Подготовка досуговой программы предполагает поэтапную работу. Разные авторы уделяют внимание разным аспектам проектирования.
Вариант разработки досуговой программы, предложенный Тавстуха О. Г. имеет следующую логику проектирования.
Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора тематики программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.
1. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.
2. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.
3. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.
4. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.
5. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.
Некоторой иллюстрацией к итогам работы на первом этапе может быть такое распределение обязанностей разработчиков и тематическая обоснованность культурно-досуговой программы, которое сделали педагоги в программе «Звонкие голоса».
«…Каждый отряд будет представлять собой отдельную «телекомпанию». Каждый день имеет определенную тематическую направленность, в соответствии с которой будет работать «тематический канал». Работу лагеря — «телецентра» организует продюсерский центр, здесь большая роль отводится отряду из лагеря «Активист». В этом отряде-телекомпании будут работать три главные редакции (спортивная, трудовая, художественная) и пресс-центр.
В состав продюсерского центра входят:
— генеральный директор (начальник лагерей «Звонкие голоса» и «Активист»);
— совет директоров (начальник лагерей, лидеры отрядов — директора телекомпаний, педагог-организатор);
— главный редактор телепрограмм (педагог-организатор);
— продюсеры телекомпаний (воспитатели);
— редколлегия (главный редактор, редакторы спортивной, трудовой, художественной редакции);
— спортивный комментатор (физрук);
— звукорежиссер (музыкальный руководитель);
— пресс-центр (корреспонденты, художники старшего отряда);
— служба 911 (фельдшер).
Ежедневно пресс-центр выпускает информ-лист о жизни лагеря и ведет «Дневник телецентра «Звонкие голоса».
Второй этап подготовки программы — написание сценария.
Cценарий культурно-досуговой программы — это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т. д.
Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое.
Композиционная структура сценария:
1. Экспозиция — начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Видом экспозиции является пролог — прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.
2. Завязка — момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
3. Кульминация — высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.
4. Развязка — заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.
5. Финал — эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог.
Другая логика моделирования досуговой программы строится на основе изучения и обобщения педагогического опыта. Такая модель досуговой программы предложена Садовской В. С. Она выделяет следующие этапы формирования досуговой программы.
Первый этап предполагает анализ известных досуговых программ. Здесь проявляется особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельности. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования — найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.
Четвертый этап завершает создание новой (авторской) модели программы. О ней можно говорить тогда, когда есть элементы новизны во всех структурных звеньях.
Проектируя любую досуговую программу важно помнить о регулировании внутренних коммуникаций аудитории. Козловская Л. И. предлагает использовать разнообразные приемы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:
· дискуссии, создающие условия участникам программы высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;
· игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;
· коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;
· хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;
· слайд-программы, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;
· конкурсы, дающие возможность самореализации личности — петь, танцевать, играть и т. д.
Оформление досуговых программ зависит от их вида.
Для описания разовой игровой программы достаточно её сценарного плана.
Описание театрализованной программы должно предусматривать возможности участия в развитии сюжета и разработке образов для нескольких или всех участников. Описание должно содержать: четко изложенные педагогические задачи; план подготовки игры; экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия); сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию; список литературы для подготовки детей к игре.
Программа праздника должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей вовлечено в организацию праздника, тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет это событие.
Источник: infopedia.su
Досуговые программы в дополнительном образовании детей
Данное методическое пособие содержит основные сведения о типах досуговой деятельности. Раскрыты особенности досуговой деятельности, различие культурно-досуговой деятельности от образовательной программы дополнительного образования, структура досуговой деятельности , а также общие рекомендации по разработке и методы осуществления.Введение
1. Что представляют досуговые программы
2. Организация деятельности образовательных программ
3. Типы досуговой деятельности
4. Структура досуговой программы
5. Содержание досуговой деятельности
Заключение
Список использованных источников
1. Что представляют досуговые программы
2. Организация деятельности образовательных программ
Организация досуга — традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только одна-жды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер.
В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники.
Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
3. Типы досуговой деятельности
Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
— разовая игровая программа;
— конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
— игра-спектакль;
— театрализованная игра;
— зрелище;
— праздник;
— длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени.
Разовая игровая программа: не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более — в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике: предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
— при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
— самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогиче-ским руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;
— основная задача школьного КВН — привить вкус к тонкой, интеллигент-ной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
Другой вид конкурсно-игровых программ — интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры — это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.
Особенность интеллектуальных игр — наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.
Игра-спектакль: чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра: требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
— четко изложенные педагогические задачи;
— план подготовки игры;
4. Структура досуговой программы
5. Содержание досуговой деятельности
Заключение
В чем же заключается сущность досуга детей , каковы функции и виды досуговых программ. Для решения этой задачи была изучена и проанализирова-на специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и рас-крыть его основные функции. Досуг это часть социального времени личности , группы , или общества в целом, которая используется для сохранения, восста-новления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллекту-ального совершенствования, поэтому проведение досуговых игр очень важно для развития личности ребенка.
Список использованных источников
1. Особенности культурно — досуговых программ [Электронный ресурс]
2. Организация досуговой деятельности [Электронный ресурс]
3. Особенности и типы досуговых программ [Электронный ресурс]
Источник: ped-kopilka.ru
Как написать правильно написать спортивно досуговая программа?
Пиши ответы и зарабатывай! Вамбер платит до 2.5 руб. за каждый ответ. Всё что нужно — это пройти регистрацию и писать хорошие ответы. Платим каждую неделю на сотовый телефон или yoomoney (Яндекс Деньги). Правила здесь.
Напиши ответ прямо сейчас
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Лучшие предложения
- Кредитные карты
- Быстрые займы
Совкомбанк
Кред. лимит
Проц. ставка
Без процентов
8 800 200-66-96
sovcombank.ru
Лицензия: №963
39 256 заявок
Кред. лимит
Проц. ставка
Без процентов
до 111 дней
8 800 250-0-520
Лицензия: №2268
17 943 заявок
Ренессанс Кредит
Кред. лимит
Проц. ставка
Без процентов
до 145 дней
8 800 200-09-81
rencredit.ru
Лицензия: №3354
31 949 заявок
Сумма займа
Проц. ставка
Срок займа
До 30 дней
Кред. история
8-800-700-8706
27 881 заявок
Сумма займа
Проц. ставка
Срок займа
До 30 дней
Кред. история
8 800 775-54-54
webbankir.com
32 718 заявок
Сумма займа
Проц. ставка
Срок займа
До 364 дней
Кред. история
От 21 года
8 800 700 09 08
migcredit.ru
23 985 заявок
- Бывает ли у кошек аллергия на людей?
- В честь кого были названы конфеты MЫ». Вот и пишут они так, как слышится. Однако учитель красными чернилами букву «Ы» в данном слове зачеркнет, а вместо нее «И» допишет, потому что слово пишется правильно так — . Читать далее
Как написать статус в вк 2022?
Спрашивает Юлия Иванова
Ближе к концу 2022 года социальная сеть Вконтакте сильно изменила свой дизайн. Смена дизайна коснулась и поля со статусом пользователя. К сожалению, его убрали и сейчас статус ни на личной странице, ни в пабликах установить невозможно.
Как написать в резюме про компьютерные навыки?
Спрашивает Юлия Иванова
Для начала нужно дать себе оценку в общем плане. Вы начинающий, средний, уверенный продвинутый пользователь? Дальше нужно перечислить свои навыки в области программ, например, офисных. Если вы владеете графическими редакторами, про это тоже можно написать. Укажите, владеете ли вы каким-либо языком . Читать далее
Источник: vamber.ru