Как искусство влияет на воспитание детей

Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорна. Прежде всего, творчество в любом виде деятельности человека основывается на знании и познании. Оно раскрывает свою созидательную мощь лишь тогда, когда для его начала и проявления накоплены достаточные знания, когда выработаны необходимые для любого конкретного вида творчества навыки и умения, то есть обеспечена база для свободного проявления творческих сил и человеческого духа. В этом наращивании духовных сил и мастерства происходит, на первый взгляд, парадоксальный процесс внутри человека: с одной стороны, накапливаемый культурный опыт делает очевидной ограничивающую силу культурных норм, канонов, традиций и т.п., как бы естественно ведущих к несвободе проявления личности в деятельности, а с другой — тот же опыт подводит личность к подлинному внутреннему освобождению, сопровождаемому осознанием личной ответственности в творчестве и в его результатах, превращая состояние ответственности в естественное, нормальное состояние личности творца.

Для чего нужно искусство? Татьяна Черниговская

При этом в личности реализуется господство не абстрактной, анархической свободы, а свободы, естественно преодолевающей ограничения, реализующей призвание и божественное начало в личности. В работе «О назначении человека» Н.А. Бердяев, раскрывая смысл творчества, пришел к выводу, что художественный элемент есть во всяком творческом проявлении духа, а «в художестве есть творческая победа над тяжестью «мира сего» — никогда не приспособление к этому «миру». Акт художества прямо противоположен всякому отяжелению, в нем есть освобождение» [1] .

Творчество не только покоится на познании и знании, оно есть не только утверждение добра и достижение красоты, но и особое состояние духа человеческого, при котором достигается гармонизация личности с миром, наслаждение своим собственным миром и достигнутой гармонией с миром внешним, хотя бы и на краткое мгновение.

Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей роли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Для тех людей, в жизни которых искусство стало неотъемлемой частью, необходимостью, эстетическое переживание представляет самостоятельную ценность, к которой он стремится ради нее самой. Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимодействуют друг с другом, образуя эмоциональноэстетический фон, на котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком. Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок. Как отмечал известный психолог Л.С. Выготский,

Читайте также:  Что пожелать парню на проводах в армию

Искусство,— есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней. Искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный промежуток времени [2] .

Арестович: Семинар «Искусство воспитывать детей». @ApeironSchool

Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают ее жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности.

Чему учит искусство? — задавалась вопросом М. Цветаева. — Добру? Нет. Уму-разуму? Нет. Оно даже себе самому научить не может, ибо оно — дано.

Нет вещи, которой бы оно не учило, как нет вещи, которой бы одной только и учило. Все уроки, которые мы извлекаем из искусства, мы в него влагаем. Ряд ответов, к которым нет вопросов. Все искусство — одна данность ответа. . Все наше искусство в том, чтобы суметь (поспеть) противопоставить каждому ответу, пока не испарился, свой вопрос [3] .

Искусство пробуждает творческий потенциал личности, стимулирует ее самовоспитание, шлифует способность к эмоционально-эстетическому восприятию жизненных ситуаций, одновременно заключая в себе и критерии их оценок. Опыт, получаемый человеком в систематическом обращении к искусству, бесценен и для практики его повседневного общения с людьми в реальной жизни.

  • [1] Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Из истории отечественной мысли. М„ 1989. С. 427.
  • [2] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 331—332.
  • [3] Цветаева М. Искусство при свете совести // Об искусстве. М, 1991. С. 78.

Источник: studref.com

Как искусство влияет на воспитание детей

Организация: Структурное подразделение детский сад «Ромашка» МАОУ «Школа-комплекс №33»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Великий Новгород

Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.

Читайте также:  Стихотворение как хорошо когда есть дочь

В процессе музыкально – досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки. Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние дошкольников, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно.

