Как говорят об очень дальних родственниках

Этот кисель повсюду! И в произведениях русской литературы, и в голове, когда речь заходит о дальних родственниках. Людей, с которыми связывает малая степень кровного родства, принято величать седьмой водой на киселе. А также тех, с кем факт родства вообще вызывает сомнение.

Картина Н. П. Богданова-Бельского

Учтите, что седьмой вода названа здесь условно. Есть варианты с «десятой» и даже «девятой» водой: числительное в этом выражении имеет обобщённо-символическое значение. Не столь важно, какая она по счёту. Главное, что не первая, не вторая, а какая-то очень от нас далёкая.

Почему же так говорят? Есть две версии происхождения фразеологизма, и обе связаны с киселём (логично).

Версия первая

Согласно первой версии, выражение связано с технологией приготовления киселя. Чтобы получить необходимый для него крахмал, растёртый картофель несколько раз промывали водой, а потом ждали, когда выпадет осадок.

И как вы понимаете, при каждой следующей попытке крахмала в воде становилось всё меньше, количество осадка уменьшалось. Что при должной фантазии напоминало уменьшение степени родства в зависимости от дальности родственных связей.

5 вопросов от родственников, после которых лучше не общаться

Картина И. С. Куликова

Но мне более логичной кажется вторая версия.

Версия вторая

Вторая версия относится к уже сваренному напитку. Когда готовый кисель стоит слишком долго, на его поверхности появляется вода. Первый такой слой воды ещё хоть чем-то будет напоминать кисель, а вот слой, возникший на длительно стоявшем киселе седьмой раз, ничего общего с напитком не имеет.

Если говорить образно, «седьмая вода» — очень далёкий родственник киселя. Найти между ними сходство практически невозможно. И это наглядно иллюстрирует крайне отдалённое родство людей, приходящихся друг другу седьмой водой на киселе . А какая версия ближе вам? Может, у вас есть своя?

Спасибо за лайк и подписку: это очень важно для развития канала . Другие факты о происхождении слов ищите по тегу #бр_этимология (нажмите на него).

Источник: dzen.ru

Чертова дюжина

Чертова дюжина По-английски 13 часто еще называют «дюжина булочника». Происхождение этого названия связано с тем, что в Средние века булочники, боясь действовавших в то время суровых наказаний за обман покупателей (вплоть до отсечения руки), обычно добавляли лишнюю булочку к каждой дюжине, чтобы случайно не ошибиться.
Во многих европейских городах нет домов, этажей, квартир под номером 13. Эту цифру пропускают при нумерации кресел в самолетах и автобусах, в зрительных залах и вагонах поездов. Вы не увидите этот ужасный номер и над дверью больничной палаты… А почему?
Это совсем не шутка и не пустое суеверие. Например, в таком солидном издании, как «Британский медицинский журнал», не раз отмечалось, что по пятницам, а в особенности 13-го числа, хирурги стараются не назначать плановых операций, поскольку знают – риск неудачи в этот день возрастает вдвое! Это уникальное явление практически не изучено официальной медициной, но оно существует.

Что делать, если тяжело общаться с родственниками?


Кстати, мнение, что в подобные предрассудки верят исключительно люди простого происхождения, несовсем верно. Даже гении часто боялись этого дня. Гете, например, старался проводить этот день в постели. Наполеон не вел сражений, а Бисмарк не подписывал никаких документов. Писатель Габриеле Д’ Аннунцио в 1913 году датировал все свои письма 1912+1.

