Что делать, если подросток приходит к родителям и говорит, что хочет бросить музыкалку, хотя остался год до окончания школы? Прислушиваться к мнению ребёнка? Или настоять? Наш блогер Мила Новиченкова размышляет, есть ли в подобных ситуациях правильное решение.
На днях зашла в кафе за утренним кофе, а там по радио психолог отвечает на вопросы слушателей. Услышала такой вопрос: «У меня в жизни ничего не вышло. Виноваты родители — не научили в детстве и не объяснили, как найти себя. Говорили, что я сама ничего не хотела, а они не заставляли. Как мне перестать их винить и ненавидеть?»
Психолог что-то ответил про психосоматику, необходимость решать проблемы с самооценкой и отправил девушку на психотерапию. А я задумалась. Эта вечная дилемма — заставлять ли ребенка или дать свободу выбора?
К примеру, я не заставляла. Мы перепробовали всё — шахматы, го, танцы, театр, киносъемки, фольклорные песни, ролики, паркур, кружки программирования, олимпиадной математики, предпринимательства и даже инстаблогинга. Я исходила из того, что можно пробовать сколько угодно, пока не найдёшь «то самое своё». Дочка достаточно долго прозанималась только шахматами, но и там я не заставляла, поэтому даже юниорского разряда у нее не было. Тренеру нужны были победители, а она ходила просто поиграть.
Как научить ребенка доводить начатое до конца
Сейчас я знаю, что отсутствие интереса — один из признаков депрессии и тревожности
С сожалением, надо признать, что большинство кружков и допов не нацелены на поддержание интереса отдельно взятого ребёнка. Ученик приходит как «чистая доска» — на первых порах интересно сразу всё. Но часто преподаватель преисполнен собственных амбиций — на отчётных концертах должны блистать самые лучшие, они же побеждают в конкурсах. Исчезновения остальных через какое-то время просто не замечают. Демотивация у тех, кто не показал таланта амбициозному преподавателю, наступает очень быстро.
Родитель оценивает интерес по принципу «есть или нет». Хотя, самое важное — почему ребёнок вдруг сказал, что не хочет ходить на кружок, и с чем связана потеря интереса. Уже несколько раз от своих взрослых знакомых я слышала слова благодарности в адрес родителей, которые в детстве заставляли ходить на плавание или другие активности, которые раньше любимыми не были, а теперь пригодились — положительно сказались на здоровье или социальных навыках.
Я окончила музыкальную школу. Не то чтобы меня заставляли, но ее я не особенно любила, поэтому дочку туда не отдала. Пригодилась ли мне музыка в жизни? Как ни странно, да. Когда дочка погибла, именно музыка меня спасла.
Другой моей знакомой дочь-подросток высказала претензии, что мама слишком поздно отдала её на бальные танцы и, хотя девочка занимает первые места на турнирах, её огорчает, что более юные дети с большим танцевальным опытом оказываются успешнее.
Конечно, кружок не должен быть насилием над личностью, но иногда, надо признаться, детям просто лень и хочется позалипать в инете. Родитель тоже не железный — стратегию избегания конфликта никто не отменял.
ДОВОДИТЬ ДЕЛА ДО КОНЦА | Как научить ребенка [СХЕМА]
Иногда проще отступить и сохранить пару миллионов нервных клеток
Если посмотреть на это «заставлять» со стороны нашего взрослого опыта, то разве мы, взрослые, не платим разным помогающим практикам за то, что они нас заставляют делать то, что мы и так могли бы делать самостоятельно, осознанно и — главное — бесплатно? Но для фитнеса нам нужен тренер, чтобы меньше есть — диетолог, а тренер по публичным выступлениям повторяет с нами упражнения, которые можно найти в интернете и сделать самому.
Мы платим, чтобы нас заставляли делать нечто регулярно. Потому что только регулярная практика приносит плоды. Разница с детьми в том, что взрослые осознанно выбирают точки приложения сил исходя из жизненного опыта. У детей такого опыта нет, им приходится опираться на опыт и возможности родителей в выборе своих активностей.
Учитывая, что время приносит всё больше примеров претензий выросших детей к родителям, мне кажется разумным доносить ребенку такие важные вещи:
- Ценность опыта родителей, которым ребёнок пользуется за неимением своего;
- Ценность внешнего «заставляющего», роль которого — обеспечить регулярность, без которого не будет результата.
