Приучение ребенка к горшку — процесс непростой и длительный. Но с этими подсказками у вас все получится!
Фото: Depositphotos
Вы стараетесь приучить малыша к горшку разными способами, но маленький принц или принцесса упрямо обходят свой «трон» стороной? Не переживайте — вы не одиноки. Тысячи мам по всему миру сталкиваются с этой проблемой, и абсолютно все благополучно ее решают (если, конечно, речь идет не о заболевании).
Прежде чем перейти к реально работающим способам приучения ребенка к горшку, важно понимать, что входит в это понятие — «научиться пользоваться горшком».
Что значит уметь пользоваться горшком
Навык пользования горшком должен быть осознанным. В противном случае малыш сначала обрадует родителей своими случайными успехами, а потом может внезапно удивить тем, что ничего не умеет.
Можно сказать, что ребенок умеет пользоваться горшком, когда он: • чувствует и осознает позывы сходить в туалет, • может дойти до горшка сам или подать сигнал родителям о своем желании, • способен сесть на горшок и сделать свое дело.
Однако все эти возможности зависят от возраста ребенка.
Depositphotos
В каком возрасте надо начинать приучение к горшку
В советское время «высаживать» детей на горшок начинали примерно с 7-9 месяцев.
Делали это часто и подолгу, поэтому рано или поздно происходила счастливая случайность – и то, что могло оказаться в штанишках, попадало в горшок. В реальности к обучению такой метод отношения не имел, тем не менее из-за отсутствия подгузников его активного практиковали. Сегодня большинство психологов и педиатров советуют не торопиться с приучением к горшку хотя бы до 1 года и 3-5 месяцев.
Дело в том, что до 1,5 лет ребенок еще не способен ощущать наполненность мочевого пузыря и осознавать физиологическую потребность сходить в туалет.
Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский отмечает, что устойчивый навык формируется ближе к 2 годам: «Медицинская наука считает, что навыки мочеиспускания, его контроля никогда не появляются раньше 18 месяцев! Поэтому я настоятельно обращаю внимание, что до полутора лет темы приучения к горшку не существует. А устойчиво все это появляется в 22-30 месяцев».
Стоит помнить, что,как и в любом другом вопросе, касающемся развития ребенка, все индивидуально. Кто-то начинает ходить на горшок гораздо раньше сверстников, кто-то — оказывается в отстающих. Итак, вот 8 советов, которые помогают многим родителям приучать своих малышей к горшку.
Depositphotos
Способ 1. Поймайте нужный сигнал
Есть ряд сигналов, что малышу надо срочно предложить горшок. • Звуки. Если услышали от малыша специфические «туалетные» звуки («пись-пись», «ка-ка»), которые вы обычно произносите во время высаживания его на горшок, скорее всего, он готов сходить в туалет прямо сейчас.
Не опоздайте!
• Брезгливость. Ребенок недоволен тем, что его «отработанный» подгузник стал мокрым или липким? Самое время объяснить ему, для чего нужен горшок. • Интерес к туалету и предметам в нем. Проявление любопытства к туалетной комнате, унитазу, рулону туалетной бумаги также говорит о готовности ребенка к знакомству с горшком. • Индивидуальные знаки. У многих детей есть свои привычные сигналы, что они вот-вот собираются сходит в туалет: «напряженное» выражение лица, специфическая поза, замирание, кряхтение, задумчивость, потуги и так далее.
Некоторые малыши даже уходят в какое-то конкретное место, где им удобнее всего это делать. Понаблюдайте!
Depositphotos
Способ 2. Выберите правильный горшок
Не гонитесь за ультрамодными горшками с сотней игровых функций, иначе для ребенка это будет не более чем просто очередная игрушка.
