Как избавиться от рефлексии

Наиболее распространённой считается ретроспективная рефлексия. Она применяется в педагогике, при закреплении материала учениками, и в психологии, при анализе событий прошлого для решения психологических проблем.

Виды рефлексии

Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:

  • личностная, включающая в себя самоанализ и изучение собственного «Я», достижение самосознания;
  • коммуникативная, анализирующая отношения с другими людьми;
  • кооперативная, осмысляющая совместную деятельность для достижения цели;
  • интеллектуальная, обращающая внимание на знания, умения и навыки человека, а также на сферы и способы их применения;
  • социальная рефлексия, познающая внутреннее состояние человека через то, как его воспринимают и что о нём думают другие люди;
  • профессиональная, помогающая проанализировать движение по карьерной лестнице;
  • учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
  • научная, обращённая к осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
  • экзистенциональная, обдумывающая смысл жизни и другие глубокие вопросы;
  • саногенная, направленная на контроль эмоционального состояния личности.

Путь к карьере

Саморефлексия. Излишнее внимание к своим чувствам и ощущениям

Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере

Развитие рефлексии

Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.

Взаимодействие с миром

Рефлексирование – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.

Также по теме: Как преодолеть депрессию и научиться радоваться жизни?

Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.

Люди

Взаимодействуя с другими людьми мы учимся понимать мир вокруг себя

После завершения дня, проведенного в окружении других людей, важно обдумать все произошедшие события. Проанализируйте свое поведение и действия, совершенные в течение дня. Что вы думаете по этому поводу? Что вы чувствуете? В чем вы были неправы?

Выполняя это упражнение ежедневно, можно добиться отличных результатов.

Новая информация

Находясь в своей зоне комфорта, сложно узнать что-то новое о себе. Постоянно общаясь с одними и теми же людьми, смотря фильмы одного жанра, читая одинаковые книги, человек перестает развиваться как личность. Чтобы улучшить способности к самоанализу, нужно изучить что-то новое, противоположное привычным интересам.

САМОРЕФЛЕКСИЯ ИЛИ САМОКОПАНИЕ ?

Зона комфорта

Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся

Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.

Анализ одной вещи

Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.

В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.

Анализ вещей

Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов

Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:

  1. Полезен ли этот предмет для меня?
  2. Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
  3. Могу ли я использовать эти знания?
  4. Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
  5. Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?

Также по теме: Что такое эйфория?

Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.

Волнующие вопросы

Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.

Это могут быть вопросы:

  • о прошедших событиях;
  • о грядущем;
  • о взаимоотношениях с людьми;
  • о чувствах и эмоциях;
  • о материальных предметах;
  • о научных знаниях;
  • о духовных материях;
  • о смысле жизни, сущего.

Задумчивость

Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными

Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.

Читайте также:  Что значит во сне чистить зубы

Как перестать рефлексировать?

Многие люди считают, что склонность рефлексировать на постоянной основе вредна, что она негативно влияет на человека, но это естественный компонент жизни любого человека.

Обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Однако важно, чтобы рефлексирующий человек эту деятельность совершал: осмысление без действий не принесёт плодов.

Не стоит путать рефлексию с обычным самокопанием: в отличие от последнего, рефлексирование – созидающее, а не деструктивное занятие.

Если саморазвитие доходит до абсурда и вы чувствуете, что далеки от реальности – нужно от него избавиться:

  • чтение книг о саморазвитии не должно быть просто хобби;
  • меньше посещайте тренинги и больше общайтесь с людьми, гуляйте, общайтесь;
  • если изученные техники и методики не приносят результатов – не зацикливайтесь на них;
  • большинство методик – это бизнес, которые разработаны ради заработка;
  • при достижении своих целей, оставьте идею усовершенствовать их.

Примеры рефлексии

В педагогике

Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.

В психологии

Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.

Коммуникативная рефлексия

Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.

Коммуникативная рефлексия

Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими

Рефлексия – способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.

Узнайте больше по теме: Психические заболевания

avtor

Терапевт, клинический фармаколог

Источник: lechusdoma.ru

Рефлексивность

Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.

Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции.

Что это такое

Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.

Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.

Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение.

Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.

Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.

Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.

При этом под первым подразумевается каче­ство личности, обусловливающее рефлексию в качестве про­цесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.

Эти два вышеприведённых явления реализуются при по­мощи рефлексивных способностей.

Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:

– былые поступки и события;

– удачные либо неуспешные результаты деятельности;

– меняющиеся личностные черты, качества характера.

Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.

Читайте также:  Как поддержать больного человека по смс

Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.

Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.

Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.

Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.

