Одни из первых навыков самообслуживания, которые осваивает малыш — это умение есть ложкой и пить из чашки. Подготовку к самостоятельному приему пищи нужно начинать еще до года. Если правильно подходить к обучению, то научить этому малыша несложно. Другой вопрос – если ребенок особенный.
В таком случае приложить усилий к такому обучению надо немного больше. Педагог и воспитатель старшей группы в киевском детском саду для детей с аутизмом «Дитина з майбутнім» («Ребенок с будущим») Елена Лаврик говорит, что самая большая сложность для их воспитанников – аккуратно донести ложку/вилку до рта. Каким образом научить особенных девочек и мальчиков освоить этот важный момент, Елена рассказывает, руководствуясь личным опытом.
1. Приучаем к ложке (этап перехода от бутылочки с соской к столовым приборам).
Прежде чем обучать ребенка самостоятельному приему пищи, нужно приучить его к ложке. Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод, и если его научить понимать, что ложка может удовлетворить потребность организма в еде, процесс обучения пойдет быстрее.
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Валентина Паевская
Приучать ребенка к ложке нужно несколькими способами одновременно:
- личный пример (ребенка сажают за стол вместе со взрослыми и другими детьми, владеющими этим навыком);
- ребенку предлагают небольшое количество пищи в ложке. Здесь есть два важных момента. Во-первых, не задерживать ложку во рту, чтоб не сработал сосательный рефлекс, во-вторых, в ложке обязательно должно быть что-то вкусненькое;
- игровые занятия (кормление игрушек – вне времени приема пищи, игра в песочнице совочком и лопаткой).
2. Учимся держать ложку так, чтобы из нее ничего не выливалось.
Если говорить об особенных детях, то некоторые не умеют кушать самостоятельно даже в 6-летнем возрасте. На первый взгляд, обычных и особенных детей обучают процессу приема пищи идентично, но есть некоторые нюансы.
Одним из таких нюансов называют время обучения. Те навыки, которые у обычных детей вырабатываются за пару недель, особенные малыши могут осваивать долгие месяцы и даже годы.
Второй нюанс — это возраст. То, что обычный малыш умеет делать в 1,5-2 года, ребенок с особенностями в развитии может освоить, например, к 6 годам.
Чтобы помочь особенному ребенку овладеть навыками самообслуживания, нужно запастись терпением.
Итак, учимся держать ложку. Этот процесс разбиваем на 3 этапа (подсказки).
1 этап – полная помощь взрослого. Взрослый помогает ребенку взять ложку в кулак и сам обхватывает кулак ребенка, помогая таким образом донести ложку до рта. Когда малыш уверенно хватает ложку в кулак — переходим ко второму этапу.
2 этап – ребенок держит ложку самостоятельно, взрослый придерживает руку за предплечье (или запястье), помогая при этом только правильно выдержать направление руки. При этом пища не должна быть слишком жидкой, на тарелке ее должно быть немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой. К тому же, меньше пищи будет разлетаться по сторонам.
Вы научите малыша кушать самостоятельно! Ника Болзан
3 этап – ребенок самостоятельно набирает пищу, взрослый «подталкивает» (легкое касательное движение под локоть) руку в нужном направлении. При необходимости прибегает к действиям 2-го этапа. На этом этапе надо максимально использовать речевые подсказки, например, «Набирай кашу в ложку», «Неси ложку в рот», «Жуй» и так далее.
Таким образом взрослый проговаривает действия, что очень важно для особенного малыша. Дети с особенностями в развитии очень чувствительны к похвале, поэтому за каждое самостоятельно выполненное действие ребенка надо похвалить. Создавая «ситуацию успеха», мы мотивируем малыша, подкрепляем желание самостоятельно кушать.
В некоторых случаях на начальном этапе можно применить метод 2-х ложек. Суть метода в том, что одной ложкой малыша кормит взрослый, а второй ребенок сам пытается повторять действия.
3. Учимся пить из чашки.
Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать. Для многих особенных детей это действительно проблема.
Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.
Дети с особенностями в развитии не всегда способны удержать чашку, поэтому сразу полную наливать не надо.
Дети с расстройством аутичного спектра очень переборчивы в еде — иногда настолько, что могут отказаться кушать даже свое любимое блюдо, если оно вдруг имеет необычный для них вид. Причина этого — не каприз, а чувство страха. Потому этот важный фактор нужно обязательно учитывать в период обучения навыку приема пищи.