А композитор Шёнберг, сам родившийся 13-го, в пятницу, весь день 13 июля 1951 года провел под одеялом, трясясь от страха. За пятнадцать минут до полуночи жена сказала ему, что бояться осталось немного. Но закончилось все еще раньше: Шёнберг с трудом поднял голову, выдавил из себя слово «гармония» и скончался. Время смерти – 23.47, без 13 минут полночь.
Количество подобных примеров неиссякаемо. Многие и сегодня верят в несчастливый день и подкрепляют эту веру неопровержимыми фактами. Германский клуб автолюбителей не так давно опубликовал собственные данные многолетнего учета дорожных происшествий. Можно объяснять это чем угодно и подвергать сомнению, но по данным немецких «гаишников», в каждую «черную пятницу» количество дорожно-транспортных происшествий возрастает почти на 60%!
Если поинтересоваться мнением полицейских других подразделений, они точно скажут, что по пятницам случается больше краж, ограблений и убийств, чем в другие дни недели, а в «черные пятницы» число криминальных деяний возрастает еще больше. Значительно увеличивается и число самоубийств и авиакатастроф.
Причем иррациональный страх перед пятницей и числом 13 – международный. Мусульмане считают пятницу самым неподходящим днем для начала любого путешествия. Этого золотого правила и по сей день предпочитают придерживаться большинство западных туристических фирм: они никогда не отправляют туристов в поездки и круизы по пятницам, а уж 13-го числа – тем более.
Но не все поголовно трепещут перед наступлением « черного дня». Советский поэт Марк Лисянский, например, написал такое замечательное стихотворение:
Как для кого, а для меня тринадцать

Везучее и щедрое число.

В приметы я не верю, но признаться,

С числом тринадцать мне всегда везло.

Начну с того, что стал я человеком,

По данным моего календаря,

В тринадцатом году,

В начале века, 13-го января.

В тринадцать лет влюбился я впервые

В учительницу первую мою.

Я был счастливцем в этом трудном мире,

Спал на траве, из речек воду пил.

Я в детстве жил в тринадцатой квартире,

В тринадцатую школу я ходил.

Из обжитого солнечного рая

В кромешный ад я не однажды лез.

Я умирал двенадцатого мая,

Тринадцатого мая я воскрес.

На мне друзья счастливая сорочка,

Везучее число приди скорей!

Жаль у меня всего одна лишь дочка,

А надо бы тринадцать дочерей.

И жизнь одна. И надобно дружить с ней,

И за весною праздновать весну.

А хорошо б иметь тринадцать жизней,

Благодарю покамест за одну!
Есть и те, кто протестует против этой приметы. Корабль назывался «Пятница», поскольку вопреки всем суевериям он был заложен в одноименный день. Капитаном этой посудины назначили человека по имени Пятницер.

Читайте также:  Увидел девушку и влюбился что делать

Все это британское адмиралтейство сделало с единственной целью – продемонстрировать нелепость и вздорность прочно укоренившегося в королевских ВМС суеверия, согласно которому пятница — несчастливый день для моряка. В пятницу «Пятница» вышла в испытательное плавание и бесследно исчезла вместе с Пятницером и всей командой. Как в воду канула.
Еще в конце позапрошлого века в Лондоне был организован «Клуб 13», члены которого решили бороться с глупыми суевериями. 13 января 1894 года они собрались за 13 столами по 13 человек за каждым в большом ресторане, в зале № 13. Для полного счастья не хватило все же одного человека – 13-го за одним столом. Вскоре доставили записку с извинениями: «В последний момент меня покинуло мужество», — писал мистер Джордж Р. Симс. Так провалилась первая попытка побороть «черное» число.
Бросить вызов «черным пятницам» и прочим символам несчастий смельчаки пытаются и сегодня. В штате Филадельфия несколько весьма состоятельных людей твердо решили показать, что они далеки от предрассудков и суеверий. Они объединились в клуб, который с иронией назвали «Пятница, 13-е». Каждое 13 число месяца тринадцать человек собираются в 13 номере местной гостиницы, искушая судьбу и бросая ей вызов. В эти дни устраиваются пышные обеды, а потом все с упоением совершают разные безрассудства – вдребезги разбивают зеркала, раскрывают в комнатах зонты (это считается плохой приметой), пригоршнями рассыпают соль, выпускают из клеток черных котов и совершают тому подобные безумства.
Кстати, у многих народов существует поверье – «по тринадцать за одним столом не собираться», ибо один из них в таком случае до конца года покинет этот бренный мир. В русском варианте это нашло отражение в пословице: «Тринадцатый гость под стол». Существовала даже профессия «четырнадцатого гостя», которого приглашали на встречу специально, чтобы избежать несчастливого числа.
Откуда же взялась вера в фатальность пятницы и числа 13?

