Как научить ребенка видеть строчку при письме

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках — например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения.

Как научить ребенка держать ручку?

Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать.

В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Как Научить Ребенка Писать Грамотно и Красиво ? Работающая Методика !

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв.

Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Читайте также:  Как научиться заплетать колосок на себе

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

  • для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.

•Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» — 003 г.

•Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» — тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

•С-Петербург из-во «Союз» — 2004 г.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002244, штрих код (№ квитанции) 62502669050018 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник: tmndetsady.ru

Подготовка руки к письму: упражнения и рекомендации. Советы детского нейропсихолога

Наиболее распространенные трудности школьного обучения, с которыми сталкиваются юные ученики, — это различные виды дисграфии, т.е. нарушение письма. Обычно дисграфия проявляется несколькими симптомами, и один из них – это плохой почерк у ребенка . По статистике, примерно 60% первоклассников сталкиваются с таким нарушением письма в разной степени. Исправить проблемы с письмом у ребенка можно. Во-первых, чтобы снизить риски появления дисграфии, необходимо начинать подготовку к письму еще в дошкольном возрасте. Во-вторых, если нарушение уже дало о себе знать, не стоит пренебрегать помощью профессионалов – детских нейропсихологов.

Читайте также:  Как отучить ребенка спать отдельно от родителей

Проблемы с письмом и плохой почерк у ребенка

Несмотря на то, что проблемы с письмом напрямую относятся к речи и ее развитию, причины плохого почерка практически всегда связаны с нарушениями центрального отдела нервной системы – мозга. Таким образом, многие родители ошибочно думают, что вопросами коррекции письма должен заниматься логопед, однако на самом деле помощь оказывает непосредственно детский нейропсихолог.

Именно нейропсихология, в частности,занимается изучением различных поражений коры головного мозга, которые отвечают за функцию письменной речи. Второй миф, касаемый развития письменной функции, — это ошибочное мнение, что подготовку к письму надо начинать за год до предполагаемого поступления в 1 класс, а для занятий необходимы только прописи. Увы, это не так.

На самом же деле подготовка к письму – это долгий и многоэтапный процесс, поэтому начинать его необходимо как можно раньше. Так, с младенчества особое внимание надо уделять развитию моторики. Именно с нее начинается запуск всех речевых функций, в том числе и дальнейшая функция письменной речи. Помните, что мелкая моторика — подготовка руки к письму.

Следующий этап – это ежедневные занятия, направленные на развитие всех органов чувств. Особое внимание надо уделить зрительной, слуховой, артикуляционной функциям, а также вестибулярному и опорно-двигательному аппаратам.

Согласно современной статистике, у детей предшкольноговозраста слабо развиты мышцы рук, затруднена координация движений, незавершено окостенение запястий и фаланг пальцев, а зрительная и двигательная функции находятся в разной степени развития. Также отмечается, что у детей 5-6 лет недостаточно сформированы способности к оценке пространственных различий, а сам процесс письма вызывает особые трудности в виде чрезвычайного перенапряжения. По данным различных исследований, достаточный уровень развития ЦНС и мышц достигается к 7 годам. Это одна из причин, почему крайне нежелательно отдавать ребенка в школу ранее этого возраста, чтобы не давать излишнюю нагрузку на еще неокрепшую письменную функцию. Исходя из вышесказанного, овладение навыком письма требует не столько прямой подготовки к данному виду деятельности, сколько общего развития высших психических функций и всех органов чувств.

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Итак, для того, чтобы полноценно подготовить ребенка к письменной речи, необходимо, прежде всего, развивать моторику (и крупную и мелкую), причем с первых лет жизни малыша. Чем лучше у ребенка развита моторная функция, тем проще ему дастся овладение письмом. Но на что еще обратить внимание, и как определить уровень готовности к воспроизведению графических навыков?

Если Ваш ребенок достиг 6-летнего возраста, обратите внимание на:
1. Правильный захват канцелярских принадлежностей рукой. 2. Скорость воспроизведения графических элементов. Например, как быстро малыш способен разукрасить геометрическую фигуру или обвести контуры изображения, в т.ч. цифр, букв. 3. Специфику положения рук, осанки. 4. Усидчивость и концентрацию.

К этому возрасту ребенок способен концентрироваться на занятии не менее 30 минут. 5. Интерес малыша к письменным заданиям. 6. Способность к зрительному анализу. Ребенок должен сам уметь находить нечеткости и ошибки. Присмотритесь к тому, как малыш выполняет различные задания. Ребенок готов к письму, если он:
— уверенно и достаточно быстро штрихует;
— обводит изображения чётко по контуру;
— раскрашивает, не выезжая за края;
— может аккуратно вылепить даже самые мелкие детали. Также можно выполнить с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развит у малыша навык письма. 1. Попросите нарисовать круг и покажите на другом листе бумаги образец, какую окружность вы хотели бы видеть.