Принцип рефлексивности

Описываемый термин в качестве продуктивного параметра процесса рефлексии представляет собой либо свойство личности, либо характеристику целой социальной общности, например, лиц, имеющих высшее образование. Термин также актуален и применим и в других науках. Так, например примеры в информатике – в качестве способности программы мониторить и трансформировать свою структуру в ходе выполнения, в экономике – применима теория рефлексивности, автором которой является Дж. Сорос, либо в качестве понятия взаимосвязях в математике. Благодаря трудам В. Лефевра термин рефлексия был вычленен из философии в междисциплинарную сферу и введены такие понятия, как рефлексивная система и управление, пребывающие на рубеже многих наук: социологии, математики, психологии, философии, этики.

Так в психологии трудовой деятельности и инженерной психологии проводится диагностика уровня развития рефлексивности мышления и коммуникаций. Это необходимо для определения уровня готовности к трудовой деятельности.

Профессиональное развитие человека происходит одновременно с созреванием его личности. Именно личностный рост даёт толчок профессиональному росту посредством более глубокого понимания и благодаря приобретаемому опыту.

Принцип рефлексивности заключается в переосмыслении опыта индивидуального бытия. Исходной позицией в становлении убеждений индивидов является опора на индивидуальный опыт в качестве смысловой, эмоционально-экспериментальной основы.

Внутреннее переживание опыта осознаётся не только чувственно, поскольку обязательно присутствует аспект, именуемый «осознанностью». Такое понимание, естественно, не обделено эмоциональностью, страстью, интересом, которые в достижении осознания играют значимую роль. Переживание предоставляет источник для рефлексии.

Основываясь на опыте переживаний, полученного в прошлом существовании, человек вырабатывает собственную пристрастную позицию к моральным устоям и нормам, формирует индивидуальное поле духовных смыслов. Следовательно, рефлексивность нужно рассматривать в контексте внутреннего осмысления индивидуального опыта.

Принцип рефлексивности подразумевает обращение субъекта к анализу собственного опыта, выявлению духовных смыслов деятельности, поведенческих паттернов, общения.

Описываемый принцип в нравственном воспитании требует от средств, организационных форм быть методами самоосознания, а на этом базисе – и самореалезации, и самоопределения. Он подразумевает отношение к осмыслению и взаимопониманию как к необходимому и достаточному условию человечности и эффективности форм, средств и способов воспитания.

Большей частью рефлексия охватывает происходящее с индивидом, урок, который он извлёк из произошедшего, и то, каким он образом в дальнейшем использует приобретённые вследствие пережитого опыта, знания, навыки.

Рефлексия в качестве принципа мышления, устремляющего его на постижение и осознание индивидуальных форм, предпосылок, способствует приобретению нового понимания, оценивания и обоснованию собственных установок. Умение рефлексировать позволяет достичь адекватной самооценки, прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность, анализировать её результаты.

Рефлексивность мышления

Умение понимать и создавать мыслительные действия и практические акты именуется рефлексивностью мышления. Данная познавательная деятельность актуализируется, в первый черед, в ходе выявления, понимания и разрешения разногласий в анализируемой и реорганизовываемой ситуации.

Ж. Пиаже интерпретировал рассматриваемое понятие в качестве процесса, осуществляющегося на базисе понимания необходимости связать объект с направленной на него операцией. Осознание представляет процесс восстановления схемы акта и трансформация её в понятие.

Исследование рефлексивности мышления позволяет выявить уровень сформированности рефлексивного интеллекта, который преимущественно обуславливает успешность воплощения исследовательской функции в отношении собственной персоны.

Рефлексивное мышление воплощает личный опыт индивидов, характеризующийся разумением смысла вещей. И направлено оно на сбор фактов, идей либо примеров, а также необходимо для рассмотрения явлений с различных точек зрения и организации персональных действий, способствующих нахождению алгоритма, придающего смысл тому, о чём индивиды размышляют.

В сложных обстоятельствах рефлексивные процессы играют ключевую роль в мыслительной деятельности: они вовлекаются в процессы оценивания проблемных условий, осознания источников неясности, выбора либо выработки способа действий, а также приёмов достижения результата.

Описываемое понятие обнаруживается в суждениях относительно возникших условий и проблемных ситуаций (причин, механизмов, способов). Преобразование личностного смысла обстоятельств способствуют сглаживанию, а порой и полному устранению негативных аффективных треволнений, порождаемых проблемной ситуацией, и достижению изменения поведенческого паттерна оппонента. Найти отыскать некую свежую точку видения обстоятельств возможно посредством рефлексии.

Читайте также:  Как связать берет спицами с помпоном

Таким образом, рефлексивное мышление выступает процессом, осуществляющимся на базисе понимания индивидом взаимосвязи объекта с устремлённым на него актом, а также основываясь на понимании надобности такой связи.

При этом каждый субъект характеризуется индивидуальностью когнитивных процессов. Все человеческие индивиды абсолютно по-разному понимают и перерабатывают информацию.