Правильный горшок должен быть: • крепким, прочным и устойчивым, чтобы малыш на нем не перевернулся, • с плавной приятной поверхностью и анатомическими формами, • соответствующего размера (в слишком большой ребенок будет проваливаться, а на слишком маленьком некомфортно сидеть), • удобным для мытья, чтобы горшок всегда был чистым. Для девочек наиболее удобным может оказаться горшок с округлой формой сидения (на нем можно свести ножки вместе), для мальчиков – овальный, с выступом впереди (защищает от брызг).
Depositphotos
Способ 3. Найдите удачное место для горшка
Во-первых, это должно быть доступное для малыша место. Например, многие мамы ставят горшок рядом с детской кроваткой — так у ребенка есть собственное пространство, возможность быстрее до добраться до горшка (особенно утром и вечером) и всегда открытый к нему доступ в отличие от ванной комнаты. Во-вторых, место для горшка должно быть постоянным, чтобы ребенок его запомнил.
Малыш в любую минуту должен знать, где может найти свой горшок.
Некоторые мамы отмечают, что их дети категорически отказываются садиться на горшок и сразу проявляют интерес к унитазу, который, к слову, всегда находится на своем месте. В таком случае обязательно стоит использовать специальное детское сиденье. А чтобы малыш не испугался высоты, можно посадить его лицом к задней части унитаза — возле такой «защитной крепости» он будет чувствовать себя в безопасности.
Depositphotos
Способ 4. Выберите правильное время
Правильно выбранное время для приучения к горшку — это половина успеха. Здесь есть свои хитрости.
• Опорожнение мочевого пузыря. Маленький ребенок мочится часто, но ближе к 1,5 годам его организм начинает контролировать мочевой пузырь. Сухость в течение 1-2 часов — знак, что горшок понадобится в самое ближайшее время.
• Опорожнение кишечника. Если у малыша наладилось регулярное опорожнение кишечника, вы можете выбрать самые удачные моменты для приучения к горшку. Обратите внимание на часы, в которые ребенок обычно ходит в туалет, и предлагайте горшок именно в это время — постарайтесь не опаздывать!
Способ 5. Позаботьтесь о тепле
Чтобы горшок не вызвал у ребенка отторжения, во время высаживания на него комфортная температура должна быть и в помещении, и у самого горшка. Не стоит приносить эту вещь из холодной комнаты и тем более с балкона — разница температур тут же станет очевидной. В СССР сотрудницы яслей пользовались одной хитростью, которая помогала сделать горшок для малыша более привлекательным.
Источник: letidor.ru
Сын отказывается какать на горшок
Сыну три года, категорически отказывается какать на горшок или в унитаз ( с использованием детского круга).
писать идет сам или в унитаз при чем и стоя и сидя, либо на горшок (тоже либо стоя, либо сидя), «не ловим» его пописать, сам идет и все делает без лишней помощи, максимум просит включить свет в туалете. памперсы не используем, в 6 мес перестали использовать их днем, ближе к 1-1,5г и на ночь перестали одевать, ночью писается очень редко.
ребенок в семье второй, есть старший сын, со старшим таких проблем не возникало.
пробовали делать похолодней воду при подмывании, каждый раз беседуем по поводу того куда следует какать и что штанишки будут чистые. рассказываем куда взрослые ходят в туалет, куда брат ходит в туалет, брат тоже ему объясняет. ребенок ходит в сад, в саду не какает терпит до дома, вечером какает в штаны. причем он сначала бежит пописает на горшок, тут же бежит прячется и какает в штаны, попытки «подловить» его и усадить все неудачны, ребенок орет, выгибается, убегает со словами «я хочу в штаны». может согласится посидеть на горшке или на унитазе с игрушками вроде как покакать, но ничего не сделает, встает и уходит.
знаю что не следует стыдить его за это и ругать, но пробовала и это. вообще очень переживаю, тема, особенно для мальчиков, очень деликатная.
мультики, истории на эту тему не работают, сказки читала на эту же тематику.
при вопросе «куда надо какать» отвечает «на горшок» или «в туалет», осознание есть, но на деле.
