Умение читать – это навык, который должны привить ребенку, прежде всего, его родители. Не стоит ожидать, пока сын или дочь пойдет в 1 класс, где ими будут заниматься педагоги, ведь, во-первых, детям очень нравится изучать что-то новое с родителями, а, во-вторых, мама и папа могут существенно помочь подготовится к переломному в жизни дошкольника моменту. Понимая, как правильно и быстро научить ребенка в 7 лет читать, родители могут превратить подготовку ребенка к 1 классу в увлекательное занятие, а обучение чтению по слогам — в интересную игру. На самом деле, это не сложно, но, конечно, такие занятия требуют определенных временных и моральных затрат, но полученные результаты этого действительно стоят.
Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?
Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.
Научили читать ребёнка за 10 минут (реальная история)
Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет
В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.
Обратите внимание!
Если к этому возрасту ребенок еще не умеет читать — это не повод для паники, а абсолютно нормальное явление, но в то же время стоит понимать, что пора переходить к интенсивным занятиям.
Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:
- отсутствию проблем с произношением слов;
- достаточно хорошему владению устной речью;
- развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
- отсутствию проблем со слухом;
- свободной ориентации в окружающей среде.
Лучшие методики
Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:
- Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.
- Выучивание отдельных слогов, можно использовать «Кассу слогов». Такие тренировки лучше всего воспринимают детки 4,5 – 5 лет.
- Кубики Зайцева. Изучение слогов на красиво составленных схемах, таблицах и карточках поспособствует запоминанию слов, развитию речи и улучшению мышления, развитию фантазии.
Выбор методики лучше всего осуществлять совместно с детским психологом. Если такой возможности нет, то можно спросить совета у педиатра или будущего учителя ребенка.
Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях
Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.
С чего начинать обучение чтению по слогам?
Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.
Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.
Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях
Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:
- Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» — он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
- Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.
- Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.
Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.
Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса
Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:
- Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
- Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.
- После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
- Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
- Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
- Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.
Наиболее распространенные ошибки родителей
Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:
- Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
- Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.
Поэтому лучше учить ребенка сразу произносить все слова в определенном отрывке, по нескольку раз повторяя пройденный этап.
Источник: kaknazvat.com
Как научить ребенка читать в домашних условиях
Внештатный
Не обязательно отправлять детей на дополнительные занятия для подготовки к школе, их можно обучить самостоятельно. Существует несколько проверенных методик, как научить ребенка читать без помощи педагогов.
С какого возраста начинать обучение в домашних условиях
Психологи не рекомендуют обучать малыша чтению по словам или по слогам до достижения ими 4-летнего возраста. До 4 лет концентрация внимания у детей невысокая, им будет сложно и неинтересно сидеть продолжительное время за книжкой. Однако первое знакомство с отдельными звуками можно начать с 3–3,5 лет. Ознакомление не должно проходить в алфавитном порядке, так как в этом возрасте у детей еще не развита логика.
Начинать учить ребенка читать по слогам нужно не раньше 4 лет
Оптимальным временем для начала обучения чтению по буквам считается возраст от 5 до 6 лет. Но следует учитывать индивидуальные особенности дошкольника, его психологическую готовность и желание обучаться, наличие необходимых для учебного процесса навыков.
Как понять, что ребенок уже готов учиться
Родителям можно приступать к обучению малыша чтению, если у него выработались следующие навыки:
- Умение последовательно выражать свои мысли. Малыш должен говорить не обрывками фраз, а целыми взаимосвязанными между собой предложениями.
- Хорошая ориентация в пространстве, способность правильно определять лево и право, верх и низ. Дети с нарушенной ориентацией, не смогут понять с какой буквы начинать читать слово, им сложно будет отличать между собой З и Е, Р и Ь.
- Четкое произношение звуков. Неправильное произношение звуков станет проблемой при обучении чтению. Не нужно ждать, что проблема решится сама собой. До того как обучать дошкольника чтению придется обратиться за помощью к логопеду, исправить произношение, отучить малыша картавить, шепелявить, коверкать слова.
Ребенок сможет научиться правильно читать по буквам, когда он начнет говорить предложениями
Важный критерий, по которому также можно понять, что пора начинать обучение – умение ребенка отличать звуки. Малыш должен понимать разницу между словами типа: кот-код, зуб-дуб, плот-плод, том-дом.
