Сегодня мы поговорим о том, как правильно сидеть за партой, ведь формирование осанки у школьника – это задача, как родителей, так и учителей.
Чтобы избежать нарушений в развитии позвоночника, внутренних органов и мышц спины, ребенку нужно правильно сидеть за столом.
Формировать правильную осанку нужно в период активного роста, то есть с пяти до двенадцати лет. А это припадает на время, когда малыш начинает ходить в школу.
В статье мы подробно остановимся на том, как правильно сидеть за партой и как правильно сидеть за столом школьнику, ведь проблемы с позвоночником грозят такими негативными последствиями:
•нарушение кровотока и дыхания;
•деформация внутренних органов;
• возникновением таких заболеваний, как мышечные спайки и межпозвоночная грыжа;
• периодические головные боли.
С первых дней посещения школы нужно объяснять ребенку, как сидеть за партой. Правильная осанка способствует повышению работоспособности, предотвращает развитие искривления позвоночника, позитивно отражается на умственной деятельности и концентрации внимания.
Фёкла: Как правильно сидеть за столом | Ровная спина (анимация)
Как правильно сидеть за партой в школе и дома?
1. Локти ребенка полностью лежат на столе.
2. Колени под столом согнуты под прямым углом, находятся на одном уровне с бедрами.
3. Линия спины и бедер также должна образовывать прямой угол.
5. Спина ровная, прикасается к спинке стула.
6. Стопы полностью стоят на полу.
7. Высота стола соответствует росту ребенка.
8. Глубина сиденья составляет не более 4/5 длины бёдер.
9. Сидеть следует с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
10. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика должно быть расстояние, равное ширине кисти его руки.
11. Для изменения угла разворота туловища по отношению к классной доске, учитель периодически должен менять место ребенка в классе. Это нужно, как для здоровья позвоночника, так и для профилактики нарушений слуха и зрения.
Как правильно сидеть за столом дома? Полезные рекомендации:
1. Для выполнения домашних заданий родители должны организовать для ребенка рабочее место, как это правильно сделать, читайте здесь:
Малыш не должен готовить уроки, сидя на полу, кровати, это создает дополнительную нагрузку на суставы и позвоночник.
Не разрешайте детям сидеть «нога на ногу».
При работе за компьютером и компьютерным столом, уровень глаз ребёнка должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Следите за тем, чтобы ребенок, при взгляде на монитор не поднимал глаза или голову. Оптимальное расстояние от монитора до глаз должно составлять 60–70 см. Монитор должен быть расположен так, чтобы на нём не было бликов. Время нахождения малыша за компьютером должно быть строго ограниченным.
Избежать проблем с опорно-двигательной системой можно благодаря регулярному прохождению осмотров у специалистов.
Как правильно сидеть за столом без вреда для осанки — Галина Игнатьева и Инесса
С первого же дня учебы, когда ребенок начинает проводить за партой немалое количество времени, вам нужно следить, чтобы он сидел правильно. Если запустить это с первых дней, это может стать фатальной ошибкой: школьник уже привыкнет сидеть неправильно, а отучить его от этого будет уже непросто. Запомните для себя одно: ваша цель – приучить ребенка автоматически принимать за партой правильную позу. Это очень важно.
Источник: www.fbuz04.ru
Мой учебный уголок — он не низок, не высок
Резкий переход на школьные уроки и домашние задания после летнего отдыха может оказаться серьезным стрессом для детского организма! Чтобы помочь ребенку справиться с учебной нагрузкой, необходимо создать школьнику оптимальные условия для занятий
Мой учебный уголок — он не низок, не высок.
Правила письменного стола
СТУЛ
50 см — глубина сиденья. Стул должен быть таким, чтобы ребенок занимал все сиденье и опирался спиной на спинку, а ноги должны касаться пола полной ступней.
Лучше выбирать стул с дополнительной перекладиной для ног (как на фото вверху) — это поможет снять нагрузку с поясницы.
Если высота стула не меняется, спасет подставка под ноги или перекладина в столе.
Подсказка: Чашеобразные сиденья помогают принимать удобную, но правильную позу.
Если высота стула не меняется, спасет подставка под ноги или перекладина в столе.
СТОЛ
26 — 32 сантиметра — расстояние от глаз ребенка до тетради или учебника за столом;
5 сантиметров — расстояние от края стола до туловища ребенка;
50 сантиметров — минимальное расстояние от глаз до экрана компьютера или ноутбука. Для младшеклассников лучше выбрать парту или стол с наклонной столешницей. Почему?
