«Надо делиться!», говорим мы ребёнку, призывая его отдать свою игрушку или конфету. Но многим детям идея что-то отдать, чтобы получить что-то в ответ, пока непонятна. Как научить делиться? И как понять, в каком возрасте этот навык уже может быть хорошо освоен?
Зачем делиться?
Зачем вообще учить ребенка делиться? Чтобы он научился дружить и поддерживать отношения, общаться в садике и школе, играть с другими детьми по правилам, дожидаясь своей очереди, умел договариваться и справляться с разочарованием. Совместное использование игрушек учит детей компромиссам и справедливости, а еще они узнают, что если мы что-то отдаем другим, мы тоже можем что-то получить.
Дети многому учатся, просто наблюдая действиями родителей, так что если в семье вы подаете пример эмпатии и альтруизма, вряд ли возникнут сложности. Но любому ребенку нужны возможности учиться и практиковаться, так что вот несколько способов помочь.
Детская жадность. Почему дети не хотят делиться игрушками?
— Объясняйте, почему пользоваться чем-то вместе или делить угощение — полезно и приятно: «Когда ты делишься шоколадкой с сестрой, вы оба получаете удовольствие. Правда, здорово?».
— Отмечайте, когда поделиться получается у кого-то: «Классно, что Маша дала тебе свою куклу поиграть», «Мне понравилось, как вы катались на самокате по очереди».
— Играйте с ребенком в игры с элементами обмена и очередности, прогововаривая этапы: «Сейчас моя очередь бросать кубик, затем твоя очередь. У меня много красных деталек конструктора — давай часть я отдам тебе, а ты поделишься со мной синими».
— Заранее обсудите ситуации, когда придется поделиться: «Когда придут гости, наверное, вы с Федей будете играть вместе. Поделишься с ним игрушками? Давай подумаем, может, вы соберете железную дорогу?» Кстати, уточните, что в детском саду игрушки общие, и тоже нужно будет договариваться с другими детьми. Хотя важно уметь делиться, не менее важно, чтобы у ребенка были свои собственные, неприкосновенные, личные игрушки. Когда приходят гости — лучше убрать эти личные вещи, чтобы не возникло конфликтов, а еще так вы покажете ребенку, что уважаете его собственность.
Если ребенку сложно
А что делать, если пока не получается? Тогда лучше оставаться где-то неподалеку, пока ребенок играет с другими детьми, напоминать делиться и хвалить. До прогулки или совместных игр можно вместе выбрать, какими игрушками малыш готов сегодня поделиться, а какими точно нет. Конечно, не стоит избегать детских компаний — наоборот, пусть будет большое возможностей для практики.
Возникают ссоры? Тогда можно на время забрать «спорную» игрушку у всех: последствия одинаковы для обоих, к тому же это может помочь детям задуматься о том, что сделать, если они хотят играть вместе. Смогут договориться — верните!
Когда он научится?
2 года: ребенок еще просто не понимает принципов обмена, так что ожидать от него сознательности не стоит. Будьте готовы к тому, что он легко будет отнимать вещи у других, а сверстники — у него. Чтобы освоить навык, надо уметь управлять своими эмоциями, а малыши только начинают учиться этому.
ДЕТСКАЯ ЖАДНОСТЬ: почему ребенок не хочет делиться игрушками? | Family is…
3 года: к этому возрасту многие дети начинают понимать, что такое очередность и обмен. Например, скорее всего, ребенок быстро разберется, что делить поровну — это «справедливо», но он все равно может не захотеть делиться, а также будет проявлять нетерпение, ожидая своей очереди. Хвалите за успешные попытки и постарайтесь не создавать дефицита игрушек, карандашей, сладостей: пусть он будет уверен, что хватит всем.
4−5 лет: делиться уже получается гораздо лучше. Кроме того, когда вдруг возникает конфликт, дошкольник уже способен поставить себя на место другого ребенка и понять его чувства и точку зрения. И тем не менее, реалистично оценивайте способность ребенка делиться, большинство детей все еще учатся разбираться в эмоциях других людей.
Источник: www.kanal-o.ru
7 способов научить детей-погодок делиться игрушками
Когда первые полгода с моими детками-погодками были позади, я думала: «Ну, теперь заживем!!» Жизнь влилась в стабильное русло, я научилась справляться с обоими. Казалось, самое трудное уже пройдено. Но вот дочка поползла и стала с азартом изучать внешний мир.
И я поняла, что расслабилась рано… Начались ссоры из-за игрушек!
И следующие полгода мне пришлось все терпение и изобретательность направлять на решение этой проблемы: научить старшего малыша делиться с сестрой и сгладить конфликты между детьми по этому поводу.
Психологи утверждают, что игрушка часто воспринимается малышом как часть его самого. Отстаивая свою собственность, он защищает границы своего «Я». И это нормально. Малышу необходимо пройти такой этап эгоизма, чтобы научиться щедрости. Невозможно постичь понятие «чужое», без понятия «моё».
Как лучше реагировать на ссоры из-за игрушек маме?