Сегодня недостаточно изучен процесс формирования рефлексивности мышления. С этой целью разработана методика определения рефлексивности мышления, его развитости.

Максимальное количество набранных баллов за ответы свидетельствуют о сравнительно высоком уровне рефлексивности мыслительной деятельности, а именно сформированности коллективной и индивидуальной форм самоанализа интеллектуальной деятельности.

Также существуют методики-тесты для исследования когнитивных стилей по шкале импульсивность рефлексивность (тип реагирования), что необходимо для выявления скорости и обоснованности принятия решений.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: psihomed.com

Рефлексия

Рефлексия

Потому, что наше сознание обычно направлено на объект или процесс во внешнем мире. А «назад» – это рассмотрение своего внутреннего мира, того, как я думаю, какие переживаю чувства, почему веду себя так, а не иначе.

Джон Локк, английский философ, писал, что если источником наших знаний о внешнем мире являются органы чувств, то источник знаний о внутреннем мире (внутреннем опыте) – это именно рефлексия.

Близкие по смыслу понятия – самоотчет, самоанализ, интроспекция.

Ни у животных, ни у маленьких детей рефлексии нет, это способность взрослого человека. И способность очень важная.

Именно благодаря рефлексии мы можем выявить у себя предвзятые, ошибочные, иррациональные суждения, мешающие нам жить взгляды и установки – и пересмотреть их, заменив на новые.

Примеры глубокой и неглубокой рефлексии

Рефлексия бывает различной глубины. «Напрасно я решила, что мой новый начальник – тиран и деспот, это мне показалось, на самом деле он строгий, педантичный, но не злой» – вот пример неглубокой, но очень полезной рефлексии.

«Возможно, я почему-то изначально думаю о людях плохо» – это уже начало самоанализа. «Вероятно, я до сих пор нахожусь под влиянием взглядов мамы, которая критиковала отца и других родственников» – еще более глубокий уровень рефлексии.

По мнению замечательного психолога, педагога, мыслителя Ю. М. Орлова, через рефлексию своей Я-концепции (совокупности представлений о себе) происходит поиск человеком своей индивидуальности.

Огромное значение рефлексии для саморазвития и личностного роста придавали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.

Изначально понятие рефлексии возникло в философии и означало обращение внимания человека на то, что происходит в его сознании.

Размышления о рефлексии мы встречаем в трудах великих философов; о ней писали Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Гуссерль и многие другие. Это неудивительно, ведь в сфере философии рефлексия направлена на осмысление основ науки, искусства, культуры, религии, самой философии.

Человек, склонный к рефлексии, часто задумывается о том, что он собой представляет, хорошие ли он совершает поступки и почему. Соответствуют ли его представления о себе, о других людях, о мире тому, что есть на самом деле.

Размышлять над такими вопросами полезно, однако и здесь все хорошо в меру: человек, чрезмерно углубленный в рефлексию, и сам не находит покоя в душе, и часто создает проблемы своим близким.

Виды рефлексии

Рефлексия как инструмент познания применима в самых разных сферах.

  • 1. Интеллектуальная рефлексия
    Означает размышление о своих мыслях, когнитивных процессах.
  • 2. Коммуникативная рефлексия
    Позволяет проанализировать наше общение, отношение к собеседнику.
  • 3. Личностная рефлексия
    Направлена на осознание своих индивидуальных особенностей, представлений о себе.

Зачем она нам нужна?

С помощью рефлексии человек оказывается способен корректировать ход своих мыслей, планировать и контролировать мышление (знаменитое «Я подумаю об этом завтра!»), оценивать достоверность и логическую взаимосвязанность возникающих мыслей.

Одна из самых важных задач, которая решается с помощью рефлексии, – это поиск выхода из тупиковых ситуаций. Именно благодаря рефлексии человек занимает позицию наблюдателя, как бы приподнимается над проблемной ситуацией и над теми способами, с помощью которых он пытался решить проблему.

Внеся поправки в применяемые методы или в исходные предпосылки, он видит ситуацию по-новому, действует иначе – и выходит из тупика.

Важную функцию выполняет рефлексия и в межличностном общении. Например, если у вас сложилось определенное представление о человеке, а он вдруг проявляет новые, незнакомые для вас качества, то включается рефлексия и ваше представление об этом человеке корректируется.

Рефлексия в психотерапии

Сфера, где рефлексия имеет важнейшее значение, – это психотерапия и психологическое консультирование. С помощью специалиста клиент проводит огромную рефлективную работу. Он осознает свои стереотипы, предвзятые умозаключения, взятые из детства модели поведения, позаимствованные от взрослых принципы и убеждения – и пересматривает их.

Знаменитая надпись на храме Аполлона в Дельфах гласила: «Познай самого себя!» Значит, суть и важность рефлексии понимали еще мудрецы в Древней Греции.

Источник: www.psyh.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today