Как избавиться от тщеславия

тщеславие: что это такое простыми словами, значение, примеры

Что такое тщеславие: понятие, примеры, причины появления

Приветствуем Вас, наши друзья! К глубокому сожалению, в каждом из нас присутствуют не совсем хорошие черты характера. Мало кто смело признается в своих недостатках даже самому себе. Но бороться с ними можно и даже нужно. Жадность, цинизм, хамство и тому подобные проявления не делают нас привлекательными в глазах других.

Сегодня поговорим о «тщеславии». Попробуем сообща разобраться в этом понятии. Итак, приступим.

Что же это такое?

Тщеславием в психологии называют чрезмерное желание человека казаться перед другими людьми лучше, чем он есть. Именно выглядеть, а не стать хоть немного получше. То есть цель у него одна — пускать пыль в глаза и обманывать окружающих. Согласитесь, что это не самое красивое поведение. Вряд ли кому-то понравиться общаться с подобной личностью.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТЩЕСЛАВИЯ ? Протоиерей Феодор Бородин

Гордится здесь особо нечем

Просто хорошо выглядеть, носить отлично сшитые вещи, иметь хорошую причёску — свойственно всем. В этом нет абсолютно ничего постыдного и зазорного. Нормальные люди стараются заниматься саморазвитием, совершать достойные поступки, не выходить за рамки норм поведения социума. Это всё нормально. Но не все согласны с подобным положением вещей.

Те, кто скрывают свои недостатки, а достоинства выпячивают — хотят смотреться более презентабельнее. А для этого используют совершенно разные вещи. Охаивая других, строя козни и распространяя сплетни — строят свою успешную карьеру.

Примеры

Это отрицательное качество человека, которое вынуждает его жаждать похвалы от своего окружения, постоянно доказывать своё преимущество. Можно смело утверждать, что это болезненная потребность. Если обратится к христианским постулатам, то вспомним, что его относят к восьми смертным грехам, которые способны погубить душу человека, а также порождает остальные жизненные страсти.

Можно ли побороть в себе и стать лучше? Попробовать стоит. Сам термин произошёл от соединения 2-х слов — тщетность и слава. Если дать определение простыми словами, то это желание в пустых почестях и ненужной лести. Земная слава преходяща и тленна.

Стремится к ней — лишняя растрата своих внутренних сил, абсолютно бесполезная, наносящая нам ущерб в духовном развитии.

Синонимами являются спесь, кичливость, надменность, гордыня, высокомерие, бахвальство, нахальство. Антонимами — скромность, простота, смирение.

Истоки появления в людях

Исследователи считают, что всё это происходит в связи с нездоровой самооценкой. Начинается ещё в детские годы. Нам ещё с младенчества предлагают быть лучше других, нравиться окружающим, хорошо учиться, стремится к совершенству, сражаясь за это право со сверстниками. Вроде бы всё логично. Но это заставляет подменять истинные ценности и нарушается логическая цепочка.

Стремясь добиться успеха, мы начинаем формировать ложные ценности. Стремясь стать богатыми, успешными, знаменитыми приходится использовать любые методы и способы. Даже не совсем правильные и человечные. Например, демонстрация снисходительного и презрительного отношения к окружению. Тем самым поднимая себя на одну ступеньку вверх.

Воспринимая лесть и похвалу от других, личность только имитирует саморазвитие. Его всё устраивает, особенно чувство превосходства. Лишь бы никто не понял, что происходит на самом деле. А ведь нового ничего нет. Просто иллюзия успешных телодвижений.

Не является здоровым пристрастием

Признаки

Итак, мы поняли, что получать незаслуженные похвалы — является признаком тщеславного поведения. Основными особенностями являются:

  • Непреодолимое желание слышать льстивые слова.
  • Отрицательное отношение к любой критике.
  • Постоянное желание находится в центре всеобщего внимания.
  • Унижение других людей.
  • Хорошие дела совершаются только ради признания.
  • Мало дел, но много пафосных слов.
  • Поведение надменное.

Именно благодаря этим признакам люди неадекватно оценивают собственные возможности. Одно дело убеждать всех, что ты лучше других. Но совсем другое быть таким. В реальной жизни от них мало пользы, что особенно замечается в крайне критичных ситуациях.

Причины

Как мы уже говорили выше, всё начинается с детства. Родители только с благими намерениями воспитывают своих детей. Но порой перехваливают его незаслуженно. А этим указывают ему медвежью услугу. Главными причинами считают:

  • Внутренние конфликты.
  • Попытки компенсировать собственные недостатки.
  • Излишние похвалы в прошлом.
  • Проблемы, возникающие в семье.
  • Протестные чувства.
  • Недооцененные трудности в решении задач.
  • Буллинг со стороны одноклассников.
  • Промахи в воспитании.