1. Относитесь с уважением к чувству собственности вашего ребенка. Оно нормально и даже свидетельствует о его правильном развитии. Не заставляйте все безропотно отдавать младшему. Не обзывайте его жадиной, не ругайте, что не хочет делиться игрушками.
2. Учите детей спокойно предлагать замену.
Когда Мира подползает к очередной Росиной игрушке, берет ее и, конечно, тянет в рот, Рося визжит и отбирает игрушку. Мира, понятное дело, плачет. Это повторяется много раз в день, от визга и плача я очень устаю, и так и хочется сказать: «Рося, ну пусть она поиграет. Она же ничего не сделает, просто потрогает и пожует». Но тут я вспоминаю, что такими призывами я не научу его делиться.
Все, что он из них вынесет: мама всегда становится на Мирину сторону, а Мира противная – берет и сосет МОИ игрушки. Или, не дай Бог, еще хуже –мама больше любит Миру.
И тогда я говорю: «Рося, как я тебя учила забирать у Миры игрушки?» Рося отвечает: «Дать ей цьто-то длюгое», берет первое попавшееся «другое», дает сестре. Со временем он научился, и сейчас часто сам мирно несет ей что-то, надеясь поменяться.
3. Обсуждайте с ребенком его чувства, принимайте их без осуждения и критики.
Иногда, когда сын сердится на дочку за то, что она трогает его игрушки, я говорю: «Маленьким деткам бывает трудно делиться своими игрушками» – Рося согласно кивает. – «А потом ты научишься, и будешь давать Мире свои игрушки, а она свои тебе будет давать. Вы же вместе растете, нужно учиться делиться и вместе играть».Рося тоже мне периодически жалуется: «Трудно делиться с Мирочкой». Я его подбадриваю: «Еще немного подрастешь и научишься. Все сначала чего-то не умеют, а потом учатся».
В этих наших разговорах две мысли кажутся мне очень важными:
— Ребенок не плохой или жадина, а просто маленький и не все еще умеет. Это нормально.
— Делиться можно научиться, и мама твердо верит, что ее малыш скоро научится.
4. Используйте сказки.
Я большая поклонница сказкотерапии, и придумываю сказки для сына почти каждый день. В том числе сказки про ссоры из-за игрушек. В ней «один хороший мальчик» грубо забирает у сестренки игрушку, и в результате все игрушки исчезают (обычно их заколдовывает Фея, прилетевшая на шум). Но потом Рося в каких-то обстоятельствах делится с Мирой чем-то, и – о, чудо! – игрушки оказываются на месте, а иной раз и новые появляются:).
5. Установите Правила. Лучше всего напишите и зарисуйте. У нас на дверце шкафа висят два правила:
— «Не драться, не кусаться, не щипаться»
— «Кто первый взял, тот играет»
Сын хорошо их знает и при случае проговаривает сестре. И я в опасный момент быстро напоминаю: «Какое у нас правило? Кто первый взял, тот играет!»
6. Особо дорогие сердцу первенца и хрупкие игрушки держите вне досягаемости ползунка, не провоцируйте ссор.
7. Чаще выражайте детям свою любовь и нежность. Порой игрушки – только повод. А на самом деле ребенок не хочет делиться не ими, а мамой. И нужно помочь малышу справиться с ревностью.
Яна Катаева
Автор книги и бесплатного мини-курса «Детки-погодки: первый год вместе» и спец отчета «Детки-погодки: как справиться с ревностью»
Источник: www.sunhome.ru
Как вести себя, если дети не могут поделить игрушку?
Малыша стоит обучить трём стратегиям поведения, которые помогут ему лучше общаться со сверстниками:
- Учите играть вместе. Для этого сами играйте с детьми и показывайте, как это делать. Давайте чёткие инструкции, распределяйте роли.
Например, один играет с автобусом. Другой тоже хочет с ним играть. Предложите совместную игру: «Ребята, автобус едет от остановки к остановке. На каждой остановке заходят пассажиры, у тебя будет своя остановка, а у тебя своя. Кто сядет в автобус на твоей остановке?»
- Учите играть по очереди
Введите правило 5 минут («Давай 5 минут поиграю я, а следующие 5 минут — ты». Для этого используйте песочные часы, так как у детей ещё нет понятия о категории времени. Песочные часы дают опору для понимания того, сколько времени прошло.
- Учите меняться игрушками
Научите малыша предлагать свою игрушку взамен на игрушку другого additional reading. Обучить этим стратегиям можно, разыгрывая ситуации на игрушках.
Например, разыграйте конфликтную ситуацию между наручными куклами. С помощью мимики и жестикуляции активно выразите своё недоумение и негативное отношение к этой ситуации. Разыграйте решение конфликта и выразите положительное отношение к этому.
А Вы учили своих детей играть вместе или играть по очереди?
Марте было очень весело во время съёмок видео, она никак не понимала, почему мама ее стыдит и вначале честно отдавала брату игрушки.
Детский и семейный психолог Сабина Ламанна
- Если у вас их двое
- Что делать, если ребенка укачивает в машине?
- Если ребенок в реанимации
Приведенный ниже текст ориентирован исключительно на посетителей сайта.
Любое копирование текста статей или их фрагментов недопустимо без письменного согласия автора.
Источник: annamama.ru