Как легко делить двузначные числа на двузначные

Эти примеры выглядят страшнее самого страшного ужаса. Ну как — как бедному ребенку разделить такую кучу циферок?!

Да еще и решение подбором.

Бедняга только-только освоил деление подбором двузначного на однозначное ( я писала о том, как научиться такому делению, здесь >> ), а тут целые двузначные. Очень страшно.

На самом деле такое деление — гораздо проще, чем деление на однозначное.

Есть способы, которые помогут третьеклашке не перебирать множество значений, а подбирать правильное с первого — максимум, второго — раза.

Научите им ребенка, и эти примеры станут его любимыми.

Что представляет собой деление двузначного на двузначное

Для начала напомню, что, к сожалению, посчитать ответ в таких примерах невозможно.

Деление двузначного на двузначное сводится к тому, чтобы подобрать правильный ответ. Буквально — попробовать его угадать .

А затем — проверить правильность догадки, умножив ответ на делитель.

Допустим, мы хотим решить 96:16.

Мы будем перебирать варианты и пробовать умножить делитель (16) на 9, 8, 7 и т.д. — пока не подберем подходящее: то, которое даст нам 96.

Деление в столбик на 2-значное число (трехзначное на двузначное).

Когда мы делим двузначное на двузначное — в ответе всегда будет получаться однозначное.

Наша цель — угадать правильное однозначное с первого (или хотя бы — со второго) раза.

Можно натренироваться делать это буквально мгновенно, едва взглянув на пример.

Рекомендую разбить тренировку на три этапа — и изучать в три разных дня (либо выделить по 2 дня на отработку каждого этапа).

Этап 1. Мгновенно точный результат

В делении двузначного на двузначное есть несколько случаев, когда ответ можно дать мгновенно и не задумываясь.

Здесь, после одного комментария под статьей, хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет о делении двузначного на двузначное БЕЗ остатка.

Да-да, когда вы делите «в реальной жизни», вы не знаете, получится у вас с остатком или без.

Но эта инструкция — не для деления в реальной жизни (хотя в некоторых ситуациях может быть применима и тут), а ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛЕНИЮ.

Для начала научимся именно этому — ребенку это будет легко, просто и весело; он наполнится уверенностью, что легко и просто может считать такие примеры.

Начните с изучения второй циферки в делимом и делителе.

  • Если в делимом вторая цифра — 5 или 0, а в делителе — НЕ 5 , то ответ ВСЕГДА будет 5.

В делимом 5 или 0, в делителе — НЕ 5 = частное ВСЕГДА 5

  • Если в делимом вторая цифра 7 , в ответе ВСЕГДА будет 3

В делимом 7 — в ответе 3

  • Если в делимом вторая цифра 1 , в ответе ВСЕГДА будет или 3 или 7 — вы легко догадаетесь, какое число подойдет 🙂

Делимое с единицей побольше — частное будет 7, делимое с единицей поменьше — частное будет 3

  • В делимом две одинаковые цифры и в делителе две одинаковые цифры . Разделите любую цифру делимого на любую цифру делителя

Две одинаковые цифры и в делимом и в делителе

Как устно делить числа? Устное деление двузначного на двузначное. Как быстро решать примеры в уме?

Хорошо отработайте эти примеры, чтобы ребенок запомнил, как такое считается.

Не забывайте, что — несмотря на «автоматичность» подбора, полученный результат нужно обязательно перепроверять, умножив получившееся частное на делитель.

А теперь, когда мы отсекли — буквально мгновенно и точно научились угадывать — несколько случаев без подбора, давайте научимся максимально точному подбору.

Этап 2. Почти деление с остатком

Чтобы дальше легко и быстро подбирать ответы для деления двузначного на двузначное, сначала нам нужно научить ребенка отвечать на вопрос: сколько раз одно число «полностью помещается» в другом числе .