Если кисть руки ребенка развита слабо, то, скорее всего, вместо круга получится овал, круг выйдет слишком маленького размера или линия будет прерывистой, угловатой и неровной. 2. Предложите ребенку заштриховать элемент простого предмета (например, фрукт или овощ) прямыми линиями, не выходя за границы изображения.

Если рука недостаточно хорошо развита, то штриховка будет разнонаправленной или не будут соблюдены границы рисунка. Также специалисты выделяют три вида готовности письма у дошкольников: 1. Развитие фонематической функции (умение различать звуки и сопоставлять их с буквами). 2. Развитие графической функции (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры). 3. Технический (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями по назначению).

Подготовка руки к письму: нейропсихологические упражнения

Рассмотрим основные упражнения, направленные на развитие мышц рук, а также тех участков мозга, которые отвечают за функцию письменной речи. Для детей раннего возраста используйте различные игры с крупами и бобовыми. Здесь можно экспериментировать и придумывать разные упражнения в зависимости от возраста.

Например, перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек или различных фигур и/или узоров (для малышей постарше), бросание в отверстие и т.д. Также хороши игры с юлой и волчком.Эти 2 незамысловатые игрушки отлично укрепляют кисти рук и тренируют правильный захват.

В нужном векторе работают и взаимодействия с кинетическим песком, мозаикой, шнуровкой, конструкторами, мелкими деталями. Обязательно занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, позже – аппликацией. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой, тем более такие упражнения подходят даже самым маленьким детям и очень им нравятся.

Начинать гимнастику лучше с массажа рук: сначала массируются кончики пальцев, затем– фаланги; далее – поглаживания, легкие пощипывания кистей; потом – растирание ладошек и запястьев. Также можно использовать массажные мячики и су-джок массажеры. Пальчиковые игры бывают самые разные, они развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными.

Не забывайте про повседневные бытовые занятия. Согласно системе Монтессори, они наилучшим образом сказываются на развитии различных функций, в т.ч. на подготовку руки к письму. Полив цветов, уход за обувью, уборка и т.д. Все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.

Упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников : — Например, рисование, раскрашивание, штриховки, техника оригами и аппликация способствуют развитию двигательной функции, мелкой моторики, аккуратности, координации и точности движения рук. — Тактильное письмо –написание букв или цифр на песке, манке и т.д.–развивает тактильные коммуникации, память и воображение. — «Шершавый» алфавит. Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти. — Музыкальные инструменты.Игра на барабанах отлично тренирует мышцы рук, а игра на синтезаторе способствует развитию пальцев. — Лепка.

Полезно лепить буквы, цифры, фигурки с мелкими деталями, предметы из разных материалов: глина, пластилин, тесто и пр. Ребенок развивает моторику, получает тактильные ощущения, развивает пространственные представления и воображение, формирует образ буквы и цифры. — Игры на слуховое восприятие. Упражнение включает в себя рисование по клеточкам под диктовку (графический диктант).

Читайте также:  Как красиво хранить мочалки в ванной

Взрослый говорит, например, «две клеточки вверх, одна вправо, пять – влево». Ребенок приводит линии согласно услышанному. В итоге получается какое-либо задуманное изображение. Такое упражнение готовит руку к письму, развивает внимание, пространтсвенные представления, мышление и воображение ребенка. — Прописи для дошкольников. Это один из конечных этапов для подготовки к письму.

Обратите внимание, что малыш должен быть физически и эмоционально готов к письменной деятельности, ведь прописи являются непосредственным началом письма. — Физическая активность. Различные игры на свежем воздухе, игры с мячом, прыжки на скакалке или батуте – всё это развивает опорно-двигательный и вестибулярный аппараты, а, значит, координацию, что полезно для будущегонавыка письма. Помимо вышеперечисленного, не забывайте про упражнения, направленные на развитие других функций и органов чувств, потому что все они друг с другом тесно взаимосвязаны.

Совет родителям от детского нейропсихолога

Подготовка руки к письму – достаточно долгий процесс, зависящий от общего развития малыша, – это важно помнить каждому родителю. Поэтому старайтесь развивать ребенка с малых лет в разных направлениях. Не запрещайте ему познавать мир и быт, даже если вам это не очень нравится.

Под чутким присмотром взрослого давайте малышу изучать, трогать, рассматривать всё, что вызывает у него интерес и не подвергает жизнь и здоровье опасности. Не требуйте от ребенка невозможного. Так, подготовка руки к письму 4 года посредством прописей – в корне неправильный подход.

Если занимаетесь дома, постарайтесь проводить занятия в интерактивной форме и с перерывами на отдых. Начинайте с тех упражнений, которые больше нравятся ребенку.

