Как хоронили людей в древней Руси

До того, как было принято христианство на Руси, у древних славян были свои представления о жизни и смерти, которые отличались от языческих. Тем не менее, после крещения, все же некоторые языческие традиции органично вплелись в христианские и существуют по сей день.

Каким же видели наш мир древние славяне-язычники?

Для начала стоит подробнее остановиться на представлении славян об устройстве мира. Мир по поверьям наших далеких предков делился на три бытия:

  • Правь (Ирий) — мир, где обитают светлые души людей, которые прожили достойную жизнь
  • Явь — мир людей
  • Навь — нижний мир

Смерть не считалась у славян конечным итогом жизни, а воспринималась, как переход в другой мир для последующего очищения и перерождения в новую жизнь . Когда человек умирал, его душа покидала мир людей Явь и отправлялась в Навь для очищения от грехов прошлой жизни, но если при жизни человек натворил много плохого, его душа не могла сразу очиститься и оставалась еще на какое-то время в Нижнем мире. Если же человек прожил свою жизнь достойно, то его душа отправлялась после очищения в Правь, и уже там ждала своего последующего перерождения.

Кладбищ старше 200 лет нет ? Как хоронили на Руси до 19 века ? Как хоронили до крещения ?

Славяне верили, что на заре сотворения мира, Бог-творец Род разделил Хаос на темную и светлую стороны, создав таким образом мировой порядок. В понимании людей Свет и Тьма были одинаково важны и их равновесие было необходимо для сохранения порядка. Боги населяли мир Прави и Нави, и именно им была отведена роль поддержания мирового порядка и равновесия.

Все три мира были связаны между собой мировым древом, корни которого уходят в мир Навь, ствол находится в Яви, а крона уходит в мир Правь.

До принятия христианства у славян самым распространенным способом была кремация. В зависимости от местности, способы кремации различались. В приморских поселениях и у крупных рек тело сжигали на погребальном ладье, в степях прах покойного предавали земле и насыпали сверху курган, либо сооружали краду (погребальный костер).

Считалось, что вместе с покойным нужно хоронить вещи, которые были ему дороги при жизни или могут понадобиться после смерти, его личные обереги, монеты, хлеб и соль как символы возрождения, а так же крылья птиц для облегчения путешествия в загробный мир. При захоронении знатного русича вместе с ним могла отправиться в загробный мир и его жена или наложница, которой полагалось пировать перед днем своего ухода, ведь впереди ее ждет лучший мир и любимый человек рядом, затем в день похорон ее убивали, а затем сжигали вместе с мужем (господином) на одной кроде. Вместе с умершим мужчиной так же могли сжечь трупы его домашних любимцев и коней.

похороны знатного воина

Похоронная процессия происходила на закате, так как считалось, что солнце после дня погружалось в Навь, освещая лучами дорогу душе.

Похоронные обряды и обычаи древних славян

Когда человек умирал, то рядом с ним должна была находиться женщина, которая, как говорили «стерегла душу». Ее роль заключалась в том, чтобы у кровати умирающего находилась чарка с водой. По поверьям славян, душа в этой воде совершала омовение перед дальнейшим путешествием в загробный мир, чтобы отправиться туда чистой.

ПОХОРОНЫ У СЛАВЯН. СЖИГАТЬ ИЛИ ХОРОНИТЬ? Вопросы и Ответы.# 81 Владимир Куровский

После смерти покойного обмывали, облачали в чистые одежды, на глаза клали тяжелые монеты, дабы они не открылись, что могло осложнить переход в другой мир. Так же монету могли положить и в рот, как плату за этот самый переход. Затем умершего клали на лавку, головой к красному углу, а его руки и ноги связывали тонкими веревками, которые перед погребением убирали.