Да, это вроде как деление. Делением и можно пользоваться

Но дело в том, что здесь может идти речь и про деление с остатком. К моменту изучения темы деления двузначного на двузначное дети, обычно, еще не умеют делить с остатком, поэтому учимся, не затрагивая эту тему.

Если деление с остатком — не проблема, можете просто пропустить этот раздел. А если ребенок еще не умеет — прочитайте здесь и потренируйтесь.

Читайте также:  Кто молодец я молодец кореянка хеен

Сколько раз 2 полностью помещается в 7?

Нарисуем 7 кружочков

Семь кружочков

. и будем обводить по 2 кружка вместе.

Обвели 3 раза по 2 кружка

Мы можем обвести 2 кружка вместе 3 раза (и один кружочек останется — но нам сейчас это не важно, на него можно просто не обращать внимание).

Значит, число 2 полностью помещается в числе 7 три (3) раза .

Сравните с делением без остатка. Сколько раз 2 полностью помещается в 8?

Нарисуем 8 кружочков и начнем обводить по 2 кружка вместе. Сколько раз мы сможем это сделать?

В 8 кружках «двойка» помещается 4 раза

Число 2 полностью помещается в восьмёрке 4 раза.

Натренируйте умение отвечать на этот вопрос на числах в пределах 9 — больше нам сейчас не нужно (сколько раз 3 помещается в 9, 4 в 8, 2 в 5 и т.д.). Берите примеры как с остатком, так и без него.

После этой тренировки ребенок очень ОЧЕНЬ легко освоит деление с остатком.

Сначала порисуйте картинки, а потом переходите к определению «на глазок».

Ваша цель — чтобы ребенок отвечал на этот вопрос быстро, буквально «с ходу». Этого на самом деле очень легко достичь, потому что числа маленькие, и после рисования кружочков дети быстро и почти интуитивно начинают это определять.

Этап 3. Начинаем делить двузначные

Теперь, когда мы освоили «почти деление с остатком», можно переходить к делению двузначного на двузначное.

Порекомендую делать это на следующий день после «остатков», предварительно повторив «кружочки» и ответ на вопрос про «помещается».

Плюс, мы уже отсекли все варианты с «автоматическим» ответом из первого этапа.

Чтобы успешно подбирать частные при делении двузначного на двузначное, будем действовать так.

Возьмем пример на деление двузначного на двузначное:

Выбрала пример с делением двузначного на двузначное наугад

Закроем в нем единицы и в делимом и в делителе:

Закрыли единицы в делимом и делителе

Для начала закрывать можно прямо пальцем (или карандашом — чем удобно), а потом ребенок научится «закрывать» единицы мысленно.

Закрыли — и задаем себе вопрос: » Сколько раз десятки делителя полностью помещаются в десятках делимого? «

Если слова «делимое» и «делитель» у ребенка еще не очень хорошо освоены, вы можете захотеть оперировать понятиями «первая циферка» и «вторая циферка» либо проговаривать вслух (напр., в нашем примере): «Двойка помещается в семи три раза».

Отвечаем на этот вопрос, запоминаем результат (напр. » ТРИ РАЗА «) и действуем в зависимости от него.

Давайте я ниже — для краткости — буду этот результат называть «количество раз десятков» (то есть в примере выше » количество раз десятков = 3 «).

Сейчас будет написано много слов, которые нужно осознать. Не пугайтесь — выглядит объемно, но в конце статьи будет простой пошаговый алгоритм, который поможет во всем разобраться.

Ситуация №1. «Количество раз десятков» НЕ БОЛЕЕ 3 (трёх)

Если десятки делителя полностью помещаются в десятках делимого не более трех раз, в качестве первого подобранного ответа сразу используйте именно количество раз.

Для примера возьму всё те же 78:26

Двойка (2 десятка) полностью помещается в семёрке (в 7 десятках) ВСЕГО 3 раза (по условию — не больше трех раз)

Закрыли единицы — увидели, что двойка «полностью помещается» в семёрке три раза.

