Как научиться давать отпор

Родители нередко обращаются к психологам с проблемой: как научить ребенка постоять за себя? Другая проблема, которая волнует и родителей, и психологов, – это выбор способа постоять за себя. К сожалению, есть ситуации, когда применение силы оправдано. Когда это необходимо сделать? Следует ли родителю лично вмешиваться в детский конфликт, чтобы защитить своего ребенка?

«Опять тебе нос разбили? Сколько можно?» – мама накинулась на Сережу, едва тот вернулся из школы. Мальчик огорченно произнес: «Опять этот Петька… А что я мог поделать?» – «Как это что?! Нужно было постоять за себя!»

Наверняка многим из вас в детстве тоже говорили такие слова. А теперь ваш собственный ребенок нередко попадает в ситуации, в которых самым логичным и разумным был бы именно этот совет – постоять за себя. Но что это означает на самом деле? Какой смысл мы, взрослые, вкладываем в эти слова и как донести его до наших детей?

= Жертвы несправедливости =

Родители нередко обращаются к психологам с проблемой: как на­учить ребенка постоять за себя? Ведь окружающий мир суров и жесток, и в таком мире маленькому человеку придется нелегко… Однако практика показывает: мягкотелостью и «непротивлением злу насилием» в своих детях чаще всего недовольны именно те родители, которым в детстве не хватало уверенности в себе и умения дать отпор обидчикам. Таким образом, они часто переносят свой опыт на детство своих отпрысков, хотя в реальности ситуации могут быть совершенно разными. Нужно помнить: если вас в детстве обижали во дворе, в детском саду или классе, совершенно не обязательно, что ваш ребенок пройдет через те же самые испытания.

Как научиться словесно давать отпор человеку — психолог Ирина Лебедь

Другая проблема, на которую обращают внимание психологи, – это выбор способа постоять за себя. К сожалению, нередко родители, особенно папы, подразумевают под этим применение физической силы: «Что же ты растерялся и стоял разинув рот? Если в следующий раз полезет к тебе – врежь ему как следует, не бойся. Трусливых никто не уважает».

Однако если родители учат ребенка отвечать на обиды силой, результат нередко бывает все равно далек от ожидаемого. Некоторые дети оказываются не в состоянии применить такую теорию на практике. Постоянно выслушивая наставления родителей, как нужно бить, если пристают, ребенок может психологически еще сильнее зажаться, стать более робким.

Неагрессивный от природы и не желающий становиться агрессивным, он старается поменьше жаловаться на обидчиков и скрывает свои переживания и проблемы в отношениях со сверстниками, поскольку боится вызвать осуждение со стороны родителей. Такая скрытность отнюдь не способствует установлению доверительных отношений в семье. В результате ребенок утрачивает защитника в лице взрослого и воспринимает весь окружающий мир как весьма враждебный, полный опасностей.

Впрочем, есть и другая крайность: ребенок, получивший от папы указание физически давать отпор обидчикам и, возможно, сам по себе немного агрессивный от природы, как будто получает разрешение распускать руки. Он чуть что бросается в драку, уверенный, что ведет себя правильно: он ведь отстаивает свои интересы, борется за свои права!

ПОЧЕМУ ВАЖНО ДАВАТЬ ОТПОР?

За такими детьми очень быстро закрепляется репутация неадекватных драчунов, с которыми не хотят общаться сверстники, а родители в детском саду или на кружке могут выжить хулигана из коллектива, заставить его уйти. Маме или папе возмутителя спокойствия иногда удается уговорить администрацию садика оставить драчуна в прежней группе, но тогда вокруг ребенка очень быстро образуется пустое пространство.

С ним никто не хочет дружить или даже находиться поблизости из опасения спровоцировать агрессию. Отвергнутому ребенку тоже несладко, из-за чего он может начать мстить окружающим за изоляцию. К школьному возрасту у него может сформироваться убежденность, что кругом одни враги или, как минимум, равнодушные и никому нельзя доверять. Подобное мировоззрение отнюдь не безобидно: в подростковом возрасте оно может вылиться в тяжелую, затяжную депрессию.