И ещё — есть прекрасная фраза «Каждый человек всегда поступает наилучшим образом с учётом собственного опыта». Мне кажется, было бы полезно повторять как мантру эту мудрость и детям. Сложно требовать идеальных решений от родителей и однозначного понимания, как выбор чего-то для ребенка сегодня скажется на нём через десяток или больше лет. Судьба человека — это не только ответственность его родителей, но и вклад его собственной личности. Достаточно вспомнить, например, Михайло Ломоносова.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: KEIGO YASUDA / shutterstock / fotodom
Источник: mel.fm
Как научить детей доводить дело до конца
Родители часто жалуются на то, что дети не хотят быть настойчивыми. Новые увлечения в их жизни возникают легко, но так же быстро угасают. Неинтересна становится музыкальная школа, так как не хочется просыпаться рано утром и идти на сольфеджио. И браслет из бисера остается не доплетенным, потому что работа оказывается слишком кропотливой.
Бывает, что дети бросают начатый кружок из-за того, что изначально его посещение было родительской идеей, а они просто согласились попробовать и вот – разочаровались. Но часто дело оказывается незаконченным из-за того, что дети сталкиваются с трудностями, которые не хотят преодолевать, или же у них недостаточно мотивации, а иногда бывает просто лень.
Научите детей преодолевать препятствия.
Не всегда дело идет как по маслу, и, сталкиваясь с трудностями, некоторые предпочитают бросить занятие. Постарайтесь в этот момент оказаться рядом с детьми и подсказать, что все поправимо. Если у малыша порвалась заготовка для аппликации, предложите в следующий раз приклеить лист цветной бумаги на картон: бумага станет плотной, и заготовку будет легко вырезать. Если школьник взялся за сложную тему для доклада, но так и не нашел подходящей информации по теме в библиотеке и в Интернете, попробуйте обратиться к источникам на иностранном языке: вы поможете сделать перевод, а ребенок выберет из него данные для доклада. Помощь в трудный момент даст детям понять, что безвыходных ситуаций практически не бывает.
Продлевайте деятельность «на чуть-чуть».
Дочка все утро уговаривала вас испечь пирожки, а когда слепила несколько штук, заскучала. Как только она заявит «я пошла играть», скажите, что осталось слепить пять пирожков, а, пока вы это делаете, ее задача – аккуратно переложить пирожки на противень, и тогда дело будет закончено. Это научит ее не бросать начатое занятие на полпути.
Мотивируйте детей приятным бонусом.
Расскажите об уловке, которой часто пользуются взрослые: обещают себе маленькую или большую награду после того, как выполнят неинтересное дело. Для ребенка это может быть поход в кино или в гости к другу после сдачи контрольного теста, к которому он усердно готовится. Для малыша, которому дали задание сложить игрушки в ящик – просмотр любимого мультика. Ожидание скорого удовольствия поможет настроиться на дополнительное время работы.
Любимое дело в помощь.
Хорошо, когда у ребенка есть любимое увлечение, будь то танцы, поэзия, вышивка, коллекционирование. Подскажите, что в любом деле есть к чему стремиться. Например, можно не просто сочинять стихи в стол. Если хочется, чтобы их читали другие люди, можно отсылать стихи в редакции детских и взрослых журналов, предлагать свои творения в школьную газету, публиковать стихи в интернет-блоге.
Приводите примеры.
Если ребенок увлекается спортом, поищите биографии его любимых спортсменов и вместе почитайте, каким был их путь к славе, как с помощью небольших шагов и последовательных достижений они шли к победам. Дети нуждаются во внешних стимулах, часто им хочется быть похожими на кумиров – любимых певцов и киноактеров. А в биографии каждого известного человека найдутся факты, свидетельствующие о том, что успех и признание чаще всего достаются трудом и упорством.
Верьте в детей и хвалите их достижения.
На начальном этапе работы важно подбодрить и воодушевить ребенка на свершения. Напомните о моментах удач из недавнего прошлого, когда, например, задание нарисовать семейное дерево поначалу казалось трудным, но с помощью родственников удалось собрать много интересной информации, а работу еще и взяли на школьную выставку.
Учитесь быть настойчивыми вместе.
Зная о детских увлечениях, принимайте участие в их повседневных играх и делах не только в качестве учителя и воспитателя, но и в качестве компаньона. Поставьте вместе цель: собрать паззл из 1000 деталей и каждый вечер уделяйте этому занятию немного свободного времени. Помимо приятного совместного времяпрепровождения, вы покажете ребенку пример планомерного достижения цели, заразите его интересом совместной работы, а потом еще и порадуетесь готовому результату, ведь это так здорово, когда строили, строили и, наконец, построили!
