В процессе обучения в автошколе, некоторые понимают, что водить автомобиль не для них. Необъяснимый страх, излишнее волнение, неспособность быстро реагировать и принимать решения, непонимание поведения машины и невозможность наладить, синхронизировать свои действия за рулём. Всё это в совокупности или же несколько из таких моментов делают вождение крайне тяжёлым процессом и для ученика, и для инструктора, и для окружающих.
Спустя время, некоторые осознают, что не стоит продолжать обучение. По крайней мере пока. Другие идут до конца и с большими усилиями всё же получают водительское удостоверение, садятся за руль самостоятельно и… вскоре бросают это дело. Ну и есть те, у кого получается избавиться от страха, неуверенности, отточить важные для водителя навыки, вроде реакции, да стать отличным водителем.
Основные страхи при вождении и с чем они могут быть связаны
- Боязнь сделать что-то не так, не справиться с той или иной ситуацией на дороге (неправильно повернуть, проехать перекрёсток, заглохнуть, притереть машину о препятствие, что-то сломать в автомобиле — всё, что угодно)
- Страх при парковке/узком проезде/разворотах и других маневрах. «Б уду мешать другим потому что буду долго маневрировать; не получится или получится очень плохо; задену другую машину» и т.п.
- Страх ездить на большой скорости
- Страх попасть в ДТП
- Паника при виде большегрузов, автобусов — больших машин на соседней полосе.
- Боязнь плотного потока, когда вокруг все «асы», едут быстро, торопятся. А начинающий водитель — слишком медленный, не успевает реагировать, а значит ему(ей) будут сигналить, ругаться и пр.
- Страх ездить в тёмное время суток/в плохую погоду.
- Боязнь незнакомых мест: улиц, городов, дворов и так далее
- Страх оценки. Чаще всего — отца/брата/друга. Например когда парень ездит на АКПП, а отец хотел, чтобы сын ездил на МКПП. Тогда будет постоянно чувствоваться неодобрение, неуважение от отца.
- Ну и специфичные, редкие страхи, вроде страха задавить пешехода, сбить собаку/кошку/голубя, возить пассажиров (особенно детей) и прочее.
Все эти боязни можно разделить на 2 подгруппы. Первая — так называемые страхи новичков : пункты 2, 3, 5, 6, 7 и 8.
Как правильно начать самостоятельное вождение?
Если начинающий водитель на 100% уверен, что он сядет за руль и сразу же будет ездить и парковаться без ошибок — то это, как минимум, странно и будет говорить об излишней самоуверенности человека. А это не есть хорошо, ведь такой водитель будет наглеть на дороге в любой ситуации и не признает своей вины, да неопытности. Таких сложно учить, ещё сложнее переучивать, а на дорогах от таких лучше держаться подальше.
Любой новичок будет испытывать сложности при выполнении нескольких из вышеупомянутых пунктов. И ЭТО НОРМАЛЬНО!
Пункт 1 тоже можно было бы отнести в эту группу, но есть момент: страх сделать что-то не так имеет место быть и считается нормальным в начале обучения. А если человек за рулём уже несколько месяцев/лет, ездит самостоятельно, но всё ещё ужасно боится какой-то собственной неудачи — тогда это уже в группе психологических страхов . Также сюда мы относим и остальные пункты: 4, 9 и 10.
вожу машину год / как решилась сесть за руль / советы начинающим
Тут причиной является, чаще всего ситуации из прошлого. Когда человек был свидетелем ДТП, наезда на пешехода, а особенно когда такое произошло лично с ним(ней) или с близким человеком. Самое сложно решаемое из этого списка — это глубокие личные травмы/установки/личностные проблемы. Например пункт 9. Порой чтобы решить проблему с вождением в этой ситуации, сначала нужно будет решить проблему в отношениях с отцом в принципе.
Так что же делать с этими страхами, как их побороть?
- Чтобы начать бороться со страхами, как ни банально это не звучит — необходимо осознать, что страх есть. Признать проблему — первый шаг к её решению.