пробовала не сразу его подмывать, а оставлять «с грузом» в штанишках некоторое время мотивируя тем, что я не хочу его подмывать, т.к. это следует делать не в штаны, а на горшок, обижается и капризничает. В общем хотелось бы получить действенный совет, что-то, что мы еще не пробовали.
Получено 3 совета от психологов
Шендерова Елена Сергеевна
Шендерова Елена Сергеевна
Здравствуйте, Виктория! ребёнок понимает, но что-то все равно заставляет его идти в угол и какать там — на самом деле — это весьма распространенная проблема. Здесь нужно рассмотреть сторону и физиологическую — нет ли у ребёнка запоров, если процесс вызывает у него боль, стул твердый — то ему просто легче какать стоя и так, чтобы никто не видел. Если проблем со стулом нет — тогда можно подойти к этой проблеме с помощью метода логических последствий — у него ЕСТЬ выбор или какать в туалете или на горшок — тогда и колготки чистые и его поддерживают, или какать в колготки, получая грязные шнаты и отвержение — НО — у каждого действия есть последствия — если он решает какать в колготки, то Вы также проговариваете с ним — что тогда он сам будет их за собой стирать — когда в следующий раз происходит подобное — Вы отдаете ему колготки и он их стирает и так, каждый раз — чего НЕЛЬЗЯ делать, так это перебирать методы — так ребёнок увидит, что Вы легко сдаетесь сами и именно он берет верх над ситуацией. А таким образом, если Вы будете последовательны и он каждый раз будет стирать колготки придет осознание, что за каждый такой поход в штаны будет последствия ДЛЯ НЕГО и ему это не будет нравится — что ж вариант есть — пойти в туалет.
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
71 Хороший ответ 99
Масленникова Анастасия Анатольевна
Масленникова Анастасия Анатольевна
Виктория, сын не хочет какать на горшок и в туалет, причем и в саду тоже, стремясь контролировать свои выделения. Он даже готов терпеть целый день. Смысл контролирования придается чаще всего именно каканию, а не писанию, т.к. сам характер выделений для этого больше подходит. Поэтому часто бывают проблемы именно с какашками, в то время как писает ребенок без всяких проблем.
Важно предоставить сыну возможность самому контолировать какание. В связи с этим снять любой контроль над временем и местом действия, не предлагая ему покакать, не говоря, куда именно он должен какать, и не следя за ним.
Для того, чтобы сыну было легче контролировать свои выделения, объяснить, что происходит с какашками, когда они попадают в унитаз и смываются. «Они попадают в трубу в нашей квартире (показать трубу), потом плывут по трубе под землю». Ответьте на все вопросы, маленьким детям это обычно бывает интересно. Пусть смоет сам какашки. Так создается иллюзия контроля.
Установить правило: покакал в штаны — стираешь сам.
Масленникова Анастасия Анатольевна, психолог в Москве
38 Хороший ответ 52
Смирнова Александра Владимировна
Смирнова Александра Владимировна
Согласно теории психосексуального развития ребенок проходит в разные возрастные отрезки определенные стадии психосексуального развития. Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит от благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку.
От полутора до приблизительно трех лет ребенок переживает так называемую анальную стадию развития. На этом этапе ребенка обучают навыкам опрятности, приучая его к горшку. В этот момент он сталкивается с первой социальной нормой.
З.Фрейд полагал, что ребенок получает огромное удовольствие от акта дефекации, а именно от того, что он может самостоятельно контролировать этот процесс. Он научается осознавать свои действия, проверяет свои способности и вдоволь наслаждается умением. Фекалии — это первая его вещь, с которой он может распорядиться по своему (отдать или оставить себе).
Если родители чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано, да к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, то у ребенка возникает чрезмерный страх «быть грязным», что-нибудь «испачкать», который может выступить бессознательным барьером в будущем. Родители, сами испытавшие травмирующий опыт на анальной стадии, прививают ребенку чрезмерное чувство беспокойства по поводу навыков опрятности, воспитывают его в обстановке излишнего педантизма. Таким детям в будущем угрожает опасность невроза навязчивых состояний.