Тело накрывали белым холстом. Зеркал в те времена не было, но были зерцала — тонкие отполированные пластины из бронзы или меди, их положено было закрывать плотными тканями, чтобы душа не отразилась в зерцале, не осталась там и не забрала с собой никого из домочадцев. Двери в доме, где жил покойный не закрывали на замки, веря, что душа должна свободно перемещаться по дому в ожидании погребения тела. В доме покойный находился три дня. Все это время волхвы или жрецы читали напутствия душе, обращались к ранее усопшим родичам и Перуну и высшим силам с просьбами принять к себе новую душу, при этом перечислялось все то хорошее, что человек сотворил при жизни.

Выносили умершего из дома вперед ногами, как будто он шел сам, и нести его должны были не родственники. Сразу после выноса тела из дома совершались обряды, призванные «закрыть» дверь в Навь, чтобы оттуда не пришла новая смерть. Для этого на место, где лежал усопший ставили камень или клали полено. Дорогу за похоронной процессией заметали по направлению от дома, чтобы душа не заплутала в собственных следах.

Обряд похорон сопровождался обрядовыми песнями и молитвами. Так же на похороны часто приглашались плакальщицы. Это женщины, которые должны были громко причитать и плакать во время сжигания тела, а так же могли подсказать, что и как правильно делать во время похорон.

Читайте также:  О чем поговорить с человеком который нравится

Несчастливым числом у славян считалось 2 . Считали, что оно относится к смерти. Поэтому, если вдруг в одной семье умирали подряд двое, то это означало — жди вскоре и третью смерть. Чтобы это предотвратить, со вторым покойным клали куклу, которая символизировала третьего покойника.

После захоронения совершался поминальный ужин или тризна, который включал в себя помимо поминального стола с кашей, блинами, медом, пирогами и напитками так же песни, игры и пляски. Вспоминали добрым словом покойного, разыгрывали забавные сцены из его жизни. Если умерший был воином, то в память о его ратных подвигах мужчины устраивали театрализованные представления на мечах. В ночь, следующую за похоронами никто не спал, считалось, что веселье поможет душе умершего поскорее проститься с этим миром и отправиться в новый мир.

Источник: dzen.ru

Древнеславянские похороны. Погребения у славян

Погребение представлялось древнерусскому человеку снаряжением к путешествию. Способы погребения и обряды, которыми погребения сопровождались у древнерусских славян, имели две цели: устроить нормальную жизнь для покойников в новом мире и установить живую связь между ними и их родными.

55-9-05

У древних славян в зависимости от места их проживания существовали несколько способов погребения главные из них: 1) там где было много леса и естественно дров для сооружения кроды (погребального костра), применялось сжигание тела; 2) в степных районах Кубани и Дона где топлива было мало могло применяться захоронение в землю (после крещения Руси); 3) в морских походах – спускание умершего в воду.

Наиболее распространённой формой погребения было курганное. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки. Погост в несколько сотен домовин у древних славян представлял собой «город мертвых», место поклонения предкам рода, он обычно размещался за рекой. Расстояние между погостом и рекой должно быть не меньше 10 сажень, а между поселением и рекой 27 сажень.

Расстояние от Кроды (погребального костра) до жертвенника или места Тризны было не менее 7 сажень. Между жертвенником и кумиром с огневищем – две с половиной сажени. Огневище находилось от Кумира Рода на расстоянии одного столбца. Высота кумира на погосте была не ниже двух саженей.

Курганы в долине предков располагались на расстоянии трех сажень друг от друга в шахматном порядке, чтобы свет от Ярилы-Солнца мог освещать все курганы, и тень от одного кургана не падала на соседние при восходе и заходе солнца. Черепа (эти кости имеют наиболее высокую плотность и поэтому не сгорают) кродированных складывали возле Кумира Рода, а прах и размельченные остатки других костей складывали в кувшин или урну которые носили название домовина или как раньше просто говорили дом (делались из глины и обжигались).

Кроме того с южной стороны от места для тризны иногда ещё пристраивали Ристалище — место где воины с мечами показывали перед Богами битвы в которых участвовал умерший воин. В центре будущего кургана устанавливался столб на вершине которого закреплялась площадка с четырьмя столбами между которыми и устанавливалась домовина.