- Затем стоит попробовать понять, откуда растут ноги у проблемы.
- Ну а уже потом приступать к решению!
Чтобы избавиться от психологических проблем, вызывающих страх при вождении, нужно хорошенько поработать с причинами появления этих страхов. Здесь порой нужен специалист. А иногда достаточно просто несколько часов (ну или дней) позаниматься самоанализом. Поговорить с мамой/папой/подругой. Если проблема серьёзная, то и решить её будет непросто. Но если говорить, например, о страхе попасть в ДТП или сбить пешехода — то решение будет примерно таким же, как и для проблем с боязнью новичков:
1. Определиться, что именно пугает больше всего, какой страх самый серьёзный.
2. Попробовать узнать об этом: в интернете, на форумах, у знакомых или родственников. Понять, что вы — не один такой, что многие боятся того же.
3. Обсудить это с кем-то, чьё мнение вы уважаете и чья поддержка вам обычно помогает. ИЛИ: если обсуждать ни с кем не хотите — попробовать решить самостоятельно. Это тоже нормально. Каждому свое!
4. Проблема ясна. Подумайте о ней, а потом о том, как бы вы вели себя за рулём, если бы проблемы не было. Представьте, хорошо представьте себе это!
* Есть такая штука, как идеомоторная тренировка. Это вроде визуализации, только в подробностях. Так вот каждый вечер перед сном, можно и чаще — закрывайте глаза и делайте в голове то, что хотите делать в реальности. Представляя каждое мелкое действие и проживая каждую эмоцию при этом.
5. Садитесь за руль как можно чаще! Рано-рано утром, поздно вечером, по выходным, когда на дорогах мало машин, привыкайте к самому движению. А потом выезжайте и в час-пик, хотя бы на короткие расстояния. Даже если никуда не надо ехать — выезжайте.
Тренировки помогают в любом деле, спортсмены не дадут соврать!
6. Постарайтесь сначала хорошо «выучить» привычные маршруты, потом выезжайте дальше, но первое время избегайте совсем неизвестных улиц.
7. Периодически перечитывайте ПДД, решайте билеты. Это придаст уверенности в ситуациях на дорогах.
8. Если в процессе движения случилась паника, вы чувствуете, что вот-вот сделаете какую-то глупость — включите аварийную сигнализацию и по возможности прижмитесь к обочине. Если такой возможности нет, то плавно остановитесь и. поплачьте. Или выпустите пар как-то иначе.
Даже если вы будете сидеть за рулём, стоя посреди дороги, и в голос орать или реветь в ладошки — это лучше, чем из-за стресса совершить ДТП или упасть в обморок. Неважно, что подумают другие, важно ваше состояние! Другие объедут, ничего страшного.
9. Вспомните техники, действия, мелочи, которые вас отвлекают в стрессовых ситуаций. И применяйте их за рулём (если это возможно, в пределах разумного, конечно ;)). Пойте песни, пританцовывайте, вспоминайте стихи/считалки/истории из жизни, останавливайтесь и звоните близким, чтобы вас поддержали. Другими словами — переводите стресс и страх во что-то другое, приятное для вас.
10. Почитайте о своём автомобиле. Статьи, обзоры, тесты. Посмотрите видео, поищите интересную информацию. Даже если в автомобилях вы не разбираетесь, всё равно не будет лишним познакомиться с тем, на чём вы ездите. Узнать, что «оно» умеет, историю, характеристики.
Проще, когда знаешь с «кем» имеешь дело!
11. При этом относитесь к автомобилю со всей серьёзностью, ведь это — средство повышенной опасности. Однако под вашим управлением любой автомобиль способен стать послушным и покладистым. Вам нужно поверить в то, что это не просто возможно, а в то, что это непременно произойдет!
12. Полюбите! Полюбите свою машину, дорогу, пробки, трассу, перекрестки, каждую поездку. Полюбите каждое своё действие за рулём, каждую ситуацию на дороге, каждую ямку и то, как виртуозно вы её объезжаете. Полюбите!
