Уважение – это учет чувств, желаний, прав и традиций человека. Что такое неуважение? Как научится уважать себя и других людей? Виды и примеры.
Почему так важно уважение? Что такое уважение? Соблюдают ли ваши дети все ваши правила? Возможно вы думаете о том, как к вам относился авторитетный человек, который больше заботился о своих правилах, чем о ваших потребностях или чувствах. Скорее всего, для вас было до боли очевидно, если вы столкнулись с неуважением в личной или профессиональной жизни.
Иногда легче понять, когда тебя не уважают, чем понять, что такое уважение.
Содержание
Развернуть
- Что значит уважать человека?
- Что значит уважение?
- Что такое уважение?
- Что такое неуважение и как реагируют на него люди?
- Проявление уважения к другим
- Проявление уважения к себе
- Другие виды уважения
Что значит уважать человека?
Чтобы разобраться в путанице, давайте рассмотрим пару сценариев.
Уважение, безусловно, связано с тем, как вы относитесь к другому человеку, но связано ли оно также с тем, какие чувства вы испытываете к нему?
Задайтесь вопросом, насколько уважаемыми вы бы себя чувствовали, если бы люди следовали вашим правилам, но никогда не включали вас в то, что действительно важно для них.
Уважение – это не рабское послушание или простая вежливость.
Искреннее уважение к человеку означает, что вы не говорите ему в лицо одно, а за его спиной – другое. Также не требуется абсолютного согласия с человеком (даже авторитетным лицом), который просит вас сделать что-то, что вы считаете незаконным или морально неправильным.
Так что же это такое?
Что значит уважение?
Если вам интересно: «Что такое уважение простыми словами?» тогда словарь – хорошее место для начала поиска определения. Википедия дает следующее определение уважения, которое лучше всего подходит для целей этой статьи: «Позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности».
Суть понятия уважение – это учет чувств, желаний, прав и традиций человека.
Определение уважения к детям показывает оба аспекта:
- думать хорошее и чувствовать добро к ребенку,
- относиться к нему так, чтобы показать, что вы им восхищаетесь и заботитесь о его чувствах и благополучии.
Что такое уважение?
Словарные определения могут сказать нам так много только потому, что уважение может означать для вас нечто иное, чем для вашего друга (или родственника) другого пола, возраста, личности или культурного происхождения.
То, что передает приятную степень взаимного уважения одному, может указывать на оскорбительное отсутствие должного уважения к другому (например, к тому, кто ожидает более высокого уважения или более покорного отношения, учитывая его возраст, звание или авторитет).
Чтобы точно понять, как человек определяет (или признает) уважение для себя, необходимо вовлечь его в разговор, чтобы вы оба могли общаться друг с другом и лучше понимать, что уважение означает для каждого из вас.
Признаки того, что вас не уважают
В противном случае нам придется прибегать к методам проб и ошибок – что является допустимым способом обучения (пока обе стороны терпеливы друг к другу). Но это более эффективно в сочетании с открытым общением.
Некоторые идеи уважения более или менее разделяют все.
Если вы искренне уважаете авторитетную фигуру, вы, вероятно, видите в нем человека, который имеет право говорить вам, что делать, в сочетании с его мудростью он знает, что вам сказать, чтоб принести бо́льшую пользу.
Но почему так важно уважение?
- Выживание группы людей зависит от их уважения к лидеру.
- Уважение (или неуважение) одного человека к другому в любовных отношениях может определить, продлится ли их брак.
- Общее уважение (или его отсутствие) к учителю может означать разницу между спокойной учебной средой и хаосом.
- В любых длительных отношениях взаимное уважение подразумевает определенную степень уважения к другому человеку, которую мы проявляем своими словами и действиями (или воздерживаясь от чего-либо).
Ваше сердце, а также ваши действия участвуют, когда вы уважаете или не уважаете кого-то, точно так же они участвуют, когда другие проявляют уважение к вам.
Что такое неуважение и как реагируют на него люди?
Неуважение – это отсутствие уважения к чужим правам, чувствам, достоинству, желаниям или благополучию.
Как и в случае с уважением, мы проявляем неуважение словами и действиями – или отказываемся говорить или действовать из должного уважения или почтения к другим.
Как вы реагируете, когда чувствуете, что кто-то вас не уважает?
Учитывая, что неуважение – это вид отказа, ваша реакция, вероятно, зависит от того, насколько важно для вас мнение этого человека, или насколько важно для вас мнение любых свидетелей проявления этого неуважения.