В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.
Адекватными играми на этой стадии являются игры с водой, песком, наливанием и выливанием, а также рисованием. Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой — к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.
То, что касается физиологии. Если у ребенка наблюдается склонность к запорам, то ему сложнее справиться с актом дефекации в обычных условиях, тогда он выбирает себе определенное место, позу.
Смирнова Александра Владимировна, психолог/гештальттерапевт в Москве
Источник: www.all-psy.com
10 лайфхаков, как приучить ребенка к горшку, — и главные ошибки, которые делают родители
Это, пожалуй, самый главный вопрос, которым задаются родители детей от 1 года. Но точных рекомендаций касательно как нижней, так и верхней границы возраста приучения к горшку нет. Считается, что к 3 годам дети уже должны самостоятельно справляться с походом в туалет. Но на Западе нередко можно встретить детей, которые и в 3, и в 4 года ходят в подгузниках — и на это никто не обращает внимания.
В любом случае и наши, и западные специалисты сейчас сходятся во мнении, что каждый ребенок индивидуален и нужно ориентироваться не на возраст, а на уровень его развития.
Примерная нижняя возрастная рамка, которую удается обозначить, — от 14 месяцев до 3 лет. Однако врачи обычно уточняют: если начать приучение к горшку в 14–16 месяцев, то процесс может растянуться еще на несколько месяцев, а если начать в 2 года и позже, то справиться можно буквально за неделю.
Почему такие цифры? Все дело в том, что за процесс мочеиспускания и дефекации отвечает сигнальная система и, пока она не созреет, можно пытаться сколь угодно долго, но результата не будет. По сути, если вы пытаетесь научить осознанно ходить на горшок полугодовалого младенца, это можно сравнить с попытками научить ходить новорожденного: ребенок в этом возрасте просто не готов к этому процессу чисто с физиологической точки зрения.
До 16–18 месяцев выделительные процессы происходят рефлекторно, без вовлечения нервной системы
С физиологической точки зрения начинать освоение горшка можно тогда, когда ребенок научился ходить, может сидеть на корточках, удерживает себя в пространстве, может стянуть с себя одежду и жестами показать, чего он хочет. Как правило, всеми этими навыками ребенок овладевает к 1–1,5 годам. Но тут на пути встает психологический момент, а именно кризис первого года, когда ребенок становится капризным и неуправляемым, впервые начинает говорить «нет».
Как понять, что ребенок готов осваивать горшок
- Он проявляет интерес к туалету и к тому, чем там занимаются другие члены семьи;
- Понимает, когда он сходил в туалет, требует жестами или словами сменить подгузник или вымыть его. То есть он испытывает дискомфорт и понимает причину этого дискомфорта;
- Ребенок остается сухим во время дневного сна или более двух часов в течение дня;
- Ребенок жестами, словами или мимикой показывает, когда хочет в туалет. Дети нередко прячутся за шторой, когда делают «большие дела», присаживаются на корточки, уходят в другую комнату или забиваются в угол, пытаясь сымитировать изолированность пространства для своих интимных нужд.
- Кроме того, очень важно, чтобы на момент начала приучения к горшку ребенок был здоров, бодр и весел.
7 причин, которые должны заставить отложить горшок до лучших времен:
- ребенок болеет;
- у ребенка режутся зубы;
- у ребенка не прошел кризис первого года;
- вы отлучаете младенца от груди или отучаете от бутылочки/соски;
- недавно родился младший братик или сестренка;
- переезд на новое место;
- выход мамы на работу (и другие стрессовые ситуации, которые выбивают ребенка из его привычного ритма жизни).
Фото: Lopolo / shutterstock / fotodom
С чего начать приучение к горшку
Первым делом стоит обзавестись самим горшком. К выбору туалетного аксессуара следует подойти со всей серьезностью. Нередко бывает так, что именно неподходящий горшок становится причиной того, что ребенок категорически отказывается «ходить в туалет как большой».