Тогда страх сменится самыми приятными эмоциями.
Источник: dzen.ru
17 советов начинающим водителям
1. Упражнения для новичков.
Начинающим водителям очень сложно преодолеть страх и научиться быстро чувствовать машину. Чтобы набрать небольшой опыт, в этом следует выполнять различные не сложные упражнения. Такие как, парковка задним ходом между двух препятствий и удерживание автомобиля в наклонном положении только с помощью газа и сцепления. Каждому новичку не раз пригодятся такие навыки “на большой дороге”.
2. Продумывайте маршрут.
Собираясь в поездку, обязательно изучите карту своего пути, уделяя большое внимание прилегающим улицам, и старайтесь запомнить их названия. Рекомендуется проехать интересующий маршрут с инструктором, либо с водителем, имеющим достаточный стаж вождения, чтобы он смог прокомментировать вам дорожные условия и наличия каких – либо недостатков. Выделите несколько выходных своих дней для изучения часто проезжающих вами маршрутов и проштудируйте их на практике, обращая внимание на дорожные знаки, лучший способ перестроения и т.д. Это поможет чувствовать себя увереннее за рулем в будние дни без помощников.
3. Уверенность в себе — гарантия успеха.
В первую очередь, прежде чем сесть за руль автомобиля, следует быть спокойным и выдержанным — ничто не должно вас беспокоить во время поездки. Ни в коем случае не садитесь за руль, если чувствуете какие-либо недомогания. Как только вы завели свой автомобиль, настройте зеркала, устройтесь поудобнее, пристегнитесь и…в добрый путь!
Каждый начинающий водитель и не только, боится поцарапать свою или чужую машину. Рекомендуется не жалеть денег на оформление страховки. Если у вас подержанный автомобиль, будет достаточно оформить только гражданскую ответственность. После оформления страховки вы не будете “шарахаться” от мимо проезжающего лихача или бояться зацепить чужую машину.
4. Все начинали с «чайников».
Не каждый новичок готов признать себя “чайником”. Но не боитесь носить этот титул! Каждый автолюбитель, каждый профессиональный водитель, даже пилоты «Формулы- 1» когда-то были на вашем месте. Чтобы избежать множества проблем и облегчить себе вождение по городу, установите на стекле заднего вида желтый восклицательный знак.
Это предупредит других участников движения, что перед ними «молодой» водитель. Они будут снисходительно относиться к вашим ошибкам, не будут подпирать вас сзади, будут пропускать при перестроении, не станут сигналить вам на светофорах, если вы замешкались при трогании.
5. Не спешите.
Чтобы стать профессиональным водителем, надо обладать двумя важными качествами — это осмысленность действий за рулем и спокойствие. Помните никогда не надо суетиться за рулем и не паниковать. Если вы заглохли, спокойно заводите своего «железного коня». Не получилось? Обязательно включите аварийные сигналы.
Не подавайтесь провокациям, сзади сигналящим и поторапливающим водителям. Соблюдайте спокойствие.
6. Больше практики.
Сдача экзаменов в ГИБДД и получение водительского удостоверения — это только первое начало водительской учебы. Прежде чем вклиниваться в интенсивное городское движение, надо изучить характеристики вашего транспортного средства. Научиться чувствовать габариты автомобиля, отработать троганье на горизонтальной и наклонной поверхности, отработать движение задним ходом, маневрирование, развороты и экстренное торможение. Для практики подойдет утреннее время, когда на дорогах мало машин, либо выходные дни.
7. Правильная самооценка.
Ошибочно мнение некоторых женщин, что природа позволяет им совершать ошибки на дорогах и мужчины всегда им должны во всем уступать. На дороге все абсолютно равны, нет разделения на слабый и сильный пол! Помните это! Никакая дорогостоящая модель автомобиля, не делает его обладателя профессиональным водителем.
На дорогах нужно уважать друг друга и соблюдать правила дорожного движения. Только это сможет снизить процент смертей и аварий на дорогах.
8. Соблюдай спокойствие водитель.