Как от него можно избавиться?

Существует несколько простых, но весьма эффективных способов, которые можно выполнять буквально сейчас:

  • Поменьше говорите только о себе.
  • Нет нужды высказывать своё мнение, особенно когда этого не просит. Да и вообще, как хорошо известно: молчание — золото.
  • Не надо всё время хвастаться и кичиться своей исключительностью.
  • Прекратите выносить суждения про других.
  • Прислушивайтесь к положительной критике своих родных и близких.

Все эти небольшие шаги будут весьма эффективными буквально через пару недель. Только поймите, что другого пути нет. За нас никто не сможет изменить карму и наше будущее. И чем раньше мы это поймём — тем быстрее увидим изменения. Просто соблюдайте простые правила. Никогда не поздно измениться в лучшую сторону.

Читайте также:  Новый год на море недорого куда поехать

Желаем удачи!

Скачать книгу Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» (полная версия) в форматах EPUB, FB2, PDF и TXT Вы сможете под этой ссылкой:

Источник: wikifin.ru

Чем грозит человеку тщеславие, и 10 способов его победить

Чем грозит человеку тщеславие, и 10 способов его победить

«Трудно быть скромным, будучи великим, как я», – говорил легенда бокса Мохаммед Али. И мало кто поспорит с гениальным спортсменом.

Тем не менее, задирать нос – не лучшая стратегия в мире, где успех мимолетен и зыбок, как дом из песка. «Много полезного можно обрести, время от времени склоняя голову и опускаясь на колени», – эти слова из романа «Тень горы» Грегори Дэвида Робертса, как нельзя лучше отражают суть того, что делать, если тщеславие медленно запускает когти в нашу жизнь. Чем вредно тщеславие и почему стоит приложить усилия, чтобы избавиться от него? Почему не стоит допускать, чтобы воображаемая корона становилась слишком уж тяжелой? В статье мы предложим несколько действенных советов о том, как устранить излишнюю гордость за свои достижения.

Что такое тщеславие

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Источники предлагают различные определения.

Если упростить, тщеславие – это стремление к «тщетной славе», потребность во всеобщем почитании, желание кичиться и выставлять свои достижения, реальные или мнимые, напоказ.

beauty-354565_1280

Тщеславные люди нуждаются в том, чтобы постоянно подтверждать свое превосходство над другими, они любят лесть и другие проявления восхищения собственной персоной.

Часто эта черта сочетается с такими качествами характера, как ранимость, завистливость, вспыльчивость, неспособность принимать критику – даже объективную.

Почитать в тему:

Разделить победу

  • Удалось получить престижную работу с высокой зарплатой? Шансов было бы гораздо меньше, не оплати в свое время родители учебу в хорошем университете.
  • Гордимся очередным повышением? Прекрасно – но, возможно, в этом отчасти есть и заслуга любимого дяди, который несколько лет назад порекомендовал молодого и неопытного студента шефу.
  • Трава на газоне возле частного дома – самая красивая и ухоженная на всей улице? А вот газонокосилку приходится занимать у соседа.
  • Не можем налюбоваться своей неземной красотой? Так в этом вообще нет нашей заслуги – спасибо Боженьке и папе с мамой.
  • Сын окончил школу с золотой медалью? Но ведь это он корпел ночами над учебниками, в то время как родители в унисон храпели в спальне.

band-1376255_1280 (1)

Если задуматься, практически к каждому достижению, которым мы гордимся, приложил руку кто-то еще.

Готовность это признать и разделить успех с теми, кто помог добиться победы, прекрасно помогает в борьбе с тщеславием.

Быть прагматиком

Борьба с тщеславием – это не только этически правильно, но и практично. Дело в том, что когда мы довольны собой, гордимся своими результатами и решаем почить на лаврах, мы успокаиваемся. А это прямой путь к деградации – слишком высоко взлетев и залюбовавшись высотой собственного полета, очень легко потерять управление и утратить все заслуженное непростым трудом.

Чтобы развиваться, нужно всегда быть немного недовольным собой, критически оценивать достижения, не лениться ставить все новые планки и достигать их.

Быть голодным, не допускать состояния абсолютной сытости. Ничто так не расхолаживает и не демотивирует, как лень, ощущение достатка и «стеклянного потолка», когда кажется, что стремиться больше не к чему.

