Как изменяется работоспособность в течение дня

В этой заметке рассмотрим, как меняется работоспособность человека на протяжении дня. Можно выделить 7 разных этапов работоспособности.

1. Вхождение в рабочий процесс. На этом этапе человек активирует свою работоспособность. Как правило, он длится 0,5-1 час с момента начала работы, реже — до 2 часов.

2. Максимальная работоспособность, 1-й этап. Последующие 2-3 часа человек работает с максимальной работоспособностью, поэтому на данный период необходимо планировать самую важную и сложную работу.

3. Снижение работоспособности, 1-й этап. Далее работоспособность начнет снижаться и будет падать до тех пор, пока человек не сделает перерыв в работе. Как правило, это перерыв на обед.

4. Перерыв на обед. Чтобы восстановить свою работоспособность, человеку требуется время на отдых и прием пищи не менее 1 часа.

5. Максимальная работоспособность, 2-й этап. Далее будут следовать 1-2 часа высокой работоспособности, но она будет чуть ниже, нежели на этапе №2.

6. Снижение работоспособности, 2-й этап. Затем работоспособность вновь будет снижаться.

7. Выход из рабочего процесса. Последние 0,5-1 час рабочего времени работоспособность будет минимальной. Человек будет психологически настроен на окончание рабочего дня, и работать в это время практически не будет.

Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!

Источник: dzen.ru

Работоспособность человека и ее динамика в течение рабочегодня и рабочей недели

Работоспособность — это способность человека производить конкретную работу, характеризующуюся определенной степенью тяжести и сложности на должном уровне в течение какого-либо отрезка времени. 1) В течение смены или рабочего дня

Всякая динамика работоспособности характеризуется комбинацией трех базовых фаз: фазы врабатывания, фазы устойчивой работоспособности, фазы падения работоспособности.

При обычной продолжительности смены в 7-8 часов (с перерывом на обед посередине) динамику работоспособности можно представить примерно в следующем виде:

Дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания (длится 1-1.5 часа), продолжается фазой устойчивой работоспособности (1.5-2.5 часа), а заканчивается, соответственно, падением работоспособности, фазу которой прерывает перерыв на обед. Во время обеда происходит небольшое восстановление организма с одновременным ослаблением динамического стереотипа. Поэтому после обеда происходит повторение фаз, но немного иначе, чем в дообеденный период. Врабатывание и устойчивая работоспособность длятся заметно меньше, уровень производственных достижений также ниже дообеденного, зато увеличивается период снижения работоспособности.

Читайте также:  Как сказать мужу что он дебил

Таким образом, основная часть трудовых достижений приходится на первые четыре часа работы. Это характерно для любого вида труда с нормальной интенсивностью.

В конце смены иногда может наблюдаться всплеск работоспособности — финиш-эффект. Причина его появления — психологическая (радость от близкого окончания работ).

2) В течение суток.

Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.

Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром — примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность — с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) — с гибкостью. При этом время

13.00 и 21.00 — это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

3) В течение недели.

Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами (усталость от работы). Характер динамики идентичен сменному: понедельник-вторник — врабатывание, среда-четверг — устойчивая работоспособность, пятница-суббота — период снижения результатов.

30. Дайте определение понятия «предельно допустимая концентрация» (ПДК).

Преде?льно допусти?мая концентра?ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

На состоянии растений и животных могут отражаться концентрации, существенно меньше ПДК. Например, загрязнения воздуха сернистым газом до концентрации в 10 раз меньшей ПДК вызывает хроническое или кратковременное поражение листьев растений, замедление роста, снижение урожайности.

Время расцвета концепции «предельно-допустимых величин» приходится на середину ХХ века. ПДК устанавливались из расчёта, что существует некое предельное значение вредного фактора, ниже которого пребывание в данной зоне (или, например, использование продукта) совершенно безопасно.

Поэтому значения ПДК, устанавливаемые на основании экспериментальных данных о токсичности и иных привходящих обстоятельств, не одинаковы в разных странах и периодически пересматриваются.

Например, в России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения — 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений — 0,01 мг/м³, в атмосферном воздухе — 0,007 мг/м³.

Читайте также:  Почему истории в инстаграме вверх ногами

Установление численных значений ПДК

Для установления ПДК используют расчётные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ. В последнее время широко используются методы компьютерного моделирования, предсказания биологической активности новых веществ, биотестирование на различных объектах.

Значения ПДК включены в ГОСТ ы, санитарные нормы и другие нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории государства; их учитывают при проектировании технологических процессов, оборудования, очистных устройств и пр. Санитарно–эпидемиологическая служба в порядке санитарного надзора систематически контролирует соблюдение нормативов ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого водопользования, в атмосферном воздухе и в воздухе производственных помещений; контроль за состоянием водоёмов рыбопромыслового назначения осуществляют органы рыбнадзора.

Источник: studopedia.ru

3.4 Изменение работоспособности в течении рабочего дня, недели и за учебный год

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности.

К концу недели (пятница-суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного прорыва». Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней.

Так, если студентам в начале недели в течение трех дней подряд приходится участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности, то в этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызывают в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие дни недели обычные учебные нагрузки воспринимаются студентами как легкие, они эффективно стимулируют восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий до 4 — 5 пар в день.

Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2-3-ю пару учебного дня и на середину недели, а менее сложные на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

Читайте также:  Фестиваль тюльпанов в Стамбуле когда проходит

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес.

С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 2-х недель. Дальнейшее изменение работоспособности до середины апреля характеризуется высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры и спорта.

Правильная организация умственной работы и отдыха — важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Проблему режима работы и отдыха нельзя рассматривать раздельно, так как умственный труд неотделим от отдыха.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today