Бывает, что драчун видит свою изоляцию так: если окружающие сторонятся меня, значит, они очень сильно меня боятся, и это хорошо! Иными словами, ребенок входит во вкус, страх окружающих перед ним тешит его самолюбие. Больше остальных в такой позиции рискуют оказаться дети, от природы обладающие повышенной обидчивостью и склонностью к доминированию, иными словами, с лидерскими задатками.

Нужно сказать пару слов о лидерстве. В последнее время полки книжных магазинов завалены книгами, посвященными воспитанию лидерских качеств, причем как в детях, так и во взрослых. Современная западная психология навязывает нам мысль, что только лидером быть здорово и замечательно. Другие варианты поведения в коллективе уже воспринимаются и позиционируются как удел неудачников.

Очень жаль, что авторы книг по воспитанию лидеров совершенно не рассматривают вопрос, что станет с обществом, если оно целиком будет состоять из лидеров, – они будут отдавать распоряжения, а кто будет их выполнять? В действительности же любые другие формы общественного поведения ничуть не хуже, чем лидерство.

Читайте также:  Что можно пописать в тетради когда скучно

Поэтому нам, родителям, не стоит поддаваться пропаганде и нацеливать ребенка на лидерство любой ценой. Вообще лидерство – в значительной мере врожденное качество, не поддающееся воспитанию. Поэтому не надо переживать, если ваш отпрыск не обнаруживает в себе стремления к нему. У каждого человека свое предназначение в жизни.

= Суть проблемы =

Рассмотрим и другую составляющую детских конфликтов – саму обиду как она есть. У нее существуют два аспекта: отношение к обиде самого ребенка и отношение его родителей. Бывает, что родители преувеличивают драматизм происходящего и учат ребенка давать отпор в ситуациях, когда объективно сверстник не сделал ему ничего плохого или совершил какой-то мелкий проступок. Например, настоятельно советуют толкнуть в ответ, да посильнее, товарища, который всего лишь, проходя мимо, случайно задел «несправедливо обиженного».

Важны также слова и образы, которыми оперирует родитель. К сожалению, иногда они безосновательно применяют понятия «унижение» и «оскорбление». Это неправильно. Конечно, есть случаи, когда действительно имеет место унижение одного ребенка другим, особенно в школьном возрасте. Но, к счастью, в действительности это происходит не так уж часто.

Слово «унижение» в русском языке имеет очень сильный негативный оттенок. Называя обычный детский межличностный конфликт унижением, родитель маркирует таким образом ситуации определенного типа. В результате у ребенка не только искажается образ реальности, когда любая мелочь воспринимается как покушение на его чувство собственного достоинства, но и вместе с пустяковой обидой раздувается и самолюбие. Результатом становится повышенная конфликтность и, как следствие, одиночество.

= Варианты реагирования =

К сожалению, в детских сообществах обиды в той или иной форме и степени неизбежны. Что же делать родителям, если их ребенка обижают? Во-первых, в любой ситуации нужно вникнуть в детали происходящего.

Так, маме может показаться, что чужой ребенок взял у ее сына машинку поиграть без спроса – в действительности же он мог спросить разрешения владельца игрушки, однако мама владельца этого просто не увидела и подумала, что игрушку отобрали. Во-вторых, если вы видите, что вашего ребенка действительно обижают – сознательно толкают, отбирают и нарочно портят его вещи, – а он почти никак на это не реагирует, нужно объяснить ему ситуацию и возможные перспективы ее развития. Так, ваше чадо может быть уверено, что обидчик ведет себя подобным образом по чистой случайности, не нарочно. Однако надо объяснить доброму ребенку, что у обидчика есть умысел (если это действительно так! – повторим, всегда нужно разбираться, присматриваться) и что это отнюдь не безобидно и результатом может стать ситуация, когда ему просто сядут на шею, требуя от него все большего и все сильнее ущемляя его интересы.

В-третьих, надо учить ребенка прежде всего договариваться. Общение в детском коллективе – это не только приятное времяпрепровождение, но и подготовка к взрослой жизни, а в ней вашему чаду будут встречаться самые разные люди, как спокойные, справедливые и рассудительные, так и весьма конфликтные. Конечно, в идеале нужно уметь договариваться с любыми оппонентами, хотя в реальности это не всегда возможно.