Под площадкой складывалась утварь, все покрывалось платом и потом руками засыпалось землей. Были курганы и многоразового пользования, в них делали бревенчатый проход вовнутрь, а площадка под домовину была больше (для того чтобы можно было подзахоранивать других умерших к родичам). Сейчас сторонники ведических традиций используют ту же систему, только после кремации домовину помещают в углубление и над ней насыпают курган, а с западной стороны ставят памятник. Углубление представляет собой квадратную яму со сторонами в одну меру и глубиной в одну меру.

55-9-05

Согласно устоявшейся традиции при умирании славянина, его при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Потом клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились кумиры), укрывали белым холстом, руки складывали на груди.

Раньше были зерцала из бронзы или меди (сейчас зеркала) и их закрывали темной материей. Если зеркала не закрыты, то покойник может забрать с собой Души родственников и тогда будет несколько смертей в этом роду подряд. Двери на запор не закрывали, чтобы душа могла свободно входить и выходить (и ничего бы ей не мешало) иначе не разумная душа может испугаться. Ведь душа в это время находиться рядом с телом и если она не сообразит, как выйти то тогда может надолго остаться привязанной к этому месту (до 3 лет).

Когда покойник лежит, то тоненькими веревочками связывали руки и ноги. Перед кродой путы с ног и рук снимались.

К среднему персту правой руки привязывалась медная проволока, а другой её конец опускался в сосуд с землей (своеобразное заземление, связь с матерью землей). Это делалось для того чтобы тело дольше сохранялось. Правая рука излучает энергию – поэтому привязывают именно к ней (а не к левой которая поглощает энергию).

На глаза умершему клали медные или серебряные монеты, чтобы глаза не открывались. Это делалось для того, чтобы покойник не отразился в параллельных структурах. Монеты должны быть достаточно тяжелы, чтобы глаза не открылись. Эти же монеты потом оставались с умершим, как дань Хорону за перевоз через реку междумирья. Около лица клали зеркало и легкое перышко.

Три дня жрец согласно книге мертвых читал напутствие. В это время все живые из комнаты, где лежал мертвый удалялись. Потом после трех дней совершался обряд прощания с родственниками.

Читайте также:  Как называется платное и бесплатное обучение

Далее покойника выносили вперед ногами, символизируя этим будто он сам вышел. Нести должны были не родственники. Родственники никогда не идут впереди покойного. После выноса покойника полы в комнатах должны быть вымыты, но только не близкими людьми. Полы моются, начиная с самого дальнего угла и до порога.

Перед кродой родственники прощались и целовали чело умершего (целуют чело это дают энергию).

Если проводилась крода, то жена по своему добровольному желанию могла взойти на неё и остаться со своим мужем, и тогда она уносилась вместе с ним в Сваргу пречистую. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.

После того как тело сгорело, пепел собирали в домовину (урны). Не сгоревшие кости и часть пепла развеивали над полями. Далее ставили столб на нем набита площадка на ней четыре столба, туда ставится урна рядом кладутся огневица и вещи, оружие и т. д. Одевалась крышка на эти четыре столба и сверху белый платок, он опускался ниже подножки, на которой стоит домовина.

Все это засыпали землей и получался курган. Рядом или на верху ставился поминальный камень. Когда шла насыпка кургана, каждый обязан был кинуть горсть земли (сыпать землю за шиворот ни в коем случае нельзя, это обряд черной магии при котором нарушается энергобаланс и перебиваются энергетические каналы).

55-9-05

Затем проводили поминальный прощальный ужин (Тризна) и ристалища, если умерший был воином. Его друзья показывали прошлые бои, в которых он участвовал. Это было своего рода театрализованное представление и этот обычай сохранился в ряде областей Украины (гуцулы, бойки) вплоть до начала XX века, когда возле умершего проводились похоронные игры.

Проводя обряд похорон, вместо выражения скорби и печали в присутствии покойника, все присутствующие веселились: играли на народных музыкальных инструментах, пели, танцевали, рассказывали сказки, разыгрывали что-то вроде драматических сценок в раешном духе. Все эти действия были сохранены с древнейших времен, когда у народа было правильное понятие о смерти. После представления накрывались столы и проходили поминки, а на следующий день с утра шли кормить умершего, приносили на курган продукты и оставляли их там. С погоста ничего не уносится. До девятого дня никто на погост больше не ходит.

