Как научить ребенка откликаться на имя

Многие родители беспокоятся, когда их ребенок не откликается на имя. Это один из первых симптомов задержки социального развития, в том числе, аутизма. Отсутствие реакции на свое имя затрудняет взаимодействие с ребенком для взрослых и препятствует общению со сверстниками. Если ребенок не откликается на свое имя, это еще не значит, что у него именно аутизм, но это серьезное основание пройти обследование на возможную задержку психического или речевого развития. Ниже описаны шаги, которые могут использовать родители, чтобы научить ребенка реагировать на свое имя.

Реакция в изолированной среде

В первую очередь, мы должны научить ребенка откликаться на имя в среде, где его практически ничего не отвлекает. Для этого вам нужно выбрать место, где для ребенка нет ничего занимательного. Может быть, это кухонный стол или комната, где нет игрушек и ничего не происходит.

Сядьте рядом с ребенком в изолированной среде. Заранее подготовьте какую-то награду для ребенка, например, игрушку, лакомство, или объятия и щекотку, если вашему ребенку это нравится.

Что делать, если ребенок не откликается на свое ИМЯ?

Подождите, пока ребенок отвернется и произнесите его имя. Если он посмотрит на вас, то поощрите его запланированной наградой. Если он не посмотрел на вас, произнесите его имя громче, сопровождая его каким-то дополнительным шумом, например, шуршанием бумаги или стуком по столу. Продолжайте так делать, пока ребенок не посмотрит на вас. Наградите его.

Каждый раз, когда награждаете его, хвалите: «Ты услышал свое имя, молодец!» Продолжайте это делать и старайтесь по возможности ограничиваться его именем, прибегая к дополнительному шуму, только если он не отвечает.

Продолжайте такие занятия до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на вас в ответ на свое имя примерно в 80% случаев в изолированной среде (с минимальным количеством отвлекающих факторов). После этого можно будет перейти к следующему шагу. Помните, что эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребенку быстро надоест то и дело поворачиваться к вам, так что старайтесь не переусердствовать.

Реакция в структурированной среде

Теперь, когда ребенок научился откликаться на имя, когда его ничто не отвлекает, важно постепенно добавлять отвлекающих факторов и наблюдать за тем, сохранится ли его навык.

Сядьте рядом с ребенком там, где его будет что-то отвлекать. Например, в комнате с игрушками или перед телевизором. Повторите то же занятие, что и на предыдущем шаге, когда вы произносите его имя и награждаете его за то, что он смотрит на вас. Если он не смотрит на вас, то произнесите его имя громче и наградите его, если он посмотрел на вас.

Если он все еще не смотрит на вас, то снова произнесите его имя громче и сделайте что-то, что может привлечь его внимание. Затем наградите его, когда он посмотрит на вас. Теперь, когда вокруг больше отвлекающих факторов, эта задача может стать для него сложнее. Убедитесь, что между двумя попытками обучения вы оставляете его в покое и даете ему поиграть. Вам нужно, чтобы он сосредоточился на чем-то еще, когда вы позовете его по имени, иначе он просто продолжит смотреть на вас вместо того, чтобы тренироваться переключать внимание со своей игры на ваши слова.

2.3. Домашняя академия. Кратко о главном. Как научить ребенка отзываться на свое имя

Продолжайте это делать до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на вас как минимум в 80% случаев. Переходить на следующий шаг можно только тогда, когда вам больше не приходится махать руками или шуметь, чтобы привлечь внимание ребенка. Он должен быть в состоянии реагировать только на свое имя.

Реакция в неструктурированной среде

После того, как ребенок научился реагировать на свое имя, когда он сидит рядом с вами, мы должны научить его делать это в любой ситуации.

Подождите пока ребенок не сосредоточится на чем-то, например, на любимой игрушке или разглядывании книжки. Встаньте относительно близко к ребенку и произнесите его имя. Сделайте паузу до тех пор, пока он не посмотрит на вас. Если он это сделает, то похвалите и наградите его, как и на предыдущих шагах.

Если он не смотрит на вас, измените громкость голоса и свое поведение, чтобы привлечь его внимание. Нам нужно, чтобы он постепенно начал реагировать на свое имя без дополнительных способов привлечь его внимание.

Читайте также:  Во что можно поиграть на бумаге вдвоем

Помните о том, что даже дети без задержки речи не всегда откликаются, когда их зовут, так что не надо стремиться к совершенству.

