Для тех новоначальных, которые только пытаются приобщиться Христовых Таинств, главное понять, что именно такое исповедь. Многие это не понимают и даже спрашивают нужна ли она перед Причастием.
Сегодня суть исповеди затуманилась. Если раньше исповедь считалась, как принятие в Церковь, то сегодня все там, но продолжают грешить, каяться и не имеют твёрдого желания разорвать путы. В прежние века она нужна была тогда и тем лицам, которые отпали от Церкви, а от Церкви можно отпасть, когда совершаешь какой-то тяжкий грех, тяжелый проступок, смертный грех или долго не причащаешься. Это всё-равно, что если долго не ел, ты недалеко от смерти. Так и в духовном плане, долго не окормленные Церковью считались уже «мёртвыми».
Это, как в боксе. Можно бить по разным местам и устоять, а бывает нокаутирующие удары, после которых вырубает, когда дальше спортсмен уже не в состоянии дальше продолжать бой. Так вот и в духовной жизни есть такие удары, греховные, смертные, которые подразумевают невозможность дальнейшего участия в Таинствах. Это блуд, это убийство, это чревообъедение.
В корне всего лежит от отречение от Христа. Любой грех — это отречение от Христа. Потому что во Христе смертным грехом он согрешать не может, потому что в нем Господь пребывает и действует в нем. Если же Господь перестает действовать в человеке, то он соответственно начинает действовать исходя из своей собственной пораженной природы. Происходит констатация факта — отречение от Христа.
Но мало убийце знать о своем грехе. Господь простит скоро тому, кто по своим грехам плачет как псалмопевец Давид. Сожалеет о том, что содеял и больше не хочет его повторять. Причем плачет слезно, много и часто. Он неоднократно каялся, трудился в молитве, хотя при том не знал к чему это приведет.
Да и вообще мы часто думаем одно, просим одно, а Господь вносит свои коррективы, потому что только Бог управляет нашими делами, располагает так, что чаще выходит нечто другое, но никак не то, что мы задумывали. Может лучше, может хуже, но сто процент ожидаемого не бывает.
Так вот для искупления своего греха благородным деланием могут стать мысли пострадать за того, кому нанесли боль или навредили . То есть, если существует шанс исправить свою вину по отношению к ближнему, нужно им с радостью, немедля воспользоваться. Украл — вернуть, сломал — отремонтировать. В Ирландии вообще была даже такая практика. Тот, кто убил становился слугой у дорогих сердцу людей убитого.
Искупить грех может только Бог, но для этого нужно немало потрудиться, поупражняться в добром. Встать, если упал, иметь силы подняться, если споткнулся, криво кося, но взять над ним верх. А самое главное иметь решимость оставить грех , опротиветь ему, даже возненавидеть, остановить гневом, но праведным.
Помните для чего дан нам гнев? Он в нас есть всегда. Его вложил в нас сам Господь, но не для того, чтоб человек мог его выпаливать, когда только захочет, а быть великодушным, и любое желание разгневаться, раздражаться, сдержать. Не малодушествовать.
Ведь у такого человека любое «не по нем» подстрекает его взрываться, не терпеть и понуждать себя смолчать, отойти от спора, не оправдать себя, не выйти из него победителем, выпалить его на другого, чтобы всех опалить. А нужно ведь, наоборот, как говорится в Послании к Римлянам » не мстить за себя, но дайте место гневу Божию «, то есть дать место гневу в себе, не дать порадоваться лукавому получить желаемое, а смолчать, смириться, оставить его в себе, чтобы не дать ему выйти наружу, не дать место гневу появиться в душе, а как бы расширить себя внутри, расширить свою душу, сделаться как говорят великодушным. Это и есть борьба с грехом. И вот на нее важно стать грешнику, чтобы иметь возможность быть помилованным, прощеным, исцеленным до конца.
Жизнь после исповеди другая новая возможна. Многие священники советуют потрудиться в монастыре, помочь чем-то бедным . Как сказал протоиерей Андрей Ткачёв: «Деньгами помогать — это последнее. А ты укрой нуждающегося, и с этим же плащом сам Господь встретит тебя у врат рая». Даже если человек и получил прощение, но душе сразу здоровье не вернешь. Важно начать жить праведной жизнью . Всем мы знаем, что если болезнь ушла, иммунитет укреплять все-равно придётся.