30 градусов — оптимальный угол зрения для чтения;
15 градусов — оптимальный угол зрения для письма (если у вас нерегулируемый письменный стол, следует приобрести специальную подставку для чтения книг).
Подсказка: Ребенок стоит около школьного стола — стол должен быть на 2 — 3 см выше его локтя. Между грудью ребенка и столом должно быть расстояние в ладонь.
Шпаргалка: высота стола и стула
Правильное питание для школьника
Этот пункт также очень важен для детского здоровья. Детское ожирение, к сожалению, встречается сейчас так же часто, как и взрослое. Ориентироваться стоит на следующие цифры:
Правильное питание для школьника
Сколько вешать в граммах?
Рюкзак или ранец — непременный атрибут школьника. Но вот проблем от неправильно подобранного ранца может быть куда больше. Вместе со всеми учебниками, сменкой и прочими принадлежностями ранец должен весить не более:
• в 1 — 2-х классах — 1,5 кг
• в 3 — 4-х классах — 2,5 кг
• в 5 — 6-х классах — 3 кг
• в 7 — 8-х классах — 3,5 кг
• в 9 — 11-х классах — 4 кг.
Всему свое время…
…за партой
Если ребенок сидит за партой скособочившись, это верный признак, что пора сделать перерыв! Неправильная поза и нарушения ведут к искривлению позвоночника. К тому же ученые (и не только британские) давно доказали: ровный позвоночник обеспечивает правильный приток крови к головному мозгу, так что заниматься интеллектуальными делами всем нужно с ровной спиной.
5 — 10 минут — достаточная продолжительность перерыва во время учебных занятий. А перерывы делаем КАЖДЫЕ…
20 минут — для первоклассников
30 — 35 минут — для 2 — 4-классников
45 минут — для 5 — 6-классников
1 час — для 7 — 9-классников
1,5 часа — для 10 — 11-классников (и для взрослых, кстати, тоже)
…перед экраном
Компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны — без них уже никуда. Чтобы сберечь зрение, стоит ориентироваться на рекомендации Роспотребнадзора.
Максимально допустимое экранное время:
1 — 2-е классы — не больше 20 минут в день;
3 — 4-е классы — не больше 25 минут в день;
5 — 6-е классы — не более 30 минут в день;
7 — 11-е классы — не более 35 минут в день.
Подсказка: Мы знаем, что у большинства родителей вписаться в эти нормативы никак не получается. В этом случае детям нужно предложить делать перерывы на гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение. А также чередовать виды нагрузки — например, отвлечься от экрана и взять в руки бумажную книгу.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
7 вопросов о «рабочем месте» школьника. Нужны ли наклонный стол, коленный стул и подушка-балансир
Уже на следующей неделе начнутся занятия в школе. Дети сядут за парты и будут проводить за ними по несколько часов в день. Мы решили выяснить, каким должно быть рабочее место школьника и поговорили об этом с ортопедом Еленой Адулас.
1. Каким должно быть рабочее место ребенка?
Сначала разберемся с самым основным. Есть несколько простых базовых правил организации рабочего места:
- Ребенок должен сидеть на некрутящемся стуле, чтобы избежать ротационных, проворачивающих движений позвоночника.
- У стула должна быть спинка, на которую ребенок сможет периодически опираться и отдыхать.
- Стопы ребенка должны стоять на полу, а коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом.
- Высота стола должна быть такой, чтобы кончик среднего пальца руки, поставленной на локоть, был на одном уровне с уголками глаз.
- Глаза работающего за компьютером должны находиться на уровне поисковой строки, поэтому лучше использовать полноценные мониторы, а не экраны ноутбуков, которые требуют наклона головы.
Соблюдение этих правил можно обеспечить обычной бюджетной мебелью, отрегулировав ее высоту или, если такой опции нет, подложив что-то под ножки. Вероятно, выставить нужную высоту будет легче на наклонном столе, который стоит дороже обычного, но говорить, что это невозможно сделать и с прямой столешницей — несправедливо.
2. В какой позе ребенок должен сидеть за столом?