Начинать обучение можно только тогда, когда ребенок овладел всеми вышеперечисленными навыками, проявляет интерес к учебе. Если дошкольник не может и 3 минут усидеть с книжкой, не умеет концентрироваться над одним занятием 7–10 минут – обучение придется отложить для более подходящего времени.
Упражнения для подготовки к чтению
Педагоги рекомендуют перед началом обучения чтению регулярно проводить с дошкольником несколько игровых упражнений:
- «Поиск звука». Взрослые заранее договариваются с малышом, какой звук он должен будет искать в словах. Родителям не стоит называть слишком сложные или длинные слова, лучше всего использовать существительные. Как только ребенок услышит загаданный звук в произнесенном слове, ему нужно будет захлопать в ладоши.
- «Закончи слово». Родители произносят слово, но не до конца, не озвучивают последнюю букву. Ребенку нужно будет закончить слово, которое начал произносить взрослый. (Например: паровоЗ, самокаТ, арбуЗ, абрикоС, апельсиН).
- «Придумай рифму». Взрослые ставят перед дошкольником задачу — придумать рифмы к различным словам. Арбуз-карапуз, адвокат-самокат, пешеход-корнеплод, горе-море. Родители могут помогать с рифмами ребенку. Главное чтобы он активно включался в процесс одновременного развития звукового и образного мышления.
Эти упражнения способствуют развитию ритмического слуха, способности узнавать и верно произносить звуки, что пригодится в обучении чтению.
Обучение гласным и согласным звукам
Для начала дошкольнику нужно узнать алфавит, чтобы он мог произнести его весь за 20–30 секунд. В возрасте 4–6 лет хорошо развито воображение, ассоциативное мышление. Поэтому полезными будут кубики с буквами и картинками, красочный букварь с короткими стишками, магнитная азбука. Буквы быстрее отложатся в памяти, если будут ассоциироваться у малыша с какими-либо словами: «А» — арбуз, «Б»- белочка, «В»- ветер, «Г»- гвоздь.
Полезно практиковать следующую методику с использованием иллюстраций. Взрослые показывают малышу картинку с изображением одного предмета: дом, юла, абрикос, помидор, гараж. Ребенок должен глядя на картинку назвать первую букву, с которой начинается данное слово. «Д»-дом, «Ю»-юла, «А»-абрикос. Взрослым может показаться, что эта методика слишком простая, но для малышей это достаточно сложная задача.
Во время занятий не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Взрослым надо спокойно указать ребенку на ошибку, объяснить верный вариант произношения.
После освоения буквенного алфавита можно приступать к обучению звукам в домашних условиях. Родителям нужно разделить алфавит на гласные и согласные, выписать по отдельности каждый звук на карточку. Сначала дошкольника нужно приобщать к гласным звукам, он должен произносить их длинными, протяжными: «ааааа», «оооо», «уууу». Согласные произносятся коротко и отрывисто не «Бэ», «Вэ», «Гэ», а «Б», «В», «Г». Когда дошкольник полностью освоит гласные и согласные звуки, можно приступать ко второму этапу обучения чтению.
Обучение чтению по слогам
Согласные и гласные звуки для дошкольника — самостоятельные единицы. Задача взрослых – научить их соединять между собой в слоги. Самые простые из них состоят из двух буквенных сочетаний: ЮЖ, ЯД, ЯК, ЮЛ, ЯМ и прочие.
Ребенок запоминает буквы и слоги, используя воображение
Хорошо запоминаются буквенные сочетания, озвучивающие животных: МУ, МЕ, ИА, АВ. Ребенок может их произносить нараспев, выражая определенную интонацию. Желательно проводить обучение чтению по учебникам, в которых под каждым набором слогов есть свои иллюстрации.
Методика Елены Бахтиной
Елена предлагает взрослым научить ребенка самостоятельно строить слоги. Для этого нужно распечатать или нарисовать карточки с гласными и согласными звуками, они должны различаться между собой по цвету.
В игровой форме родители рассказывают ребенку, что буквы «Г» и «А» встретились и подружились. Дошкольник соединяет отдельные звуки в слог и запоминает данное звукосочетание. На протяжении дня малыш повторяет слог, запоминает его визуально, глядя на карточку, закрепляет его произношение.
