуры?
Надо отдать должное творческой интеллигенции Москвы, которая обратилась с открытым письмом к интеллигенции Украины, призвав её проявить свою мудрость и благоразумие, проявить свою гражданскую позицию и использовать своё влияние, чтобы «Остановить братоубийственную гражданскую войну, остановить уничтожение мирного населения, остановить разрушение городов и сёл, остановить геноцид своего народа». Я знаком со многими представителями творческой интеллигенции как России, так и Украины.
К сожалению, как с украинской, так и с российской стороны находятся и такие, кто занимает или нейтральные позиции, т.е спокойно наблюдает как льётся кровь, или потворствует преступникам. Благодарю Бога за то, что он не допустил, чтобы подлинные мастера культуры поддержали или сочувствовали тем, кто, считая себя «популярными среди населения», поощряли убийц, выходили с бандеровскими флагами на улицы Москвы, выступали со слащавыми песенками перед карателями или посылали заискивающие «мессиджи» американцам и их ставленникам в Киеве.
Ни персонажи, оккупировавшие властные кабинеты в Киеве, ни их покровители в Вашингтоне или Европейских столицах не хотят признавать, что на Украине идёт кровопролитная гражданская война, что на площадях и улицах погрузившегося во мрак, отрезанного от всего мира, обезвоженного Луганска проливаются реки крови.
Хочу процитировать только некоторые сообщения пресс-службы Луганского городского совета, которые звучат как сводки с фронта: «В областном центре продолжают гибнуть мирные жители. За время обострения ситуации луганчане потеряли 102 человека. В результате непрекращающихся обстрелов города за один день погибло 5 мирных жителей. Огнестрельные ранения и травмы получили 9 луганчан, в том числе 1 ребенок.
Луганск полностью обесточен – отсутствует энергоснабжение, водоснабжение, мобильная и городская связь. За минувшие сутки «скорой помощью» осуществлено 67 выездов. Из-за попадания снарядов произошло несколько пожаров, в частности: ул. Линева («Эпицентр»), 2-ой Железнодорожный переулок, 5, Меловской проезд, 7, ул. Ватутина, 3б (подвал дома), ул. Молодой Гвардии, 12 а, 18-ая Линия, 47, ул.
Новопромышленная, 3, ул. Лесопарковая, 46…».
Точных данных о погибших, как со стороны ополчения и мирных жителей, так и со стороны украинских солдат, нигде нет. У каждого своя кровавая статистика. По данным ООН, начиная с середины апреля 2014 года по май 2015 года, 6243 человека были отмечены как погибшие и 15615 — ранены в зоне конфликта на востоке Украины. Сколько погибло бойцов украинской армии — вообще тайна за семью печатями.
Но свою статистику жертв в украинской армии ведут и ополченцы. По их данным, общие потери украинских силовиков на Донбассе со 2 мая по 27 июля 2014 года составили 12 тысяч 615 человек, из них 7401 человек — убитых и раненых, 14 — пленных и 5200 — дезертиров.
Не знаю – верить или не верить этой печальной статистике. Но бесспорно одно – погибают не какие-там инопланетяне, а кровные братья, независимо от того, на какой стороне баррикад они находятся. Самое обидное то, что все они по-своему любят свою родину, а кровь проливают по наущению и указанию тех, кому эта родина совсем не дорога. Это они здесь – пришельцы — инопланетяне.
Они – существа другой национальности и веры. Это они жаждут нашей крови. А, как известно, кровь людская – не водица. И она неизбежно иссякнет, превратившись в огненный океан ненависти и победы.
Источник: proza.ru