Читать также:
- Научиться жить среди людей: социализация как важный этап для ребенка с аутизмом
- Детские сады для ребенка с ДЦП (г. Москва, САО, СВАО)
- Детский сад для ребенка с ДЦП (Москва, ВАО)
- Из опыта работы социального педагога с детьми с ДЦП
Источник: deti-club.ru
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Один из главных вопросов, которые задают родителям воспитатели перед поступлением ребенка в детский сад: «Умеет ли малыш есть ложкой самостоятельно или нет?» И многих мам и бабушек он заставляет задуматься: ведь если дома они могли контролировать процесс еды, то теперь эту функцию придется практически полностью передать чужим людям. Вариантов, как научить ребенка кушать самостоятельно довольно много, и только от малыша зависит, какой будет эффективным.
1. Начинаем вовремя.
Начинать давать ребенку в руки ложку и вилку следует именно тогда, когда он проявляет к этому предмету интерес. И в это время важно не торопиться и помогать малышу, направляя его руку с зажатой в ней ложкой прямо в рот. Важно, чтобы пища не была слишком горячей и он не перенес негатив на еду и саму ложку.
2. Совместная трапеза.
Часто интерес к столовым приборам появляется у детей во время совместной с родителями еды. Не нужно кормить ребенка отдельно от всех: усаживайте его в стульчике за общий стол, пусть наблюдает, как пользуются вилками и ложками мама и папа.
3. А может вилка?
Многие мамы, думая о том, как научить ребенка кушать ложкой, боятся давать ему в руки вилку. А ведь зачастую научиться есть нарезанную на кусочки пищу (яблоки, вареный картофель, банан, кусочки котлеты) проще: ничего не вытекает и не сваливается при переворачивании столового прибора – еда точно попадает в рот.
4. Специальные методики.
Можно приобрести ложку-обучалку — специальный тренажер, предназначенный для обучения самостоятельному питанию детей от 2-ух до 7-ми лет. С ним в игровой форме формируется правильный захват ложки рукой, позволяющий есть быстро и аккуратно.
5. Постоянные тренировки.
Необходимо поощрять игры ребенка с ведерком и лопаткой: он учится оперировать предметом в руке, доносить песочек или воду в лопатке до ведерка, не рассыпать мимо. Дополнительной тренировкой будет возможность покормить маму или куклу настоящей едой с ложки; можно дать возможность пересыпать ложечкой, как лопатой хрустящие хлопья или крупу из одной посуды в другую.
6. Массаж.
Старайтесь почаще массировать ручки и пальчики ребенка просто так или приговаривая потешки. «Сорока-ворона» не только «варит кашу», но и помогает развитию мелкой моторики.
Одно из главных правил как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: не оставляйте малыша один на один с тарелкой! Ребенку часто нужна помощь: зачерпнуть суп или наколоть на вилочку убегающий пельмень, дать запить из чашки именно в тот момент, когда в руке ложка… Если у малыша не получается, а помощи ждать неоткуда, он начинает расшвыривать еду или может облиться. Тогда процесс принятия пищи окончится детскими капризами и сердитой мамой.
Старайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми и не подгоняйте его! Просто предоставьте ему возможность для развития: позвольте играть с ложками и лопаточками, приготовьте вкусную еду и посадите за один стол с собой, и он обязательно освоит эту премудрость.
Источник: www.happy-kids.ru
Как приучить ребёнка есть самому ложкой?
То есть он категорически ложку не берет в руки, вплоть до того что руки убирает, прячет и плачет/кричит. Как держать ложку знает, пустой ложкой из пустой тарелки может показать, как едят, но сам не берет — вплоть до истерики. Сметану к примеру любит и может есть пальцем из банки, предлагаю ложкой — ни в какую, лучше совсем есть не будет чем сам ложкой.
Сразу прошу вас не писать, что я сама виновата, — ведь даже если я в чем-то и виновата, то это уже случилось и сейчас мне как-то нужно с этим справиться, поэтому я и обращаюсь за советом.
Читала распространённые советы не кормить пока не проголодается — захочет, сам поест — не поест. Сам он может попросить только кусочек хлеба, съесть его и все. Такого понятия как «хочу кашу» или «хочу овощи с мясом» у него вообще нет. Хотя когда кормлю почти всегда ест с удовольствием (правда едим мы с книжками/игрушками, по-другому даже если кормить есть не будет). Садились все вместе за стол, брали ложки, ели, не помогает.
И ещё я до сих пор мну вилкой ему еду — так как иначе он тоже не ест. Раньше когда был меньше — любым кусочком давился до рвоты, постоянно этот кошмар с рвотой был (педиатр говорила чувствительное небо было), а сейчас просто не ест куски, не откусывает от них в принципе. Кусает и жуёт только колбасу и хлеб, и то условно — мусолит во рту потом глотает.
Хотелось бы услышать советы, кто в таком же возрасте сталкивался с подобной проблемой и как и когда её решил.
Источник: www.babyplan.ru