По мере прогресса ребенка начинайте звать его по имени все с большего и большего расстояния. В конечном итоге, ребенок должен откликнуться, даже если вы позвали его из другой комнаты.
Продолжайте работать над этим навыком в разных местах и с разными людьми, которые будут звать ребенка по имени до тех пор, пока ребенок не будет откликаться на имя в большинстве случаев.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник: outfund.ru

Когда ребенок начинает откликаться на свое имя? Нормы и причины отсутствия реакции

Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс знакомства с собственным именем может происходить совершенно по-разному. Несмотря на общепринятые нормы, большинство родителей очень беспокоятся за полноценное развитие своих детей. Считается, что отсутствие реакции на собственное имя является одним из первых симптомов аутизма.

Нормы

Когда ребенок начинает откликаться на свое имя, интересует всех родителей без исключения. Обращение по имени к малышу является частью речи, поэтому кроха должен реагировать на свое имя задолго до появления речевого навыка. Обычно это происходит в период, когда закладывается первичное понимание окружающих предметов: приблизительно в 7-10 месяцев жизни.

Дочка улыбается маме

Большинство мамочек уверяют, что их детки начали реагировать на собственное имя не позднее полугода. Но, возможно, это просто реакция на мамин голос. Не стоит бить тревогу, если малыш не проявляет реакцию в сроки, установленные нормами. Каждый малыш индивидуален и развивается в соответствии с этим правилом. Конечно, отклонения от усредненных показателей должны быть небольшими, об этом следует помнить.

Реакция

Когда ребенок начинает откликаться на свое имя, довольно актуальный вопрос для всех людей, которые стали родителями относительно недавно. Молодые мамочки должны понимать: чем раньше они начнут называть кроху по имени, тем скорее малыш начнет его проговаривать, а затем и реагировать на него.

Многие родители замечают, что изначально малыш пытается улавливать интонацию, а потом уже понимает смысл произнесенного слова. Звать кроху по имени необходимо как можно чаще. Старайтесь это делать четко, громко, тихо, ласково и шепотом. Более того, ваша мимика не должна быть одинаковой.

Мама с ребенком

Некоторые специалисты советуют произносить имя малыша с использованием шуршащей бумаги. Продолжать такие занятия рекомендуется до тех пор, пока малыш не научится практически постоянно откликаться на свое имя. В особенности такие занятия полезны, когда кроха играет с детками. Таким образом, он учится переключаться с игры на слова.

Возможные причины отсутствия реакции

Если ребенок в год не откликается на имя, то, возможно, у него:

  1. Проблемы со слухом.
  2. Недостаток общения.
  3. Существуют отклонения в психологическом развитии.
  4. Проблемы в воспитании: кроха просто балуется или игнорирует родителей.

Как научить ребенка откликаться на свое имя?

Начиная с 3–4 месяцев кроху необходимо знакомить с его именем. Постарайтесь ему дать понять, что оно обозначает его самого. Сделать это можно следующим образом:

  1. Показывая ребенку различные предметы, всегда произносите их название, а потом укажите пальчиком на малыша и назовите его имя.
  2. При обращении к грудничку используйте одну или две производные от его имени. Избегайте такого обращения, как «зайчик», «котик», «солнышко» и прочее — это только введет малыша в замешательство.
  3. Собираясь подойти к ребенку и взять его на руки, первоначально окликните его по имени, дождитесь реакции.
  4. Старайтесь как можно чаще обращаться по имени к крохе.

Ребенок собирает пирамидку

Так когда ребенок начинает откликаться на свое имя? Иногда происходит так, что малыш игнорирует, когда его зовут. Обычно такое явление появляется после года. В данной ситуации родителям следует обратить внимание на свое поведение: возможно, кроха настолько избалован вниманием со стороны взрослых, что ему просто не обязательно реагировать на свое имя. Можно обратиться к детскому психологу, он поможет грамотно выстроить поведение в семье по отношению к малышу.

Знакомство с другими детками

Иногда случается так, что ребенок не всегда откликается на имя. Для развития деток очень полезно знакомить между собой. Чтобы запоминание имен других малышей происходило лучше, можно использовать игру в мяч.

Деткам необходимо встать в круг, затем ведущий подкидывает мяч и называет имя игрока. Владелец названного имени должен постараться поймать мяч. Более того, во время такой игры активизируется слуховой аппарат, а также развиваются моторика рук, мышление и координация.

Деткам дошкольного возраста можно передавать мяч по кругу и называть имена сверстников. Деткам младшего возраста отлично подойдет такая игра: посадить малышей в круг, а затем попросить каждого из них назвать свое имя.

Читайте также:  Как носить белые носки с ботинками женские

Что делать?

Вы ознакомились с информацией о том, когда ребенок должен откликаться на свое имя, и поняли, что ваш кроха не соответствует нормам развития? Если малышу уже год, то вам следует обратиться к следующим специалистам:

    Отоларингологу — он проверит слух малыша. Даже если в роддоме кроху проверяли и сказали, что со слухом все отлично, повторная проверка не помешает. Дело в том, что заболевания органов дыхания, горла или воспаление ушей могут приводить к возникновению проблем со стороны слухового аппарата.

