«Сомневаешься, гаси огни!» – это надпись на американских плакатах, которые распространяли на флоте США во время Второй мировой войны. Ходовые огни капитаны боевых судов выключали, чтобы обезопасить от налетов вражеской авиации. Это один из самых примитивных способов светомаскировки, который помогает скрыть технику от неприятеля в темное время суток.
Более эффективные методы светового камуфляжа изобрели советские военные инженеры. Как действует маскирующее освещение? И что такое ослепляющий камуфляж? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Автомобиль-невидимка
Металлическая насадка превращает военный автомобиль в невидимку. Светомаскирующие устройства прикрепляют к фарам, чтобы минимизировать освещение и устранить блики. С помощью переключателя водитель может приоткрыть крышку насадки, оставив небольшой луч света для безопасной езды.
«Обычно это используется в ночное время для того, чтобы с воздуха не заметили самолеты противника движущуюся колонну по свету фар», – отметил военный историк Василий Дандыкин.
Светомаскировка помогает скрыть технику и от вражеской артиллерии. Кроме насадок на фары, военные используют специальные фильтры. Они снижают яркость лампы, изменяют цвет с теплого на менее заметный холодный.
Как использовали светомаскировку британцы во время Второй мировой?
Светомаскировку начали использовать еще в начале Второй мировой. Британцы, чтобы дезориентировать нацистских летчиков, выкрасили все стеклянные крыши фабрик в черный цвет, а витрины магазинов, окна домов завесили светонепроницаемой тканью.
Ночью страна погружалась во мрак. Англичане понимали: даже небольшой луч света может привлечь внимание пилотов люфтваффе. Во всех зданиях пришлось даже установить двойные двери.
Чтобы зайти и выйти из дома, приходилось сначала открыть одну дверь, затем закрыть ее и после открыть следующую. Только так свет из помещения не проникал наружу. Кроме этого, в начале войны британцам пришлось запастись «черными» лампочками.
«То есть это та же самая лампочка, но полностью закрашена в черный, кроме узкого пятачка, который дает направленный пучок света, и свет не проникает на улицу», – пояснил историк Михаил Кузовкин.
Британским водителям запрещали включать фары. Ездить ночью приходилось в полной темноте. Из-за этого увеличилось количество аварий. Властям пришлось ограничить скорость автомобилей до 33 километров в час.
Чтобы водителям было удобнее ориентироваться в темноте, края бордюров выкрасили в белый цвет. А в центре проезжей части нарисовали белые разделительные полосы. Их до сих пор используют в дорожной разметке.
Обязательную светомаскировку во всей Англии ввели в сентябре 1939 года, а через год нацисты начали ночные бомбардировки британских городов. Только за сентябрь гитлеровцы сбросили более 6 тысяч тонн бомб на Лондон. К концу мая 1941 года Британия потеряла более 40 тысяч человек. Но без светомаскировки жертв могло быть еще больше.
«Эффективность ударов немецких бомбардировщиков после применения комплексной маскировки понизилась. И соответственно, понизилось и число жертв», – отметил Василий Дандыкин.
Снять с окон непроницаемую ткань, открыть нараспашку дверь и включить ночное освещение британцам разрешили только 30 апреля 1945 года.
Светомаскировка в СССР во время ВОВ
Светомаскировка была обязательной и в Советском Союзе с первого дня Великой Отечественной войны. Для защиты от нацистских бомбардировщиков уличные фонари и освещение магазинов в Москве выключили. В подъездах домов, в трамваях и троллейбусах горели только тусклые синие лампочки. Зажигать яркий свет на предприятиях и в квартирах запрещалось.
За несоблюдение правил грозило серьезное наказание, причем первых нарушителей судили уже через два дня после введения обязательной светомаскировки. Ими оказались два москвича. Один отказался завесить окно в своей комнате, а другой не затемнил кухню и коридоры общежития.
Но одной светомаскировки было недостаточно. Чтобы обмануть и дезориентировать нацистских летчиков, властям пришлось застроить почти всю Москву бутафорскими сооружениями. На многие дома в центре накинули маскировочную сетку, имитирующую травы и кустарники. А крышу Большого театра раскрасили так, будто здание уже разрушено.
Даже Кремль с Красной площадью всего за месяц превратились в невидимку. Мавзолей накрыли макетом двухэтажного жилого дома, а вдоль кремлевской стены возвели бутафорские постройки. Звезды на кремлевских башнях зачехлили. Стены закрыли фанерными щитами, на которых нарисовали окна и двери. Тщательная маскировка помогла спасти Кремль и центр Москвы от полного разрушения.