К сожалению, есть ситуации, когда применение силы оправдано. Когда это необходимо сделать? Следует объяснить ребенку, что он имеет право так поступить только в случае, когда обидчик сам уже применил силу по отношению к нему или к его товарищу.

Ребенок вас выслушал, вроде бы все понял – но вот к нему снова начал приставать тот противный мальчишка, а ваш отпрыск как будто позабыл все советы и снова стоит молча, никак не реагируя на обиды. Что поделать: для малыша, который еще только учится постоять за себя, следуя указаниям взрослого, самое трудное – преодолеть страх. Здесь необходимо терпение.

Будьте готовы к тому, что не только с первого раза у вашего сына или дочери может ничего не получиться, но и со второго, и даже с третьего. Не ругайте ребенка, а просто скажите пару ободряющих слов: «Не волнуйся, ничего страшного не случится, если ты запретишь Пете брать твои игрушки без разрешения». Малыш может просто бояться давать отпор другим. Это чувство преодолевается легче, если он защищает не себя, а своего товарища, если заступается за более слабого.

Еще один способ преодоления страха – жалость к обидчику. Пусть ребенок (с вашей помощью, конечно) задумается: человек, который способен сознательно причинять зло другим, уже наказан, ведь с каждым злым поступком в его душе становится все меньше добра, и поэтому его вполне логично пожалеть.

Один из самых проблемных вопросов: следует ли родителю лично вмешиваться в детский конфликт, чтобы защитить своего ребенка? Нередко приходится слышать от взрослых людей мнение, что дети должны учиться разбираться со всеми своими проблемами самостоятельно. На первый взгляд это правильно, но если подумать, легко понять, что не всегда этому принципу стоит следовать.

Дети действительно способны разобраться сами… вопрос лишь в том, как именно. Нередко при таком способе разрешения конфликтной ситуации выиграет тот, кто окажется сильнее, – и не всегда это будет тот, кто прав. Поэтому родители должны защищать своего ребенка, обратившегося к ним за помощью. Бывает, что к разрешению ситуации следует привлекать воспитателей в детском саду и педагогов в школе или на кружке. Стесняться этого не нужно: помните, что они несут ответственность за благополучие вашего ребенка, находящегося у них.

Читайте также:  Как использовать накладные ресницы

Увы, бывают случаи, когда ни один из способов разрешения конфликта не дает результата. Тогда единственный возможный выход – изъять ребенка из конфликтной среды. Но не всякий родитель оказывается готов на это пойти даже тогда, когда все остальные способы разрешения конфликтов исчерпаны. И в результате ребенку говорят: «Ничего не поделаешь, терпи.

В другом классе тоже кто-нибудь обязательно будет тебя обижать». К счастью, это не так. Покинув конфликтный коллектив, можно попасть во вполне дружественный.

Конфликты между детьми были, есть и будут, пока дети только учатся общаться. Важно помнить, что для нормального развития психики ребенок должен верить, что мир в целом не враждебен по отношению к нему, даже если во дворе, в детсадовской группе или на кружке отношения не сложились. Задача родителей – сформировать в ребенке такое убеждение, и оно поможет ему в том числе и во взрослой жизни.

Дымок

Дымок

Источник: www.baby.ru

Психология драки. «Ты че, ссышь, что ли?»

Несколько лайфхаков от известного специалиста по дракам.

Прежде чем переходить к 10 секретам, которые могут спасти тебе жизнь во время уличного конфликта, сделаю небольшое примечание. Начни с вопроса: а зачем тебе драться? Самый первый совет, который хороший тренер дает занимающимся, состоит в том, чтобы избегать драк любыми способами. Потому что из двоих участников серьезного уличного конфликта один сядет, а другой ляжет.

Что заставляет тебя лезть в кашу, полную неприятных последствий? Если ты найдешь пару четких аргументов зачем тебе драться, то ты ответишь на вопрос «как не бояться?» Ведь у тебя есть ценности, ради которых ты будешь драться. Но я почему то уверен, что все эти ценности не совсем твои, а навязанные той средой в которой ты оказался.

