Вокруг часто говорят о современном театре, а ты не знаешь, про что это и как его смотреть? Разобрались в этой теме с режиссёром Юрием Шехватовым, арт-директором фестиваля «Любимовка».
Кстати, фестиваль молодой драматургии «Любимовка» проходит в Москве — с 2 по 10 сентября. Вход свободный, нужно только пройти регистрацию — все подробности на сайте.
Что такое современный театр
Современный театр — это общее название для сразу нескольких направлений театрального перфоманса наших дней. Сюда входит:
- документальный театр;
- пластический театр;
- театр художника;
- иммерсивный театр;
- театр одного актёра;
Это далеко не весь список. Всё это формируется не на пустом месте — причиной тому изменчивое общество, новые технологии и сам зритель. Как и любая сфера, театр ищет новые способы реализации себя — как когда-то давно художники стали писать авангард после появления первых фотоаппаратов.
У зрителя сейчас другие чувства, окружение и реальность: показать Шекспира в традиционных костюмах прошлого, не меняя сюжета — уже слишком банально и просто (хотя по-своему прекрасно — не будем умалять значения и величия традиционного театра).
Вежливый зритель (фильм 1-ый) — правила поведения в театре для малышей
Традиционный театр затрещал по швам ещё в 1960-х — время изменилось, мир уже встал на твёрдую почву после масштабной войны. Новые технологии развивались, а мораль — менялась, как и цели людей, их мечты и восприятие. Нужно было менять и театр — как раз в 1969 году мир услышал имя Роберта Уилсона — его до сих пор знают, как одного из самых известных режиссёров постдрамы. Если объяснять просто, постдрама — это когда театр не выглядит так, как мы себе его обычно представляем: на сцене может не быть актёров, может стоять бассейн с водой, а на фоне играть песня «Дельфина».
Вернёмся к Уилсону: его спектакли не были основаны на произведениях — они брали текст лишь как одну из многих составляющих, не делая его фундаментом. Уилсон размышлял образами и цветом; текстом, как отдельным от говорящего объектом. Поэтому его спектакли часто относят и к визуальному театру — те же «Сказки Пушкина».
Как раз в это время современный театр развивается во всём мире — похожие тенденции сохранились и до сих пор. Театр демократизируется, становится ближе к зрителю и берёт его в свою реальность. Например, променад-спектакли, где для того, чтобы увидеть спектакль, нужно его пережить — на зрителя (вернее будет назвать его актором) надеваются наушники и в голове звучит голос, который говорит что делать, куда смотреть и о чём думать. То же происходит в постановках, где зритель сам определяет концовку сюжета, решая, что будет дальше.
Новые способы воздействия на зрителя. Андрей Курпатов и Константин Фёдоров
В России яркими представителями постдраматического театра являются Дмитрий Волкострелов (например, его «Лекция о ничто»), Всеволод Лисовский и его «Молчание на заданную тему».
Почему современный театр часто отходит от изначального сюжета и содержания пьесы
Всё просто — это самостоятельное произведение. Как художественный фильм про историческую личность не претендует на подлинность всех показанных событий, так и современный театр не стремится к полному соответствию произведению. И так даже интереснее — можно увидеть, как интерпретируют один и тот же текст разные режиссёры, как играют одну и ту же роль разные актёры.
Резонанс в голове возникает, потому что мы видим не то, что ожидаем: это не тот образ театра, про который нам говорили в детстве. Это не то искусство, которое мы привыкли считать искусством — поэтому часто от тех, кому не понравилось современная постановка или любое другое произведение культурного труда можно услышать «Современное искусство — не для всех». Пожалуй, для всех — вот только отказаться от стереотипов и воспринимать происходящее на сцене без мыслей о том, «как дóлжно» — получается не у каждого.
Сейчас театр в России, по сравнению с театром в СССР, гораздо более свободный и многообразный. Театроведы придерживаются мнения: режиссёры, актёры и сценаристы гораздо меньше хотят быть похожими на кого-то — хотят вдохновляться работами прошлого, восхищаться работами настоящего, но создавать своё — отличное от всего.