Существует мнение, что «дискриминация» уходит корнями в Священное Писание. Одно из популярных объяснений дает тайная вечеря, тринадцатым членом которой был предатель Иуда. Многие христиане утверждают, что Христа распяли именно 13-го числа. Некоторые библеисты полагают, что Ева соблазнила Адама отведать запретный плод в пятницу.

И, наконец, считается, что Каин убил Авеля как раз в пятницу, 13-го. В Древнем Риме колдуньи собирались группами по 12 человек. Считалось, что 13-м является дьявол. Еще одна версия идет из Средневековья: якобы 12 ведьм вместе с Сатаной устраивали шабаши. До сих пор ищут объяснение этому феномену современные ученые.

Томас Фенслер, математик из Университета Делавера, пришел к выводу, что негативная репутация числа 13 связана с его положением после 12. Дело в том, что специалисты по нумерологии считают 12 поистине совершенным числом. В году 12 месяцев, есть 12 знаков зодиака, 12 богов на Олимпе, 12 подвигов Геракла, 12 племен Израиля и 12 учеников Христа… Число 13 нарушает это совершенство.

Ученый считает также, что боязнь 13-го идет и от скандинавского мифа о 12 богах, пировавших на Валгалле. К ним присоединился 13-й незваный гость – зловредный Локи. Оказавшись на пиру, он сделал так, чтобы слепой бог темноты Ходер убил стрелой бога радости Балдера Красивого. Балдер умер, и стало темно на всей земле.
Впрочем, нет такой точной исторической даты, которую бы официально идентифицировали бы как происхождение суеверия. Существует много версий о происхождении этого понятия. Например, такая. Пятница, 13 октября 1066 был последний день господства саксонского короля Гарольда ;;. В этот день Уильям предложил Гарольду уступить корону, но Гарольд отклонил предложение.

Битва при Гастингсе произошла на следующий день. Гарольд был убит, а Уильям взял под свой контроль Англию.
Или такая версия, озвученная, например, в «Коде да Винчи» Дэна Брауна. Утверждают, что король Филипп ;V Красивый арестовал и казнил большинство рыцарей тамплиеров. Их арест был организован в один день, и день этот был пятница, 13 октября 1307 года. Это событие и дало начало легенде о несчастливой пятнице,13-го.
Некоторые независимые эксперты, занимающиеся изучением аномальных явлений, считают, что человечество не зря издревле опасалась определенных дней недели. Дело в том, что календари в своей глубинной сути отражают не только отсчет времени, но и несут в себе определенную информацию о цикличности так называемых «пиков напряжения» незримых сил во вселенной, которые неразрывно связаны с ноосферой Земли. Еще легендарный гадатель Спуринна призывал Цезаря опасаться определенных дней. Возможно, послушайся он и не появись тогда в сенате, напряжение спало бы, и заговор против него рассыпался сам собой, поскольку миновал бы пик напряжения отрицательной энергетики.
Страх перед «чертовой дюжиной» — достаточно распространенное явление. Он даже внесен в классификацию неврозов под названием трискадекафобия (боязнь числа 13). По некоторым оценкам, только в США за один такой день экономика несет ущерб в 800-900 миллионов долларов – за счет отмененных полетов и несовершенных сделок. Боязнью пятницы , 13-го, в США страдают от 17 до 21 миллиона человек.

Симптомы болезни – от среднего беспокойства до крупномасштабной паники, заставляющих людей иной раз полностью менять свое деловое решение, расписание или вообще отказываться от работы в этот день. Практическое лекарство от боязни 13-го очень простое – сосредоточиться на приятных вещах, которые иногда происходят в этот день, и не зацикливаться на неудачах. Фольклор разных народов предлагает другие лекарства: забраться на вершину горы или небоскреба и сжечь там все свои дырявые носки. Или, стоя на голове, съесть кусок хряща. Как поступить вам – выбирайте сами.
Конкурс: «Числа в литературе и искусстве»
Вспомните художественные произведения, кино и мультфильмы, в названиях которых фигурируют числа (ограничимся числами от 1 до 13). Конкурс можно проводить в виде аукциона – побеждает тот, кто назовет произведение последним.