И самое крутое в чем ты должен убедить своих товарищей что ты крут. Но так ли тебе нужно идти по этой скользкой дорожке? Драка это всегда хаос, риск, угроза потерять здоровье, свободу и даже жизнь! Самооборона — это необходимость. Это крайняя мера, когда ты вынужден применить насилие и защитную агрессию ради выживания, ради свободы и защиты!

Но бояться это нормально! Надо бояться — это инстинкт самосохранения.

Несколько лайфхаков из видео:

Научившись владеть телом и драться, ты сможешь победить нескольких человек, а научившись владеть словом и умело аргументировать свою позицию, ты сможешь победить тысячи твоих врагов, некоторые из которых станут друзьями.

Бояться драки — это нормально, потому что неизбежно наступят последствия либо для здоровья, либо юридические.

Самооборона — это защита себя и своих близких в самой крайней ситуации. Заниматься тренировками по самообороне — достойное дело.

Бояться очень непочетно в пацанской среде. Если тебе говорят: «Ну ты че, ссышь, что ли?», то можете ответить, что не боитесь, но опасаетесь. Опасаться — это грамотно и разумно. А с точки зрения обычных людей, бояться — это нормально. Психи в момент обострения не боятся.

Если после просмотра видео количество драк (и последствий от них) уменьшится хотя бы на несколько, то оно было записано не зря.

1) Ты ждешь, что агрессор ударит тебя первым, чтобы дать сдачи.
«Нормальные ребята драку первыми не начинают» — сидит у тебя в голове установка. Но от первого удара защититься очень и очень сложно, даже профессиональному спортсмену-единоборцу. Поэтому получается как в вестерне, «хотел стрелять вторым, только умер первым»

2) Когда ты ударил гопника, ты смотришь на то, какой эффект произведет твой удар
(вырубился, свалился с ног, покачнулся, мотнул головой, как будто ничего и не было) Вместо того, чтобы сразу закрепить и развить успех первой удачной атаки, ты даешь оппоненту время оправиться, + даришь ему бесплатный допинг в виде порции адреналина, гнева и ненависти на тебя. Делайте серию ударов, пока оппонент не впадет в неработоспособное состояние.

3) Ты ведешься в ответ на разводку «пойдем выйдем поговорим».
Возможно, тебе странно об этом читать, но 90% мужчин действительно считают, что они выходят поговорить. На самом деле, за дверью тебя будет ждать или неожиданный удар с разворота, или заранее припасенная арматурина, или «команда активной поддержки» =), разумеется, не твоей.

4) Как продолжение «детских» «пацанских» понтов, самолюбие не позволяет тебе обойти с большого расстояния группу мужчин,
избрать безопасный маршрут, каждый раз готовить средство самообороны при входе в подъезд. Итог — неожиданная плюха, дальше не больно и не помню, хорошо, если найдешь себя дома с подбитым глазом, а не в реанимации и не в морге.

Читайте также:  Самые красивые азиатские девушки в какой стране

5) Ты действительно считаешь, что травматический пистолет/газовый баллончик/электрошокер на дне твоей барсетки выручит тебя в трудной ситуации.
Суровая реальность такова, что после первой плюхи, человек забывает обо всем на свете, и в лучшем случае неуклюже отмахивается. После конфликта приходит запоздалое понимание: «У меня же был с собой пистолет!» (в той барсетке, которую отобрали. Мораль: средство самообороны извлекай заранее.

6) Ты понимаешь, что драка неизбежна, но продолжаешь сомневаться и взвешивать свои шансы на победу/на мирный исход.
Чем дольше ты думаешь, тем больше у тебя в крови накапливается «дурного» адреналина, заставляющего коленки подгибаться, а руки слабеть. Внимание рассеивается, все меньше шансов успешно отразить готовящуюся вот-вот начаться атаку оппонента. Правильный вариант — понял, что драка неизбежна, отключил внутренний диалог, сразу атаковал первым.

7) Я адекватный человек и любой конфликт могу уладить мирным путем.
Именно так и думали часть клиентов реаниматологии. А гопник так не думал, у него мозгов нет, и слушать твои адекватные рассуждения желания тоже никакого нет. Хватает за грудки и бьет лбом в переносицу. Правильный вариант в случае, если драка неизбежна — смотри пункт 6.