Первым будем проверять ответ 3 (ТРИ) — и наверняка угадаем.

Проверим, умножив 26*3 — да, ответ верный.

Почти во всех случаях, когда «количество раз» не более 3, частное будет равно этому «количеству раз».

Когда я говорю «почти всегда», то имею в виду, что, наверняка, найдутся и исключения — но их будет МАЛО.

Ситуация №2. «Количество раз» БОЛЕЕ трёх (то есть 4 и более).

В этой ситуации рассмотрите делитель — наиболее подходящий ответ будет зависеть от него.

Вариант 1. Делитель больше 20

В этом случае начинайте проверку с того же числа, которое десятки делителя помещаются в десятках делимого .

Делитель больше 20 — частное будет равно «количеству раз десятков»

Вариант 2. Делитель 18 или 19

В этом случае начинайте проверку с числа, которое будет на 3 меньше , чем количество раз, которое десятки делителя «помещаются» в десятках делимого:

Десятки делителя «помещаются» в десятках делимого 7 раз. Делитель в пределах 18-19, значит, частное, скорее всего будет 7-3

Вариант 4. Делитель 14 — 17

В этом случае первым проверяйте ответ, который будет на 2 меньше , чем вторая циферка помещается в первой

Десятки делителя «помещаются» в десятках делимого 8 раз. Делитель в пределах 14-17, значит, частное, скорее всего будет 8-2

Читайте также:  Как сделать пляжные волны

Вариант 5. Делитель 12 — 13

Начинайте проверку с числа, которое на 1 меньше , чем разы, сколько десятки делителя помещаются в десятках делимого:

Десятки делителя «помещаются» в десятках делимого 9 раз. Делитель в пределах 12-13 — значит, частное, скорее всего будет 9-1

Алгоритм действий

Ниже вы прочитаете алгоритм с теми словами, которые ребенок может проговаривать при вычислении.

Увидите, что на самом деле это звучит вовсе даже не страшно.

Когда это натренировано — результат выдается буквально мгновенно (проверено на второклашке, который считает 20 таких примеров за 40 секунд).

1. Проверь, нет ли в делимом 5, 1, 7 или двух одинаковых цифр. Если есть — то Этап 1 .

2. Посчитай, сколько раз десятки делителя «полностью помещаются» в десятках делимого («количество раз десятков»)

2.1 Если не больше 3 раз — начни с проверки ответа , равного этому количеству раз

2.2 Если 4 и более раз — смотрим на делитель:

  • делитель больше 20 — начни с проверки ответа, равного «количеству раз десятков»
  • делитель 18 или 19 — начни с проверки ответа, на 3 меньше, чем «количество раз десятков»
  • делитель 14 — 17 — начни с проверки ответа, на 2 меньше, чем «количество раз десятков»
  • делитель 12 или 13 — начни с проверки ответа, на 1 меньше, чем «количество раз десятков»

3. Если первый ответ по алгоритму не подошел, возьми на 1 больше (или на 1 меньше)

Конечно, все приведенные выше подсказки очень условны, и — я убеждена — что мои внимательные читатели найдут множество исключений. В этой статье я не ставила перед собой цели привести «правила» и «закономерности», которые будут работать в 100% случаев.

Но, уверяю, использование этих подсказок значительно ускорит решение ребенком примеров с делением двузначного на двузначное — настолько, что эти примеры станут его любимым фокусом, которым он сможет удивлять друзей и родных.

А у меня на этом всё. Интересной вам математики!

Источник: dzen.ru

Как научить делить двузначные числа

Одна из важнейших тем в математике начальных классов – деление двузначных чисел. Как правило, это действие совершается путем подбора или в столбик, если задание письменное. В любом случае хорошим подспорьем будет таблица умножения.