Как раз соблюдение заповедей и есть верный путь на пути к обретению вновь духовного здравия. Даже ели это и не по душе выздоравливающему, но и для телесного бодрости больной не всегда бывает рад процедурам, что выписывает врач. Это собственно основа всего.
Если постоянно, пусть понемножку меняться, а исповедь как раз и означает с греческого «метанойя», то есть перемена, изменение, упражняться в изучении Слова Божьего, пытаться как-то углубиться в него, найти какие-то смыслы, он сам подтянется, перестанет быть теплохладным. И даже если у него сердце окаменелое, холодное, то постепенно оно рано или поздно размягчится, придёт в состояние покаяния.
Это как дерево, которое посажено при источниках вод. Всё, это дерево уже обречено. Рано или поздно оно даст плод. Вопрос только во времени. Потому что всегда Слово Божие ассоциировалось в Священном Писании с водой.
Так что этот «промах», «ошибку», «промашку», которым с древнегреческого и переводится грех можно вылечить. Можно вернуть расположение Бога. Особенно Христовыми Таинствами, в которых Он в них невидимо действует, с одной стороны освобождая человека от греха, с другой — придавая ему новые силы.
Источник: dzen.ru
Как искупить свои грехи?
Никак, потому с грехами поступают по-другому. Я понимаю, что во многих книгах можно прочитать об искуплении грехов, и в католической традиции существует понятие искупления, и в Средние века оно даже развилось в идею об индульгенциях, которые покупали в прямом смысле этого слова, и еще масса теорий вокруг понятия об искуплении, но все обстоит иначе. Я Вам немного расскажу, что к чему, и станет понятно, как действовать.
Слово «грех» означает «ошибка», «промах», «непопадание в цель».
«Когда мы переводим ἡ ἁμαρτία в том числе как непопадание в цель, что тут имеется виду? Православие дает на это следующий ответ. Наделенный разумной душой человек сотворен по образу и подобию Божиему, и подлинная цель его (т. е. нашей) жизни состоит в Богопознании и Богообщении, в соединении с Богом. Только так человек может достичь подлинного счастья.
Ведь все тварное преходяще в конечном счете, и преходяще именно потому, что оно конечно. Истерзанный душой псалмопевец даже восклицает, как он говорит, «в опрометчивости моей», что «всякий человек ложь» (Пс. 115,2). Ведь любой, самый замечательный человек в конце концов тоже тварное существо, и только Бог стоит непоколебимо.
По-настоящему можно надеяться лишь на Бога. А соединение с Богом и есть избавление от греха. Поэтому, учитывая словарное «гнездо значений» древнегреческого ἡ ἁμαρτία, грех следует понимать как неестественное, извращенное состояние человека. Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)», — сказано в материале «ФОМЫ» про грех, и полную версию этого текста я Вам советую прочитать.
Конечно, грех — это и неправильный поступок, но суть не только в том, что Вы допустили ошибку, но в том, что Ваше внутреннее состояние таково, что именно эта ошибка воспринималась как правильный вариант действий. Прошлое назад не вернешь, таких чудес в жизни не бывает, что сделано, останется сделанным навсегда, исправить это нельзя.
А вот с состоянием души и с представлениями о том, что правильно и неправильно, работать можно и нужно. И работа эта — это не искупление прошлого (в этом нет никакого смысла), а трансформация себя, пересмотр ценностей и представлений о мире, изменение мировоззрения, то, что в церковной традиции называется покаянием. Перестраивать себя, по-новому осмыслять жизнь и вырабатывать новые модели и стратегии поведения — это очень сложно. Но Господь рядом и для того, чтобы душа очищалась от последствий совершенных грехов, чтобы освобождалась от следования привычным неправильным стратегиям, Он учредил в Церкви Таинство покаяния.
Ошибается человек много, исправляется с трудом, поэтому исповедоваться рекомендуется регулярно примерно раз в месяц. Второе таинство, которое питает и укрепляет душу — это Причастие, в котором мы соединяемся с Творцом. Причащаться также желательно не реже раза в месяц.