Начинать обучение буквосочетаниям нужно с открытых слогов, которые заканчиваются на гласные, к примеру: ГА, МА, КУ, ША. И только потом можно переходить к закрытым слогам: АВ, УЖ, ЕЖ, ОЗ.
День за днем ребенок заучивает новые буквенные сочетания, тренируется правильно их произносить, запоминает разновидности. Для закрепления результата можно использовать динамические кубики Чаплыгина, с помощью которых малыш составляет пары из гласных и согласных. Преимущество кубиков Чаплыгина в том, что они задействуют моторику, что положительно сказывается на учебном процессе.
Как научить читать целыми словами
Перейти к чтению целыми словами можно, когда дошкольник научился называть сразу весь слог, не растягивая его отдельно по звукам. Начинать лучше с простых трехбуквенных слов. На первое время, можно развесить карточки по дому, на которых написаны трехбуквенные слова. Желательно, чтобы они обозначали игрушки ребенка, к примеру: КО-Т, ПЕ-С, ЖУ-К, ЛЕ-В, СО-М, ДО-М.
Малышу будет интересно находить нужные карточки, прикладывать их к соответствующей игрушке. Учеба будет проходить в форме веселой игры.
С увеличением количества слов используют специальные учебники. В них изложены различные методики, обучающие чтению. Материал расположен по мере усложнения задачи.
Когда ребенок научится читать по слогам, он сможет сам себя развлекать чтением
Дошкольникам легче запоминать слова, которые собраны в однородные смысловые подборки. Например, имена: И-РА, Я-НА, Ю-ЛЯ; растения: МО-Х, МА-К, ЛУ-К; насекомые: ЖУ-К, О-СА. Такие подборки родители могут сделать самостоятельно, распечатать их на бумаге, снабдив соответствующими картинками.
Когда ребенок освоил трехбуквенные слова, научился произносить их не только бегло, но и осмысленно, можно переходить к усложнению задачи.
Начинать обучение четырехбуквенным словам лучше с тех, в которых повторяются слоги: ПА-ПА, БА-БА, МА-МА. И только потом можно переходить к более сложным словам, таким как ВО-ДА, РО-ГА, РО-ЗА.
Как и в случае с трехбуквенными, четырехбуквенные слова лучше компоновать в тематические подборки. Такие подборки полезны не только для обучения чтению, но и для общего развития дошкольника. Например, части тела: РУ-КА, НО-ГА, ГУ-БА, ШЕ-Я, НО-С; природа: РЕ-КА, НЕ-БО, МО-РЕ.
Вспомогательные упражнения
Чтобы маленькому ученику было легче справляться с освоением новой информации, родители могут регулярно играть с ним в такие игры:
- «Загадки». Взрослый задает загадку, ответ на которую – короткое слово. Малыш должен отгадать слово, а затем сложить его из кубиков.
- «Веселые сказки». Ребенку предоставляется несколько слов, разбитых по слогам. Он должен сначала их прочитать, а затем придумать небольшую сказку, с использованием всех произнесенных слов. В этом случае подойдут названия животных, различных видов транспорта, имена.
- «Собери слово». Родители предлагают дошкольнику сложить из некоторого количества кубиков слова. Малыш должен быстро придумать из предоставленных кубиков как можно больше слов, и сложить их с помощью кубиков. Результаты игры оцениваются с учетом затраченного времени и количества сложенных слов.
Взрослым обязательно нужно хвалить маленького ученика за успехи. Но похвала должна быть в меру, чтобы у малыша оставалось стремление учиться еще лучше.
Современные школьные программы достаточно сложные, поэтому лучше, если ребенок пойдет в первый класс уже подготовленным. Важный навык, который ему пригодится – умение читать. Не обязательно нанимать репетитора, отправлять малыша на специальные занятия для подготовки к школе. Родители могут самостоятельно обучить ребенка чтению с нуля, воспользовавшись вышеперечисленными методиками.
Видео
Читайте в следующей статье: аутизм у детей
Источник: www.baby.ru
Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики
Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей.
Как понять, что пора учить ребёнка читать
Есть несколько признаков психологической готовности.
- Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
- Ребёнок понимает направления: лево‑право, верх‑низ. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
- Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
- Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
Наталья Жарикова
Учитель-логопед с 33-летним стажем
Ребёнок с логопедическими проблемами не слышит и не выделяет на слух схожие звуки. Отсюда идут ошибки с речью, а впоследствии с чтением и ещё чаще — с письмом. Родителю очень сложно определить нарушения самостоятельно, поэтому обычно им на это может указать воспитатель или логопед.
Как научить ребёнка читать
Наберитесь терпения и следуйте этим простым рекомендациям.
Подавайте пример
В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.
Читайте вместе и обсуждайте
Читайте ребёнку вслух, а затем вместе разглядывайте картинки, поощряя к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?» Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?»
Не учите буквы так, как они называются в алфавите
Вместо этого помогите ребёнку запомнить звук, который обозначает буква. Например, вы показываете букву «м» и говорите: «Это буква м (а не эм)». Если ребёнок запомнит алфавитные названия букв (эм, эс, эф и так далее), ему будет довольно сложно научиться читать. Тогда, увидев в книге слово ра‑ма, он попытается произнести эр‑а‑эм‑а.
Идите от простого к сложному
Как только ребёнок запомнил несколько букв (от 2 до 5) и звуков, которые они обозначают, переходите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма‑ма, па‑па, дя‑дя, ня‑ня. При этом не нужно разбивать слог на отдельные звуки. Не говорите: «Это буквы м и а, а вместе они читаются ма».
Сразу учите, что слог произносится как ма, иначе малыш может начать читать побуквенно. После освоения простых сочетаний переходите к более сложным: ко‑т, жу‑к, до‑м.
Помогайте понимать смысл прочитанного
Делайте это, когда ребёнок начнёт медленно, но верно воспроизводить по слогам слова и целые предложения. Например, малыш прочитал: «Мама мыла раму». Остановитесь и спросите: «О чём ты сейчас прочитал?». Если он затруднится ответить, пусть прочитает предложение ещё раз. А вы задайте более конкретные вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?»
Показывайте, что буквы есть везде
Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и реклама на билбордах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько‑то секунд».
Играйте
И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую‑то вывеску или надпись на упаковке в магазине.
Наталья Жарикова
Есть много упражнений для запоминания букв. Например, обвести нужную букву среди ряда других, обвести правильно написанную среди неправильных, раскрасить или заштриховать. Ещё можно попросить ребёнка рассказать, на что похожа буква.
Используйте любую возможность для тренировки
Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда‑нибудь — доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.
Закрепляйте успех
Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик‑побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».
Не заставляйте
Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.
Какие методики использовать, чтобы научить ребёнка читать
Вот шесть популярных, доступных и эффективных методик. Выберите одну или попробуйте несколько и остановитесь на той, что больше всего заинтересует ребёнка.
1. Азбуки и буквари
Кадр: Это всё моё / YouTube
Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и нередко интересные стишки, но не научит читать.
Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.
Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.
Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма‑ма, а не начать называть отдельные буквы мэ‑а‑мэ‑а.
2. Кубики Зайцева
Кадр: Маленький Сократ / YouTube
Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.
Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.
Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.
В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да‑да, не говорит, а именно пропевает).
Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков. Но есть и минусы: он может начать проглатывать окончания и столкнуться со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.
3. «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича
Кадр: Клуб Игры и Игрушки / YouTube
В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.
Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.
«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков‑теремков с согласными и 12 картонных кубиков‑сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.
Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.
Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.
4. Динамические кубики Чаплыгина
Кадр: И мальчик и девочка! Детский канал — Мы близнецы / YouTube
Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.
На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма‑ма, па‑па, ба‑ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.
Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.
5. Карточки Домана
Кадр: Моя звёздочка / YouTube
Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.
Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.
Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.
Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.
Гленн Доман
Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую‑то одну или указать на неё.
Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что‑то самостоятельно.
Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.
6. Методика Монтессори
Фото: Kolpakova Daria / Shutterstock
Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.
Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.
Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.
Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала. Но можно попробовать сделать карточки своими руками из картона и наждачной бумаги.
Что в итоге
В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.
Авторы методик как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.
Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то на помощь придут буквари и «Складушки». Если он непоседа, то лучше подойдут кубики и система Монтессори.
В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.
- Как научить ребёнка выполнять обещания
- Как научить ребёнка говорить букву «р»
- Как научить ребёнка кататься на велосипеде
- Как научить ребёнка плавать
- Как научить ребёнка писать
Источник: lifehacker.ru