Как научить делить двузначные числа

Статьи по теме:

  • Как научить делить двузначные числа
  • Как объяснить деление в столбик
  • Как делить в уме

Инструкция

Двузначными являются числа от 10 до 99. Деление таких чисел друг на друга входит в программу третьего класса математики и имеет наибольшую сложность среди так называемых внетабличных действий над числами.

Прежде чем научить делить двузначные числа, необходимо объяснить ребенку, что такое число представляет собой сумму десятков и единиц. Это избавит его от будущей довольно распространенной ошибки, которую допускают многие дети. Они начинают делить первые и вторые цифры делимого и делителя друг на друга.

Для начала поработайте с делением двузначных чисел на однозначные. Лучше всего эта техника отрабатывается с применением знаний таблицы умножения. Чем больше будет подобной практики, тем лучше. Навыки такого деления должны быть доведены до автоматизма, тогда ребенку будет легче перейти к более сложной теме двузначного делителя, который, как и делимое, представляет собой сумму десятков и единиц.

Наиболее распространенный способ деления двузначных чисел – это метод подбора, который подразумевает последовательное умножение делителя на числа от 2 до 9 так, чтобы итоговое произведение равнялось делимому. Пример: разделите 87 на 29. Рассуждения ведите следующим образом:

29 умножить на 2 равно 54 – мало;
29 х 3 = 87 – правильно.

Обратите внимание ученика на вторые цифры (единицы) делимого и делителя, на которые удобно ориентироваться при использовании таблицы умножения. Например, в приведенном примере второй цифрой делителя является 9. Подумайте, на сколько нужно умножить число 9, чтобы число единиц произведения равнялось 7? Ответ в данном случае только один – на 3. Это существенно облегчает задачу двузначного деления. Проверьте свою догадку умножением всего числа 29.

Если задание выполняется письменно, то целесообразно воспользоваться методом деления в столбик. Этот подход аналогичен предыдущему за исключением того, что учащемуся не нужно держать цифры в голове и делать устные расчеты. Лучше для письменной работы вооружиться карандашом или черновым листком.

  • умножение двузначных чисел на двузначные таблицы

Совет полезен?
Статьи по теме:

  • Как объяснить деление
  • Как выучить таблицу деления
  • Как объяснить ребенку деление

Добавить комментарий к статье
Похожие советы

  • Как научиться делить в столбик
  • Как научить ребенка делить
  • Как решать примеры в столбик
  • Как делить числа
  • Как делить столбиком
  • Как заставить выучить ребенка таблицу умножения
  • Как объяснить ребенку деление чисел
  • Как найти количество делителей
  • Как разделить меньшее число на большее
  • Как выучить таблицу умножения быстро
  • Как считать в столбик
  • Как разделить в столбик
  • Как держать столбиком новорожденного
  • Как умножать в столбик
  • Как легко выучить таблицу умножения
  • Как делить уголком
  • Как найти все делители числа
  • Как делить с остатком
  • Как научить ребенка делиться
  • Как научить ребенка умножению
  • Как найти неизвестный делитель
  • Как найти делимое
  • Как разбить число
  • Как делить десятичные дроби
Читайте также:  После какого дня перестают петь соловьи

Источник: www.kakprosto.ru

Как быстро научить ребенка делить столбиком?

Чтобы упростить деление чисел, традиционно используется метод деления в столбик. Не все дети понимают принцип с первого раза, а многие взрослые уже успели его забыть. Давайте разберемся, как без лишних слов объяснить ребенку деление «уголком», чтобы он научился решать примеры с двузначными, трехзначными и даже четырехзначными числами.

Пример деления столбиком с проверкой

Как правильно делить в столбик?

Удобнее рассмотреть сам процесс на несложной иллюстрации (№1).

Как найти частное двух чисел – 35 и 5?