Так какой же горшок выбрать?
- Пластиковый с закругленными мягкими краями — на таком горшке сидеть намного удобнее, чем на эмалированном экземпляре из советского детства, теплый пластик не отпугивает;
- С прорезиненной накладкой на дне — она удерживает горшок на месте и не позволяет ему скользить, а значит, риск падения и травм минимален;
- Не игрушку — понятно, что горшок в виде трона, машинки или животного может быть ярким и привлекательным, но это все-таки туалетная принадлежность, а не игрушка. Выбирайте спокойные цвета, без ярких орнаментов и т. п.;
- Без музыкального сопровождения — горшки, оснащенные датчиком, который включает музыку или песенку, когда ребенок успешно справился со своей задачей, призван мотивировать ребенка делать это регулярно. Однако внезапные громкие звуки могут попросту вызвать испуг. А музыка как поощрение после туалетных дел может закрепить неверный рефлекс, от которого потом придется отучать.
Инструкция по приучению к горшку
Шаг 1: Знакомство с горшком. Расскажите ребенку, для чего нужен горшок, называйте вещи своими именами. Да, говорить слова «пописал» и «покакал» может быть не очень комфортно, но это физиология, и без нее не обойтись. Помните, что если вам стыдно говорить на эту тему, то это чувство стыда передастся и ребенку, а это впоследствии может спровоцировать ряд проблем и трудностей не только с освоением горшка, но и с психосексуальным развитием ребенка.
Шаг 2: Найдите место для горшка. Горшок должен быть в зоне доступа. Если вы закрываете дверь в туалет, чтобы ребенок не бросал игрушки и другие вещи в унитаз, лучше держать горшок в углу детской комнаты или в ванной. Если вы переживаете насчет чистоты вокруг, можно поставить горшок на одноразовую пеленку (убедитесь, что она не скользит по полу) или прорезиненный коврик.
Шаг 3: Покажите, как пользоваться горшком. Посадите на горшок медвежонка, зайца или куклу. Сюжетно-ролевая игра позволит закрепить паттерн поведения. Если есть пупс, который и правда может писать, если напоить его водой, то это будет еще большим подспорьем.
Еще один важный момент. Есть дети, которые не желают садиться на горшок, а предпочитают сразу садиться на унитаз «как большой». Отлично — эту проблему помогут решить специальное сиденье на унитаз и собственный пример.
Шаг 4: Снимите подгузник. Ребенок, который постоянно ходит в подгузнике, не научится ходить на горшок просто потому, что он не соотносит процессы в своем теле с результатом происходящего. Чтобы установить эту связь, ему нужно увидеть все своими глазами и прочувствовать самому. Именно поэтому стали появляться трусики для приучения к горшку, которые не сразу впитывают всю влагу.
На время, когда вы снимаете подгузник и приучаете ребенка к горшку, лучше использовать удобную одежду, которую тоддлер может легко снять самостоятельно. Большинство аварий чаще всего происходит по банальной причине: ребенок не успевает расстегнуть пуговицу и молнию на джинсах, стянуть тугие легинсы и колготки, а после еще и трусики. Облегчите ему задачу.
Одна мама на время приучения к горшку просто застелила весь пол в квартире одноразовыми пеленками, а детей раздела, и они бегали голышом. Ее лайфхаком после этого воспользовались тысячи фанатов, и это действительно работает. Когда ребенок видит, что на полу появляется лужа после того, как он пописал, он начинает понимать, как это происходит, а значит, причинно-следственная связь формируется быстрее.
Шаг 5: Предлагайте горшок по «графику». Это не значит, что нужно завести будильник и сажать ребенка на горшок по часам. Нет. Здесь работает простое правило: горшок после сна и перед сном плюс через 15–20 минут после еды, а также перед прогулкой и после прогулки.