К тому же, тщеславие делает нас необъективными по отношению к себе – мы теряем способность оценивать свои слабые стороны и становимся более уязвимыми.

Конечно, речь не о том, чтобы не давать себе ни секунды передышки. Отдых необходим – чтобы избежать эмоционального и физического выгорания, поскольку любая победа должна быть в радость. Это можно сравнить с подъемом на высокую гору: время от времени нужно сделать привал, заварить чай, спокойно посидеть, удовлетворенно поглядывая на уже пройденный путь. А когда возвращаются силы – продолжать идти.

person-1030714_1280

Если же только и делать, что стоять на привале, высоко задрав нос, новые высоты так и останутся непокоренными. Точнее, их достигнет кто-то другой – менее спесивый и более трудолюбивый. И помашет ручкой сверху вниз.

Источник: evrikak.ru

В чем опасность тщеславия? Двадцать вторая ступень «Лествицы»

Если христианин прогоняет от себя страх, тогда лукавый старается вселить в воина Христова дух измены, незаметно влить в подвижника суетное желание и заботливость, да благо рекут о нем человецы, т. е. старается возбудить в нем тщеславие.

Когда подвижник поддается этому искусительному желанию, то всё делает для себя, а не для Бога; для похвалы и славы своей, а не Божией. Христианин забывает, к чему он призван и на что дал особую клятву при Крещении и в иноческих обетах, и, следовательно, становится изменником Бога. Этот порок губит плоды всех прежде совершенных подвигов и добродетелей, отнимает награду за труды, которые совершает и собирается совершить подвижник, и призывает на него гнев Божий. Не напрасно Спаситель сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6:26).

Читайте также:  Как поставить родителей на место

Тщеславие, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, «есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие – собрания богатства, ибо тот радуется, что будет красть; а сие – что будет расточать». «Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим.

Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой. Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый – что изнуряет тело, а второй – что не получает за это награды». Тщеславие очень тесно связано с гордостью: «Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом, ибо тщеславие есть начало, а гордость – конец».

Особенно бес тщеславия преследует тех, кто выделяется среди других разумом, силой, какими-то талантами. Таким людям очень трудно уверовать и тем более сложно приобрести непамятозлобие, нелицемерную доброту, самоотверженную любовь: «Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом и во многом неверен и тщеславен. «Оно весьма удобно присоединяется к естественным дарованиям и чрез них нередко низвергает окаянных рабов своих».

Чем более стяжает человек добродетелей, тем более он подвергается опасности нападения духа тщеславия: «Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов, а дух тщеславия – когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому – множество язв, а дверь второму – изобилие трудов».

«Великого труда, – свидетельствует преподобный Иоанн, – стоит отразить от своей души похвалу человеческую»; или в другом месте: «Сносить обиды свойственно людям возвышенной души, а слушать похвалу без всякого чувства свойственно одним святым и непорочным». Нападения других страстей бывают явны, а потому бороться с ними проще, но порок тщеславия неуловим, он незаметно примешивается к каждой нашей мысли, к каждому поступку и, как яд, отравляет их.

Так описывает его преподобный Иоанн: «Когда, например, я храню пост, в то время тщеславлюсь; когда же, для утаения от людей поста своего, разрешаю на брашно, то опять о благоразумии своем тщеславлюсь. Одевшись в светлую одежду, побежден бываю от любочестия. Говорить ли стану – тщеславием обладаюсь, молчать ли захочу – опять ему предаюсь. Как ни брось этот треножник, все он будет острием кверху».

Бес тщеславия может побуждать христианина брать на себя великие аскетические подвиги, а также участвовать в делах милосердия, идти с активной проповедью Евангелия: «Когда он видит, что некоторые приобрели хоть несколько мирное устроение, то тотчас побуждает их идти из пустыни в мир и говорит: ‟Иди на спасение погибающих душ”». «Тщеславие побуждает легкомысленных монахов предупреждать пришествие мирских людей и выходить из обители навстречу идущим; научает припадать к ногам их и, будучи исполнено гордости, облекается в смирение; в поступках и в голосе показывает благоговение, смотря на руки пришедших, чтобы от них что-нибудь получить; называет их владыками, покровителями и подателями жизни по Боге; во время трапезы побуждает их воздерживаться перед ними и повелительно обращаться с низшими; на псалмопении же ленивых делает ревностными и безголосых – хорошо поющими, и сонливых – бодрыми; льстит уставщику и просит дать ему первое место на клиросе, называя его отцом и учителем, пока не уйдут посетители».