Таким образом, Вам нужно начать исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, узнавая, что значит жить в соответствии с духовными законами. И в первую очередь нужно раскаяться и исповедаться в тех грехах, которые послужили поводом для Вашего письма.
Помоги Вам Господь!
Источник: foma.ru
Искупление грехов и его 2 этапа
Как это ни удивительно, грешат даже святые и священники. А ещё есть спорное верование, что уже самим фактом своего рождения человек грешит. Конечно, это одна из крайностей. Но всё же мало кто приходит к праведной жизни в самом раннем возрасте. А когда осознаём, то хочется как-то замолить, искупить грехи перед Богом.
Есть ли такая возможность?
Грех — это нарушение законов Божьих
Начнём с того, что же такое вообще грех. Тема это непростая. Какая-нибудь бабушка в церкви может авторитетно сообщить молодому прихожанину, что слушать модную музыку — грех, читать литературу ужасов — тоже, да и вообще всё американское — пагуба для души русского человека и неугодно Господу.
И увы, подобные предрассудки широко распространены и плохо отражаются на образе православного человека. Масштаб таких заблуждений сложно переоценить, а потому батюшкам надлежит с особой тщательностью препятствовать распространению такого мракобесия.
Грех — это прямое нарушение того, чему учил Господь, того, чего он требовал от человека. В первую очередь это, конечно, десять заповедей:
- Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
- Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
С некоторыми изменениями текст повторяется в книге Второзакония (5:4–21). Это вызвано тем, что в основу Пятикнижия легло несколько источников. Частично они дублируют друг друга и оба сохранены в тексте. Но вернёмся к теме.
Список грехов не исчерпывается нарушением десяти заповедей, но любой другой грех может быть выведен из них. Например, нет заповеди «Не кури» или «Не наркомань», но любому разумному человеку ясно, что это нарушение заповеди «Не убивай», потому что всякое причинение вреда живому (в том числе и себе) — это способ приблизить его смерть.
Не все грехи — прямое нарушение 10 заповедей, но все из них выводятся
Каждый удар в драке — это дополнительный урон организму. Каждое переживание, которое мы доставили другому живому существу, — это его шаг к смерти.
Поэтому Иисус Христос довольно лаконично объясняет нам, как не грешить:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»
Как мы понимаем, поступая из любви к себе и другим, человек никогда не совершит грех.
Бывают смертные грехи и менее тяжкие
Бог не подходит ко всему как бюрократ. Для каждого у него своя мера, а потому и есть разная градация грехов:
- Смертные грехи. Страшное и злое деяние, совершённое с полным осознанием последствий. Считается наиболее тяжким. Скажем, решили мы кого-то убить ради наживы и сделали это;
- Менее тяжкие грехи. Они совершаются тоже в полном осознании, но приносят меньше вреда. Например, дали нам сдачу в магазине на сто рублей больше. Бывает, что продавец обсчитался. Если деньги просто забрать, это будет кража. Вроде бы и мелкая, но всё равно грех;
- Крупные грехи по незнанию или неосторожности. Например, невнимательность водителя на дороге может привести к смерти пешехода. В самом поступке нет намерения убить, так что и судить этого человека нельзя как убийцу, но всё же он должен был взвешивать риски, а значит косвенно виновен и является грешником. А бывает, человек просто не знает всех нюансов какого-то оборудования, что может привести к катастрофе. Прямой вины тоже нет, но ясно, что нужно серьёзнее было подходить к своему делу;
- Мелкие грехи. Это может быть, например, сказанное в сердцах оскорбление. Вроде бы и мелочь, но человеку неприятно, больно. Ударил кого-то в драке — тоже мелочь, но ведь нет в этом поступке божественной правды. И т.д;
- Вынужденные грехи. Тут самый известный пример — солдат на войне. Или же человек, на которого набросился маньяк с ножом. Не станем же мы молча смотреть, как пытаются, скажем, зарезать наших близких? Ясное дело, что понадобится защищаться и далеко не словом, а делом, причём не символически, а так, чтобы лишить врага способности взять реванш. А иногда и соврать бывает полезно, чтобы избежать ещё худших последствий. Увы, мы живём в испорченном в грехе мире. Иногда мы вынуждены выбирать из двух зол.