На протяжении всей Великой Отечественной войны советские ученые разрабатывали новые методы светомаскировки. Самые эффективные предлагал Сергей Вавилов. Вместе с коллегами академик создал специальные люминесцентные лампы для подводных лодок, а еще светящийся состав для нанесения надписей и указателей, видимых только в темноте. Но и это не все.
«Приборы инфракрасного излучения тоже были придуманы именно им. Приборы инфракрасного излучения позволяли двигаться технике в темноте. Потом приборы ночного видения получили развитие не только у нас», – отметил Михаил Дандыкин.
Ослепляющая маскировка
Методы военной маскировки разрабатывали и в Первую мировую. Тогда одной из самых сложных задач было спрятать от глаз противника огромное морское судно. Решение нашел британский морской офицер и художник Норман Уилкинсон.
Он предложил раскрасить корабли под зебру. Так выглядели, например, французский крейсер длиной почти 180 метров и американское грузовое судно «Западный Магомед». Оригинальную окраску военных кораблей назвали «ослепляющим камуфляжем».
«Такие необычные сочетания краски – черные, серые – во многом привели к тому, что командиры немецких подводных лодок через перископ не могли определить состояние цели – какой она размер имеет, что это такое. И в принципе, зачастую, считая, что это цель меньшего размера и так далее, они промахивались», – отметил Михаил Дандыкин.
Во Вторую мировую от «ослепляющей маскировки» пришлось отказаться. С развитием авиации ярко раскрашенные корабли стали приманкой для вражеских летчиков. Кроме того, ослепляющий камуфляж был дорогим, поэтому военно-морской флот вернулся к стандартному серому цвету.
Новые разработки ученых
Ученые стремятся создать камуфляж, который будет абсолютно невидим для противника. Одна из самых перспективных разработок принадлежит американцу, профессору Джону Роджерсу.
В 2014 году исследователь представил материал из мягкого пластика с термочувствительным красителем. При комнатной температуре краситель имеет черный цвет, а при нагревании до 47 градусов Цельсия становится прозрачным.
Процесс нагревания контролируют фотоэлементы, встроенные в материал. Частицы реагируют на свет и подают в краситель электрический ток. Проект Роджерса уже поддержало минобороны США.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Источник: ren.tv
Как «прятали» Кремль и другие значимые постройки Москвы во время Второй мировой войны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
История маскировки огромных сооружений, имеющих особое историческое и политическое значения для Страны Советов, только сейчас начинает приобретать реальные очертания. Многие годы информация о том, как «прятали» Московский Кремль и особо значимые шедевры архитектуры и промышленные предприятия от авианалетов фашистов, была засекречена. Несмотря на общеизвестность факта такого рода защиты, до 2010 года никто даже не подозревал, как это все происходило и давало ли подобное укрывательство свои плоды.
Общий план маскировки Московского Кремля. | Фото: wwii.space.
Истории маскировки главной крепости и оплота Страны Советов – Московского Кремля очень мало уделялось внимания в той огромной массе информации, которая десятилетиями пропагандировалась в СССР. И это неспроста, ведь технологии и средства, примененные для этого действа, были засекречены вплоть до 2010 года. Да, в общих чертах народ знал, что весь комплекс Кремля и самые значимые здания Москвы в 1941 г., в период приближения вражеских войск к столице пытались максимально замаскировать. А как все это происходило, кто разработал основные декорации и в какие сроки они были размещены – все эти вопросы оставались без ответов не одно десятилетие.
Эскизы маскировки главных объектов столицы, которые нужно было замаскировать. | Фото: cont.ws/ wwii.space.
Интересный факт: Как ни странно, но вопрос о создании системы маскировочного укрытия Московского Кремля поднимался еще в 1939 г. Комендант древней крепости генерал-майор Спиридонов пытался достучаться до начальства. Он вполне обоснованно считал, что в случае начала военных действий Кремль в первую очередь станет главным объектом поражения с воздуха, поэтому в письменной форме предложил разработать меры по маскировке и организации усиленной воздушной обороны. Руководство страны проигнорировало, о чем в последствии не раз пожалело.
План маскировки Московского Кремля. | Фото: can-you-help.me.