Читайте также:  Как работать тайным покупателем

«Старик-годовик», «Как один мужик двух генералов прокормил» (М. Салтыков-Щедрин), «Два клена», «Два брата» (И. Шварц), «Два мороза», «Две ящерки» (Бажов), «Две лягушки» (Л. Пантелеев), «Два капитана» (В. Каверин). «Три поросенка», «Три медведя» (Л.

Толстой), «Тайна третьей пленеты», «Вокруг света за три часа» (Кир Булычев), «Три толстяка» (Ю. Олеша), «Три мушкетера» (А. Дюма), «Три орешка для Золушки», картина «Три богатыря» (Васнецов), «Пятеро из одного стручка» (Андерсен), «Девочка-семилеточка», «Семь Семенов – Семь Симеонов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик» (В.

Катаев), «Семь подземных королей» (А Волков). Американский фильм «Великолепная семерка». Фильм «Семь нянек» (Р. Быков), «Двенадцать месяцев» (С. Маршак), «Двенадцать подвигов Геракла» (А.Кун), «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф.

Искандер).
Конкурс: «Сила слова»

Часто в речи нам на помощь приходят числа, которые делают наш язык более образным и выразительным. Многие из них входят в состав устойчивых словосочетаний. Проверьте, все ли из них вы понимаете.
1. Нулевой вариант

а) видимость решения. б) неразумный выход. в) разыгранное отступление.г) непродуманный ход действий.
2. Первая перчатка

а) выпускник. б) лучший боксер. в) высокое качество. г) задира.
3. Два Аякса

а) две стороны медали. б) причина и следствие. в) близнецы. г) друзья.
4. Третий глаз

а) телевидение. б) монокль. в) камера слежения. г) телепатия.
5. Четвертая власть

а) пресса. б) слухи. в) правоохранительные органы. г) армия.
6. Пятая колонна

а) архитектурное излишество. б) агенты врага. в) тыловой обоз. г) мародеры.
7. Книга за семью печатями

а) великая тайна. б) большая редкость. в) государственная тайна г) бесценный клад.
8. Восьмое чудо света

а) пирамида Хеопса. б) нечто удивительное, построенное в наше время. в) великая китайская стена.
Игра: «Как об этом говорят?»

Игра основана на знании пословиц и поговорок. Ведущий обращается к каждому игроку с вопросом, в котором дается вольный пересказ устойчивого фразеологического оборота. Игрок должен догадаться, о какой пословице или поговорке идет речь. Побеждает тот, кто даст больше всех правильных ответов. (Подсказкой служит число семь.)
Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе).
Как говорят о том, кто испытывает высшую степень радости,блаженства, счастья? (Он на седьмом небе).
Как говорят о том, кто усердно трудится? (Он работает до седьмого пота).
Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе).
Как говорят о ребенке, оставшемся без присмотра при обилии взрослых? (У семи нянек дитя без глаза).
Как говорят о провинившемся человеке, который копит неприятности, рассчитывая решить проблему одним махом? (Семь бед один ответ).
Как говорят об очень осторожном человеке, который хочет заранее просчитать все возможные варианты? (Семь раз отмерит, один отрежет).
Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу).
Как говорят о многодетной семье, в которой только один кормилец? (Семеро с ложкой, а один с сошкой).
Как говорят о том, что трудно достигнуть какой-то высоты, и как легко с неё сорваться? (В гору-то семеро тащат, а с горы один столкнет).
Как говорят о том, кто отправился в дальний путь за сомнительным результатом? (За семь верст кисель хлебать ходил).
Литература:

Багаев Е. Тройка, семерка, чертова дюжина: о некоторых числовых суевериях / Е. Багаев // Сельская новь. — 1999. – № 2. – С. 40.
Багаев Е. Не числом, а уменьем / Е. Багаев // Наука и жизнь. – 1998. — № 5. – С. 138 — 142.
Завгородняя Т. Черный день всех времен и народов / Т. Завгородняя // Крестьянка. – 2008. — № 12. – С. 130 – 133.
От ужаса до обожания // Уральский рабочий. – 2009. – 13 февр. – С.6.
Мезенцев В. Числовая эквилибристика / В. Мезенцев // Мезенцев В. Чудеса: Популярная энциклопедия: Т. 2. Кн. 3. Природа и человек; Кн. 4. В мире иллюзий. – Алма — Ата, 1990.– С. 168 -174.
Супруненко Ю. П. Только не в пятницу! / Ю. П. Супруненко // Свет. Природа и человек. –2003. — № 10. – С. 68 — 69.