Совместимость современного театра с школой морали (эту функцию часто приписывали традиционному театру прошлого) для многих становится нелогичной. Но театр сейчас — это про то, как показать изменчивость мира, формы, сознания. Время, пространство и люди подвижны — и это главный урок современного театра.
Какая роль теперь у зрителя
Как мы писали выше — зритель больше не вторичный элемент. Прошлый опыт зрителя, его воспоминания — также важны, как и видение автора и режиссёра. Смысл спектакля рождается не на сцене, а в голове тех, кто его смотрит — плохо это или хорошо, но сейчас происходит именно так.
«Ассоциативный ряд зрителя — это самое ценное в театре и искусстве вообще. Без зрителя ничего не происходит, зритель и его эмоции должны становиться всё более равноправными со всем остальным в театральном процессе».
Благодаря развитию наук о сознаниии человека в XX веке начинается погружение и художника в эти знания. Теперь художник размышляет о том, как зрители воспримут его произведение — эксперименты с воздействием на разные органы чувств, отрыв объекта от звука, осязательных ощущения от картинки или привычного образа.
Как понимать современный театр
Павел Руднев, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, считает, что быть зрителем — это отдельное искусство. Нет, это не значит, что теперь нужно заказать кучу книжек про театр и пересмотреть спектакли с ручкой и блокнотом — нужно уловить язык режиссёра спектакля, понять правила игры, по которым будет ясно, как воспринимать художника дальше. Иногда такого «коннекта» не случается — может, виноват и сам творец, а может, зритель не готов воспринимать то, что не близко его представлениям.
«Театроведы и критики могут помочь лучше разобраться в тонкостях той или иной постановки. Но такого понятия как «понимать» не должно быть вообще. Высказывание или трогает, или нет — это единственный критерий.
Если всё же возникает такой вопрос, то стоит определиться, с какой целью нужно распознавать эти тонкости. Если есть желание самому создавать театральные постановки — важно действительно разобраться, но это просто инструментарий как в любой другой профессии. Для восприятия непрофессионала пригодится скорее простая насмотренность.
Театром нужно просто наслаждаться. Я уверен, что главное в искусстве — ничего от него не ожидать, ни высокой морали, ни «правильности». Тогда всё случится».
Как разбираться в современном театре: читаем, слушаем и смотрим
От Яндекса есть гид по типам современного театра, написанный очень доступным языком — советуем.
Ещё можно послушать лекции Павла Руднева и его подкаст «В своём репертуаре» с Варварой Шмыковой (наверное, знаете по «Чикам»).
Из книжек рекомендуем «Апологию театра» В. В. Мирзоева — легко читается и хорошо совместимо с современными реалиями, без исторического занудства.
Вообще советуем подписаться в любых социальных сетях на аккаунты про театр, чтобы видеть, на кого сейчас стоит обратить внимание и на какой спектакль пойти на этой неделе. В группах подобного содержания часто выкладывают и уже отгремевшие спектакли.
Подпишитесь и на соцсети местных театров — точно не пропустите приезд иногороднего или иностранного коллектива и услышите о премьере первыми. Часто в таких группах бывают и онлайн-читки — обычно такое практикуют в частных театрах.
За кем следить в современном театре
« Сложно выделять конкретные имена. Но мне нравится, что делают Екатерина Августеняк, Светлана Петрийчук, Ася Волошина, Викентий Брызь. Есть имена, которые совсем на слуху, но их всё равно стоит произнести — это Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, Михаил Дурненков. Из режиссёров для меня важны работы в театре и кино Виктора Рыжакова и Кирилла Серебренникова. Но не только, конечно».
Что по «Любимовке»
Крупнейший фестиваль молодой драматургии в России «Любимовка», который пройдет с 2 по 10 сентября впервые в театре «Современник», опубликовал на сайте полное расписание читок и специальных мероприятий.
