В этой заметке рассмотрим, как меняется работоспособность человека на протяжении дня. Можно выделить 7 разных этапов работоспособности.
1. Вхождение в рабочий процесс. На этом этапе человек активирует свою работоспособность. Как правило, он длится 0,5-1 час с момента начала работы, реже — до 2 часов.
2. Максимальная работоспособность, 1-й этап. Последующие 2-3 часа человек работает с максимальной работоспособностью, поэтому на данный период необходимо планировать самую важную и сложную работу.
3. Снижение работоспособности, 1-й этап. Далее работоспособность начнет снижаться и будет падать до тех пор, пока человек не сделает перерыв в работе. Как правило, это перерыв на обед.
4. Перерыв на обед. Чтобы восстановить свою работоспособность, человеку требуется время на отдых и прием пищи не менее 1 часа.
5. Максимальная работоспособность, 2-й этап. Далее будут следовать 1-2 часа высокой работоспособности, но она будет чуть ниже, нежели на этапе №2.
6. Снижение работоспособности, 2-й этап. Затем работоспособность вновь будет снижаться.
7. Выход из рабочего процесса. Последние 0,5-1 час рабочего времени работоспособность будет минимальной. Человек будет психологически настроен на окончание рабочего дня, и работать в это время практически не будет.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!
Источник: dzen.ru
Работоспособность человека и ее динамика в течение рабочегодня и рабочей недели
Работоспособность — это способность человека производить конкретную работу, характеризующуюся определенной степенью тяжести и сложности на должном уровне в течение какого-либо отрезка времени. 1) В течение смены или рабочего дня
Всякая динамика работоспособности характеризуется комбинацией трех базовых фаз: фазы врабатывания, фазы устойчивой работоспособности, фазы падения работоспособности.
При обычной продолжительности смены в 7-8 часов (с перерывом на обед посередине) динамику работоспособности можно представить примерно в следующем виде:
Дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания (длится 1-1.5 часа), продолжается фазой устойчивой работоспособности (1.5-2.5 часа), а заканчивается, соответственно, падением работоспособности, фазу которой прерывает перерыв на обед. Во время обеда происходит небольшое восстановление организма с одновременным ослаблением динамического стереотипа. Поэтому после обеда происходит повторение фаз, но немного иначе, чем в дообеденный период. Врабатывание и устойчивая работоспособность длятся заметно меньше, уровень производственных достижений также ниже дообеденного, зато увеличивается период снижения работоспособности.
Таким образом, основная часть трудовых достижений приходится на первые четыре часа работы. Это характерно для любого вида труда с нормальной интенсивностью.
В конце смены иногда может наблюдаться всплеск работоспособности — финиш-эффект. Причина его появления — психологическая (радость от близкого окончания работ).
2) В течение суток.
Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.
Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром — примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность — с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) — с гибкостью. При этом время
13.00 и 21.00 — это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
3) В течение недели.
Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами (усталость от работы). Характер динамики идентичен сменному: понедельник-вторник — врабатывание, среда-четверг — устойчивая работоспособность, пятница-суббота — период снижения результатов.
30. Дайте определение понятия «предельно допустимая концентрация» (ПДК).
Преде?льно допусти?мая концентра?ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
На состоянии растений и животных могут отражаться концентрации, существенно меньше ПДК. Например, загрязнения воздуха сернистым газом до концентрации в 10 раз меньшей ПДК вызывает хроническое или кратковременное поражение листьев растений, замедление роста, снижение урожайности.
Время расцвета концепции «предельно-допустимых величин» приходится на середину ХХ века. ПДК устанавливались из расчёта, что существует некое предельное значение вредного фактора, ниже которого пребывание в данной зоне (или, например, использование продукта) совершенно безопасно.
Поэтому значения ПДК, устанавливаемые на основании экспериментальных данных о токсичности и иных привходящих обстоятельств, не одинаковы в разных странах и периодически пересматриваются.
Например, в России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения — 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений — 0,01 мг/м³, в атмосферном воздухе — 0,007 мг/м³.
Установление численных значений ПДК
Для установления ПДК используют расчётные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ. В последнее время широко используются методы компьютерного моделирования, предсказания биологической активности новых веществ, биотестирование на различных объектах.
Значения ПДК включены в ГОСТ ы, санитарные нормы и другие нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории государства; их учитывают при проектировании технологических процессов, оборудования, очистных устройств и пр. Санитарно–эпидемиологическая служба в порядке санитарного надзора систематически контролирует соблюдение нормативов ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого водопользования, в атмосферном воздухе и в воздухе производственных помещений; контроль за состоянием водоёмов рыбопромыслового назначения осуществляют органы рыбнадзора.
Источник: studopedia.ru
3.4 Изменение работоспособности в течении рабочего дня, недели и за учебный год
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности.
К концу недели (пятница-суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного прорыва». Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней.
Так, если студентам в начале недели в течение трех дней подряд приходится участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности, то в этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызывают в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие дни недели обычные учебные нагрузки воспринимаются студентами как легкие, они эффективно стимулируют восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий до 4 — 5 пар в день.
Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2-3-ю пару учебного дня и на середину недели, а менее сложные на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.
Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес.
С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 2-х недель. Дальнейшее изменение работоспособности до середины апреля характеризуется высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры и спорта.
Правильная организация умственной работы и отдыха — важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Проблему режима работы и отдыха нельзя рассматривать раздельно, так как умственный труд неотделим от отдыха.
Источник: studfile.net