Источник: www.ya-roditel.ru
Консультация для родителей Как научить детей доводить дело до конца
статья на тему
Родители часто жалуются на то, что дети не хотят быть настойчивыми. Новые увлечения в их жизни возникают легко, но так же быстро угасают. Неинтересна становится музыкальная школа, так как не хочется просыпаться рано утром и идти на сольфеджио. И браслет из бисера остается не доплетенным, потому что работа оказывается слишком кропотливой.
Бывает, что дети бросают начатый кружок из-за того, что изначально его посещение было родительской идеей, а они просто согласились попробовать и вот – разочаровались. Но часто дело оказывается незаконченным из-за того, что дети сталкиваются с трудностями, которые не хотят преодолевать, или же у них недостаточно мотивации, а иногда бывает просто лень.
Научите детей преодолевать препятствия.
Не всегда дело идет как по маслу, и, сталкиваясь с трудностями, некоторые предпочитают бросить занятие. Постарайтесь в этот момент оказаться рядом с детьми и подсказать, что все поправимо. Если у малыша порвалась заготовка для аппликации, предложите в следующий раз приклеить лист цветной бумаги на картон: бумага станет плотной, и заготовку будет легко вырезать. Если школьник взялся за сложную тему для доклада, но так и не нашел подходящей информации по теме в библиотеке и в Интернете, попробуйте обратиться к источникам на иностранном языке: вы поможете сделать перевод, а ребенок выберет из него данные для доклада. Помощь в трудный момент даст детям понять, что безвыходных ситуаций практически не бывает.
Продлевайте деятельность «на чуть-чуть».
Дочка все утро уговаривала вас испечь пирожки, а когда слепила несколько штук, заскучала. Как только она заявит «я пошла играть», скажите, что осталось слепить пять пирожков, а, пока вы это делаете, ее задача – аккуратно переложить пирожки на противень, и тогда дело будет закончено. Это научит ее не бросать начатое занятие на полпути.
Мотивируйте детей приятным бонусом.
Расскажите об уловке, которой часто пользуются взрослые: обещают себе маленькую или большую награду после того, как выполнят неинтересное дело. Для ребенка это может быть поход в кино или в гости к другу после сдачи контрольного теста, к которому он усердно готовится. Для малыша, которому дали задание сложить игрушки в ящик – просмотр любимого мультика. Ожидание скорого удовольствия поможет настроиться на дополнительное время работы.
Любимое дело в помощь.
Хорошо, когда у ребенка есть любимое увлечение, будь то танцы, поэзия, вышивка, коллекционирование. Подскажите, что в любом деле есть к чему стремиться. Например, можно не просто сочинять стихи в стол. Если хочется, чтобы их читали другие люди, можно отсылать стихи в редакции детских и взрослых журналов, предлагать свои творения в школьную газету, публиковать стихи в интернет-блоге.
Если ребенок увлекается спортом, поищите биографии его любимых спортсменов и вместе почитайте, каким был их путь к славе, как с помощью небольших шагов и последовательных достижений они шли к победам. Дети нуждаются во внешних стимулах, часто им хочется быть похожими на кумиров – любимых певцов и киноактеров. А в биографии каждого известного человека найдутся факты, свидетельствующие о том, что успех и признание чаще всего достаются трудом и упорством.
Верьте в детей и хвалите их достижения.
На начальном этапе работы важно подбодрить и воодушевить ребенка на свершения. Напомните о моментах удач из недавнего прошлого, когда, например, задание нарисовать семейное дерево поначалу казалось трудным, но с помощью родственников удалось собрать много интересной информации, а работу еще и взяли на школьную выставку.
Учитесь быть настойчивыми вместе.
Зная о детских увлечениях, принимайте участие в их повседневных играх и делах не только в качестве учителя и воспитателя, но и в качестве компаньона. Поставьте вместе цель: собрать паззл из 1000 деталей и каждый вечер уделяйте этому занятию немного свободного времени. Помимо приятного совместного времяпрепровождения, вы покажете ребенку пример планомерного достижения цели, заразите его интересом совместной работы, а потом еще и порадуетесь готовому результату, ведь это так здорово, когда строили, строили и, наконец, построили!
Источник: nsportal.ru