Обладающие властью люди, привыкшие к уважению с почтительным отношением к себе, могут обидеться, когда кто-то отказывает им в том, что, по их мнению, они заработали или имели на то право.
Если кто-то обращается с ними с меньшим уважением, с действиями, которые они считают неуважительным или даже с безразличием, они воспринимают это как «пощечину».
Какой бы степени уважения вы ни ожидали от других людей (независимо от их статуса), вы чувствуете себя оскорбленным или обесцененным, когда они отказывают вам в этом уважении.
- Неуважение ощущается как ненависть или безразличие (в зависимости от стоящих за ним эмоций или их отсутствия), и никому не нравится быть жертвами того и другого.
- Оно воспринимается на личный счет. Оно наносит удар по личным границам и личной ценности.
Другими словами, это больно. И если вы хотите избежать ненужного причинения боли другим людям, достаточно задуматься об уважении и научиться проявлять его.
Что вы можете сделать, когда люди проявляют к вам неуважение? Попробуйте эти действия:
- Признайте чувство неуважения, но спросите себя, не истолковали ли вы слова или действия неправильно.
- Если вы поймете, что к вам проявили неуважение, дайте себе время успокоиться, если злитесь или взволнованы.
- Когда успокоитесь, четко сформулируйте слова или действия, которые вас обидели, и свои чувства к ним.
- Объясните себе, почему эти слова или действия были неуважительными. Это особенно важно в воспитании детей.
- Спросите себя конкретно о том, чего вы хотите от этого человека, чтобы в будущем чувствовать себя уважаемым.
Проявление уважения к другим
Если вы вспомните, как вы проявляли уважение к своим родителям, а затем к своим учителям и работодателям, вы, вероятно, уже имеете некоторое представление о том, как проявлять уважение к другим.
У вас уже есть сильное чувство важности уважения – не только к этим авторитетным фигурам, но и к себе и самым близким вам людям.
Несколько основных рекомендаций по проявлению уважения к людям:
- Не распространяйте слухи. Если вы слышите о ком-то слухи, пусть это вас не коснется. Не обращайте на них внимания. Предоставьте человеку, который распространяет эти слухи, преимущество сомнения.
- Будьте внимательны к времени и ресурсам других людей. Например, если вы опустошили графин для чая, а его заварил кто-то другой, заварите еще один – из уважения к этому человеку.
- Узнайте, что означает уважение в разных культурах. Когда вы встречаетесь с человеком другого культурного происхождения, сделайте все возможное, чтобы узнать, что для него значит уважение и что он считает неуважительным, чтобы вы могли избежать случайных оскорблений.
- В случае сомнений проявите бо́льшее почтение.Если сомневаетесь, проявляйте лучше больше уважения к человеку, чем меньше. Делайте все возможное, чтобы выразить искреннюю озабоченность правами, желаниями, чувствами или традициями другого человека.
- Относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам. Но также найдите время, чтобы понять разницу между тем, как вы воспринимаете уважение или неуважение, и тем, как это воспринимает другой человек.
Проявление уважения к себе
Также важно проявлять уважение к себе. Если вы не уважаете себя, вы скорее всего видите доказательства этому повсюду – у вас дома, на рабочем месте и собственно в зеркале.
Но если другие имеют право на уважение, то и вы тоже.
Несколько способов проявить к себе уважение:
- Дайте своему телу необходимое питание, прежде чем начнете есть знакомые «продукты», которые приносят только вред для вашего организма.
- Найдите время для личной гигиены (чистота, увлажнение, чистка зубов, уход). Отсутствие внимания к этим вещам создает впечатление, что вам просто все равно, как вы выглядите. Некоторые люди также интерпретируют это как невнимание к себе.
- Уважайте свое личное время. Не позволяйте людям обвинять вас в вашем личном времени на себя; вам нужно заботиться о себе, чтобы иметь энергию, чтобы расти и приносить пользу другим. Выделите это время как встречу с самим собой и уважайте его, как если бы вы встретились с кем-то, кого вы уважаете.
- Следите за чистотой и порядком дома и на рабочем месте. Если вам что-то не нужно, не пользуетесь или не нравится, избавьтесь от этого (пожертвуйте, переработайте или выбросьте). Или – если вы не уверены, хранить эту вещь или нет – положите ее в коробку (или на полку) с надписью «Временное». Если вы не начнете искать эту вещь в течение года, отпустите ее.
- Умейте постоять за себя. Не бойтесь постоять за себя и за то, во что вы верите, даже если кто-то готов это сделать за вас. Не позволяйте другим людям обращаться с вами как с тряпкой или унижать вас из-за вашей расы, пола, возраста, инвалидности или культурного происхождения. Ожидайте от окружающих того же уважения, которое вы оказываете им.
