После того как ребенок освоил алфавит, и вы уверены в том, что отныне в его голове прочно укрепилась информация о буквах русского языка, самое время переходить к изучению слогов. Конкретно этой теме и посвящен представленный урок.
Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут вам научить своего малыша читать по слогам, а также несколько уроков для домашних занятий, направленных на улучшение сопутствующих чтению навыков и способностей. Начнем с рекомендаций.
- Рекомендации для обучения чтению по слогам
- Уроки для развития сопутствующих навыков и способностей
Рекомендации для обучения чтению по слогам
Сразу скажем, что учитывая специфику самого процесса обучения детей чтению, так или иначе вопроса чтения по слогам мы уже касались, поэтому вполне вероятно, что в уроке вы встретите что-то, что вам уже знакомо.
Выбор методики
Вопрос выбора методики, по которой вы будете обучать своего ребенка, очень важен. Вы уже знаете, что лучше всего использовать комплексный подход, чтобы понять, что наиболее эффективно именно в вашем случае. Но мы советуем все-таки начать с букваря авторства Надежды Жуковой или Елены Бахтиной. Обе эти книги станут прекрасными помощниками для вашего любимца, знакомящегося со сложением букв в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. К тому же в этих пособиях есть картинки (но их немного, что очень хорошо), благодаря чему заниматься будет интереснее.
Как научить ребенка читать слог сразу? Юлия Пчелинцева
Повторение
В начале каждого нового занятия всегда повторяйте с ребенком то, что уже проходили. Вместе с малышом вспоминайте знакомые буквы и звуки, а также их сочетания. Следуя этому простому правилу, вы будете способствовать выработке детским мозгом грамотного и структурированного механизма чтения.
Простейшие слоги
Начинать осваивать слоги нужно с самых простых. Листая странички букваря, в шутливой форме показывайте, как одна буковка спешит к другой, например, как М торопится к А, чтобы скорее позвать маму. Воображение малыша будет рисовать красочные картины, отчего слоги будут запоминаться очень хорошо. Ваша задача также состоит в том, чтобы донести до ребенка, что буквы нужно проговаривать вместе, а не по отдельности.
Несложные слоги
Освоив простейшие слоги, переходите к слогам чуть сложнее. К таким относятся уже не только МА, ПА или БА, но и ЛА, РА, РО, ДО и т.п. Многообразие слогов позволит ребенку закрепить механизм их образования буквами и освоить начальную технику чтения. В дальнейшем ему будет легче знакомиться с более сложными слогами, где присутствуют глухие и шипящие согласные, к примеру, ВО, ШИ, ЩА и т.д.
Сложные слоги
После освоения начальных слогов, вам может показаться, что ребенка уже можно учить читать слова и предложения, но, поверьте – время еще не пришло. Закрепляйте механизм слогового чтения, усложняя занятия. Приступите к изучению слогов, начинающихся на гласные буквы, таких как ОП, УП, ОН, АВ, АМ, ОР, ОС, ЕН, ЕЛ и т.д.
Простейшие слова
Продолжать обучение чтению по слогам нужно чтением тривиальных слов, состоящих из двух слогов: «мама», «папа», «баба», «деда», «няня», «нюня», «каша», «маша» и т.д.
Произношение
В процессе обучения слоговому чтению особое внимание требуется уделять правильному произношению. Это станет залогом успешного обучения чтению в целом.
Имейте в виду, что очень эффективен такой способ, когда для лучшего усвоения дети пропевают слоги. Это эффективно, полезно и весело. Но есть один нюанс: многие малыши очень к этому привыкают и начинают петь слоги на одном дыхании.
Поэтому, если вы и для своего ребенка выбрали подобный метод, следуйте ему надлежащим образом. Это значит, что не стоит позволять ребенку все подряд, а также нужно обращать его внимание на паузы между словами и предложениями.
А приучать малыша можно к следующему порядку: пусть он споет одно слово, затем сделает паузу, потом пусть споет второе слово, а затем снова сделает паузу и т.д.. Вскоре он сам поймет, где делаются паузы, и процесс пойдет, как по маслу.
Возраст
Освежим в памяти, что не нужно опережать события. Если в 3-4 года малыш совершенно равнодушен к вашей инициативе научить его читать, сделайте паузу на несколько месяцев, полгода или год. Если же он сам проявляет интерес к буквам и книгам, это показатель того, что нужно приступать к занятиям.