  1. Пишем числа, участвующие в делении, так:
    Деление столбиком - делимое и делитель 35 и 5
    Делимое в данном случае – 35, делитель – 5. Под делителем пишется частное.
  2. Находим неполное частное. Посмотрим на первую цифру слева. В нашем случае это 3, и оно меньше 5 – значит, добавляем следующую цифру слева и будем работать с этой величиной (у нас 35).
  3. Определяем, какое количество пятерок (5) поместится в 35. Вспоминаем таблицу умножения и заключаем, что в 35 поместиться 7 пятерок. Значит, в графе частное записываем 7.
    Запись деления 35 на 5
  4. Проверяем правильность действий путем умножения: 7 X 5=35. Все верно, решение выполнено точно.

Таблица умножения

Что нужно знать ребенку для понимания деления столбиком?

Чтобы любимое чадо освоило, как делить уголком (в столбик), нужно два условия:

  • отличное знание таблицы умножения;
  • умение быстро считать в уме.

В конце 3 класса ученики усваивают, как разделить простые двузначные числа.

При переходе в 4 класс дети учатся делить многозначные числа (больше, чем 100). Также происходит обучение делению уголком чисел с двузначным и трехзначным делителем, решение примеров с остатком.

Мама помогает ребенку делать уроки

Методика обучения детей делению столбиком

Если школьник пропустил занятия по математике либо не смог усвоить знания на уроке, то родители должны сами донести до него нужную информацию. Спешка в таком деле неуместна – быстро не значит хорошо. Следует проявить терпение. Деление чисел – простое дело для взрослого, а для школьника задача весьма сложная.

Проверьте знание таблицы умножения. Если ребенок не умножает «автоматически», позвольте подсматривать в табличку.

Первый пример можно взять простейший, с делением без остатка на однозначное число (как в иллюстрации №1).

Когда малыш понял принцип и успешно справился с несложным заданием, пора научить его делению трехзначных чисел. Выполним пример №2.

Работа с многозначными числами

Задание 2: разделим 372 на 6. Для этого на листке бумаги производим следующие действия:

  1. Определяем делимое (372) и делитель (6), оформляем запись в уголок:
    Делимое 372, делитель 6
  2. Неполное частное в нашем варианте, конечно, 37 (т. к. в 3 не поместится 6 ни разу, берем следующую цифру).
  3. Считаем, много ли шестерок уместится в 37. Если 36:6, то получим 6. Получившееся 6 пишем в графе «частное», а 36 пишем под делителем.
  4. Вычитаем из 37-36=1. Пишем единичку слева внизу под чертой:
    Деление 372 на 6 в столбик, первое действие
  5. В единичке не поместится ни одной шестерки, значит, берем оставшуюся цифру из делимого (2). Получилось 12. Нужно определить, сколько в 12 поместится 6 (12 больше 6 ровно в два раза). Получаем 2. Записываем в частное получившуюся величину:
    Деление 372 на 6 столбиком

Пример решен, можно проверить правильность путем умножения: 62X6=372.

Как объяснить деление с остатком?

Иногда разделить на равные доли невозможно. Легче всего объяснить такую ситуацию школьнику на несложной задаче. Например:

В группе 8 учеников, на обед им выдали 18 ватрушек на подносе. Когда каждый получит по 2 ватрушки (18:8=2 и ост. 2), на подносе останутся лишние 2 штуки. Это и есть остаток.

Решение столбиком с остатком, по математическому правилу, записывается точно так же, как и без него. Разница лишь в том, что в конце остаток будет. В этом варианте правильно прописать количество целых единиц и количество единиц в остатке (пример: 4 целых и 9 в остатке).

Обучение школьника должно проходить поэтапно, от простых примеров к более сложным. Если нет понимания простых действий в делении, значит, нужно повторить информацию еще раз. Постепенно решение примеров начнет происходить быстрее и увереннее. Главное – поверить в силы маленького человека, быть терпеливым, и тогда делить числа методом столбца станет интересным занятием для школьника.

Источник: razvivashka.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today