Самоуважение – неотъемлемая часть здорового самолюбия; не думайте, что вы делаете кому-либо одолжение, обращаясь с собой так, как будто вы не стоите усилий.
Другие виды уважения
Помимо уважения к другим людям и самоуважения, есть много других способов проявить и испытать его в жизни. Самые распространенные:
Уважение к детям
Конечно, дети – это личности, но часто взрослые забывают относиться к детям с уважением, в котором они нуждаются и которого заслуживают. Детям нужно чувство собственной свободы воли и смысла в этом мире, и заботливые взрослые рядом с собой – те, кто обеспечивает это.
Уважение к природе
Если мы хотим, чтобы окружающая среда и мир вокруг нас выжили для будущих поколений, мы должны проявлять к природе больше уважения. Для развития уважения к природе нам стоит принимать экологически безопасные решения, заботиться о нашей планете, а не плохо обращаться с растениями и животными.
Уважение к своим ценностям
Классный час на тему «Как я отношусь к людям»
В данной разработке классного часа предлагается материал для всестороннего развития личности младшего школьника.
Оценить 856 0
Содержимое разработки
МБОУ «Калининская СОШ»
Разработка внеурочного занятия
в 3 классе по теме:
«Как я отношусь к людям?»
Подготовила материал
Учитель начальных классов
Посохина Людмила Григорьевна
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Форма внеурочной деятельности: классный час
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Тема: «Как я отношусь к людям?»
Образовательные:подвести учащихся к понимаю сущности изучаемого материла;
Развивающие:развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
Воспитательные: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, оказывать внимание к близким людям и уважение к взрослым.
Личностные УУД, формируемые на данном занятии:выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные УУД, формируемые на данном занятии :
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Методы обучения, технологии: словесный метод (беседа), игровая технология.
Формы организации обучащихся: фронтальная.
Оборудование:
Дидактические средства обучения: раздаточный материал (карточки с предложениями; разноцветные лепестки; сердцевина для цветочка; текст стихотворения ); картинки попутчиков; коробка с зеркальцем.
Используемые источники информации:
1)https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/12/23/miloserdie (Стихотворение«Вовка – добрая душа!»);
2) https://otvet.mail.ru/question/32069886 (Нравственные качества человека)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям. Давайте и мы с вами улыбнёмся и начнём занятие.
-Я приглашаю вас выйти в конец класса и сыграть в игру «Миксер».
-Как вы понимаете это слово? Только отвечаем по поднятой руке.
-Встаньте, пожалуйста, в круг.
-Теперь слушаем внимательно задания и выполняем их.
Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай (кофе).
Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть темный цвет.
Поменяйтесь местами те, кто любит животных.
Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы.
Соберитесь вместе те, кто любит отдыхать.
Соберитесь вместе те, у кого хорошее настроение!
-Спасибо за разминку. Садитесь на места. Это упражнение помогло преодолеть скованность и стеснение, а также настроиться на активную плодотворную работу.
2. Основная часть
2.1 Игра «Путешествие на поезде»
— Ребята, а вы когда-нибудь ездили на поезде? Куда ездили?
-Кто знает что такое купе? ( вагон второго класса)
-А какие попутчики вам попадались в купе? Помните?
-А теперь, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие и ехать очень далеко, мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А вот и картинки, на которых представлены ваши попутчики. Вам нужно сделать свой выбор и объяснить его (На доске картинки: женщина с маленьким ребенком; молодой человек неаккуратно одетый; полицейский; бабушка; ребенок; дети из неблагополучной семьи; человек из деревни с большим мешком). Учитель может задавать наводящие вопросы: «А почему ты не выбрал женщину с ребенком?»
Вывод: мы должны быть сдержанным ко всем людям разного внешнего вида и характера.
-Я хотела бы поделиться с вами мудрыми словами. Английский государственный деятель, политик и писатель Филипп Честерфилд в своей знаменитой книге «Письма к сыну», писал: «Относись к другим так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе» — вот самый верный способ нравится людям.
-А вы хотите понравиться другим людям? Хороший это совет?
-Правильно, ребята, то, как мы относимся к другим, вернется к нам тем же.
— Теперь мы с вами немножко отдохнем. Наша с вами задача создать образ хорошего человека. Я вам буду называть нравственные качества человека, если вы считаете, что это качество характеризует хорошего человека, то хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете (добрый, глупый, заботливый, совестливый, щедрый, рассеянный, скромный, злой, ленивый).
