Елена Гетманская
Как научить ребёнка определять время?
Цель: изучение циферблата часов способствует развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.
К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше.
Первым шагом является обучению понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет.
Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с детьми лучше строить на примерах: ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее.
Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. Потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года, а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года.
Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.
После того, как ребенок освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.
Сначала определили, для чего нужны часы и рассмотрели виды часов. (Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные).
Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом. На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигается медленно и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая.
У часов есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.
На первом этапе обучение начинали только с часовой стрелки. Обьясняли по часам ребенку, в какое время он встает (ставили часовую стрелку на 7 часов, в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т. д.
Для закрепления играли в игры.
• Расположи по-разному стрелки и определи «Который сейчас час?»
12.00 — двенадцать часов
10.00 — десять часов.
• Подбери к часам соответствующие картинки.
• Играй – изучай «Изучаем время».
• Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах», «Жил на свете грустный гном. Грустный потому, что у него не было дома. И вот однажды гном решил построить себе дом.
Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».
При этом большую стрелку ставили на 12, а маленькую передвигали на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего).
На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя сколько минут, показывает стрелка находясь на каждой цифре циферблата. Для этого мы с детьми изготовили с детьми дидактическое пособие — бумажные часики.
Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом, обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину. После 20 минут,25 минут, 30 минут.
Играли в игры на закрепление минут. Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью» Который сейчас час». Например: 8 часов 10 минут, 5 часов 20 минут… или наоборот.
Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.
Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять».
Использовала ресурсы интернета: https://www.razvitierebenka.com/ https://www.razumniki.ru/
Публикации по теме:
Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.
Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно — развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.
Источник: www.maam.ru
Как объяснить ребенку время на часах
Внештатный
Чтобы научить ребенка понимать время, нужно проявить терпение и изобретательность. На помощь придут игровые видео, книги и тематические мультфильмы. Но главным уроком будут совместные занятия с ребенком.
Познакомьтесь с нашей пошаговой инструкцией обучения ребенка часам, которую мы составили на основе рекомендаций и разработок педагогов 1,2 .
Учим ребенка понимать часы со стрелками
Чтобы объяснить ребенку время на часах, нужно пройти семь этапов. От простого к сложному. И будьте готовы к тому, что повторение – мать учения.
1. Возьмите часы с тремя стрелками. Настоящие. Желательно диаметром не менее 20 см. Объясните ребенку, что такое циферблат, часы, минуты, секунды. Пусть ребенок сам определит, какая стрелка:
- самая быстрая;
- практически стоит на месте;
- самая длинная;
- короткая.
2. Перейдите к понятиям посложнее: ровно час (например, так: «это когда часовая стрелка показывает на любую из цифр, а минутная ровно на 12»), полчаса, четверть часа. Показываем их на циферблате. Приучайте ребенка смотреть сначала на короткую стрелку, потом на длинную.
Часы на этом этапе лучше взять игрушечные, поскольку на них удобно двигать стрелки и ставить нужное время. Кроме того, обычно они без секундной стрелки, что правильно – мы не пользуемся ею, когда узнаем время.
3. Логически свяжите новые знания в единую систему:
- сутки длятся 24 часа;
- в каждом часе 60 минут;
- в каждой минуте 60 секунд.
Объясните, что время идет только вперед. Покажите движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».
4. Учите понимать минутную стрелку. Объясните, что одно деление означает 5 минут. Если стрелка сдвинулась на два деления – это 10 минут (два раза по пять).
5. Закрепите полученные знания: на часах со стрелками минуты нужно высчитывать (в отличие от электронных). Остановитесь на этом подробнее. Объясняйте так: когда минутная стрелка показывает на цифру, у нее появляется второе значение: 1 – это 5 минут, 2 – 10 минут и т.д.
6. «Учимся понимать часовую стрелку». В сутках 24 часа, хотя на циферблате указаны цифры только от 1 до 12. Определите вместе с ребенком, сколько раз за сутки часовая стрелка обходит весь циферблат.
7. «Соберите» показания минутной и часовой стрелок.
Эти семь шагов проходятся, конечно, не за один день. Перед каждым следующим этапом не забывайте повторять предыдущий.
Встречается мнение, что современному ребенку нет нужды понимать время на часах со стрелками, так как такие часы – это явление прошлого. Сейчас время узнают на телефоне или электронных часах. Однако цель обучения состоит не в том, чтобы пользоваться именно такими часами, а в том, чтобы развивать ребенка. Формировать у него понятийное мышление.
Учимся понимать время по часам.