Такие люди забывают, что Господь ценит человека не за конкретные поступки, ибо они могут совершаться по тщеславию и гордыне, а за состояние души: «Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворения и дара прозорливости всуе изнуряют тело свое; но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ». Потому что, «кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание, а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится».

Преподобный советует решительно противится таким желаниям, ибо подобные «подвиги» причиняют и подвизающемуся, и окружающим один вред. Лишь искреннее и смиренное слово приносит пользу: «Не повинуйся веятелю сему, когда он научает тебя объявлять свои добродетели на пользу слышащих: какая бо польза человеку, если он весь мир будет пользовать, душу же свою отщетит? (Мф. 16:26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?»

Читайте также:  Почему собака оставляет немного еды в Минске

Самая большая беда от тщеславия в том, что человек, ему отдавшийся, теряет простоту и искренность в отношениях, он, как артист, всё время играет: «Монах, сделавшийся рабом тщеславия, ведет двойственную жизнь, по наружности пребывая в монастыре, а умом и помышлениями – в мире».

Правда, может быть и так, что человек начинает подвизаться в христианских добродетелях по тщеславию, а позже под воздействием благодати Божией полностью меняет свое расположение: «Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславием, а потом обратившись, и сами быстроу́мнее окрадываем оное. Я видел некоторых по тщеславию начавших духовное делание, но хотя и порочное положено было начало, однако конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль».

Преподобный требует от христианина не только того, чтобы он изгнал из своего сердца всякую тщеславную мысль, но и чтобы с радостью переносил всякого рода поношения и уничижение: «Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви»; только в таком случае будет видно, что подвижник на самом деле совершенно преодолел дух тщеславия. Надо, однако же, сказать, что борьба с этим нечистым духом крайне трудна. Так как здесь человеку нужно бороться со своим собственным «я», тем «я», которое самолюбиво, не хочет видеть своих недостатков, которое так нам любезно, даже и при явных слабостях. Преподобный призывает: «Не внимай ему, когда он внушает тебе желание быть епископом, или игуменом, или учителем, ибо трудно отогнать пса от мясопродажного стола».
Бороться с тщеславием непросто, так как всякое наше доброе дело им подпитывается. Но, как утверждает преподобный, «часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием».

Действенными средствами против тщеславия также являются молчание, безмолвие и терпеливое перенесение посрамлений: «Молчание и безмолвие – враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия». Регулярная и как можно более частая исповедь также действует отрезвляюще на человека и предостерегает его от развития страсти тщеславия: «Не скрывай своих погрешностей с тою мыслию, чтобы не подавать ближнему повода к преткновению; хотя, может быть, и не во всяком случае будет полезно употреблять сей пластырь, но смотря по свойству грехов».

Некоторые ради того, чтобы избежать тщеславия, нарушают пост, но преподобный Иоанн не советует так делать: «Невозможное дело, как я уже сказал, в начале иночества быть совершенно чистыми от объедения и тщеславия. Но не должно нам против тщеславия вооружаться наслаждением, ибо побеждение (тщеславия) чревоугодием рождает в новоначальных новое тщеславие.

Лучше постом и молитвою поражать сию страсть. Грядет бо час, а для произволяющих и ныне есть, когда Господь покорит под ноги наша и тщеславие (см. Евр. 2:8)».

Есть разная мера борьбы с этим пороком: «Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби». К последней мере борьбы с тщеславием прибегают те, кто берет на себя подвиг юродства, как, например, Андрей, дерзавший обличать грозного царя, или блаженная Ксения Петербургская, носившая мужскую одежду.
Также действенными средствами против тщеславия являются усердная молитва к Богу, Единому Врачу душ наших; живое и непрестанное памятование нашей смерти и будущего беспристрастного, грозного суда над нами и еще более Страшного суда всеобщего при кончине мира; соединенное с глубоким сокрушением сердца воспоминание о своих грехах: «Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу». «Когда мы домогаемся славы, или когда, без искательства с нашей стороны, она приходит к нам от других, или когда покушаемся употреблять некие ухищрения, служащие к тщеславию, тогда вспомним плач свой и помыслим о святом страхе и трепете, с которым мы предстояли Богу в уединенной нашей молитве; и таким образом, без сомнения, посрамим бесстыдное тщеславие, если, однако, стараемся об истинной молитве. Если же в нас нет этого, то поспешим вспомнить об исходе своем. Если же мы и сего помышления не имеем, то, по крайней мере, убоимся стыда, следующего за тщеславием, потому что возносяйся непременно смирится (Лк. 14:11) еще и здесь, прежде будущего века».

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ

Источник: pravlife.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today