Перед посещением врача нелишним будет провести проверку слуха в домашних условиях, чтобы подробнее рассказать о возникшей проблеме. После проведенного обследования отоларинголог даст необходимые рекомендации, возможно, назначит лечение, и вскоре кроха начнет полноценно реагировать на свое имя.

Ребенок у врача

Когда ребенок начинает говорить

Вот мы и разобрались в вопросе, когда ребенок начинает откликаться на свое имя. Особое внимание обращайте на поведение своего малыша. Если он отлично понимает просьбы, команды, интересуется звуками и происходящим, то с развитием у него, вероятнее всего, все нормально. А отсутствие реакции на собственное имя носит временный характер и, скорее всего, связано с непониманием того, что это его имя. А если он знает об этом, то не хочет откликаться по причине своего темперамента или характера, заложенного природой.

Источник: fb.ru

Ребенок не откликается на свое имя: 5 причин и несколько рекомендаций

Ребенок не откликается на свое имя: 5 причин и несколько рекомендаций

Причин, по которым ребенок не отзывается и вообще не реагирует на собственное имя, может быть несколько. При этом природа такого поведения зачастую скрывается не только в банальном игнорировании взрослых, но и является следствием вполне определенных заболеваний.

Первое, что стоит сделать родителям, столкнувшись с подобной ситуацией – это не паниковать. Излишняя эмоциональность не решит проблему и не поможет опередить причину подобного поведения.

Что это может быть?

Для начала стоит выявить природу подобного поведения малыша, так как от этого зависит и дальнейшая диагностика ситуации.

В нормальных условиях дети откликаются на свое имя, начиная с 4-х месяцев и заканчивая возрастом в 6 или 10 месяцев. Такой временной разброс вызван тем, что каждый ребенок имеет собственный темп развития. И если ваш малыш не реагирует на собственное имя ранее указанных сроков, то это еще не повод бояться самого страшного.

С другой стороны к возрасту полутора лет ребенок должен не только понимать, что его зовут, но и быть способным воспринимать и выполнять сложные поручения. Фраза «Пойди в комнату принеси мячик» не должна вызывать затруднений, если это все же происходит, то обследование будет вполне обосновано.

  1. Игнорирование. Не самая очевидная для многих родителей ситуация, когда ребенок попросту не желает с вами общаться. Понять, что проблема кроется в своенравном характере, довольно просто, если он все-таки иногда откликается на имя, но чаще предпочитает этого не делать, при этом нет никаких дополнительных отличий в развитии.
  2. Проблемы со слухом. Ребенок может быть глуховат и разобраться с этой ситуацией в младшем возрасте, бывает сложно. Однако со временем все станет очевидным. Проследите за вниманием ребенка в момент, когда вы ему что-то говорите. Если, не видя вас, он не реагирует на речь, то вполне возможно он просто вас не слышит.
  3. Слуховая агнозия или сенсорная алалия. Относится к речевым нарушениям и связана с проблемами распознавания речи. Если упростить ситуацию, то ребенок вас попросту не понимает. Для него ваша речь звучит как иностранный язык, который он никогда не слышал. На первый взгляд можно подумать, что ребенок страдает аутизмом, однако это далеко не так. Хотя схожие черты поведения, такие как отсутствие реакции на имя, просьбы, полное игнорирование говорящего, вполне естественны для подобного состояния. Очень часто дети попросту не смотрят в глаза родителя.
  4. Моторная алалия. Это состояние затрагивает способность говорить. Ребенок не знает, как произнести звуки на физиологическом уровне. Правильно приоткрыть рот или повернуть язык для него становится непосильной задачей. При этом данное расстройство нередко встречается вместе со слуховой агнозией.
  5. Аутизм. Причин, по которым ребенок с аутическим расстройством не отзывается на собственное имя, может быть несколько от задержек в речевом, психоречевом или умственном развитии до сенсорных перегрузок. Находясь с ним в комнате, вы обращаетесь к нему напрямую, при этом работает телевизор, шумит чайник и поет птица за окном, вы, скорее всего, сконцентрируетесь на общении с ребенком, и все окружающие звуки станут лишь фоном, но для него ситуация выглядит кардинально иначе. Он не сможет выделить главный звук, а весь шум, гул, голоса будут для него одинаково сильны. Это приводит к тому, что окружение «наваливается» на малыша, и он испытывает перегрузку, с которой мозг попросту не справляется.
Читайте также:  Что делать если мастер выживает с работы

Но независимо от того игнорирует вас ребенок или испытывает затруднения иного характера, разобраться самостоятельно в причинах и симптомах лучше под присмотром профессионалов. Они смогут не только отследить реакции малыша, но и дадут ценные советы по корректировки сложившейся ситуации.