2.2 Работа со стихотворением
-Для вас я подготовила стихотворение. У каждого на парте лежит текст. Это стихотворение связано с темой нашего сегодняшнего занятия. Каким образом, мы сейчас это выясним (самостоятельное прочтение текста).
-На работу вам 2 минуты.
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком.
Он краснел при этом слове.
Стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дёргал кошек за хвосты.
Знайте все, что он не добрый,
Злее волка, злее кобры!
— Берегись, не то убью!
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал её украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка – добрая душа!»
-Сейчас я вам задам несколько вопрос по данному стихотворению. Отвечаем только по поднятой руке.
-Кто является главным героем прочитанного стихотворения?
— Почему Вовка решил стать злым?
— Как вы считаете, прав Вовка или нет?
— Злой ли Вовка на самом деле? Почему?
— Почему некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть на самом деле?
— Нужно ли стесняться доброты?
-Чтобы вы посоветовали главному герою стихотворения?
-Скажите, пожалуйста, в чем проявляется доброта? В каких поступках?
— Сейчас я вам прочитаю правила доброты, а вы внимательно слушайте.
помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
прощать ошибки других;
-Есть ли у вас дополнения к данным правилам? Какие коррективы вы бы внесли?
-А как каждому из нас прийти к этим правилам?
2.3 Работа с текстом притчи (милосердие)
— В духовной литературе есть притча о милостыне, и я хочу с вами поделиться прочитанным: «Иной сыплет щедро, а ему еще прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; кто наполняет других, тот и сам наполнен будет».
-Ребята, как вы поняли эту притчу?
-Милосердие заключается не только в раздаче денег. Бывает, что у вас, их нет. Тогда вы можете поделиться с другим хлебом, конфетой, подарить ему книжку или просто по-доброму взглянуть на человека.
2.4 Работа по группам
-А теперь я предлагаю поработать по группам (первая группа — первый ряд; вторая группа — второй ряд и третья группа — третий ряд).
-У каждой группы своя карточка с предложением, но задание будет общее. Вам нужно будет разработать правила на тему: «1 группа — мое отношение к близким; 2 группа — мое отношение к учителю; 3 группа — мое отношение к одноклассникам».
-В группе работать слаженно, выслушивая мнение каждого.
-На работу вам 5 минут.
-Теперь давайте послушаем, что у вас получилось. Какая группа хочет выступить первой? (Молодцы!)
2.5 Работа с загадкой
— Есть удивительная вещь у человека, которая заставит поднять настроение даже в саамы хмурый день. А что это такое вы сейчас узнаете.
Сейчас я прочитаю вам загадку:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об . (УЛЫБКЕ)
-Кто догадался? Что же это за таинственное явление?
-Да, ребята , это улыбка!
— А вы сегодня улыбались? Давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь всем, кто вокруг вас. Ой, как стало светло вокруг, правда, же?
-У меня на столе стоит посылка, которую заранее принес нам почтальон. А к этой посылке приложена записка «Здесь лежит то, отчего зависит, как к вам будут относиться другие».
-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный вопрос. Неужели, в такой маленькой коробочке может находиться ответ.
-А ну, давайте соберемся. узнаем какой ответ? (Учитель открывает посылку, все дети собрались вокруг и ждут)
-Что же мы здесь видим? ( В посылке зеркало и каждый видит себя)
-Улыбнитесь в зеркало и вы увидите, что вам в ответ тоже дарят улыбку.
-Так , отчего же зависит то, как к нам будут относиться другие? От нас самих! Какой простой ответ! Присаживайтесь.
3. Заключительный этап
3.1 Подведение итогов
Вывод:На сегодняшнем занятии мы с вами обсудили тему: « Как я отношусь к людям». Каждый из вас может относиться по-разному к людям: по-доброму, со злостью. Но все вы должны понимать, что как ты относишься к человеку, так и человек будет относиться к тебе.
1) О чем мы сегодня говорили на занятии?
2) Что вам понравилось на занятии?
3) Что полезного для себя вы взяли на сегодняшнем занятии?
3.2 Рефлексия
— Чтобы занятие вам запомнилось, я приготовила для вас необычный цветок, который вы мне поможете создать. Сердцевина уже готова, вам осталось выбрать лепестки, которые лежат у вас на парте.
Желтый — если вам было очень интересно.
Голубой — если вам понравилось занятие.
Красный — если вам на занятии было очень скучно.
(Обучающиеся выбирают лепесток и собирают цветок)
Вывод: Я вижу, что.
— Всем спасибо за работу!
Источник: www.prodlenka.org