8) Кричат девчонки и трусы. Настоящий мужик должен терпеть.
Именно так и считал клиент морга номер 6, в тот момент, когда команда футбольной поддержки играла им в футбол. Команда поняла, что увлеклась, только когда «мячик» начал разваливаться. Крик заставляет людей остановиться, привлекает внимание окружающих и сильно повышает твои шансы спастись.

9) Самооборона равно рукопашный бой: 2 парня вышли в центр двора, пожали друг другу руки, по команде «бой» начали обмениваться ударами «до первой крови».
На самом деле, «плохой» парень может не остановиться на «первой крови» и даже первых сломанных ребрах. А если он почувствует, что ты побеждаешь, может выхватить ножик, или поднять кирпич. Команды «бой» могло и не прозвучать, да и лицо оппонента, неожиданно ударившего тебя кирпичом в затылок, довольно сложно разглядеть. Так же, как назвать дракой последующее обирание лежащего тела. Правильный вариант: «Клич пионеров — всегда будь готов!» Т.е. будь настороже, сохраняй безопасную дистанцию, убегай, кричи, бей первым.

10) Не обучаться!
Это самая страшная ошибка из всех. Эта ошибка не только ставит под вопрос Ваши шансы, случись что-то криминальное, эта ошибка стоит большинству мужчин неприятного состояния неуверенности в себе и в собственных силах, проходя мимо кучки неотесанных быдланов, или в жестком разоворе. Главное — не кто сильнее, а кто готов. Ты можешь не быть самым сильным, но если ты готов дать отпор и дерешься жестоко, драться с тобой никто не захочет.

Источник: psyteaman.livejournal.com

«Руки убери!»: как ребёнку дать отпор тем, кто достаёт, травит и угрожает

Отвечать на чужую агрессию — навык, который не так уж редко бывает нужен всем нам: нахамить могут и в магазине, и на улице, а нарушить личные границы порой способны даже близкие. Дети сталкиваются с этим чаще. Унизительные реплики, угрозы, назойливые требования могут здорово попортить им жизнь. Психологи Максим и Анастасия Береновы раньше рассказывали нам, как не стать жертвой сексуального насилия.

Сегодня ещё одна инструкция — о том, какими словами разговаривать с агрессорами, чтобы защитить себя и избежать стычек и травли.

— Детей важно и нужно учить, как действовать в конфликте, — говорит Анастасия Беренова. — Это большая ошибка — считать, что их не будет. Конфликты будут, и навык их выдерживать — часть социализации и взросления. А вот отличить конфликт от преследования и травли — это уже другой, не менее ценный навык. И есть ситуации, где ребенок бессилен. Но во многих других он может разрешить проблему сам, повысив и свою самооценку этим тоже.

Как отстаивать границы

Унизить, оскорбить ребёнка могут бестактные вопросы, комментарии, назойливые советы, требования. Ребёнок должен научиться отстаивать свои границы.

По мнению Максима и Анастасии Береновых, отстаивание границ — это выдвижение своих требований в форме приказа.

«Отпусти!», «Убери руки!» — если противник схватил и удерживает. «Отойди», «Пропусти» — если не выпускает из замкнутого пространства. Здесь очень важно не столько что говорить, сколько как. Эксперты советуют произносить свой приказ громко и чётко, но не кричать, а проговаривать низким голосом. Приказ должен быть простым и понятным, лучше не употреблять в нём слова с частицей «не».

Лишняя вежливость («Пожалуйста, не могли бы вы…») может быть воспринята как слабость. Точно так же не нужно оправдываться: вы не обязаны объяснять, почему поведение противника вам не нравится. Можно сделать движение навстречу противнику, чтобы он также почувствовал дискомфорт от нарушения границ. Но не дотрагиваться до него, потому что это тоже может закончиться дракой.

Конечно, противник может проигнорировать приказ, попытаться сменить тему, перевести всё в шутку или ответить агрессией. В этом случае эксперты советуют проявить настойчивость, повторить приказ снова и с бо́льшим нажимом.

Источник: 161.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today