Как научить ребенка реагировать на свое имя?

Если малыш не откликается на свое имя, это не говорит о наличии аутизма, хотя проверить данную версию будет не лишним.

  1. Прорабатываем реакцию в спокойной и изолированной обстановке. Важно оградить ребенка от внешних раздражителей, а обстановка комнаты не должна пробуждать в нем интерес к посторонним играм или предметам.
    Сядьте напротив ребенка и предложите ему игру. Суть занятия заключается в позитивном подкреплении его действий. Называйте имя малыша, как только он отзовется на него, вознаградите его сладостью, объятием или поцелуем. Не получилось с первого раза? Не отчаивайтесь, это упражнение потребует времени. Назовите его имя, при необходимости повторите его чуть громче. Нет реакции? Добавьте дополнительный шум в виде шуршания пакета или листа бумаги, как только ребенок после произнесенного имени посмотрит на вас, подкрепите результат приятным бонусом.
    Первостепенная задача научить ребенка реагировать на свое имя хотя бы 8 раз из 10. После этого можно усложнить ситуацию и перейти к следующему этапу.
  2. Закрепляем результат с усложнением задачи. Теперь в уже отработанное упражнение необходимо добавить шума. Пусть это будет телевизор, пара игрушек на заднем плане.
    Начните с того, чтобы ребенок отреагировал на имя и посмотрел на вас после того как вы его произнесете. При необходимости повторяйте попытки, говорите громче. Помогайте себе дополнительными звуками и размахиванием руками. Имея опыт прошлых занятий, ребенок адаптируется к новым обстоятельствам и выполнит задачу.
    При этом получив желаемое 2 раза подряд, дайте ребенку время отвлечься на игру или иное занятие. В противном случае малыш просто не успеет переключиться и будет получать вознаграждение не за реакцию, а зрительный контакт без сопутствующих условий.
    К концу практических занятий малыш должен уметь реагировать на свое имя 8 раз из 10 без дополнительных звуковых раздражителей и сигналов руками со стороны родителей.
  3. Практика в окружающем мире. Если до этого ваша задача состояла в том, чтобы
  4. стимулировать ребенка к определенным действиям, то теперь цель занятий переключить внимание ребенка на звук своего имени. Проводите упражнение в момент, когда он увлечен игрой или смотрит в окно во время поездки. Если обстоятельства позволяют, то встаньте рядом с малышом и произнесите его имя, повторяя его до тех пор пока не получите необходимую реакцию. Получилось? Вознаградите ребенка таким же образом, как делали это раньше. Если он испытывает затруднения, то помогите ему изменить громкость голоса или привлеките его внимание своим поведением. Однако количество таких уловок необходимо уменьшать.
    Постепенно вы сможете добиться реакции ребенка, даже если вы находитесь в другой комнате.

Это длительный и трудоемкий процесс, однако, внимание и любовь родителей поможет малышу преодолеть трудности. Стоит также помнить, что даже дети без задержек в развитии не всегда откликаются на собственное имя. Поэтому не пытайтесь довести результаты до 10 из 10.

Если же проблема имеет корни в аутизме, то действия во многом будут похожи. Однако помимо звуковых раздражителей важно добавить и тактильный контакт.

  • Если ребенок не поглощен своим занятием на 100%, то подойдите и прикоснитесь к нему.
  • Произнесите его имя и сразу же постучите его по плечу. Иногда допускается аккуратно поднять его голову за подбородок, так, чтобы он посмотрел прямо на вас. Главное, не пытайтесь добиться контакта «глаза в глаза», это вызовет лишь сильный дискомфорт и разрушает всю мотивацию к награде.
  • Если ребенок посмотрел в вашу сторону, даже случайно, назовите его имя и похвалите за то, что он отзывается на него.

Подобная игра должна стать частью жизни и повторяться 10-50 раз и более. Цель взаимодействия – добиться реакции малыша еще до того как вы произнеся его имя, похлопаете по плечу или повернете его голову.

Подобные практики используются как на сеансах со специалистами, так и в домашней практике. В зависимости от способностей малыша устойчивые результаты можно получить как через несколько часов, так и дней.

Специалисты логопеды помогут выявить причину поведения, когда ребенок не откликается на свое имя, предложат оптимальный курс развития. Под пристальным контролем врача вы добьетесь быстрых и устойчивых результатов, ведь помимо общих рекомендаций и практик, вы получите индивидуальные советы и инструменты для взаимодействия с ребенком. А бескрайняя любовь и постоянная смена мест, помогут малышу лучше адаптироваться в этом мире и научиться слышать свое имя.

09.2021. Последнее изменение: 02.08.2022.

Источник: karkusha.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today