Если для нас нет трудностей в понимание того, где лево, а где право, то для маленького ребенка это целая проблема. Изучив нюансы и восприятие данного навыка детьми, мы создали небольшую статью, где расскажем об этапах и играх, помогающих овладеть этой способностью быстрее. Три забавных и простых упражнения, не только научат новому, но и помогут с удовольствием провести время с ребенком.
Как различаете лично вы: где право, а где лево? К примеру, можно вспомнить, какой рукой пишите. Или, например, может быть ориентир – шрам на пальце. И можно тайком на него поглядывать, чтобы не ошибиться.
Смешно, но это работает у взрослых, а что делать детям, они-то и ручку не знают, как держать, и шрамов у них, к счастью, нет. Дать ответ на вопрос, в какую сторону нам нужно повернуть, для них нерешаемая дилемма. Он, конечно, может угадать: если не направо, то, наверное, налево. Здесь только два варианта.
Владение этим знанием обязательно – оно пригодится в жизни. Многие родители, как и педагоги, с неожиданностью принимают то, что приобретение навыков «право-лево» состоит из целого комплексов упражнений, формирующих способность поэтапно. Не мечтайте, что, объяснив раз, маленький ребенок сразу все поймет. Процесс рассчитан на несколько комплексных упражнений, где также важно закрепление материала.
Как Научить Ребенка Ориентироваться в Пространстве | Различать Право Лево | Советы Родителям
Фото: pixabay.com
Что такое «лево» и «право»
Вначале ребенок сталкивается с тем, что в одном пространстве вместе с ним есть стороны, одна из которых названа «право», а другая «лево». Идея не появляется просто так, даже если взрослому человеку это покажется очень простым делом. Ребенку, который еще недавно без проблем жил без этих координат, потребуется время для привыкания к существующей разнице, имеющей некий особый смысл.
Различие понятий «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад» как-то усваиваются сами по себе, даже на уровне проприорецепции (пространственное положение частей собственного тела на уровне ощущений). Так как наше тело занимает разное положение относительно этих направлений. Что касается «лево» и «право» – они симметричны, и до определенного возраста ребенку просто не понять, почему практически одинаковые определения имеют разные значения.
Будучи взрослом образованным человеком, все равно потребуется время, хоть и доли секунды, на определение верха у дома (крыши) или низа (первого этажа). А если спросить, где левый угол дома, а где правый, потребуется еще больше времени на формирование ответа.
Для лучшего понимания «право» и «лево» подойдет регулярное применение этих понятий в повседневных разговорах. Причем в этот момент следует показывать рукой в нужном направлении. Не надейтесь на моментальный результат. Сначала ребенок только осознает, что стороны могут быть разными, и у каждой есть свое название.
Работа для памяти
Фото: pixabay.com
После принятия того факта, что существуют две стороны, «право» и «лево», потребуется выучить, в где они находятся. Когда навыки еще не наработаны и не автоматизированы, рекомендовано применять типовые подсказки. Ими пользуются многие взрослые, чтобы не запутаться в сторонах, и это может быть что угодно.
1.Визуальные подсказки.
Например, родинка на запястье правой руки до 16 лет мне служила ориентиром того, где моя левая рука, на ней еще носят браслет и часы, а на пальце правой – обручальное кольцо. Для более оригинальной подсказки подойдет способ сложения большого и указательного пальца в виде латинской буквы «L». Именно левая рука здесь будет показывать правильную букву.
2.Кинестетические подсказки.
Предложите ребенку вспомнить, в какой руке он держит карандаш или ложку (подойдет для правшей). Если у вас мальчик, спросите, какую руку он протягивает, чтобы поздороваться. Такого рода мышление помогает развитию проприоцептивной дифференциации – способности отличать вещи с помощью внутренний телесных ощущений. Именно такой навык позволяет не использовать подсказки, связанные с визуальным запоминанием.
3.Логические подсказки.
Уже читающему ребенку можно показать, что первая буква в слове находится слева, а последняя – справа, и никак не иначе. Стоит выучить это правило, и можно будет представить в нужный момент любое слово, чтобы моментально ориентироваться: где начало, а где конец. Аналогично, можно показать пример написания слов, которые мы, кстати, пишем слева на право.
Постепенному запоминанию определений сторон без использования подсказок помогут различные способы:
- Танцы или боевое искусство. На уроках, тренер обязательно корректирует действия учеников четкими указаниями.
- Подвижные «игры с обманом». Суть игры – в выполнении правильного действия, следуя инструкции ведущего, который говорит «поднимите левую руку», «повернитесь направо», и сам же выполняет действия, и в определенный момент его слова с действиями расходятся. Нужно будет следить за словами ведущего, но не следует повторять за ним неверные движения. Проигравший становится ведущим или выбывает.
- Графические диктанты. Их можно придумать, или поискать в интернете, чтобы было интереснее. В результате их использования получаются удивительные картинки.
Пространственное мышление
Например, находясь напротив человека, скажите: «Машина припаркована справа». Он посмотрит после этого по обеим сторонам. Это связано со сказанной фразой: справа – это с его стороны или с вашей? Если того же человека переместить на турник вверх ногами, то ему еще сложнее будет понять собеседника – путаница только усугубится.
На этом примере продемонстрирована теория относительности таких понятий, как «справа» и «слева». Если вам трудно представить и оценить, что сейчас видит другой человек, займитесь пространственным мышлением. По-другому это называется «переворачивание предметов в голове».
В детском возрасте сложно дать определение и назвать правильно симметричный объект левым или правым. Именно поэтому надевают тапки не на те ноги, а варежки на руки. Для них эти предметы идентичны – они одинакового цвета, размера, формы, а значит, никакой разницы нет.
Постепенное развитие пространственного мышления поможет увидеть и понять разницу быстрее. Ниже представлен список занятий, помогающих освоить сложный навык:
- Нестандартные лабиринты.
- Пять уникальных заданий на пространственное мышление.
- Задачки на 3D-мышление.
- Тетради «Кубометрия 3D».
- Задания, связанные с проекциями домиков.
Источник: siteformam.ru
Ребенок путает «право» и «лево»: как научить дошкольника ориентироваться в пространстве
Умение ориентироваться в пространстве — одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Применение этого навыка необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности (например, рисование, физкультура), но зачастую малыши путают «право» и «лево» и другие пространственные категории. Это неудивительно, ведь развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве происходит на протяжении всего дошкольного возраста. О том, как развить пространственные представления малыша и научить его ориентироваться в пространстве, мы расскажем Вам в этой статье.
Развитие пространственных представлений у малышей до 2 лет
Ориентировка в пространстве у маленьких детей начинается с умения определять положение частей собственного тела. Малыш сначала учится показывать, где у него глазки, где ручки, где ножки, а после этого уже начинает соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Например, внизу находятся ноги, вверху — голова, сзади – спина, спереди – живот.
Позднее ребенок запоминает название правой и левой руки. После этого малыш начинает понимать, что, если мама говорит «посмотри назад», нужно повернуть голову туда, где его спина, и так далее. Кроме этого в движении малыш осваивает понятия расстояния (близко, далеко).
Знание своего тела служит основой формирования пространственных представлений у ребенка раннего возраста.
Развитие пространственных представлений у дошкольников: игры и упражнения
Обучать малыша ориентироваться в пространстве следует на конкретных примерах. Легче всего это делать во время игр и повседневных занятий. Например, попросите ребенка взять с полки книжку, которая стоит слева, открыть правый ящик, надеть носок на левую ногу. Чем чаще, вы будете упоминать понятия, которые нужно запомнить, тем лучше.
Когда малыш пишет или рисует, обязательно называйте, в какой руке он держит карандаш. Также на ведущую руку ребенка можно надеть часы или браслет, так ему будет легче запомнить, где лево, а где право.
Очень важно научить ребенка безошибочно определять «лево» и «право» в дошкольном возрасте, так как от формирования пространственных представлений во многом зависит, как будет протекать обучение чтению и письму, а также решение математических задач в школе.
Простые игры на развитие ориентации в пространстве для дошкольников:
- «Веселая зарядка». Попросите ребенка попрыгать сначала на правой ноге, потом — на левой. Затем потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу. Сделать два шага вперед и три шага назад. Также можно бросать мяч сначала правой рукой, а затем – левой. С помощью этих нехитрых упражнений, Вы сможете помочь малышу освоить ориентирование в пространстве, а также разовьете у малыша внимание и умение действовать по инструкции.
- «Повторяй за мной». Взрослый должен выполнить какое-либо действие, одновременно комментируя его, а задача крохи – повторить действие за взрослым. Если у малыша уже достаточно хорошо сформировались пространственные представления, усложнить задачу можно «неверным» комментированием, например, ведущий поднимает вверх правую ногу, а говорит, что поднимает правую руку и т.д.
- «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
- «По проторенным дорожкам». Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы кроха проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.
- «Найди клад». Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя Вашим подсказкам.
- «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
- Раскраска. Попросите кроху раскрасить сначала верхние детали рисунка, а затем нижние. Если в раскраске много деталей, пусть ребенок догадается, какой элемент подходит под ваше описание (например, что-то в нижнем правом углу, между домом и деревом).
Формирование навыка ориентации в пространстве происходит у дошкольников на основе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств будет задействовано при выполнении упражнений, тем лучше.
- «Построй по образцу». Нарисуйте или постройте из конструктора дом, а ребенок должен будет его повторить.
- «Что изменилось?». Выложите на стол перед малышом несколько цветных карандашей и попросите его запомнить их расположение. Затем кроха закрывает глаза, а Вы меняете местами два карандаша. Ребенок должен ответить, что поменялось.
- «Найди по схеме». Для развития пространственных представлений очень полезны задания, где нужно пройти лабиринт по схеме. Умение работать по наглядной модели пригодится малышу в школе.
- «Рассели жильцов». Постройте из конструктора несколько домиков и поставьте их в одну линию. Скажите малышу, что надо помочь игрушкам найти свой домик. И дайте задание, например: ёжик живет в доме слева, а медведь живет во втором справа и т.д.
Выводы
Ориентировка в пространстве – это навык, который развивается у ребенка с самого раннего возраста. Первоначально малыш учится определять положение частей своего тела и направления «от себя» (впереди, сзади, сверху, снизу, сбоку).
Затем у ребенка формируется представления о пространственных отношениях между предметами внешнего мира: заяц под елкой, облако над деревом, стол справа от шкафа и так далее. В старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается навык ориентироваться на листе бумаги и в книге. Чтобы развить у малыша умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, можно использовать специальные игры и упражнения. Они помогут ребенку закрепить полученные знания и подготовиться к школе.
Заключение
На курсе «Подготовка к школе» в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш получит все необходимые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Занятия направлены на формирование навыков чтения, письма, математических способностей, развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение), пространственных представлений, знаний об окружающем мире и, конечно, устойчивой мотивации к познанию. Будем рады видеть Вас в нашем Монтессори-клубе!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник: www.center-sozvezdie.ru
Как научить ребенка отличать право и лево
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
- Блог для родителей
- Помощь
- Соглашение с пользователем
- О проекте
—>
Победитель Международного заочного конкурса «Надежда планеты» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).
Источник: iqsha.ru