В 5-6 лет заниматься с ребенком уже необходимо, даже если ребенок не заинтересован. Это нужно, чтобы к первому классу будущий ученик уже мог читать и писать слова хотя бы печатными буквами.
Даже если ваше чадо ходит в детский сад, и там с ним занимаются воспитатели, вам все равно следует заниматься с ним дома. Если есть возможность, частично воспитательную функцию можно передать бабушке или дедушке или же нанять репетитора, обладающего хорошими педагогическими навыками. Помимо того, что ребенок должен прийти в школу уже более-менее подготовленным, все это важно и с психологической точки зрения – умея читать и немного писать в первом классе, ребенок будет испытывать на себе меньше стрессового воздействия.
Учеба – это игра
Если вы действительно хотите научить малыша правильно и грамотно читать по слогам (и вообще), вам нужно сделать из процесса обучения увлекательную игру. Вовсе не нужно утруждать ребенка выразительным или беглым чтением – намного важнее, чтобы он овладел навыком самостоятельного складывания букв в слоги, распознавания и чтения букв в букваре, составления слов, фраз и предложений. Основная задача – усвоить технику чтения.
Если сначала что-то не получается (а это непременно будет происходить), нужно оставаться спокойным и терпеливым, методично разъясняя малышу, что он делает неправильно. Учеба должна быть похожа на игру, а это значит, что всегда должна иметься возможность для удовольствия, отдыха и расслабления. Исключите из обучения любой стресс для ребенка, тогда он будет легко и охотно уяснять то, чему вы его учите.
Представленных выше рекомендаций вполне хватит, чтобы ребенок научился читать по слогам. Но чтобы процесс проходил более эффективно, мы советуем взять на вооружение несколько приемов, которые помогут развить сопутствующие чтению навыки и способности. Мы назвали их уроками, и предлагаем вам выстраивать свои занятия с их учетом.
Уроки для развития сопутствующих навыков и способностей
Заниматься этими уроками можно с детьми от 5 лет. Лучше всего делать это дважды в день по 15-20 минут. Выполнять задания можно в любой последовательности. Не следует выполнять более 3-4 заданий в день.
Урок для развития у ребенка зоркости
Помочь развить малышу зоркость помогут два простых упражнения:
- На альбомном листе напишите несколько пар слов с одной различающейся буквой, например: «кот кит», «сук сок», «вес лес», «сок ток» и т.д. Дайте ребенку задание найти отличия в словах.
- На альбомном листе напишите несколько рядов из 5-6 согласных букв, вставляя в каждый по одной гласной, к примеру: «б т к л а в м», «к г б г о ж ч к», «п р с т у в г» и т.д. Дайте ребенку задание найти лишнюю букву. Задания можно видоизменять.
Урок для развития артикуляции
Предложенная гимнастика способствует улучшению произношения и четкости речи и постановке правильно дыхания:
- Подберите несколько несложных слов, состоящих из двух слогов. Для одного занятия требуется подобрать десять слов. Вырежьте из картона десять карточек и напишите на них слоги, составляющие эти слова. Дайте ребенку задание верно составлять слова, при этом постоянно меняя карточки.
Урок для тренировки внимания
Суть этого урока такова: напишите на альбомном листе много простых слов из двух слогов. По вашей команде малыш начинает чтение, а когда вы говорите «Стоп!», сразу закрывает глаза и немного отдыхает. Затем вы даете команду «Старт!», а ребенок должен продолжить чтение с того места, на котором остановился.
Урок для развития дедукции
Задание построено на смысловых догадках, и выполняется следующим образом: на альбомном листе напишите несколько слов, где пропущен какой-то слог или буква. Задача малыша – читать слова и догадываться, каких букв или слогов в них не хватает.
Урок для развития слуха на ударения
Напишите на альбомном листе несколько слов с 3-4 слогами. Читайте вместе с малышом, ставя ударение на каждом из слогов. Малыш должен определить, какое ударение является верным (имейте в виду, что слова должны быть ему уже немного знакомы).
Урок для развития техники чтения
Смысл занятия предельно прост: найдите несколько видео- или диафильмов, обучающих чтению, и смотрите их вместе со своим ребенком.
Кроме того, можно применять и другой метод: дайте малышу прочитать несложный текст, например, детский стишок:
«Козлик-козлик:
— Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?
— Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
— Ме-ме-ме – бегу учиться»
Читать ребенок должен про себя, не размыкая букв и как можно быстрее. После прочтения пусть малыш перескажет то, что узнал. На следующем этапе дайте ему задание прочитать то же самое вслух.
Урок для развития поля зрения
Здесь можно выделить два задания:
- Начертите на альбомном листе таблицу, в каждой из клеток которой будет находиться по одной букве алфавита (можно сделать большую таблицу с повторяющимися буквами). Дайте малышу задание читать указанные вами карандашом буквы.
- Возьмите в руку детскую книгу, а ребенок пусть сидит у вас на руках. Выберите любое слово и произнесите его, а малыш должен найти его в тексте.
Урок для развития правильного дыхания
Напишите на альбомном листе ряд согласных букв или ряд простейших слогов. Пусть ребенок читает написанное, делая по вашему указанию вдох через каждые 4, 6 или 8 букв. В будущем ваш малыш будет правильно дышать во время чтения.
Применяя все вышеизложенное на практике, вы научите свое чадо отлично читать по слогам уже через 1,5-2 месяца занятий, а заодно подготовите к более серьезному чтению. В итоге, даже еще не начав ходить в школу, ребенок сможет осиливать простейшие детские книжки.
Но, естественно, на освоении слогов останавливаться не нужно, а потому в следующем уроке речь пойдет о чтении слов и упражнениях, посредством которых этому можно научить любого ребенка.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник: 4brain.ru
Как научить ребенка читать словами дома: быстро и правильно
Дети
Малыш уже знает все буквы и пришло время научить его читать словами. Но как это сделать правильно и быстро, некоторые родители не знают. Они, конечно же, пытаются учить ребенка соединять буквы вместе, но затрудняются это делать, не совсем понимая, как помочь крохе правильно соединить эти буквы в слоги, а слоги – в слова. Ключевое слово тут – правильно. Сегодня «Мама может все» расскажет, как помочь малышу научится читать словами.
Что нужно знать об обучении чтению в домашних условиях
Этот подзаголовок не случайно вынесен в самое начало статьи. Многие родители пытаются учить свое чадо чтению, совершенно не учитывая его готовность к этому процессу. А это немаловажный психологический момент, который играет большую роль в обучении (и не только чтению). Да, ребенок вполне способен во время игры освоить алфавит.
Петь гласные, повторяя их за мамой, громко рычать букву «Р», шипеть букву «Ш» и находить знакомые буковки в книжках с удовольствием будет любой малыш. Но вот продвинуться дальше, когда от него потребуется усидчивость, внимательность – не у всякого получится. А мамы, потеряв терпение, махнут на дальнейшие занятия рукой и будут ждать, когда ребенка научат читать в садике.
Поэтому прежде чем начать заниматься с ребенком изучением букв, обратите внимание на его готовность (и желание) воспринимать обучение и не останавливаться на достигнутом.
Еще одной трудностью на пути к чтению словами становится плохая речь ребенка и небольшой словарный запас. И если последнее вполне легко устранить – много разговаривать с малышом, читать ему книги и сочинять вместе с ним сказки, то с первым пунктом придется обратиться к логопеду. Ребенок, который плохо или неправильно проговаривает звуки, не сможет их соединять в слова.
И третье, что нужно помнить родителям – при изучении алфавита никогда не называйте ребенку букву в ее транскрипции, а только звук, который соответствует этой букве. То есть не «ЭН» и не «ЭЛ», а «Н» и «Л». Это необходимо, чтобы малыш потом мог легко соединять эти звуки (буквы) в слоги и слова. Как это делать правильно, посмотрите видео-урок.
И еще несколько правил, которые помогут родителям легко научить ребенка читать словами.
- Занятия проводите только если ребенок в хорошем настроении и имеет желание учиться читать.
- Никогда не принуждайте малыша, не сулите ему поощрений и не ругайте его, если он отказывается учиться. Это значит, что он просто не готов.
- Не сравнивайте его с другими детками и не стыдите, если у него что-то не получается.
- Хвалите за успехи, но не ставьте их ему в заслугу. Ребенок должен знать, что учеба – это такая же необходимость, как и самостоятельность.
Если родители видят, что их дитя с радостью учит буквы, задает вопросы и сам пытается соединять знакомые уже буквы в слова – не тяните со следующим этапом и начинайте смело учить его чтению.
