Проблема с поведением моего сына в школе и за её пределами. Сыну почти 10 лет. Учитель говорит, что он интеллигентный способный мальчик, но его плохое поведение ему мешает и отрицательно влияет на его оценки. Основная проблема в школе, что на уроках произносит посторонние звуки, делает реплики, отвлекается, не проявляет интереса. Нет респекта по отношению к учителям.
В принципе, дома мы видим такое же поведение. Часто слышим какие то выкрики, пение. Постоянно обзывает младшего брата, подзуживает, задирает (словами). Младший отвечает, и начинается скандал. Интереса почти ни к чему не проявляет, ходил и на дзюдо, и на футбол, и на кикбоксинг и на барабаны и на гандбол, везде только с истерикой.
В итоге всё бросили, ходит только на плаванье (вроде как нравится), но всё равно хочет бросить как научится плавать нормально дельфином. Последние пол года очень очень вспыльчив, может наорать на маму, брата. В школе было несколько конфликтных ситуаций, где он вышел из себя. Один раз ударил девочку (говорит не он первый начал), другой раз после замечаний убежал из класса.
Ребенок боится отвечать у доски. Что поможет?
Недавно его выловил и сильно напугал отец этой девочки. Конечно же мы и школа не оставили это без внимания, защитили, объяснили родителям девочки, что так делать нельзя. Учителя сказали, что может быть у него большое давление дома. После этого утверждения мы перестали на него давить, делай почти что хочешь. Стало только хуже.
Пытаемся понять причину всех этих его действий, то ли ревность к младшему брату, то ли моббинг в школе, то ли ещё что то. Предполагаем, что причиной могут быть компьютерные игры и мультики (аниме). Разрешаем играть в компьютер только на выходных по 2 часа.
Есть ли что то, что поможет нашему ребёнку спокойно и концентрированно работать на уроках, и как то успокоить свою эмоциональность, если что то пошло не так или что то не нравится?
На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Очень здорово, что Вы интересуетесь особенностями поведения своего ребенка и способами поиска контактов с ним! Особенно приятно, что Вы – отец, поскольку, обычно, подобными вопросами озадачиваются мамочки.
Поведение, которое Вы наблюдаете у своего сына сегодня называют СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Такое поведение проявляется у детей, особенно школьного возраста, неусидчивости, суетливости, беспричинном беспокойстве, импульсивности в проявлении реакций, эмоциональной нестабильности, игнорировании правил и норм поведения, возможны проблемы со сном, задержки в речевом развитии, сложности в контактах со сверстниками. Если интерпретировать определение дословно, то у таких детей ярко выраженной особенностью поведение является невозможность удерживать внимание на одном предмете, действии достаточно длительное время. Они нуждаются в «переключении» внимания, чтобы их интерес оставался, например, на изучаемом сейчас предмете.
Подобное поведение доставляет не только неприятности самому ребенку в школе, но и сопряжено с дополнительным вниманием родителей, которые вынуждены включаться в эту проблему.
Cоциофобия у детей. «Ребенок боится отвечать у доски, ходить в школу, выступать и общаться».
У подобного проявления может множество причин. И способ, которые помогали бы как самому ребенку справляться с этой проблемой, так и оказать в этом помощь и поддержку родителям, достаточно много.
Часть из них медикаментозного характера. Сейчас врачами-психотерапевтами или психиатрами при обращении с подобной проблемой к ним родителей, могут выписываться препараты, которые позволяют ребенку «замедлить» свою непоседливость и лучше концентрировать внимание на учебе или других действиях, присущих этому возрасту. Однако, как и любые медикаменты, их действие направлена не на устранение возможной причины, сколько на смягчение симптомов и последствий ее проявления. И, несмотря на достаточно большой и относительно безопасный набор медикаментов для этого в Америке, например, на территории постсоветского пространства их перечень ограничен и не всегда настолько безопасен, как можно предположить.
На мой взгляд, более безопасным методом является комплексный подход, основанный на психологической коррекции поведения ребенка и помощи ему в установлении границ его существования и взаимоотношения с пространством и временем. Этот способ требует очень активного участия родителей, особенно на первых порах. Однако, он менее травматичен для неокрепшей пока личности самого ребенка.
Наилучшим, на мой взгляд, началом такой работы было бы обращение к психологу, который работает с детьми и родителями с подобными проблемами. Там Вы сможете получить более узконаправленные рекомендации по выстраиванию взаимодействия со своим ребенком и помощи ему в организации им своего времени, распределении внимания и умения концентрировать его на текущем задании.
Несколько общих рекомендаций по организации общения с таким ребенком я Вам все-таки напишу.
Для начала, запаситесь терпением. Научитесь не только наказывать ребенка за его невнимательность, но и давайте ему возможность получать и положительные отзывы, по началу, хотя бы от Вас, за его попытки справляться со своими особенностями и реакциями на занятия или действия.
Присмотритесь, что вызывает в ребенке радость или интерес, обращайте внимание, как он реагирует на замечания и одобрения. Разговаривая с ребенком, старайтесь строить предложения так, чтобы отрицательные частицы реже попадались в предложениях. Например, вместо «Не хочешь начать делать уроки?», спросите «Ты уже начал делать уроки?», вместо – «Не бегай на уроках!», попробуйте сказать – «Пожалуйста, во время урока оставайся на своем месте!». Дети с СДВГ, обычно, склонны нарушать запреты, причем, явные они распознают очень быстро и сопротивляются открыто. Поэтому, предлагая ребенку альтернативу без запрета, а основанную на согласии, Вы снижаете «ответную» реакцию сопротивления просьбам.
Для ребенка с СДВГ очень важным является умение существовать в определенных временных рамках. Поэтому, постарайтесь помочь ребенку составить и придерживаться определенного режима дня, который предусматривает смену активных периодов и пассивных. Режим, желательно, соблюдать без отступления, даже в выходные дни, поскольку стабильность – это то, чему таких детей необходимо обучать и прививать подобное умение достаточно длительный процесс. Желательно, при контролировании соблюдения режима заранее предупреждать ребенка о сменах этапов в таком режиме, чтобы он мог «подготовиться» к такому переходу и учился переключать свое внимание.
Поддерживайте позитивные модели поведения ребенка. Не жалейте похвалы для него, но старайтесь меньше упрекать за нарушения, особенно, если понимаете, что оно допущено им не сознательно. Отношения, основанные на доверии и доброжелательности легче принимаются ребенком за норму, чем те, что основаны на страхе быть наказанным.
Создавайте для ребенка возможность расходовать избыток своей энергии. Вы уже писали, что пытались устроить его в различные секции, но он его на долго не хватало. Посмотрите на такие направления, которые не настолько распространены, но не менее энергозатратны.
Иногда бывает, что рисование или лепка, танцы или даже технические кружки могут увлечь настолько, что энергия будет расходоваться в них лучше и больше, чем, например, на силовых видах спорта или в единоборствах. Экспериментируйте! Пробуйте! Ищите вместе с ребенком то, что станет для него стимулом концентрировать свое внимание всерьез и надолго.
Поддерживайте его в том, что станет для него таким потенциалом для изменения своего поведения. Это в любом случае, окупится и его достижениями в школе и в выбранном направлении.
Главное, не опускайте руки и верьте в своего ребенка! Только любовь способна даже самого непоседливого убедить в необходимости считаться с окружающей его действительностью.
С уважением, Елена Гладкова
Оцените ответ психолога:
Источник: psycabi.net
Что делать, если ребенок волнуется из-за учебы? 9 способов помочь ему (и себе)
Тревожность — это нормально. Сейчас тревожатся все: родители, учителя, директора школ и, конечно, дети. Мы не можем превратить мир вокруг в солнечную земляничную поляну, но зато можем помочь нашим школьникам чувствовать себя увереннее и спокойнее.
23 сентября 2022
Важно знать: ребенок физиологически не способен контролировать уровень стресса и регулировать свои реакции. Система реагирования на опасность мгновенно включается, даже, если подросток только воображает себе угрозу. Здраво оценить момент и скорректировать реакцию на ту или иную ситуацию человеку помогают лобные доли мозга, а подростковом возрасте они только формируются. Поэтому разобраться в том, насколько реальна опасность, мозг школьника еще не способен. Поэтому родителям необходимо подсказывать ребенку, что и почему с ним происходит, а также помогать справляться с эмоциями.
Как помочь ребенку преодолеть страх
Нередко дети боятся того, что в реальности им не угрожает. Ребенок, которого в жизни и пальцем не тронули, может думать, что его «убьют за двойку». А тот, кого безмерно и безусловно любят — подозревать, что родители немедленно в нем разочаруются, если он как-то не так напишет контрольную. Сложно представить, сколько всевозможных ужасов может на пустом месте навоображать себе чувствительный ребенок! Часто это оказывается абсолютным сюрпризом для родителей.
Поэтому стоит проговаривать все, даже те вещи, которые кажутся вам очевидными и само собой разумеющимися. Что будет, если ты… (получишь двойку, останешься на второй год, не поступишь в университет, откажешься стричь волосы, как требует завуч).
Интересное по теме
Береги ментальное здоровье смолоду, сынок: отрывок из новой книги о взрослении для мальчиков
Когда мы говорим о страхах ребенка, важно показать, что волноваться и переживать — это нормально. Что через это проходят все: вы тоже когда-то боялись того и этого. Но большинство ваших страхов не сбылись. А те, что сбылись, оказались в результате не таким уж и ужасом. Даже хорошо, что вы в итоге пошли в другой университет и ничего плохого не случилось, когда вы бросили музыкальную школу.
Цель всего этого мероприятия — не только успокоить ребенка, но и заручиться его доверием, показать, что к вам можно обратиться за помощью в абсолютно любой ситуации.
А что если причина тревоги — реальна?
Есть много возможностей подстелить соломки и заранее подготовиться к страшному и сложному. В жизни школьника это обычно контрольные, экзамены и просто нелюбимые и непонятные предметы. В этом случае стоит превратить проблему в задачу. А задачу — подготовиться к контрольной — решить намного проще, чем проблему — «ненавижу математику».
В этом вам могут помочь опытные преподаватели онлайн-школы «Тетрика». Составить план обучения и подготовить к сдаче контрольных или экзаменов, подтянуть знания по предмету, вернуть веру в себя ребенку и спокойствие родителям.
Даже если школьник пропустил занятия и боится снова приступать к учебе из-за пробелов, не стоит паниковать: наверстать программу реально, главное — делать это в подходящем для ученика темпе. Не давить, не торопить, а дать возможность почувствовать уверенность в себе и своих знаниях.
А что делать прямо сейчас?
Если контрольная еще не скоро, а подросток боится прямо сейчас, стоит вместе попробовать специальные успокаивающие техники:
- Выравнивание дыхания: делать на четыре счета медленный вдох и такой же медленный выдох. Не переставайте считать один-два-три-четыре до тех пор, пока не почувствуете, что сердце перестало выпрыгивать из груди и дыхание не стало глубоким и спокойным.
- Мышечная релаксация: напрягите все мышцы тела на пять секунд, а потом расслабьте их. Повторите это упражнение для каждой отдельной части тела — ноги, руки, живот, спина, лицо.
- Самоопределение: вспомнить семь-десять вещей которыми вы можете гордиться, и какие вещи делают вас особенным. В острые моменты можно повторять что-то вроде: «Я — хороший человек независимо от того, какую оценку сегодня получу (-ил)».
- Переключение: можно использовать «метод категорий» 4х4. То есть подумать о четырех различных категориях предметов, и представить по четыре предмета в каждой категории. Например: мебель, цветы, животные, машины. Стол, стул, кровать, шкаф и так далее. Таким образом получится сосредоточиться на этой задаче и тревожные мысли потихоньку отступят.
- Предмет-антистресс: мячик, кубик, веревочка, слайм — что угодно, что можно трогать, сжимать и крутить — и таким образом успокаиваться.
Подростковый возраст — бунт, отрицание, попытки найти себя, сепарация, тайны, эксперименты, всплески эмоций. В общем, сложное время: и для самого подростка, и для родителей.
28 сентября в 18:00 по московскому времени пройдет бесплатный вебинар онлайн-школы Тетрика от психологини Светланы Лукка. Она расскажет родителям, как поддержать подростка в непростой период самоопределения и как помочь ему стать частью взрослого (и такого сложного) мира.
Но что делать, когда причина тревожного состояния неизвестна ни родителю, ни ребенку? Зачастую ответ очевиден, как и причина, но школьник ее подавляет или избегает. Его мозг таким образом защищается от стресса.
При этом симптомы тревожности могут быть разными: усталость, ощущение эмоционального истощения, различные физические проявления: головная боль, повышенное давление, бессонница и многое другое. Все это достаточно индивидуально. Что делать?
Первое и самое очевидное — это начать говорить о проблемах или тревожных моментах. Постараться найти и проговорить причину с подростком, возможно ребенку нужна помощь в поиске причины извне. А что если найти явную причину не получается? Возможно тревожное состояние перешло в фоновое ощущение школьника!
Для борьбы с таким видом тревожности требуется время и четкие рутины:
- Составлять планы — безделье и ничегонеделание часто порождает нежелательные мысли, оттягивание на потом тоже не принесет пользы.
- Научиться выражать свои мысли. Изучать эмоциональный интеллект вместе достаточно интересно и обязательно поможет сблизиться с подростком. Подавленные эмоции и невыраженные чувства найдут выход!
- Избавиться от фраз типа «А что если…» Часто мы тратим кучу нервов на те вещи, которые никогда с нами не произойдут! Тревожные мысли о будущем можно победить возвратом в «здесь и сейчас». Как говорят многие коучи: «Просто начни делать».
- Поддержка родителей, здоровый режим сна и питания, физические упражнения — банально, но помогает.
В обоих сценариях — и в случае с выявленными тревогами, и в случае с фоновыми — помогает следить за эмоциональными и физическими проявлениями страхов, учиться брать паузу, а также использовать любые понравившиеся техники борьбы с напряжением. Еще одной возможностью успокоиться является «место силы» или просто безопасное место, где можно уединиться и прийти в себя. А также — окружение из поддерживающих и понимающих взрослых, которые помнят, как бывает невыносимо сложно — быть подростком.
Источник: n-e-n.ru
6 советов, как ответить на сложные вопросы детей
Почему небо синее, что бывает после смерти, из-за чего люди разводятся? Подобные вопросы, звучащие из детских уст, могут обескуражить любого взрослого. Но на них нужно уметь отвечать.
В этом материале мы собрали принципы, которых стоит придерживаться при ответе на сложные детские вопросы.
1. Спроси, знают ли они ответ или что предполагают
Дети могут задавать вопросы, на которые уже знают ответ. Они делают это для того, чтобы проверить правильность полученной информации или по другим причинам. Например, из-за неуверенности и боязни сказать что-то не то.
К тому же, вопрос, на который дети уже знают ответ, может быть попыткой заговорить о другой волнующей их теме.
Спроси, что им известно о сути вопроса или попроси выразить свою точку зрения. Так ты получишь время на то, чтобы подготовить ответ, а заодно побудить ребенка поразмышлять и проанализировать то, что он уже знает.
2. Предоставь информацию, которая будет уместна в их возрасте
Из-за того, что большинство информации может быть шокирующей или неуместной по возрасту для детей, стоит научиться соответствующе ее преподносить.
Информация, которую ты преподносишь при ответе на сложный вопрос, должна быть понятна ребенку. И ни в коем случае не звучать осудительно или критично по отношению к нему.
Например, если малыш «приносит» из детского сада какое-то ругательство, не стоит на него кричать или ставить в угол за то, что он это произнес.
Сядь напротив ребенка и спокойно объясни, почему это слово нельзя говорить. Например, потому что другим людям будет неприятно это слышать в свой адрес. Вырази свои эмоции по поводу того, что это слово неуместно и что тебя это расстраивает.
Кстати, запрещать общаться с тем, кто научил ребенка ругательству, тоже не стоит. В ином случае есть риск вызвать еще более глубокий интерес к изучению и употреблению подобных слов.
3. Прими тот факт, что у тебя может не быть ответа на вопрос
Прими тот факт, что не можешь знать все на свете, и не бойся открыто сказать об этом ребенку. Не стоит переживать, что в его глазах твой рейтинг, как родителя упадет. Ответ «не знаю» гораздо лучше, чем попытки объяснить ребенку то, в чем совсем не разбираешься.
Важно то, как мы будем поступать после своего признания. Лучшее решение — предложить ребенку вместе поискать ответ на важный для него вопрос. Или сказать, что сможешь ответить ему чуть позже, и вернуться к этому после того, как подготовишься.
В некоторых случаях может понадобиться разговор со специалистом. Например, если ребенок задает вопросы, которые могут быть связаны с психическими проблемами.
4. Будь честной в ответе
На вопросы детей важно отвечать честно. Правда, с оговоркой на соответствие информации возрасту.
А вот когда мы лжем во благо, пытаясь защитить ребенка от некоторых аспектов реальности, можно столкнуться с неприятными последствиями. Например, когда готовимся к разводу с супругом, но на вопрос ребенка отвечаем, что все хорошо, результатом наших действий может быть детская травма и обида.
Чтобы быть честной в ответах на сложные вопросы, особенно если не знаешь как быстро и уместно ответить, возьми паузу. Скажи, что тебе надо поразмыслить или найти слова, чтобы объяснить желаемое доступно.
Такая практика позволит не только ответить на вопрос, но и на своем примере показать ребенку, как следует поступать в подобных ситуациях.
5. Поощряй рассмотрение разного мнения
Если ребенок задает вопрос, который предполагает субъективное мнение, вырази его и подробно поясни, почему так считаешь. А затем предложи узнать то, чем он интересуется, у других членов семьи.
Это поможет ребенку быть более любознательным, развивать навыки слушания и чаще использовать критическое мышление для анализа полученной информации.
6. Предложи проверить факты
Представь, что твоя дочь-подросток спрашивает тебя про менструацию и почему она происходит. Ты можешь объяснить ей все в общих чертах и рассказать, что делать, если она с этим столкнулась. Но про нюансы работы организма ты упомянула совсем мельком.
Предложи дочери проверить сказанные тобой факты, обратившись к книгам и детским справочникам. Так ты сможешь научить ребенка опираться не только на слова людей, а на доказанные факты. А еще поможешь развеять мифы, которые связаны с этим состоянием женского организма.
А для малышей, которые интересуются сложными аспектами здоровья или техники, подойдет формулировка: «Давай я расскажу тебе то, что знаю, а потом ты прочтешь статью, которую написал специалист?». Заодно ты сможешь поговорить с ребенком о профессиях, навыках и прочему, что соответствует заданной им теме.
Источник: heroine.ru