Каждый водитель должен иметь самообладание и полный контроль своих эмоций. Быть спокойным за рулем не означает расслабленность и заторможенность реакции. Спокойствие – это залог успешной езды! Не паникуйте, если вам сигналят звуком или мигают светом фар, соблюдайте бдительность и осторожно выполняйте свой маневр.
Следует выработать и убедить в себя в том, что подобные действия вызваны только, привлечь ваше внимания, напомнить, что на дороге помимо вас есть и другие участники дорожного движения. На дорогах возникают ситуации с использованием нецензурной брани и обидных жестов, будьте невозмутимы и не вступайте в перебранку с такими малообразованными людьми. К хорошему это не приведет, а вам еще надо продолжать свой маршрут на автомобиле.
9. Минимум перестроений на дороге.
Начинающему водителю следует минимизировать перестроения на дорогах с плотным потоком транспорта. Заняв ряд, не стоит метаться из одного ряда в другой. Лучше всего целенаправленно вести автомобиль в заданном направлении, соблюдая интервал и дистанцию. Все маневры следует совершать правильно и плавно.
Остальные участники движения должны быть вовремя оповещены о ваших запланированных действиях. Главный информатор для них служит включение поворотного сигнала, чтоб избежать казусов на дороге включайте его заблаговременно до выполнения поворота.
10. Уважение.
Быть вежливым на дороге очень важно, но к сожалению дисциплинированных и культурных водителей в наше время становится все меньше и меньше. Не создавайте сами конфликтных ситуаций и не поддерживайте их. Очень часто при перестроении невежливые водители не дают возможности другим влиться в плотный поток транспорта.
Если вам уступили дорогу, то обязательно мигните аварийными сигналами. Этот знак будет означать вашу благодарность уступившему дорогу водителю. Изучите сигналы водителей и сами стремитесь облегчать вождение автомобиля остальным участникам дорожного движения.
11. Внимание – пешеходы.
В большинстве случаев при ДТП с участием пешеходов виноват сам пешеход. Но доказать его вину очень часто почти невозможно и наказание несет водитель. Пешеход не воспринимает автомобиль как серьезную опасность для своего здоровья. Он не задумывается, что автомобиль сразу невозможно остановить. Особенно присуще это в холодной период времени.
Увидев пешехода, проинформируйте его о своем приближении, моргнув фарами или звуковым сигналом. Следует помнить, что пешеходы зачастую – это слепые и глухие люди, старики или люди, имеющие другие отклонения в здоровье, которые не воспринимают световой или звуковой сигнал как приближение вашего автомобиля. Притормозите, дайте человеку возможность перейти дорогу и со спокойной душой продолжайте свое движение дальше.
12. Скажем игрушкам НЕТ!
Не рекомендуется украшать свою машину разными наводящими красоту атрибутами. Они лишние и бесполезные в автомобиле, к тому же существенно сужают ваш пространственный обзор. Они сильно снижают вашу концентрацию на дороге и заставляет отвлекать ваше внимание. Так же следует сказать про наклейки заднего стекла.
Не стоит обклеивать стекло заднего вида различными указателями, «туфельками» и прочими атрибутами, указывающими, что вы начинающий водитель. Для того, чтобы сообщить всем о вашем малом опыте за рулем, достаточно одного желтого знака. Во время поездки ничто не должно отвлекать вашего внимания от дороги, т.к. ситуация на дорогах изменяется каждую секунду.
13. Дети в машине.
Начинающему водителю не стоит перевозить ребенка. Ваше внимание должно быть сосредоточенно исключительно на дороге, а нахождение ребенка в автомобиле будет только отвлекать от процесса управления автомобилем.
14. Друзья.
Начинающим водителям не рекомендуется брать с собой в дорогу друзей и подруг. Замечания, шутки и прочие комментарии приятелей будут только отвлекать водителя от дороги.
15. Отключаем мобильные телефоны.