Источник: stihi.ru

Как говорят об очень дальних родственниках

Фото: Василий Максимов. Лихая свекровь, 1893 г.

В День семьи, любви и верности поговорим о терминах родства в русском языке. Тема эта актуальна, поскольку сейчас, наверное, только старшее поколение понимает, чем шурин от деверя отличается, а золовка от ятровки.

В народе говорят: Зять любит взять, тесть любить честь, а шурин глаза щурит. Довольно тонко подмечено. Зятю, конечно, нравится, когда его любят, одаривают, привечают, угощают. Тестю в силу возраста нравится уважительное к нему отношение. Неясно только, почему щурится шурин? Хитрый какой-то родственник.

Помните, как в песне у Высоцкого: «Послушай, Зин, не трогай шурина! Какой ни есть, а он родня…». Шурин – это брат жены, а брат мужа – деверь. И вся мужская часть семьи, как правило, легко находит общий язык, чего не скажешь о женской.

Про золовку, сестру мужа, в русском языке есть не очень приятные поговорки: золовка – злая головка, золовка – змеиная головка, хитра золовка на уловки. Эти характеристики можно услышать из уст невестки, только что пришедшей в семью, робкой на первых порах. А золовка-колотовка там уже всё знает и, видимо, легко манипулирует домочадцами. Почему колотовка?

Нет, не потому, что колотит бедную невестку. Колотовка (она же мутовка) – слово многозначное. В толковых словарях можно прочитать, что это и водяная мельница с поперечными лопастями, и деревянная лопаточка для взбивания, смешивания, и злая сварливая баба. Отсюда и одно из значений глагола колотовничать – шуметь, сплетничать, ссорить людей, браниться, говорить наперекор.

Если у мужниного брата, деверя, есть жена, то это ятровка, ятровь. Созвучно со свекровка, свекровь. И тут мы подбираемся к главной семейной оппозиции: свекровь – невестка. Судя по нашим пословицам и поговоркам, невестке не позавидуешь.

Читайте также:  Во сколько месяцев играют в ладушки

Она ещё и на порог не ступила, а родственники мужа уже сокрушаются и друг на друга страх нагоняют – Свёкор говорит: нам медведицу ведут, свекровь говорит: людоедицу ведут, деверья говорят: нам неткаху ведут, золовки говорят: нам непряху ведут. Те ещё ожидания! Что уж после этого удивляться, если невестку начинают притеснять. Очевидно, для профилактики.

На молодой хозяйке, как правило, хлопоты по хозяйству, её долг – снять со свекрови все заботы: невестка в дом – свекровка на печь. Казалось бы, лежи, отдыхай. Но что фиксирует пословица? За невесткой зорко следят: Свекровь на печи, что собака на цепи. У лихой свекрови и сзади глаза.

Все её погоняют, упрекают: Наша невестка всё трескат, мёд, так и тот жрёт. Нет нужды невестке, что деверь не ел: хоть ешь, хоть сохни, хоть так издохни, хоть жри, хоть не жри, хоть так умри. А невестка жалуется, слезы льёт: Свёкор драчлив, свекровь ворчлива, деверь журит, золовка мутит. Свекровь – гроза, выест глаза.

Вот что удивительно: свекровь ведь сама когда-то невесткой была, могла бы как-нибудь помягче. Так нет же, как будто отыгрывается: не верит, следит, ругает. Невестке может попасть и за вымышленные грехи: Блудливая свекровь и невестке не верит. Но время идёт, свекровь стареет, переходит в статус бабушки, невестка умнеет, становится матерью и потихоньку прибирает к рукам хозяйство, получает бразды правления. Теперь она хозяйка в доме, командует и мужем, и детьми. Скоро и сама свекровью станет…

Однако за рутиной семейной жизни не следует забывать о том этапе любви, который предшествует замужеству-женитьбе, о периоде ухаживаний. В нём немало интересных с точки зрения русского языка наименований. Например зазноба, родственное слову «знобит». Зазноба – та, от которой озноб, мурашки по коже. Просто сам не свой удалой молодец.