Настойчивость коменданта Кремля, который подготавливал соответствующие записки, была замечена лишь в начале 1941-го. Тогда стали устанавливать точки, оборудованные средствами ПВО. Всего было создано 54 боевые позиции, которые размещались в пределах Садового кольца, вокруг Московского Кремля, на Тверском бульваре, Охотном ряду, на Арбате и в промышленных районах столицы.
Гостиница «Метрополь», как одно из самых ярких сооружений, была замаскирована под отдельные фабричные здания. | Фото: wwii.space.
Только лишь 9 июля 1941 г. было издано постановление Государственного комитета обороны «О создании службы маскировки при Московском совете». Благодаря этому появилась возможность воплотить в жизнь проекты маскировки Московского Кремля, которым больше года не давалось ходу, хотя они уже были разработаны группой архитекторов под руководством Б. М. Иофана – ведущего советского архитектора.
Манеж замаскировали под трехэтажное здание. | Фото: can-you-help.me.
С этого момента и начались работы, направленные на то, чтобы максимально затруднить разведку с воздуха и предотвратить обнаружение главной резиденции советского руководства – Московского Кремля, а также оборонных заводов, водонапорных станций, Центрального телеграфа, основных мостов нефтехранилищ, стадиона и даже Большого театра с Манежем.
Сложней всего было спрятать огромные храмы с куполами. | Фото: orthodoxmoscow.ru.
Главные предложения в виде рабочих эскизов были представлены руководству буквально после появления постановления, хотя по некоторым данным работы на территории Кремля начались на четвертый день войны.
Все чертежи и планы маскировки Московского Кремля и прилегающей территории теперь можно увидеть на Выставке эскизов маскировки в зале Славы и истории ФСО России. | Фото: wwii.space/ can-you-help.me.
Вся документации о проведении этого мероприятия сразу же была засекречена и все рисунки с эскизами в том числе. Благодаря этому они прекрасно сохранились до наших дней, так что современники смогут судить о масштабах создания маскировочных декораций на огромной территории столицы. По сведениям редакции Novate.ru, начиная с 2010 г. они находятся в качестве экспонатов на Выставке эскизов маскировки строений Московского Кремля в зале Славы и истории ФСО России.
Эскиз Б. Иофана – главного вдохновителя маскировки (восточный фасад колокольни Ивана Великого). | Фото: orthodoxmoscow.ru.
Согласно сохранившимся материалам, солдаты кремлевского полка все объекты Кремля активно перекрашивали под жилые кварталы. С соборами и колокольнями возникали особые проблемы – их сияющие купола пришлось покрывать в серый или любой темный цвет, а кресты и вовсе сняли. Чтобы ввести в заблуждение противника, все зеленые крыши затемнили, а потом на них рисовали серые полосы, которые имитировали дороги. Эти работы проходили под руководством ведущих архитекторов столицы.
Мавзолей Ленина во время парада 7 ноября 1941 г. и как его замаскировали. | Фото: putin-today.ru.
Для того чтобы спрятать Красную площадь и Тайницкий сад, их попросту «застроили» макетами, а вот мавзолей Ленина укрыли чехлом, на котором был нарисован трехэтажный дом. Само же тело вождя было перевезено в Тюмень, где его сохраняли в здании Сельскохозяйственного института, естественно под грифом «секретно».
Большой театр в мирное время и после маскировки. | Фото: can-you-help.me/ pastvu.com.
Для отвода подозрения и чтобы полностью ввести в заблуждение воздушных разведчиков на Москва-реке в считанные дни возвели фальшивый мост. А основные транспортные узлы замаскировали под крыши домов, создав впечатление жилого массива. В столь грандиозной работе чуть ли не круглосуточно принимали участие как военные, так и коммунальщики, и целые бригады москвичей (в большинстве женщины).
Снимок сделан с Москворецкого моста, откуда виден юго-восточный угол Кремля с Беклемишевской башней замаскированные под жилой дом. | Фото: orthodoxmoscow.ru.
Не остался без изменения и Кремль. В первую очередь погасили и зачехлили кремлевские звезды, зубцы покрыли фанерой, создав видимость крыш обычных домов, а вот на стенах нарисовали окна и двери. Несмотря на усилия людей, полностью закончить работы до начала налетов на столицу не удалось.
Большой Кремлевский Дворец до и после маскировки. | Фото: can-you-help.me.
Конечно же, точки ПВО как могли противостояли бомбежкам, да и высшие силы словно оберегали самые знаковые места, ведь при прямом попадании бомбы не взрывались, что сохраняло общую конструкцию здания. Так, например, в первый же день налета 250 кг бомба фугасного действия, пробила крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала и попала в Большой Кремлевский дворец, но при этом не разорвалась. Более того, при обследовании сооружения на чердаке нашли еще одну неразорвавшуюся бомбу, так называемую «зажигалку». И таких случаев масса, так что не поверить в мистику и защиту свыше – точно нельзя.