Видео
Пора ли учить часы
К успешному изучению времени ребенок должен быть готов, что определяется несколькими навыками 1,2 :
- считать по порядку хотя бы до 60;
- «читать» числа из двух цифр, то есть называть номера домов, даты на афишах и т.д.;
- знать счет, кратный пяти: 5, 10, 15 и т.д.;
- различать «лево» и «право» (чтобы не путать движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки»);
- иметь общее понимание времени на уровне утро, день, вечер, ночь, вчера, завтра.
Если ориентироваться на возраст, то объяснение ребенку времени на часах можно начинать с 5-6 лет.
«Часовые» игры
Вокзал
Двигайте стрелки часов, объявляя отправление автобусов или поездов.
Пока бежит стрелка
Выполняйте вместе с ребенком определенные движения (прыжки, приседания, махи) в течение одной минуты – пока секундная стрелка делает круг.
Хлоп – секунда
Один быстрый хлопок в ладоши равен примерно секунде. Следите вместе с ребенком за секундной стрелкой и хлопайте в ладоши на каждое ее движение. Так ребенок интуитивно поймет длительность секунды.
- Консультация для родителей. Как научить ребенка понимать часы. сайт
- Пять шагов, чтобы научить ребёнка понимать время, сайт.
Источник: www.baby.ru
Как научить ребенка понимать время на часах со стрелками в игровой форме? ⌚ ️
Все родители дошкольников по мере взросления их ребенка начинают задумываться, как познакомить дочку или сына с часами. Оказывается, что объяснения такого понятия как «время» является довольно трудным процессом, так как дети не могут его увидеть или потрогать руками. Определение времени – один из важных и обязательных навыков, без которого трудно представить самостоятельную жизнь. Как известно, сложные задания требуют немало усилий поэтому, чтобы научить ребенка определять время на часах, взрослые должны запастись терпением и начинать объяснять с наиболее простых понятий.
Смотрите также:
Основные принципы обучению времени
Родителям сначала советуют приступить к знакомству малыша с понятиями «утро», «обед», «вечер» и временами года. Желательно, чтобы он знал счет до 100 и умел складывать с интервалом «5». Занятия лучше проводить в игровой форме, так как это способствует лучшему восприятию информации. При таком обучении ребенка не надо будет заставлять, ему будет интересно познавать что-то новое во время игры.
Родителям стоит заранее подготовить некоторые дидактические материалы, ведь с помощью визуализации детям будет проще воспринимать процесс времени. Забавные и яркие иллюстрации надолго останутся в их памяти.
Сначала кроху знакомят с будущим, настоящим и прошлым временем. Можно привести обычные жизненные примеры:
- вчера шел сильный дождь – это прошлое;
- сейчас ты катаешься на велосипеде – это настоящее;
- завтра выходной и мы пойдем в парк – это будущее.
К примеру, на улице идет снег – это пришла зима. Когда зеленеет трава и цветут деревья – наступила весна. Летом можно купаться в реке, и есть мороженое, а с наступлением осени листья желтеют и опадают, а птицы улетают в теплые края.
После знакомства с временами года приступают к изучению названий месяцев. Ребенок должен запомнить, какие месяцы относятся к каждому сезону. Затем рассказать ему, что месяц состоит из определенного количества дней (28, 29, 30, 31) и недель. Каждая неделя включает в себя семь дней.
Смотрите также:
Как объяснить ребенку, что такое время и как оно отражается на часах
Родитель должен объяснить, что все взрослые люди живут по времени. С его помощью они знают, когда надо просыпаться, выходить из дома на работу или в школу. Важно также сказать, что стрелки могут двигаться только вперед. Кроху знакомят с понятиями «секунда», «минута», «час»:
- Лучше приобрести механизм с большим циферблатом, крупными стрелками и 12 цифрами. Можно подобрать обучающий набор в книжных магазинах. В таком наборе всегда есть красочный циферблат из картона.
- Надо рассказать, что короткая стрелка показывает часы, длинная – минуты, а та, что быстро идет – секунды. Секундную стрелку можно первое время вообще не учитывать.
- Малыш должен узнать, что в 1 сутках – 24 часа, а это значит, что часовая стрелка обходит циферблат по кругу два раза.
- Взрослый объясняет, что час – это когда длинная стрелка показывает на цифру 12, а короткая остановилась на определенной цифре.
Желательно регулярно рассказывать ребенку, во сколько сегодня будет завтрак, обед, сон или прогулка. Можно предложить ему выполнить какое-нибудь поручение, например, за две минуты. Обязательно надо показать, как за две минуты успело измениться положение стрелок.
Смотрите также:
Как научить ребенка определять время по часам со стрелками?
Взрослые должны показать малышу обычные часы со стрелками и попросить его описать, что он на них увидел. Для занятий лучше выбирать механизм с крупными цифрами и разделениями минут. Вместе надо посчитать маленькие черточки, которых получится 60 – это минуты. Когда маленькая секундная стрелочка проходит круг – прошла одна минута, а когда самая большая – один час.