55-9-05

Хороня умерших, славяне клали с мужчиной не только оружие, но и конскую упряжь; с женщиной клали серпы, сосуды, зерно. Тела умерших возлагали на кроду (отправляли К РОДУ), потому что пламя наиболее быстро обрывает связь души и тела и дух с душой сразу попадают в небесный мир. Погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе до 40 км.

О существовании такого способа похорон (сжигания), свидетельствует Ибн-Фодлан (начала X в.) в своем описании похорон знатного русса. Когда Ибн-Фодлан сообщил одному руссу, что у арабов трупы зарывают в землю, русс удивился глупости арабов: «Умершему, – сказал русс, – и так тяжело, а вы еще наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, – сказал он, указывая на сгорание трупа знатного русса, – как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом». Другое свидетельство есть в нашей летописи, где описываются нравы древних славян: «И аще кто умряше, творяху тризну над ним и посем творяху кладу (костер) велику и возложахут и на кладу мертвеца сожьжаху и посем, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне (в начале XII века) Си же творяху обычая кривичи и прочии погагии…». Из этого свидетельства нашей летописи видно, что прах покойника по сожжении, собранный в сосуде, ставился на столбе, а затем над останками насыпался большой курган.

С принятием христианства обычай сожжения исчезает и повсеместно заменяется зарыванием в землю.

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

Как хоронили славяне дохристианской Руси — традиции, ушедшие в небытие

Похороны языческих славян

Славянский обряд захоронения в период до принятия христианства выглядел совершенно иначе, чем после принятия религии. Церемониал соответствовал мировоззрению людей того времени, их верованиям и представлениями об окружающем мире и богах.

Отношение славян к смерти и жизни

Древние славяне демонстрировали пренебрежительное отношение к смерти. Они считали это не концом, а лишь частью жизни, своеобразным переходом из одного состояния в другое.

И подтверждением тому была богиня смерти Морена, которая к тому же символизировала зимний период. Сами понятия «зима» и «смерть» были идентичными и показывали лишь смену состояний.

Славяне верили, что Морена встречала души умерших, проводила их в загробную жизнь и давала вечное существование. Относились к ней с уважением и изображали, как прекрасную деву.

В этом кроется кардинальная разница между понятием смерти у современного человека и древнего славянина. Ведь мы однозначно воспринимаем ее как старуху с косой, наделяя злой силой. Поэтому этот образ вызывает трепет и страх.

Славяне же до принятия христианства с душевным трепетом и уважением относились к уходу из существующего мира Яви в потусторонний. Ведь это считали только шагом в развитии души – оттуда и привлекательный образ Морены.

Читайте также:  Я плохая мать и жена что делать

Смысл и соблюдение ритуалов

Из-за такого отношения к смерти, похороны у древних славян должны были облегчить переход души к вечному существованию. Но не забывали и о том, что человек любил в этом мире и без чего он не мог обходиться. Поэтому, при захоронении:

  • Мужчинам-воинам в могилу клали их оружие. Не забывали и о необходимости передвигаться – поэтому убивали коня. Также могли положить вместе с усопшим его собаку.
  • Женщин, которые были хозяйками в собственном доме, сопровождали в загробный мир различной утварью.
  • А вот когда умирал знатный человек, то его переход должны были сопровождать слуги, без которых он не мог обходиться в этом мире. И также в мир иной отправлялась одна из жен. Но выбирали только ту женщину, которая была согласна сопроводить супруга – для нее это должно было быть радостью. Сама она несколько дней пировала перед тем, как быть убитою.

Когда захоронение было завершено – устраивалась тризна – пир, на который собиралось все селение. Все гости за столами пили, ели и веселились. Никто не горевал, и этого не было принято, так как фактически праздновали переход человека в другой мир, где он в будущем встретит всех своих близких и родных.