Так выглядела замаскированная площадь перед Кремлем. | Фото: wwii.space.
Несмотря на постоянные бомбардировки, основные центры Москвы и в особенности Кремль, активно прятали, создавая различные здания-призраки, которыми мгновенно «обрастали» все площади и парки. Формы самых примечательных объектов, по которым можно было определить, что рядом находится Кремль мастерски изменяли при помощи маскировочных сеток.
В считанные дни протянулись фальшивые дороги, а вот настоящие были разрисованы трехмерными домами, имитируя застроенные кварталы. Когда чекисты поднялись на проверку территории с неба, то даже коренные москвичи некоторые районы не узнали, хотя были обнаружены и существенные промахи, которые не были учтены при маскировке.
Аэрофотосъемка немецких летчиков-разведчиков, которые легко узнавали все достопримечательности Москвы. | Фото: wwii.space.
Естественно, все замечания быстро были исправлены и в новом наряде, который сложно идентифицировать с земли, не то что с неба предстали рядом стоящие здания: Манеж, Исторический музей, Большой театр и даже прилегающие парки. Уже к августу 1941 г. Кремль и центральные районы Москвы визуально изменили свой привычный облик. Хотя, как показала практика, немецкие самолеты дальней разведки, способные подняться на высоту от 8 до 11 тыс. м, могли беспрепятственно вести аэрофотосъемку, а вот узнать месторасположение Кремля было очень просто по характерной геометрии.
За годы войны Москву бомбили 141 раз, а Кремль всего лишь восемь. | Фото: pressa.tv.
Подобная маскировка, если и не стала основной заградительной силой против налетов врага, но все же намного усложнила ему задачу, что сыграло немаловажную роль в защите Кремля, основных районов столицы и важнейших промышленных предприятий.
Не все достопримечательности Москвы оценены по достоинству современниками, хотя и являются настоящими шедеврами архитектуры. Как, например, следующие фантастические объекты, созданные в разное время, но весьма эксцентричными зодчими.
Источник: novate.ru
Как советские художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиков
С первых дней Великой Отечественной Войны было ясно, что главной целью фашистов будет нападение на столицу с воздуха и уничтожение ее главных стратегических объектов. Руководству страны нужно было любым способом уберечь от бомбардировок сконцентрированные в городе фабрики и заводы, объекты жизнеобеспечения, памятники культуры и, конечно, Кремль.
Большой театр. Маскировка в первые годы войны
Буквально в считанные дни с помощью архитекторов и художников удалось в полном смысле слова нарисовать новую Москву – в которой не было Кремля, а мосты, дома и дороги стояли совсем в других местах…
Начало войны
Единственно возможным способом минимизировать риск авиаударов по важным городским объектам была их маскировка. В первую очередь нужно было «спрятать» Кремль как основную и самую заметную мишень. Уже через четыре дня после начала войны комендант Кремля Спиридонов предложил два варианта «укрытия» Москвы и Кремля.
Во-первых, нужно было снять кресты и убрать блеск с куполов кремлевских соборов, а башни, стены и другие здания замаскировать под жилые дома. Второй вариант предполагал создание макетов важных объектов в столице (в том числе, фальшивого моста через Москву-реку) и целых рисованных кварталов. Все это должно было дезориентировать немецких пилотов и затруднить нахождение объектов для бомбардировки.
Бомбардировка Москвы
Во время первого налета, произошедшего через месяц после начала войны, город еще не успел тщательно замаскироваться, поэтому последствия были очень серьезными. Москву атаковали две сотни самолетов германских ВВС, использовав как зажигательные, так и фугасные бомбы.
«Зажигалки» стали источником сотен пожаров, поскольку большинство домов были либо деревянными, либо каменными, но с деревянными перекрытиями. Фугасные же бомбы сбрасывали на крупные объекты с целью вызвать наибольшие разрушения. Например, очень сильно пострадали железнодорожные пути в разных частях Москвы и плюс ко всему были уничтожены десятки товарных вагонов, груженых продуктами, хлопком, боеприпасами, древесиной и другим жизненно необходимым товаром. Одна из бомб разрушила театр Вахтангова – да так сильно, что здание потом даже не стали восстанавливать, а выстроили на его месте новое.