Обучение с помощью рисования
Дети лучше воспринимают информацию во время игры, поэтому следует вместе нарисовать и вырезать самодельные часы со стрелками. Для начала из картона вырезают круг и рисуют на нем циферблат. Дают ребенку возможность раскрасить его по своему вкусу и наносят цифры яркими красками. На картоне рисуют две стрелки (часовую и минутную), вырезают их и прикрепляют к циферблату таким образом, чтобы они могли двигаться по кругу.
Для знакомства с четвертью циферблата, самодельный механизм разделяют на отделения по 15 минут. В каждом отделении надо посчитать количество черточек. Можно нарисовать на циферблате разноцветные кусочки пирога, каждый кусочек которого равен 15 минутам. Чтобы изучить полчаса, циферблат разделяют на две одинаковые половины и заштриховывают их разными штрихами. Родитель объясняет, что в часе есть две равные половинки по 30 минут.
От большого к малому
После того как малыш освоил промежуток в 30 минут, следует переходить к изучению промежутка в 15 и 5 минут, не забывая повторять, что 15 минут – это четверть часа. Ребенку предлагают пойти на прогулку через 15 минут, но напомнить о прохождении этого времени должен он сам. Если он перед обучением сможет безошибочно прибавлять к предыдущему числу цифру «5», то ему будет намного легче освоить минуты.
Чтобы ребенку было понятнее, можно написать возле основных цифр, сколько будет минут:
- стрелка на 1 – 5 минут;
- на 2 – 10 минут.
Обучение времени и закрепление материала в игровой форме
Как известно, дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме, поэтому родителям следует позаботиться о создании интересного и веселого учебного процесса.
С помощью конструктора
Можно приобрести в магазине специальный комплект, в который входит деревянный конструктор и тетрадь с заданиями. Благодаря дополнительным развивающим материалам, которые есть в тетради, малыш не только освоит циферблат, но и подготовится к школе.
Деревянный конструктор – это циферблат с цифрами от 1 до 12 и от 1 до 24. На конструкторе отмечены минуты и секунды, а также имеются подвижные стрелки, с помощью которых кроха сможет устанавливать время. Конструктор можно раскрашивать по своему усмотрению.
Интересные онлайн-игры
Сегодня многие дети определяют время только по электронным механизмам, ведь это гораздо проще. Онлайн-игра «Учим время» помогает понять, какое время показывают механические часы. Игра предлагает взглянуть на электронные часы и среди предложенных механических вариантов найти такие, что показывают такие же цифры. После подтверждения выбора малыш переходит к следующему заданию.
Игра рассчитана на малышей от 3 до 5 лет. Здесь можно увидеть механические часы в форме домика, где обитает кукушка. В правом углу экрана расположены электронные часы. Сначала определяют время на механических, а затем выставляют его на электронных часах. Малышу надо следить за видом из окна, чтобы правильно определить время суток.
Смотрите также:
Задания для малышей на определение времени
Для закрепления полученного результата и проверки крохе предлагают поиграть в игры. Можно снять настенные часы и установить определенное время. Например, 10:40, а малыш должен сказать, сколько времени. Стрелки можно передвигать, пока он не начнет более уверенно определять цифры, но при этом важно не утомить ребенка. Можно поиграть в игру наоборот: взрослый называет время, а кроха устанавливает его на циферблате.
Наиболее популярные вопросы
С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?
Знакомить кроху с этой сложной наукой можно с 5 лет. В это время следует чаще обращать внимание на часы, чтобы заинтересовать ребенка. Желательно, чтобы к школе он уже умел распоряжаться своим временем.
Как самостоятельно сделать тренажер-часы для малышей?
Чтобы сделать тренажер своими руками, понадобиться картон, ножницы, простой карандаш, канцелярская кнопка и цветные карандаши. Из картонного листа надо вырезать большой круг, обозначить на нем деления и цифры. Далее вырезают две стрелки и прикрепляют их кнопкой, чтобы они могли двигаться по кругу. Циферблат можно разрисовать по своему вкусу.
Какие мультфильмы помогут ребенку понимать время?
Сегодня в Интернете можно отыскать множество интересных материалов, поэтому родителям стоит не только самостоятельно обучать малыша, но и включать ему развивающие мультфильмы. Герой мультфильма Мулле Мек подробно рассказывает о смене дня и ночи, о связи минутной и часовой стрелок и т.д. Любимые герои Фиксики могут помочь детям освоить часы в мультфильме «Учимся считать с Папусом и Ноликом».
Источник: kaknazvat.com