Тут нет единой меры чаш и весов. Нельзя ставит на одну чашу весов добровольного солдата-наёмника и того, кто совершает убийство для защиты своей семьи от бандитов. В жизни всё бывает.
Не всё плохое есть грех
Не всякий грех заслуживает разговора о нём. Не всякий важен для нашей духовной жизни. Одно дело — человек, который убил кого-то жизни, предал родных, украл нечто и т.д.
И совсем другое — некто, кто просто выражается матом. Никто не ангел. Об этом говорит даже Священное Писание:
(Екклесиаст 7:20)
«нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»
(1-е Иоанна 1:8)
«если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»
И нет нужды в том, чтобы бежать к священнику на исповедь по всякой ерунде. И среди батюшек случается сказать что-то для красного словца. Не надо полагать, что Бога может оскорбить то слово, существование которого Он сам предопределил, когда сотворил Вселенную.
Мы должны печься о будущем своей души, а значит бороться с действительно плохими сторонами своей сущности, а не погружаться в какие-то внешние мелочи.
Ну и нужно понимать, что есть грех, а есть просто сложные ситуации.
- Болезни. Часто путают грех чревоугодия с состоянием, когда человек болен. Если некто в силу психических расстройств злоупотребляет пищей, то он нуждается не в покаянии, а в лечении, ибо вины его в содеянном нет.
- Мотивы. Святые гибли за веру, но ведь мы не зовём их самоубийцами, верно?
Всего предусмотреть нельзя, а потому Господь призывает никого никогда не осуждать. Важно следить за своей жизнью. В конечном счёте важно не то, что человек совершил, а то, ради чего он это сделал.
Искупить грех может только Господь, но человеку потребуется работать над собой
Искупление греха — это процедура, которая происходит в два этапа. Причём невозможно её просто взять и провести, как некий технический процесс. Нужно раскаяние, искреннее. Мало убийце знать, что он грешник. Нужно ещё и искренне сожалеть о случившемся вплоть до мысли: «Если бы время вернуть назад, я бы так не сделал» или даже лучше: «Я бы хотел пострадать вместо того, кому причинил вред».
Когда человек находится в правильном умонастроении, ему предоставляется возможность искупить грехи. Конечно, это делает не сам человек. Нельзя просто так взять, купить за несколько тысяч рублей индульгенцию и стать снова праведным. Только Бог достаточно правомочен, чтобы снять с человека греховное бремя.
Но инициатор этого — сам человек.
Решив более не грешить, он должен покаяться перед священником. Батюшка вправе отпустить человеку грехи сам сразу, либо позволить исправить совершённое злодеяние какой-либо благочестивой деятельностью.
2-ой этап
искупления грехов — праведная жизнь
Затем наступает второй этап. Иеромонах Иов (Гумеров) так говорит о нём:
«Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме».
Второй этап — это праведная жизнь, не возвращение к греху. Мы будто бы убрали у себя болезнь, но организм, который уже раз ей поддался, нуждается в укреплении иммунитета. И только духовная жизнь способна выстроить щит и не позволить человеку возвратиться в греховную пропасть.
Ещё один способ искупить грех — возместить урон жертве
Если грех допущен по отношению к кому-то, то справедливо не бежать за прощением к Богу, а пойти по самому сложному пути — прийти к тому, кому ты нанесён вред, и попросить дать шанс всё исправить.
В древней Ирландии от убийцы требовалось стать слугой родственников убитого
В древней Ирландии даже был такой закон, когда убийца должен был явиться в семью убитого и остаться там служить, чтобы возместить совершённое зло.
Если некто что-то украл, значит, нужно вернуть эту сумму. Что-то уничтожил — выстроить заново. Принёс зло — подарить радость.
Отмолить грех нельзя
Сама по себе молитва — это не заклинание. Нельзя взять на себя обязательство читать ежедневно пару подобных текстов и надеяться на отпущение грехов. Так это не работает. Молитва лишь укрепляет в воле и создаёт нужное умонастроение. Но она — не средство искупление и никогда таковым не станет.
Грешнику в любом случае предстоит сложная внутренняя работа над собой.
Источник: hranitelclub.com