Время года, как ни странно, тоже имеет значение, особенно в наших широтах. Проще и быстрее приучение к горшку происходит весной и летом, когда ребенок может бегать по даче голышом, а в городе — в легких шортах или в трусиках и платье. Аварии, которые, несомненно, будут случаться первое время, не наносят урона психике родителей, а значит, минимизируется количество окриков и постыдных слов, поскольку даже самый терпеливый и осознанный родитель имеет право в какой-то момент сломаться и не выдержать очередные мокрые штаны.
Кстати, в Японии детей приучают к горшку именно летом из сугубо гигиенических соображений. Просто зимой в домах на полу лежат татами, которые очень тяжело мыть в случае непредвиденных ситуаций.
Шаг 6: Снимите подгузник окончательно. Когда вы приучаете ребенка к горшку, первое время подгузник стоит надевать только на дневной и ночной сон. Затем его сначала снимают на дневной сон, застилая кровать одноразовыми пеленками, а после, спустя некоторое время (у одних детей на это может уйти неделя, а у других — несколько месяцев), начинают снимать подгузник и на ночной сон тоже. И здесь нужно быть готовым к тому, что мокрые ночи будут случаться, даже если вы будете посреди ночи высаживать ребенка на горшок. Это совершенно нормально.
Лайфхаки приучения к горшку
Процесс приучения к горшку должен быть легким и интересным для всех участников — и для родителей, и для ребенка. Что для этого можно сделать?
- Система мотивации. Предложите ребенку наклеивать на горшок наклейки за каждый успех;
- Красивое белье. Купите ребенку красивые трусики, штанишки. которые будет жалко испачкать. Главное — ни в коем случае не ругайте, если тоддлер все-таки не справился с задачей. Всё всегда можно отстирать;
- Календарь привычки. Вместе с ребенком заведите календарь, в котором отметьте дату, когда он станет совсем большим и научится ходить на горшок, — через месяц-полтора. Как мы помним, привычка формируется за 21 день, и этого срока в среднем достаточно, чтобы приучить двухгодовалого ребенка ходить на горшок. Вместе зачеркивайте дни, отмечайте успехи (неудачи не отмечаем) и обязательно отпразднуйте день икс;
- Сказкотерапия. Читайте терапевтические сказки про приучение к горшку или сочините такую сказку сами.
Ошибки родителей в процессе приучения к горшку
Период приучения к горшку довольно стрессовый и для ребенка, и для родителей. Одно слово порой способно испортить все, что было достигнуто за несколько недель.
Чего делать нельзя
- Быть в состоянии стресса. Дети очень чувствительны к настроению взрослого, и если мама с папой постоянно нервничают из-за мокрых штанишек, то и ребенок будет переживать и у него всё будет получаться значительно хуже;
- Спешить. Вы должны двигаться в темпе ребенка, а не подгонять его, стремясь успеть к какой-то конкретной дате или просто чтобы похвастаться, что вы приучили ребенка к горшку всего за пять дней;
- Стыдить. Задача родителей — поддержать ребенка в его самостоятельности. Наказывать, ругать и стыдить — значит унижать ребенка. Он уже описался и не может ничего с этим поделать, ему и так грустно и плохо от этого;
- Снова надевать подгузник. В процессе освоения горшка нередко случается регресс. Обычно он длится не больше 5–7 дней, хотя, конечно, бывают и исключения. Но и на этот срок лучше не возвращаться к использованию подгузников. Это лишь еще больше откатит ребенка назад;
- Брезговать. Да, история с горшком не самая благоухающая. Однако на протяжении двух лет вы мыли попу ребенку, меняли подгузники, и сейчас ничего не изменилось. Демонстрируя свою брезгливость по отношению к мокрым и грязным штанам, вы не поддерживаете ребенка. Он еще не в состоянии разделять ваше отношение к результату своих действий. Ему нужна поддержка и абсолютное принятие.
Приучение к горшку — это довольно сложный, но увлекательный квест, который предстоит пройти каждому родителю. Будьте уверены: вы с ним рано или поздно справитесь.
Источник: dzen.ru