Большие возможности открывает совместная работа музыкального руководителя и специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей. Художественно-эстетическое воздействие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – в сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Источник: www.vospitatelds.ru

Педагогика как искусство

Слово «педагогика» может употребляться в двух значениях:

  • во-первых, это педагогика является гуманитарной наукой;
  • во-вторых, педагогика является искусством, что приравнивает ее к практике.

В наше время под педагогикой как наукой понимают представления об определенных подходах к обучению, о методах и организационных формах передачи опыта предшествующих поколений и воспитания всесторонне развитой личности.

Если же говорить о педагогике как области искусства, то речь следует вести об умении и мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученых не имеют решающего значения и влияния на результат их деятельности. Однако в педагогической практической деятельности педагога его талант, мастерство имеют решающее значение.

Чисто практическая педагогическая деятельность иногда носит название искусства, созданного на научной основе. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога и каждого конкретного педагогического коллектива – это искусство в той мере, в которой в эту деятельность вложен творческий потенциал.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Наука и искусство имеют принципиальные отличия в способах распространения. Наука должна изучаться, иными путями ее не постичь. Искусство же можно перенять. Миллионы людей занимаются воспитанием своих детей, достигают высоких результатов, без изучения науки, а переняв искусство растить детей у родителей и близких людей.

Иными словами, педагогика может выступать в качестве науки о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика является единственной наукой, признающей тайну, интуицию, судьбу и остающейся при этом строгой наукой.

Читайте также:  Я скучаю по тебе икс фактор

Влияние личности педагога на его деятельность особенно велико и значимо потому, что воспитание состоит из межличностных отношений, индивидуального облика воспитателя, чутья, интуиции, находчивости, такта и многих других субъективных качеств, выступающих в качестве реальных и действенных факторов искусства воспитания.

Педагогической наукой не может быть предусмотрено бесконечное множество конкретных ситуаций, и указаний, как следует поступать в случае каждого отдельного затруднения. Такой пробел в теории может быть заполнен практической педагогической деятельностью.

«Педагогика как искусство»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Педагогикой фиксируются типичные обстоятельства и трудности, которые предполагают использование богатого арсенала педагогических средств, анализ условий их успешного применения. Педагог-мастер должен извлечь из этого богатства то, что ему необходимо применительно к особенностям каждого индивидуально рассматриваемого случая, и эта деятельность действительно творческая.

Замечание 1

Иными словами, педагогическое искусство – это педагогическое мастерство учителя.

Свойства личности учителя-мастера

И. А. Зязюн выделил несколько свойств личности, которыми обеспечивается высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности:

  • гуманистическая направленность, которая выражается активной позицией во время построения педагогического процесса;
  • профессиональные знания, которые дают ему глубину, основательность и осмысленность действий;
  • педагогические способности, которые обеспечивают скорость его совершенствования;
  • педагогическая техника, которая базируется на знаниях и способностях, позволяя связать все средства в единую цель, сделать педагогическую деятельность более гармоничной.

Анализ современной педагогической теории и практики дает возможность установить, что в работе каждого воспитателя, стремящегося стать мастером, повторяется некоторый набор характерных умений. Азаровым Ю. П. на основании опроса разных групп учителей и руководителей школ были определены умения, характеризующие педагогическую деятельность в качестве творческой:

  • умение правильного восприятия тех процессов, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в разных педагогических ситуациях;
  • навык анализа соотношения «цель-средства-результат» с применением к выбору ситуации;
  • навык организации жизни детей;
  • умение доверять и требовать;
  • навык быстрого ориентирования и переключения внимания;
  • навык эффективных игр с детьми;
  • навык оценки ситуации с разных сторон;
  • навык выделения существенных факто из всего их многообразия;
  • навык видеть существенное в случайных фактах;
  • навык использовать в одной и той же ситуации различные приемы влияния;
  • навык точной передачи своих настроений, чувств и мыслей посредством слов, мимики, движений.

Таким образом, педагогика является областью культуры, интегрирующей три компонента – искусство, науку и практическую деятельность, направленную на организацию и взаимодействие людей. Таким взаимодействием осуществляется межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today