Во время поездки начинающему водителю автомобиля рекомендуется отказаться от разговоров по мобильному телефону даже при наличии специальной гарнитуры, не требующей определенных движения для принятия звонков. Если на звонок нужно обязательно ответить или же совершить вызов, не рискуйте — припаркуйтесь у обочины и только после этого ведите разговор по мобильному телефону.
16. Полезные вещи в автомобиле.
Прежде чем отправиться в поездку, убедитесь, что в машине присутствуют вещи только действительно необходимые. Обязательно должна находится карта города, полностью заряженный мобильный телефон, медицинская аптечка, минимальный набор инструментов (домкрат, буксировочный трос, насос, запасное колесо, огнетушитель), а также наличие денег.
17. Не повторяйте чужие ошибки.
Зачастую начинающие водители перенимают агрессивный стиль вождения автомобиля от тех, кто любит подрезать, трогаться по-спортивному, а также использует резкое торможение. Необходимо отметить, что именно из-за таких лихачей растет процент аварийности. Не стоит повторять чужие ошибки, ведь отвечать за свои проступки придется именно вам.
Источник: www.drive2.ru
6 главных страхов начинающих водителей, и как они вредят новичкам-автомобилистам
Чего больше всего боятся водители-новички?/ Фото: 1obl.ru
Жизнь начинающих водителей наполнена страхами, но это вовсе не значит, что они какие-то особенные, ведь каждый автолюбитель со стажем начинал с тех же самых фобий, которые сейчас присутствуют у бывших учеников автошколы.
Но так ли страшны эти страхи, нужно ли с ними бороться, и как переквалифицировать обычный страх за рулём во что-то более полезное?
На самом деле страх – это естественная реакция человека на какое-то новое явление, которое им ещё до конца не изучено, и от которого не понятно, чего ожидать в будущем.
Если бы мы никогда и ничего не боялись, то давно бы уже разделили судьбу динозавров. Именно поэтому боязнь водить автомобиль для начинающего водителя – это как палочка-выручалочка, которая не даёт ему совершать роковые ошибки в первые дни самостоятельного вождения.
Итак, с какими страхами в первую очередь встречается начинающий водитель?
1. Чего боятся начинающие водители
Вождение без инструктора сильно пугает начинающих водителей/ Фото: psyfiles.ru
1. Самая первая фобия для новичка после обучения в автошколе – это езда без инструктора. Иногда доходит до такого, что, вцепившись в руль, водители оцепеневают и не могут принять решения, в какую сторону ехать.
Чтобы раз и навсегда избавиться от этого неприятного явления, рекомендуется первое время находиться за рулём автомобиля в присутствии опытного водителя – например, брата или отца. Как правило, страх проходит полностью в течение недели ежедневных поездок.
2. Другой страх заключается в опасении сделать что-то не так. Это нормальное чувство, благодаря которому новичок сто раз подумает, прежде чем совершить какой бы то ни было манёвр. Единственное, что может сбить с толку начинающего водителя – это нервные сигналы других участников движения.
3. Третий вид страха – перед надоедливыми сигналами в адрес новичка. Иногда водители отказываются садиться за руль только потому, что боятся, что им будут сигналить в ответ на какие-то неправильные действия на дороге.
Сигналы других водителей нервируют водителя-новичка/ Фото: rudorogi.ru
Но, во-первых, сигналить могут совершенно другому человеку; во-вторых, всегда можно повесить значок «чайника», чтобы отсеять эмоции большинства адекватных людей; и в-третьих, есть категория нетерпеливых водителей, которые сигналят всегда и всем, и это уж точно не стоит принимать близко к сердцу.
4. Страх разбить машину для водителя-стажёра естественный, ведь полностью чувствовать габариты автомобиля можно лишь на второй-третий месяц регулярных поездок. Особенно сильно фобия возрастает в узких дворах и на парковках в оживлённом месте, например, у супермаркета.
Но именно так водители получают бесценный навык – чувствовать приближение к препятствию там, где нет обзора. С этим страхом можно только бороться.