В основной программе будут представлены 24 пьесы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Уфы, Львова, Баку, Минска, Владивостока, Софии, Казани, Екатеринбурга и Воронежа.
«Какие-то выводы можно делать уже после фестиваля, когда пьесы прозвучат — в этой возможности опробовать звучание текста и есть одна из главных задач Любимовки. Но на этапе чтения мне отдельно запомнились пьесы «Ленточки», «Местоимения меня», «Чёрная пурга» и «Семь первых работ Алины». Внимание стоит обратить и на пьесы Зухры Яниковой — яркий дебют с текстами сразу в двух программах фестиваля, что случается довольно редко».
Текст: Даша Алексеева
Источник: www.oops.ru
Театральное искусство или почему спектакли популярны и в настоящие время
Спектакль — это вид произведения театрального и сценического вида искусства. Соответственно может быть поставлен не только на сцене театра, но еще и на телевидении, а также радио.
Важно отметить, что с самого начала, основным спектаклем стали также называть произведение различного театрального современного искусства, при его организации участвуют актеры, композиторы, театральные художники, бутафоры, гримеры и так далее. Во время эволюции стандартного спектакля, в качестве художественной формы осуществлялось еще и разделение различных творческих функций, особенно между создателями.
В настоящее время, в современном драмтеатре созданием разных спектаклей, в полном соответствии прежде всего с основной задумкой, управляет режиссер и постановщик, который объединяет усилие каждого из участников в самой постановке, режиссерские замыслы конкретизируются в ходе работы с композитором, а также художником и оформителем. При этом, в различных музыкальных театрах всего мира постановками всевозможных спектаклей в большинстве случаев управляет сам балетмейстер (балет) либо дирижер (опера либо оперетта).
Это сегодня, спектаклей представляется большое количество, а ведь когда-то, актерские группы ездили по многим странам всего с одной постановкой, и газеты писали об этом на первых страницах. Но постепенно появлялись новые постановки и их разнообразие увеличивалось и тем самым, спектакли привлекали к себе все больше и больше посетителей и почитателей.
К примеру, самыми популярными являются следующие спектакли: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Тартюф», «Лебединое озеро», «Монте-Кристо», «Щелкунчик» и многие другие. Все эти спектакли очень часто показываются во многих театрах не только в Российской Федерации и во многих прочих странах мира, особенно Европы.
Почему спектакли популярны и в настоящие время
Спектакли направлены на то, чтобы развлекать, а также учат много чему новому, дают возможность, забывая про ежедневную суету и беспокойство, но при этом и придерживают людей в напряжении, предоставляя возможность подумать о чем-то «высоком» и очень важным. Абсолютно все спектакли пробуждают в посетителях чувства. Различные шедевры современного искусства, такие как «Портрет Дориана Грея», «Провинциалка», «Между землей и небом» способны менять в человеке только мышление, но еще и мировоззрение. После просмотра спектаклей, жизнь становится более яркой, а люди более веселее, умнее и конечно же добрее.
В любом случае, следует обратить свое внимание на то, что спектакли бывают самых различных видов и при этом, каждый сможет найти себе что-то близкое по душе и самое главное — есть на что-то посмотреть. Спектакли по-своему своеобразные и между особой они мало чем похожи, поскольку жанров здесь куда больше, чем в кино.
Спектакль — это настоящая жизнь, которая каждый день окружает людей со всеми собственными печалями и радостями, неудачами и победами, предательство и любовью. Здесь абсолютно каждый может быть уверен в том, что от театра станет намного интереснее жить. Актеры здесь подбираются таким образом, чтобы спектакль получился намного живее и реальнее. Здесь можно почувствовать умиротворение и посмотреть на жизнь, на некоторые бытовые ситуации с другой стороны.
Спектакль — это идеальная возможность для того, чтобы проникнуться в другой мир, который намного привычнее, чем мир кино.