При этом занятия должны быть регулярными – каждый день по 15-20 минут для подготовки к письму 5 лет и 25-30 минут для подготовки к письму 6 — 7 лет . Проводя подготовку, помогайте малышу, не оставляйте его одного наедине со сложным для него заданием. И обязательно хвалите за успехи и старание. Если понимаете, что подготовка к письму вызывает у ребенка сложности, эмоциональный негатив или же осталось мало времени до поступления в школу, не пренебрегайте помощью специалистов. Пройдя курс нейропсихологических занятий, вы точно заметите положительную динамику и далее сможете самостоятельно заниматься с ребенком.

Источник: altera-vita.ru

Дисграфия у ребенка: почему путаются и пропадают буквы

Когда дети идут в первый класс и начинают учиться писать, невозможно обойтись без проблем. Им сложно выводить палочки, крючочки, буквы, но постепенно школьники овладевают навыками письма и справляются с временными трудностями.

Однако есть дети, которые просто не в состоянии научиться правильно писать. Они постоянно допускают странные и довольно специфические ошибки: пропускают буквы и целые слоги, путают буквы, пишут их в обратную сторону и так далее. Ни учитель, ни родители, ни сам ученик, даже если он очень прилежный, не в состоянии искоренить эти ошибки.

В такой ситуации речь идет о дисграфии – частичном расстройстве письма, когда ребенку трудно овладеть навыками письма. Многие родители начинают переживать: «Что с моим ребенком не так, если он не может освоить элементарные вещи?». Однако не стоит отчаиваться – дисграфия не связана с низким интеллектуальным развитие ребенка, с интенсивностью учебного процесса или старанием самого ребенка, она не означает, что у ребенка серьезные проблемы со слухом или зрением. Все дело в том, что у ребенка еще не созрели некоторые мозговые функции, но это поправимо. Главное – вовремя показать первоклассника логопеду.

Отчего бывает дисграфия

Причины могут быть разные. Дисграфия часто бывает у детей, которые невнятно говорят или не выговаривают какие-то звуки. Дисграфия может быть у детей с плохим вниманием и памятью, а также у детей, которые перенесли травмы головы. Случается и у тех детей, которых слишком рано отдали в школу и с которыми интенсивно занимаются, игнорируя их физиологическое и психологическое развитие.

Либо если ребенок педагогически запущен и рос в неблагополучной семье. Дисграфия может быть и у болезненных, ослабленных детей. К тому же дисграфия может передаваться по наследству: если кто-либо из родных имел проблему с письмом, то их потомки тоже могут страдать дисграфией. До шести лет ребенку простительно многого не понимать и не справляться с написанием букв и слов, но, если к семи годам он по-прежнему не может научиться правильно писать, нужно немедленно исправлять ситуацию с помощью специалиста.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая
Ребенок пишет так, как слышит. Например, слово «дуб» он будет писать с буквой «п» – «дуп», и так далее. А если он сам не выговаривает звуки, например, звук «р», то и писать будет соответственно, не «рыба», а «лыба». Или может пропустить звук, который не умеет произносить: вместо «кровать» напишет «ковать».

Акустическая
Ребенок произносит звуки чисто, но на письме смешивает пары букв: «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф» и так далее. Например, он пишет не «корабль», а «корапль».

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дети пропускают целые слоги и буквы, могут переставлять буквы, не дописывать слова, предлоги пишут слитно, а приставки – отдельно.

Аграмматическая дисграфия
Ребенок, не зная правил грамматики, пишет слова (существительные, глаголы и прилагательные), не согласованные друг с другом. Например, «девочка шел» или «зеленый дерево».

Оптическая дисграфия
Ребенок плохо видит разницу в написании букв. Он может не дописать палочку в букве «ш» или хвостик в «ц».

Как преодолеть дисграфию

Прежде чем овладеть письмом, ребенку нужно освоить звуковой анализ и синтез, научиться воспринимать и дифференцировать звуки на слух, правильно их произносить. Лучше всего, когда ребенок в 4-6 лет посещает логопедические группы детского сада, либо логопеда в поликлинике.

Если ничего не предпринимать, то ребенок будет всегда писать с ошибками, что может помешать ему получить то образование, о котором он мечтает. Ведь большинство таких детей достаточно развиты и способны, просто им нужно помочь освоиться в сложном мире звуков и букв.

Чем могут помочь родители

Если ребенок, у которого дисграфия, умеет читать, то родители должны способствовать тому, чтобы он читал вслух. Желательно, чтобы ребенок первое время писал простым карандашом – тогда легко исправить ошибки, и они не будут сильно бросаться в глаза. А когда первоклассник видит свою тетрадь, сплошь усеянную исправлениями, то у него опускаются руки и понижается самооценка. Будет лучше, если ошибки ребенок будет искать сам – это хорошее упражнение на внимание и закрепление материала. Что касается родителей, то они могут самостоятельно изучить многочисленные пособия о том, как преодолеть дисграфию, и в силу своих возможностей помочь ребенку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

Источник: lime.energy

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today