Иногда, чтобы освоить звук «Л», ребенку требуется несколько лет. Это самый поздний звук, который осваивают дети, его произношение зачастую удается поставить только к шести годам. «Ожка» – вместо «ложка»; «отка» – вместо «лодка». Дети пропускают «Л», заменяют его другими согласными, не выговаривают вовсе. Постановка этого звука требует терпения и усидчивости, но добиться успеха можно как в работе с логопедом, так и в домашних условиях. Важно – овладеть методикой.
Ламбдацизм
Логопеды называют неумение произнести верно звук «Л» и «Ль» термином ламбдацизм. Это означает, что звук не только произносится неправильно, но и пропускается. Это может быть врожденным дефектом речи и просто неправильным произношением. Ламбдацизм, в свою очередь, делится на несколько видов:
- Двугубный. В таком варианте ребенок заменяет «л» звуком «у». Например, говорит «уошадь» вместо «лошадь». В произношении участвуют губы, кончик языка опущен, покоится внизу ротовой полости.
- Носовой. В этом случае вместо «л» произносится «нг». Например, вместо «лес» получается «нгес». Корень языка задевает мягкое нёбо, и воздух направляется в нос, что способствует замене звука.
- Межзубный. Во время произношения кончик языка уходит в пространство между зубами.
- Звук не произносится вовсе. Например, вместо «ложка» выходит «ожка».
Как за 5 минут научиться произносить звук Л? Логопед. Постановка звука Л
Параламбдацизм
Этим термином называют замену верного звука «л» другим. Например:
- «г» – произносится «когено» вместо «колено»
- «в» – произносится «стов» вместо «стол»
- «ё» – произносится «ёкоть» взамен «локоть»
- «ль» – произносится «лёжка» вместо «ложка»
Все эти огрехи в произношении лечатся регулярным выполнением упражнений с логопедом и дома. Специалисты зачастую обходятся недешево, но есть случаи, когда всего один урок с врачом по постановке речи дает положительный результат, а закреплением уже можно заниматься в домашних условиях.
Почему нужно ставить звук «Л»
Нарушение речи – даже в отдельных звуках – вовсе не безобидный дефект, оно способно привести к затруднению развития: ребенок будет сложно обучаться письму и чтению (врачи называют такое расстройство дислексией и дисграфией), к отставанию в учебе. Дети, не выговаривающие буквы, часто становятся объектом насмешек и передразниваний, чего хотелось бы избежать каждому родителю и самому ребенку. Поэтому лучшим вкладом в будущее малыша будет работа над произношением.
Причины неправильного произношения «Л»
Необъяснимых причин дефекта речи не бывает. Врачи выделяют всего три главных условия, при которых дети не могут произносить «л» правильно:
1. В речи ребенок не воспринимает «Л» фонематически.
Фонематический слух – это то, что позволяет человеку отличать один звук речи от другого, верно слышать слова и хорошо их понимать. Врачи рекомендуют развивать этот слух у младенцев с самого рождения. То есть, с детьми нужно разговаривать, не коверкая слова, чтобы они слышали то, что в дальнейшем будет использовано в повседневной речи.
Нужно помнить, что на основе устной речи формируется и письменная. Фонетический слух, таким образом, влияет на будущие навыки чтения и письма. В норме к 4 годам ребенок должен уверенно отличать один звук от другого и не путать «ночку» с «дочкой» и «мишку» с «мышкой».
2. Вторая причина неверного произношения «л» – короткая подъязычная связка, обусловленная анатомическим строением.
3. Неумение говорить «л» также может быть следствием слабых мышечных тканей языка.
Не стоит забывать и о том, что для двух-трехлетних детей ошибки в речи на «л» считаются нормой. Формирование правильного произношения «Л» относится к старшему возрасту – к 4 и даже 6 годам.
Правильная артикуляция «л»
При произношении любого звука работают те или иные органы. Совокупность их действий, нужных для того, чтобы речевой аппарат издал определенный звук, и называется артикуляцией. Какие же органы участвуют в правильном произношении звука «л»? Это и губы, и зубы, и язык. Задействованы все важные артикуляционные инструменты. При верном произношении «л» происходит следующее:
- Губы занимают то положение, которое продиктовано последующими согласными и гласными
- Кончик языка упирается в верхние резцы или их десны
- Края нёба, губ и всей ротовой полости не соединяются с верхними резцами, поэтому сбоку получаются проходы для выдыхаемого воздуха
- корень языка при произношении твердого «Л» поднимается
- мягкое нёбо тоже поднято, им закрыт проход в носовую полость
- голосовые связки должны быть сомкнуты, ощущается их вибрация
При соблюдении всех этих условий получается верное произношение твердого звука «л». Для мягкого же существует ряд условий:
- Поднят не корень языка, а переднесредняя часть его спинки
- Происходит смыкание не только кончика языка с деснами, но и бОльшей части спинки языка с альвеолами
- Зачастую мягкое «л» получается, если опущен кончик языка, а передняя часть спинки смыкается с альвеолами
Некоторые дефекты речи можно исправить методом подражания. То есть, научив ребенка повторять звуки, слога и слова на слух. Как отмечают специалисты, в случае со звуком «л» использование только этого метода не подойдет. Именно из-за сложной артикуляционной работы органов. Работать над их постановкой придется точечно.
Особенно, если сложности возникают из-за слабой мышечной ткани языка.
Ошибки при попытке произнести «л»
Среди ошибок при произношении «л» есть наиболее распространённые. Они встречаются и у детей, и у взрослых, но исправить их лучше всего в юном возрасте, когда речевой аппарат только подлежит настройке. Самые популярные ошибки:
- Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». Это происходит оттого, что язык слишком оттянут в глубину ротовой полости.
- Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». Здесь неправильно поставлены губы.
- Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».
- Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». