Вспомните, сколько радости испытывали вы в детстве и испытываете сейчас купаясь и плавая! Не случайно многие семьи проводят свой отдых у воды.
Плавание полезно всем и в любом возрасте. Плавание – один из немногих видов спорта, для которого практически нет противопоказаний. Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.
Всем известно, что во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде. Навыки пребывания в жидкой среде ребенок сохраняет в течение первых месяцев жизни. Угасание «водного» рефлекса наступает после третьего месяца. И если ваш малыш не занимался грудничковым плаванием, его придется учить.
Учиться плавать можно и в море, и в реке, и в бассейне, и в … домашней ванне. Обучение в домашней ванне особенно важно для несмелых малышей. Ребенок выполняет упражнения в небольшом объеме воды, в знакомых для него условиях, в присутствии родителей, при наличии любимых игрушек, что создает комфортные, удобные условия для обучения, является прекрасной психологической защитой его на воде.
ПЛАВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ В ВАННЕ | Как научить малыша плавать и нырять
Надо сказать, что чувство страха – это нормальная защитная реакция, основанная на инстинкте самосохранения.
Обычно страх возникает, если у человека уже существует биологическая предрасположенность, а причиной для его развития могут быть несколько обстоятельств.
Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и ребят.
Если ваш малыш еще не умеет плавать или боится воды, не отчаивайтесь! Помогите ребенку познакомиться и подружиться с водой.
Чтобы знакомство с водой и обучение плаванию прошло без проблем, надо соблюдать следующие правила:
1. По отношению к мнительным, тревожным детям должна быть атмосфера спокойствия и терпимости.
2. Будьте терпеливы. Если у ребенка достаточно времени для игр в воде, его страх постепенно уменьшится. Ни в коем случае не заставляйте делать что-то насильно! Берегите нервную систему своих детей.
3. Надо запомнить одну простую истину: кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте одного ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее. Помните: каждый малыш – индивидуальность, а значит, не такой, как все! Не раздражайтесь и не стыдите его. Надо поддержать маленького человека, сказать ему, что многие смелые люди побаивались воды. И это нормально.
Но страх можно преодолеть. Ведь у многих это получилось, хотя, конечно, им пришлось хорошо потрудиться.
4. Выразите ребенку свою уверенность, что он сумеет добиться успеха.
Меры предосторожности при занятиях плаванием :
1. Не оставляйте ребенка без присмотра;
2. Нельзя купать при плохом самочувствии, повышенной температуре, простуде, при острых желудочно-кишечных заболеваниях;
3. Не рекомендуется проводить занятия раньше чем через 40-60 мин. после еды;
4. Оптимальная температура воды для проведения занятий в домашней ванне 28-32 градуса, не наливать слишком горячую воду, ребенку будет неприятно опускать в нее лицо.
5. Продолжительность занятий – от 5 до 20 мин. Если появились признаки переохлаждения или переутомление поставить ребенка под теплый душ, затем растереть полотенцем.
Играйте с ребенком, и он забудет о своем страхе!
Игра – основная форма познания мира для ребенка дошкольного возраста, поэтому дети с удовольствием занимаются, когда занятия строятся в игровой форме. Малыши охотно воображают себя «морскими звездами», «золотыми рыбками», «русалками», «морскими львами», «дельфинами» и другими морскими обитателями.
В последнее время ведущими психологами и педагогами в процессе обучения дошкольников применяется такой метод, как сказкотерапия. Дети, играя в сказку, вживаются в образ главного героя и пытаются преодолеть стоящие на их пути препятствия и трудности. Погружаясь в мир фантазий и волшебства ребенок, как бы отрывается от реальности, у него пропадает страх и скованность в движениях.
Постройте занятия в форме сказочного сюжета, с преодолением различных препятствий, поиском кладов, спасением сказочных персонажей.
Итак, запаситесь терпением, соблюдайте правила проведения занятий, упражнения выполняйте в строгой последовательности, больше хвалите своего малыша и …
1. Предложите ребенку зачерпнуть ладонями воду и помыть лицо
любимой кукле, затем себе. Прочитайте во время этого занятия веселое стихотворение Эммы Мошковской «Нос умойся».
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
2. Предложите ребенку постоять под душем, не закрывая глаз, не вытирая руками лицо. Скажите, что капельки ласково гладят малыша по щечкам. Выучите «Олешкину кричалку» Владимира Левина.
Лейся, лейся дождик!
Я хочу расти, расти!
Не боюсь я сырости.
3. А теперь предложите ребенку превратиться в грозного Нептуна. У Нептуна целая флотилия: корабли, лодки, покупные и самодельные – из всего, что плавает : пенопласта, скорлупы орехов, бумаги, киндер-сюрпризов и т. д. Малышу нужно встать так, что бы его подбородок касался поверхности воды, подуть так, что бы образовались волны и корабли пришли в движение.
4. Погружение с головой в воду совершается с задержкой дыхания на вдохе. Объясните ребенку, что в воде могут дышать только рыбки, осьминожки, морские коньки, крабы и т. д., человек под водой дышать не может. Если человек начнет дышать в воде, вода пoпaдeт в нос, в рот, придется ее выплевывать.
Поэтому перед погружением с головой надо научить ребенка, сделав вдох, плотно закрывать рот и задерживать дыхание (на суше). Когда упражнение освоено, попросите малыша, сделав вдох, наклониться над водой, опустить в воду лицо. После непродолжительной паузы пусть он поднимет лицо из воды. Придержите ручки, не давая протереть глаза. Нужно подождать, когда
вода стечет с лица. Побуждайте ребенка с каждым разом все дольше находиться под водой, считая, сколько секунд он продержался.
Предложите игру «Спрячься от жучка».
Когда жучок садится на голову, нужно спрятаться от него под воду.
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячься под воду.
Помните, что психологически очень важно, чтобы, ребенок окунулся в воду совершенно самостоятельно.
5. Бросьте на дно несколько тонущих игрушек, камешков, ракушек. Попросите малыша достать их. Можно спрятать под камушками, ракушками монету, маленький ключик. Морской царь спрятал клад, предложите малышу найти его, поднимая тонущие игрушки.
Можно предложить опустить глаза в воду и рассмотреть положение вашей руки в воде (ладонью вверь, вниз, боком, с различным сочетанием согнутых и прямых пальцев. Вынырнув, ребенок расскажет, что он видел, сколько пальцев насчитал.
6. Далее научите ребенка делать выдох в воду. Сначала предложите ему присесть так, чтобы его губы находились на уровне поверхности воды, и вспенить ее при выдохе. Затем, погружаясь до уровня глаз, сделать выдох. Только после такой предварительной подготовки приступают к выдоху с погружением в воду всего лица, а потом и головы.
Следите, чтобы рот был прикрыт (губки трубочкой, т. к. дети обычно выдыхают воздух широко открытым ртом, а это ошибка. Когда ребенок научится делать выдох, попросите его сделать 5-8, а затем 10-12 выдохов подряд.
7. Теперь учим ребенка, принимать горизонтальное положение и выпрямлять ноги. Предложите ему встать на четвереньки и, вытянув ноги назад, остаться в опоре на руках. При этом ноги всплывают, пятки показываются на поверхности воды. Далее предложите ему сделать выдохи в воду в этом положении.
Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
первый просто большой,
Второй с прекрасной душой,
А третий ну просто милый.
Но всех их зовут Крокодилы.
8. Далее научите выполнять движения ногами способом кроль. Ноги попеременно двигаются вверх-вниз, не касаясь дна. При правильном выполнении движений пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени остаются под водой. Совершать движения ногами надо спокойно, ритмично, не напрягаясь. Не разрешайте ребенку сильно работать ногами, делая большой размах.
Держите руку у поверхности воды так, чтобы ноги ударялись об нее.
9. А вот теперь научите ребенка всплывать и лежать на поверхности воды. Покажите, как всплывают и лежат на поверхности воды надувные игрушки. Расскажите, что если хорошо сделать вдох, набрав в легкие побольше воздуха, то наше тело будет обладать хорошей плавучестью. Подъемная сила воды вытолкнет его вверх и будет поддерживать на поверхности.
Предложите ребенку сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале погружается в воду, затем всплывает.
10. Чтобы лечь на спину в воде, необходимо уметь вытягиваться в одну линию, не поднимая головы. Уложите малыша, поддерживая руками снизу его голову и спину. Если ребенок сгибается, лежа на спине, попросите его погрузить уши в воду и поднять живот вверх.
11. Теперь учим малыша работать ногами кролем на спине. Предложите ребенку лечь в воде на спину, а голову, положить на вашу ладонь или держаться руками за край ванны. Пусть поработает ногами вверх-вниз, не касаясь дна. Если вы увидите, что колени поднимаются из воды, поставьте руку у коленей. Дайте ему возможность повторить упражнение так, чтобы колени не касались руки.
12. Научим ребенка лежать на поверхности воды на спине. Предложите ему, сделав глубокий вдох, спокойно лечь на спину. Если ноги очень глубоко погружаются в воду, можно слегка ими подвигать вверх-вниз.
13. А теперь веселое упражнение. Попросите ребенка сделать вдох и лечь на воду, вытянув руки вдоль тела. Поверните несколько раз «бревнышко» вокруг своей оси.
Вот теперь можно переходить на «большую» воду. Все эти упражнения просты и доступны практически каждому ребенку. При регулярном их выполнении в течение, скажем, месяца малыш совершенно иначе начинает относиться к воде и плаванию. Придя в бассейн, он уже довольно уверенно сможет держаться на воде и проплывать свои первые метры.
Навыки, приобретенные ребенком в домашней ванне — прекрасная база для дальнейшего обучения плаванию.
Публикации по теме:
Плавание как средство оздоровления детей в ДОУ Уметь плавать — это прекрасно. Плавание может пройти с вами через всю жизнь и на каждом ее этапе служить источником удовольствия, здоровья,.
План работы кружка «Фламинго». Знакомство с элементами синхронного плавания Синхронное плавание Синхронное плавание – молодой вид спорта, возникло как разновидность художественного (фигурного) плавания. Художественное.
- Детские игры
- Дидактические игры
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Источник: www.maam.ru
Плаванье от 0 до 12 месяцев
Чтобы ребенок был здоровым, и развивался правильно, нужно заниматься с ним спортом. Одним из самых доступных его видов является плаванье.
Им можно заниматься даже в грудном возрасте.
С помощью этого спорта вы сможете развить некоторые системы малыша, и дать ему возможность стать сильнее в физическом плане.
Мы расскажем, когда можно начинать занятия, и как их проводить.
Особенности плаванья у грудничков
Доктора рекомендуют периодически заниматься плаваньем с детками. Это можно делать в ванной комнате, развивая тем самым многие системы тела.
В будущем карапуз будет не только совершать держаться на воде, но и сможет задерживать дыхание, и нырять.
Когда он этому научится (а на это понадобится время), его можно будет пустить в полноценный бассейн.
Со стороны кажется, что приучить карапуза к воде просто. Но на деле все оказывается не так. Малыш может отказаться от купания, поскольку может бояться воды.
Это частое явление, потому что карапузы попадают в такую среду, в которой никогда не были. У них начинается паника и полное отторжение воды – затащить карапуза в ванную в таком случае будет очень непросто.
Главной причиной является то, что, прежде всего, перед купанием нервничают сами родители. Они переживают насчет того, что ребенок может задохнуться в воде, утонуть, и ждут любые другие неприятности. И эта нервозность передается ребенку. Поэтому запомните правило: чем меньше боитесь вы, тем более позитивно к купанию относится ребенок. Искорените страх, чтобы помочь ребенку освоить азы плаванья.
Если успокоиться у дитя не получается, и оно все равно боится воды, обратитесь к детскому доктору. Он подскажет, как приучить карапуза к ванной. Вам нужно будет только прислушаться к его советам, и выполнить инструкции, которые вам дадут.
Чем полезно плаванье?
Главная польза плаванья в том, что оно улучшает работу опорно-двигательного аппарата. Сердечно-сосудистая система тоже становится более сильной.
Карапуз начинает лучше спать, много кушает, и его иммунитет становится крепким. Также нужно учитывать, что в воде ребенок учится новым телодвижениям, и становится выносливым. С помощью плаванья вы можете закалить вашего ребенка так, чтобы он не боялся низких температур и непогоды.
Доктора рекомендуют плаванье карапузам, которых не доносили. Они считают, что с помощью этого можно добиться улучшения здоровья – они быстрее догонят других детей в плане развития.
Специалист по плаванью грудничков, Евгения Поляк, заявляет, что плавающие карапузы быстрее начинают сидеть, ползать и передвигаться на ногах, чем те, которые этим не занимаются.
Но у плаванья в грудном возрасте есть и противники. Они считают, что заниматься этим делом так рано нельзя – думают, что карапузу этот процесс не нравится. Но нужно понимать, что груднички не могут выражать свои мысли с помощью слов. Никто не может знать наверняка, что нравится в этом возрасте дитю, а что – нет. Об этом можно только догадываться.
Методики плаванья для грудничков
Мы подготовили для вас методики плаванья. Рекомендуем строго придерживаться одной из них, чтобы карапуз не простудился и не заболел. Но лучше обратиться к специалисту, чтобы он занимался с дитем.
Методика Захария Фирсова
Эта методика была создана в Советском Союзе в 1978 году. Также, ее одобрили в Министерстве Здравоохранения этого государства.
Согласно этой методике, вам придется заниматься с карапузом не менее девяти месяцев.
Вот, в чем ее суть.
Сначала ребенка нужно погрузить в воду ногами вниз. Он должен быть размещен вертикально.
Параллельно вам нужно разговаривать с карапузом, объясняя, что вы делаете. Говорите ему, что скоро он попадет в воду, и будет в ней плавать.
Так вы сможете отвлечь ребенка от погружения в ванную (или бассейн), и ему будет легче справиться с волнением. Когда дите свыкнется с мыслью, что оно уже в воде, то можете переходить к самому плаванью.
Положите свою руку под голову ребенка, и разместите его горизонтально. Рекомендуем держать карапуза в процессе первого купания как можно крепче. Так дите будет понимать, что, в случае непредвиденных ситуаций, он не утонет. Он будет чувствовать себя спокойно.
Главной целью этой методики является обучить карапуза «лежать» на воде не менее двадцати-тридцати минут. Этого, согласно методике, можно добиться за двенадцать месяцев тренировок. Некоторым карапузам это удается и за девять месяцев.
Помимо этого, к возрасту один год, ребенок научится прыгать в воду, нырять, искать игрушки под водой и доставать их.
Методика Игоря Чарковского
Эта методика немного отличается от предыдущей. Она создана для карапузов, которых не доносили, или тех, которые просто слабые.
Свою методику Игорь Чарковский впервые применил на дочке. По результатам эксперимента, он заявил, что недостаток кислорода в легких (который вызван задержкой дыхания при нырянии) полезен для ребенка.
Когда это происходит, то организм начинает усиливать мозговую и физическую активность. И это помогает ослабшим карапузам быстрее развиваться и избавляться от возникших проблем.
Согласно этой методике, длина тренировок составляет от получаса до сорока минут. В течение этого времени карапуза очень часто окунают в воду. Это действие имеет даже специальное название – «пронырывание».
Когда карапуза поднимают из воды, его задача – вдохнуть кислород. После этого, его снова опускают обратно. Задача карапуза во время всего проныривания – специально задерживать дыхание, а затем специально вдыхать кислород.
Цель Чарковского – научить детей тому, что «для того, чтобы жить, нужно двигаться». Этот тезис он доказывает в процессе тренировок: если карапуз будет бездействовать и не вдыхать воздух, когда у него есть такая возможность, то задохнется.
Эта методика эффективна в лечении недоношенных и ослабших детей. Она жесткая, но с помощью нее действительно можно добиться многого, и укрепить малыша.
Но предупреждаем сразу: заниматься с ребенком самостоятельно такими упражнениями нельзя. Вы можете навредить ему, и вызвать у него сильный стресс. Поэтому рекомендуем обращаться к профессионалам. Они помогут ребенку развить потенциал своего организма.
Методика Владимира Гутермана
Эта методика пользуется большой популярностью. Она делится на четыре шага:
- Подготовка к процессу.
- Изучение искусства плавания.
- Плавание без помощи и поддержки взрослых.
- Улучшение навыков плавания.
Эта методика очень простая. Ваша задача – научить карапуза купаться в ванной, наполненной полностью. Чтобы выработать у ребенка привычку, нужно регулярно прибегать к банным процедурам.
- На первом этапе вам нужно поднять настроение дитя – вызвать у него улыбку. Если он будет чувствовать радость при каждом погружении в ванную, то ему будет приятно это делать. Он полюбит этот процесс, и будет сам проситься купаться.
- Когда карапуз достигнет двух месяцев, ему нужно будет проводить плавательную гимнастику, а также периодически делать массаж. Так называемую «имитацию плавания» сначала делают за пределами ванной комнаты, а потом уже в самой ванной.
- С трех месяцев до полугода родители должны помочь карапузу закрепить навыки который он приобрел за прошедшие месяцы, и улучшить их. К концу этого этапа, ребенок должен уметь плавать на спинке и на животе, но ему в этом все равно придется помогать.
- С полугода до девяти месяцев ребенок уже должен уметь нырять.
- С девяти месяцев до года карапуз уже должен уметь полноценно плавать в ванной. Также он должен уметь плавать в более больших местах – например, бассейнах.
Перед выбором методики обязательно проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь плаваньем с ребенком самостоятельно.
Лучше наймите тренера! Это будет безопаснее.
На портале Vikids вы можете:
Источник: www.vikids.ru
Все о плавании для грудничков на дому: советы эксперта
Все больше родителей стремятся освоить азы плавания для новорожденных. Это вполне объяснимо: обучение плаванию грудных детей полезно для профилактики многих заболеваний, подходит как мягкий метод закаливания. Родители осваивают этот способ с помощью инструктора в бассейне или сами дома проводят занятия для малыша.
Умение плавать заложено в ребенке до рождения: всю беременность он проводит в околоплодных водах. Способность непроизвольно задерживать дыхание новорожденный сохраняет до трехмесячного возраста, затем оно постепенно сходит на нет. Поэтому сторонники грудничкового плавания советуют начать как можно раньше.
Из этой статьи вы узнаете
- Плюсы раннего плавания
- Возможные противопоказания
- Где плавать: дома или в бассейне
- Приспособления для купания
- Подготавливаемся к занятиям
- Приемы и методики
- Важные советы
Плюсы раннего плавания
Водные упражнения — самый щадящий вид спорта, а для новорожденных еще и самый доступный. Вот несколько доводов, зачем обучать плаванию с пеленок:
- Снижается гипертонус, свойственный почти всем новорожденным.
- Наступает улучшение функциональности мышечного и связочного аппарата, в нетравматичной, в отличие от других видов спорта, обстановке, формируется правильная осанка.
- Это – отличная профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.
- Упражнения в воде способствуют тонизированию мышц, а вечернее купание — общему расслаблению.
- Развивается координация движений всего тела, что для маленького ребенка вопрос первостепенный, сглаживаются негативные явления в области неврологии.
- Освоение навыка правильного глубокого дыхания, задержка вдоха стимулирует повышение эритроцитов в крови. Происходит лечебный эффект: естественное стимулирование кровоснабжения.
Посмотрите, как здорово маленькая Софья (4,5 мес.) плавает в детском бассейне с тренером.
Возможные противопоказания
Прежде чем начать грудничковое плавание на дому, нужно проконсультироваться с педиатром. Противопоказаний к занятиям немного, но все же они есть, это:
- нарушения в работе сердца и сосудистой системы;
- вирусные инфекции;
- заболевания, нарушающие целостность кожи.
Где плавать: дома или в бассейне
В этой таблице мы наглядно показали преимущества плавания на дому и в бассейне.
По степени удобства: | Малыш только адаптировался к домашней обстановке, ему будет спокойнее с мамой в привычных условиях. | В бассейне занимаются другие мамы и дети, больше шума и воды. Это может напугать грудничка. Плюс занятий в бассейне: мама тоже находится в водной среде. |
По эффективности: | Если осваивать правила плавания на дому, придется вызывать инструктора, а частный визит дороже и чреват проблемами. | Специалисты бассейна обладают нужной квалификацией и работают по гибкому графику. |
Безопасность: | Главной проблемой грудничкового плавания на дому является незнание основных принципов работы, что приводит к риску травматизма и опасности попадания воды в легкие малыша. | В бассейне уроки проводит инструктор, он контролирует действия мамы, поэтому она с ребенком находится в безопасности. |
Соблюдение чистоты и риск заражения: | Вода в домашней ванне не насыщена раствором хлора, для первых занятий ее можно прокипятить. Риск инфицирования дома минимальный. | В бассейне велика вероятность подхватить инфекцию, хлорированная вода способствует возникновению аллергии, нарушению функций дыхания и пищеварения при проглатывании. |
Возможность групповых занятий: | В домашних условиях даже при наличии братьев и сестер групповые занятия затруднены: слишком тесно. | В бассейне маленький пловец может подражать другим детям. Группа молодых мам – подходящий коллектив для обмена опытом. |
Важно! Исследования, проводившиеся в Европе, показали, что частое купание в закрытом бассейне способствует предрасположенности к аллергии и астме. Хлорамины, содержащиеся в воде и воздухе учреждения, токсичны и способны легко проникать в детскую кожу. Оксиды хлора попадают и в легкие, делая их поверхность более уязвимой для патогенной микрофлоры.
Риск передачи вредных микроорганизмов через воду минимальный благодаря хлорированию воды.
Источник: razvitie-vospitanie.ru