Источник: selnov.ru
ЗРИТЕЛЬ (ПУБЛИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ)
ЗРИТЕЛЬ (ПУБЛИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ), необходимый компонент театрального спектакля.
Также по теме:
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
Истоки театрального искусства лежат в древних обрядовых играх и праздниках – календарных, охотничьих, сельскохозяйственных, – с участием персонифицированного божества, для которого исполнялись, разыгрывались ключевые события жизни первобытного сообщества. Этим обстоятельством и определялась игровая природа пратеатрального действа.
Однако, в отличие от театра как такового, в обрядовых и ритуальных играх отсутствовало разделение на участников и зрителей: в действо были включены все (эта особенность сохранилась до сих пор в массовых и коллективных праздниках). Принципиально творческая природа человека, вступающая в противоречие со строго формализованным повторением обряда, неизбежно приводила к усилению игрового начала, к импровизациям в рамках общей сюжетной линии действа. Так формировался театр, складывались различные театральные системы. Одновременно с этим происходило разделение на исполнителей и наблюдателей, т.е. – на актеров и зрителей.
Однако разграничение на сцену и зрительный зал отнюдь не означает перехода наблюдателей к полной пассивности: их активное участие в действии просто приняло несколько иные формы. Зритель уже не может выйти на сценическую площадку во время спектакля и физически вмешаться в него, – хотя подобные инциденты и по сей день случаются с неискушенной публикой (например, во время детских спектаклей). Но живая реакция зала на происходящие события (смех, слезы, аплодисменты, возгласы и т.д.) формирует сильное эмоциональное поле, в котором и проходит спектакль. При этом индивидуальные зрительские реакции в значительной степени нивелируются, корректируются коллективным характером восприятия: зрительный зал становится в определенном смысле единым организмом, живущим по своим законам, испытывающим общие чувства.
Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
Конечно, многое зависит от изначальной готовности зрительного зала к вступлению в эмоциональный контакт со спектаклем. Вот почему театры так много внимания уделяют атмосфере, царящей в фойе и в зрительном зале еще до начала представления. К.С.Станиславский утверждал: «Театр начинается с вешалки».
Весь антураж, поведение обслуживающего персонала (билетеров, гардеробщиков, капельдинеров) помогает зрителю настроиться на спектакль, формирует готовность к творческому погружению. Установив в начале спектакля контакт с публикой, постановочный коллектив вступает в двусторонний многоступенчатый процесс: эмоциональный отклик зала воздействует на психофизическое состояние исполнителей ролей, а энергетическое поле актеров формирует и умножает дальнейшие реакции зала. Таким образом, зритель выступает в качестве полноправного соавтора спектакля. Меняется зрительный зал, – меняется и сам спектакль.
Эта особенность обусловливает уникальность природы театра как вида искусства: его произведения – спектакли – существуют только здесь и сейчас, в тот момент, как спектакль идет. Каждый из них – неповторим, каждый, закончившись, умирает безвозвратно. Каждый следующий спектакль, – даже в том же самом составе, – будет уже другим. Отклик зрительного зала меняет игру актеров, подправляет и уточняет смысл, вносит коррективы. В профессиональном театре о зрительном зале говорят как о живом существе: «Хороший зал», «Трудный зал» и т.д.
Также по теме:
ПАРТЕР ТЕАТРАЛЬНЫЙ
Вот почему театральный спектакль всегда основан на импровизации, даже в том случае, если произносимый со сцены текст жестко зафиксирован, и каждый раз повторяется без изменений: в зависимости от зала, импровизируются смысловые и эмоциональные акценты, оценки, нюансы исполнения. Сколько бы времени ни длился репетиционный процесс, профессиональные актеры хорошо знают: пока спектакль не «вышел на публику», он еще не готов; придет зритель – и спектакль изменится, порой даже – непредсказуемо.
Татьяна Шабалина
Также по теме:
Литература:
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
Художественное восприятие. Сб., Л., 1971
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
Источник: www.krugosvet.ru