5. Очень сильно вчерашние выпускники автошколы боятся встречи с инспектором ГИБДД. Несмотря на то, что этот страх весьма обоснован, героям нашей статьи он не должен причинят никакого дискомфорта. Только подумайте сами, можно ли найти более дисциплинированного и соблюдающего все правила дорожного движения водителя, чем того, кто впервые сел за руль без инструктора?
Остановка автомобиля дорожными полицейскими/ Фото: mag.auto.ru
Вывод – чтобы не бояться остановки на посту ДПС, достаточно просто соблюдать ПДД.
6. Чего ещё так сильно боятся новички за рулём, так это не заметить выбежавшего на дорогу пешехода или приближающийся автомобиль, в частности, на нерегулируемом перекрёстке.
К сожалению, эти страхи сопровождают и опытных водителей, ведь что может быть страшнее наезда на человека или серьёзного ДТП по вашей вине? Соблюдайте скоростной режим, будьте внимательны и не выезжаете на сложные перекрёстки, не убедившись в абсолютной безопасности маневра, и всё будет хорошо.
Бороться с некоторыми страхами глупо, ведь однажды они спасут жизнь вам и окружающим вас людям. А вот некоторые заблуждения необходимо пресекать на корню. Ведь мало того, что они порождают новые страхи, так ещё и могут спровоцировать аварийные ситуации на пустом месте.
2. Заблуждения, которые порождают страхи неопытных автомобилистов
К чему могут привести страхи водителей-стажёров/ Фото: sertificat-test.ru
Благодаря своим страхам многие новички на дорогах начинают искренне верить в придуманные ими же самими заблуждения, которые могут быть весьма опасны в различных ситуациях.
Например, многие начинающие водители из-за страха помешать другим участникам движения решают уступать всем подряд без исключения, что является в корне неправильным. Учтите, это не имеет ничего общего с культурой вождения, и другие водители, если вы уступите им там, где это не нужно, окажутся в непонятной ситуации. А это самое опасное на дороге, когда ты не знаешь, что делать дальше.
Что касается быстроты езды, то помните, что самая безопасная скорость на трассе равна движению потока, а в городе – это разрешённая скорость на конкретном участке дороги.
Если двигаться неоправданно медленно, в чём заблуждается большое количество новичков, можно создать гораздо больше аварийных ситуаций, чем если бы вы ехали как все адекватные люди вокруг. Да и страх высоких скоростей никогда не преодолеть, если всегда ездить, как черепаха.
Езда в автомобильном потоке вырабатывает уверенность у начинающих водителей/ Фото: amastercar.ru
Серьезному нагнетанию страха вплоть до панических атак способствует такое мышление новеньких за рулём, что другие водители их осуждают, смеются над ними и, возможно, даже пытаются как-то унизить.
В действительности же человеку, который спешит по своим делам, нет никакой разницы, водитель с каким стажем находится во впереди идущем автомобиле. А гонщики, которые стремятся выделиться в общем потоке, пугая неопытных автолюбителей, будут делать это вне зависимости от их присутствия на дороге.
Ещё одно опасное заблуждение – это не выезжать на дорогу в час пик и не ездить по сложным маршрутам, дабы таким образом жизнь водителя была более спокойной и беспроблемной. Но водитель-новичок таким образом рискует на долгое время закрепить в себе неуверенность при принятии ответственных решений в плотном потоке машин, где он периодически всё равно будет оказываться.
И последнее самое распространенное заблуждение, которое очень долго не даёт перебороть страх ездить без напарника – это недостаток знаний по ПДД. Почему это заблуждение априори ложное? По той простой причине, что знаний у только что отучившегося курсанта гораздо больше, чем у любого другого водителя с десятилетним стажем, например.
Поэтому чётко следуйте правилам, будьте уверены в каждом своем маневре, не волнуйтесь, и тогда всё получится. А опыт, которого действительно может не хватать, при должной сноровке и желании нарабатывается достаточно быстро, главное – ничего не бояться.
Между тем, водителю-новичку полезно знать, за какие провинности автомобилист может угодить за решетку .
Источник: novate.ru