Что нужно для обучения чтению
Не будем говорить банальности о терпении и желании как родителей, так и детей – это и так понятно. Сразу перечислим, что будет нужно в дополнении к этим двум естественным вещам. Обязательно приобретите для занятий:
- Азбуку (если еще не учили буквы) и Букварь, если алфавит уже выучен. Каждый волен выбирать себе свой вариант учебников, но советуем обратить внимание на Букварь Н. С. Жукова;
- магнитную Азбуку, она поможет складывать из букв слоги и слова;
- полезными будут и кубики Зайцева, и набор карточек со слогами;
- вариант говорящей Азбуки выбирайте такой, где названия буквы произносится звуком;
- фломастеры и альбом (тетради в клетку) и/или доску для письма. Лучше брать грифельную, на которой пишут мелом, она надежней;
- хорошим обучающим материалом будут серии мультфильмов, в которых учат буквам. Но, опять же, ищите те, в которых буквы произносятся звуками.
И помните, что сказавши «а», надо обязательно говорить и «б», то есть после изучения алфавита не тянуть с обучением чтению. Иначе смысла учить только буквы – просто нет.
Складываем буквы в слоги
Слог – это не сочетание букв, а сочетание звуков. Поэтому когда будете переходить с детьми на этот этап занятий, помните об этом и сами. Легче всего деткам даются слоги, которые оканчиваются на гласные звуки, то есть – открытые слоги. А вот закрытые слоги – оканчивающиеся на согласную – усваиваются хуже.
И все потому, что у детей есть тенденция «проглатывать» последний звук (букву) слога или менять ее на похожую по звучанию. Эту особенность следует обязательно учитывать и от которой нужно отталкиваться, когда будете учить ребенка соединять звуки воедино.
Для занятий и закрепления пройденного пользуйтесь различными инструментами. Чтобы малыш понял, как происходит слияние звуков, рисуйте лодочки с буквами, которые плывут навстречу друг другу и, встретившись, соединяются в определенное слогосочетание. А слоги из букв, делающих согласную мягкой (например, «РЯ», «ТИ», «МЕ»), оставляйте на вторую очередь, после «ТЫ», «МО», «ЛА».
Во время занятий развивайте мелкую моторику. Просите ребенка нарисовать (скопировать или соединить по точкам) соответствующий слог или вылепить его из пластилина, или выложить из фасолинок.
На следующем занятии, прежде чем приступить к новому материалу, не забудьте повторить и закрепить предыдущий урок.
Когда малыш поймет, как правильно соединять звуки в открытые слоги, переходите к закрытым, но при этом следите, чтобы звук (буква) «Д» не превратилась в «Т». Поправляйте малыша мягко, но требуйте правильного произношения. Расскажите ему, чем отличаются парные звуки. Дайте им определение согласных: звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Складываем из слогов слова
Для начала родителям стоит запомнить: чтобы ребенок легко научился складывать слоги в слова и предложения, давайте ему для начала читать только простые слова, состоящие из двух открытых слогов.
Классическая фраза «Ма-ма мы-ла ра-му» не просто так дана в букваре, она помогает малышу понять принцип соединения отдельных слогов в одно целое. При этом предложение в целом весьма понятно для всякого ребенка. Заранее придумайте несколько подобных словосочетаний и попросите малыша прочитать их. Не торопите его, пусть он сам осознает все великолепие процесса чтения, когда из обычных букв получается простая для его восприятия фраза.
Если дитя быстро ухватило суть соединения открытых слогов, не спешите сразу же переходить к сложным предложениям. Закрепите начинание и попробуйте дать ему слово, состоящее из открытого и закрытого слога. Например, слова «окно», «игра», «юбка», «утка». И только после переходите к таким, которые имеют в своем составе слоги из трех букв (звуков), таких как «кош-ка», «мыш-ка», «се-реж-ка».
Есть еще один способ соединения букв. Как складывать их сразу в слова, посмотрите на видео.
Главное – заниматься без спешки и особой суеты. Ребенок должен понять и полюбить процесс чтения, а не считать его нудной обязанностью и рутиной. Дети только тогда любят книги и чтение, когда видят перед глазами пример взрослых, которые с удовольствием читают не только им, детям, сказки, но и увлечены «взрослыми» книгами. Поэтому если мама и папа хотят, чтобы чтение стало для ребенка естественным и приятным занятием, они сами должны любить читать.
Источник: mamamozhetvse.ru