Ребенка нужно приучить сидеть правильно: не перекидывать ногу на ногу, не подкладывать одну ногу под себя. Сидящий должен опираться на две стопы и попу равномерно, сохраняя три-четыре точки опоры. Приучать ребенка к этой корректной посадке лучше сразу же, как только начнутся занятия за столом — чтобы к школе у него уже был выработан навык равномерного распределения нагрузки. Главный совет — сохранять симметричность положения, не допускать перекосов.
Для детей с серьезными нарушениями осанки, например, тем же сколиозом, подбираются специальные позы. В современных методиках лечения сколиозов специально подбираются утрированно «кривые» позы для коррекции деформированного позвоночника. При этом ребенка с нормальной осанкой за такую позу стали бы ругать.
3. Стоит ли использовать балансировочную подушку?
Воздушные плоские балансировочные подушки сделаны обычно из резины — это хороший инструмент для удержания равновесия, который укрепляет глубокие мышцы. Я рекомендую не только подкладывать их на стул, но и стоять на них, например, в процессе чистки зубов.
Нагрузку можно увеличивать постепенно: сначала удерживать равновесие на двух ногах, потом на одной, потом попробовать делать утреннюю зарядку. Можно подключать умственную работу и одновременно с этим упражнением учить стихи, языки или даже смотреть мультфильмы. Так будут незаметно прорабатываться глубокие стабилизационные мышцы, и, кроме того, повысится общая концентрация внимания ребенка.
4. А работать за конторкой, то есть стоя — можно?
Пушкин тоже учился за конторкой, то есть стоя. Сидячая нагрузка действительно тяжелее для позвоночника как ребенка, так и взрослого, поэтому ничего плохого в таком способе работы я не вижу. Но, возможно, еще лучше было бы постоянно менять позиции: здесь школьник посидел, там постоял, а на перемене подвигался.
Но, отмечу, что без укрепления мышц ребенку все равно будет трудно стоять целый урок: ноги заболят, нагрузка на стопы увеличится.
5. Модные коленные стулья правда исправляют осанку?
К сожалению, это не более чем маркетинговая технология. Ребенок со слабыми стабилизирующими мышцами будет криво сидеть на любом стуле. Стул — прямой или немного скошенный, — мы подбираем исходя из конкретного типа нарушения осанки у ребенка. Например, если у ребенка плоская спина, лучше подобрать стул с немного скошенным кпереди сиденьем, для ребенка с сильным прогибом, наоборот — стул с прямым сиденьем.
6. Как связаны плохое зрение и осанка?
У некоторых детей школьного возраста сильно портится зрение. Это важный датчик, который отвечает за баланс нашего тела. Глазодвигательные мышцы связаны с глубокими мышцами шеи, а значит, даже косоглазие может влиять и на осанку.
При этом та же близорукость — скорее генетически детерминированная ситуация, которая связана с хрусталиком глаза, а не с мышцами.
Если окулист замечает признаки нарушения кровообращения, он может направить ребенка к ортопеду. Эти нарушения могут быть связаны со смещениями и зажимами в позвоночной артерии (особенно в верхних шейных позвонках) — и могут отразиться на любых отделах мозга, в том числе повлиять и на ухудшение зрения.
Сейчас проблемы и зрения, и осанки усугубляет «гаджет-синдром» или так называемая «text-neck»
Это синдром дисбаланса в шейной зоне, когда у ребенка шея смещается вперед от постоянной нагрузки. При прямой голове вес черепа — 5 килограмм, но когда мы наклоняем голову на 60 градусов (а именно так мы поступаем, когда смотрим в экран смартфона), вес увеличивается до 27. Получается, что такую тяжесть ребенок носит постоянно, если часто смотрит в телефон не под прямым углом. Вследствие этого у него ослабевают глубокие мышцы шеи, которые не работают в положении наклоненной головы, зато включаются поверхностные, грудино-ключичная-сосцевидная, лестничные, напрягаются мышцы лопатки.
В результате у ребенка могут появиться либо усилиться головные боли, появляются нарушения зрения, слуха, памяти и внимания. А затем могут начаться и проблемы в самой шее.
7. Как на осанке сказывается психологическое состояние ребенка?
С точки зрения доказательной медицины существуют психосоматические заболевания — их возникновение диктуется психологическим состоянием человека. Именно поэтому нестабильное внутреннее состояние ребенка может стать причиной не столько возникновения, сколько усугубления каких-то патологий. Поэтому в целом для поддержания здоровья важно следить и за эмоциональным равновесием, и за состоянием нервной системы ребенка.
Иллюстрации: Shutterstock / A. Solano
Источник: mel.fm