То жарко ему, то холодно. Страстью охваченный, он весь пылает: Сердце моё так и кидает в жар… Прямо любовная лихорадка какая-то! Зазноба, милая, любушка, желанная… Каких только ласковых слов не говорит влюблённый удалец. Кстати, именно стихотворение «Удалец» С. Рыскина когда-то легло в основу известной песни про зазнобу:

Живет моя зазноба в высоком терему;

В высокий этот терем нет ходу никому;

Но я нежданным гостем настанет только ночь —

К желанной во светлицу пожаловать не прочь.

Без шапки-невидимки пройду я в гости к ней,

Была бы только ночка сегодня потемней.

Упомянем ещё одно ласковое наименование – ладушка, лада. Между прочим, ладой можно было называть не только любимую, но и любимого. А милые детушки – ладушки. И сразу логика появляется в известных с детства стишках:

– Ладушки, ладушки, где были?

На ум сразу приходит глагол «ладить», то есть жить в мире, в любви. А ещё песня вспоминается: «Хмуриться не надо, Лада…». Женское имя Лада имеет древние корни, ведь Лада – это божество в славянской мифологии, богиня весны, покровительница любви. Такая славянская Афродита.

К сожалению, многие термины родства забылись, ушли в разряд пассивной лексики. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что современные семьи разобщены: родственники живут отдельно, видятся редко, общаются мало: только по большим праздникам или, наоборот, в дни скорби. Нет регулярных шумных воскресных застолий с песнями и танцами, привычки родниться, проводить выходные в кругу большой семьи. А жаль.

Семьи сейчас стали детоцентричны, и даже именование родственников идёт по принципу «кто ты нашему ребёнку». Родился малыш, и сразу тесть, тёща, свёкр и свекровь становятся дедушками и бабушками. Братья и сёстры обоих родителей – дядями и тётями. Наверное, не так много семей осталось, где делают различие и называют тётей только сестру отца, а сестру матери именуют лёля.

Возможно, вы слышали фразы типа: «Это моя лёля», «Скорей бы лёлька в гости приехала». Жаль, что слово не в ходу, оно довольно милое и ласковое. Чего не скажешь о таких наименованиях, как браточадо или дчерица. Неуклюжее браточадо – сын брата, племянник по брату, а дчерица – это не просто племянница, а дочка сестры, племянница по сестре. Неудобные словечки, немудрено, что они устарели.

Иногда степень родства настолько непонятна, что появляются выражения типа «седьмая вода на киселе». А про очень дальних родственников в шутку могут сказать: «Двоюродному забору троюродный плетень». Кроме двоюродных и троюродных есть ещё занятные определения. Вот интересный нюанс: если с братом общий отец, но разные матери, то брат единокровный, а если мать общая, а отцы разные – единоутробный.

По мере взросления отпрыска одним из привычных источников нового именования родственников может послужить, например, какой-нибудь иностранный язык. Так мама может трансформироваться в маман, муттер или мазер, сестра – в систера, брат – в брудера. Родители в долгу не остаются и называют детей и бебиками, и киндерами (киндерятами), и чилдренами. При этом необходимо отметить, что контекст, в котором идёт подобное замещение, как правило, шутливый. Это милая внутрисемейная языковая игра, в которой даже такое именование родителей, как предки или родоки, не звучит обидно.

Именования типа сеструха, братуха, братан, брателло – примеры сниженной лексики, демонстрирующей панибратские отношения. Причём эти слова в роли обращений могут быть адресованы подросшим чадом вовсе и не родственникам, а просто знакомым или друзьям.

Кстати, чадо – интересное слово, употребляемое, к сожалению, уже не так часто, как и слово домочадцы. Чадо – слово древнерусское, одного корня с глаголом чати – «начать, зачать», что позволяет проводить следующую параллель: чадо – тот, кого зачали. Чадо – начало новой жизни.

Источник: russkiymir.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today