Погребальный обряд древних славян

Хоронили усопших у древних славян по-разному:

  • Чаще всего встречалось погребение в землю. Самым древним был покрывальный способ – когда покойного просто клали в заранее приготовленную яму, а сверху набрасывали слой земли. Чаще всего он встречался там, где была степная местность. В начале было принято класть покойного в эмбриональную позу. Полагали, что именно так человеку проще всего переродиться. Позже, когда появилась традиция класть в гроб, он чем-то напоминал лодку. И это связано также с определенными представлениями. Ведь жители дохристианской Руси верили, что человек, после того, как он прекращал существование в этом мире, должен перейти реку Смородину, которая служит своеобразным рубиконом.
  • Но было также распространено и сжигание на костре, на предварительно подготовленном помосте. Его возводили в непосредственной близости около жертвенника и кумира с огневищем.
  • Если в походе умирал воин, и происходило это на воде, то его тело просто пускали на волю волн.
  • В тех поселениях славян, которые располагалась на берегах обширных рек или морей, практиковали совмещение двух типов захоронений – водного и огненного. Усопшего клали на деревянный плот, а потом его поджигали и спускали по воде. Здесь можно провести параллель с традициями викингов, которые могли оказать влияние на некоторые племена славян.
  • А вот наиболее нетрадиционным вариантом погребения, которое также встречалось у некоторых народностей, формирующих славянскую группу, было воздушное. В этом случае тело покойного клали в выдолбленный ствол дерева или на специальный помост и оставляли выставленным на кольях над поверхностью земли. Встречались такие варианты погребений у славян, которые территориально находились ближе всего к Кавказу или Сибири. А также племени хорутан.

Обряды с покойником

Когда умирал человек, его обязательно омывали. Интересно, что человек, который до отхода в мир иной долго болел, должен был последние дни все время находиться под присмотром. При этом человек, который сидел рядом с болеющим, должен был держать в руках чашу с водой. Делалось это для того, чтобы душа, которая могла отлететь в любой момент, могла сразу умыться.

После омовения покойника его наряжали в чистые праздничные одежды. Клали уже подготовленного на лавку. Головой обращали в красный угол в котором располагались боги и кумиры. Руки при этом перекрещивали на груди, а все тело с головой укрывали белой холщиной.

Зеркальные поверхности в доме – а на тот период это шлифованная медь или другой металл – укрывали тканью, чтобы никто не мог увидеть своего отражения. Интересно, что этот обряд сохранился и по сей день, хотя языческие традиции сменились христианскими.

Приглашали обязательно плакальщиц – но их роль не сводилась к проливанию слез. Они пели специальные обрядовые песни, которые были призваны помочь душе перейти в иной мир.

Нельзя было оставлять в доме любимые вещи умершего, чтобы его душа не стремилась вернуться. Именно поэтому либо сжигали вместе с телом, либо укладывали в яму для погребения все любимое – и это иногда были живые люди или животные.

Если хоронили в землю, то для этого в селении был погост. Обязательно сохраняли определенное расстояние от него до самого поселения или до реки. А также выдерживали расстояние между курганами, чтобы Ярило-Солнце мог равномерно освещать каждое место погребения. И тень от одного кургана не ложилась на другой.

В курганах могли быть захоронены, как тела, так и сожженные останки. При этом сгоревшие кости укладывали в специальную урну, закладывали ее глиной и выставляли в специально подготовленную яму. А череп, который из-за своей плотности не сгорал на Корде выставляли в основание Кумира Рода.

Кого не допускали на кладбища для захоронения

Но не все умершие могли быть похоронены в кургане или на погосте. Не допускали на общую землю, отведенную для тех, кто перешел в мир иной:

  • Тех, кто совершили самоубийство.
  • Скоморохов.
  • Преступников.
  • Утопленников.
  • Погибших насильственной смертью.

Этих усопших могли просто оставить в лесу.

Выбрать пакет ритуальных услуг

  • стоимость похорон
  • стоимость кремации

Источник: mosgupritual.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today