И это не говоря о том, что во время налета погибло 130 человек.
Зенитчики возле театра Советской Армии, очень заметного с воздуха объекта в форме звезды, лучи которой указывали в направлениях московских вокзалов
Фальшивые заводы и кварталы
В конце июля основные работы по маскировке были закончены. Возглавил проект художник-архитектор Борис Иофан. Под его руководством город просто преобразился, и с воздуха его было действительно не узнать. Изменили свой вид городские кварталы (планировка выглядела совсем не такой, как на самом деле), а парки, которые с воздуха были наиболее заметны, выделяясь зелеными пятнами, маскировщики застроили макетами зданий и других объектов. При работе была активно использована маскировочная сетка.
Маскировка здания московского Манежа
Особо тщательно были «спрятаны» оборонные заводы, мосты (их выкрасили в черный цвет), нефтехранилища, водонапорные станции. Наряду с этим в разных частях города появились фальшивые предприятия с трубами, элеваторы, нефтебаза и даже фальшивый лагерь красноармейцев с палатками и фигурами бойцов. А еще были псевдоаэропорты с муляжами самолетов.
Кстати, служба маскировки, состоявшая из художников и архитекторов, получала зарплату, выделенную из городского бюджета. Краску же предоставил Наркомат химической промышленности.
Вместо Мавзолея – особняк
Кремль выглядел, как жилой квартал. Все его здания были стилизованы под более современные, купола покрыты темной краской, звезды на башнях зачехлены. На кремлевских стенах художники нарисовали окна, а зубцы укрыли фанерными листами, которые имитировали крыши домов.
Одна из стен Кремля, расписанная в виде жилого дома – с фальшивыми окнами
В работе принимали участие военные, художники, добровольцы из горожан, а на самых высоких объектах (например, на колокольне Ивана Великого) трудились профессиональные альпинисты.
Разрисовка Кремля
В то время, как тело Ильича было эвакуировано в Тюмень, сам Мавзолей расписали под старинный особняк. У здания усыпальницы появились фальшивые колонны и фальшивая крыша, а позади «усадьбы» возвышался «жилой дом».
Мавзолей превратили в особняк
Замаскированный Кремль облетели на самолете сотрудники госбезопасности во главе с майором Шпиговым и остались довольны результатом, заметив лишь, что нужно еще больше разрисовать здания, а Александровский сад замаскировать, застроив макетами и проложив фальшивые дорожки.
Кремль был «спрятан» отлично. Согласно статистике, за годы войны Москва пережила почти полторы сотни вражеских налетов, а вот Кремль подвергся бомбежке всего восемь раз.
Маскировка не спасла, но помогла
С момента первого авианалета на Москву бомбардировки города стали регулярными и, конечно же, разрушения были. Во-первых, подобная маскировка была эффективной, если только смотреть на город с определенной высоты и под определенным углом, так что нельзя сказать, что Москва и ее объекты все до одного растворились, как невидимка, в глазах немецких пилотов. Например, согласно докладам, поступавшим от кураторов маскировочных объектов, не очень хорошо сработал план с фальшивыми аэродромами, поскольку они были слишком статичны и на них не была продумана имитация «реальной жизни».
Позже, уже осенью, бомбы попадали и в Большой театр, и в здание МГУ на Моховой, а также в здания ЦК КПСС и Третьяковской галереи. Пострадали ряд предприятий, например, завод «Серп и Молот», ГПЗ им. Кагановича, «Трехгорка».
Аэростат воздушного заграждения у Большого театра
Однако маскировка города очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов и, конечно, сбивала с толку, учитывая то, что налеты они совершали обычно в темное время суток. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты на то, чтобы подлететь поближе к фальшивке и, покружив над ней, разобраться, реальный это объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.
Замаскированный Большой театр
Большинство же бомб пилоты сбрасывали практически наугад, а не по конкретным целям, либо по муляжам. Более того, некоторые муляжи горожане во время налетов специально подсвечивали, чтобы самолеты направлялись именно к ним. Все это очень помогало советским истребителям и зениткам.
Сбитый немецкий самолет в центре столицы, на площади Свердлова
В итоге за период с начала первых авианалетов по апрель 1942 года в Москве пострадало лишь 19 предприятий и чуть больше 200 зданий. В масштабах ежедневных налетов и большого города это было не так и много. Разрушений оказалось во много раз меньше, чем в том случае, если бы Москву не «разрисовали».
Источник: back-in-ussr.com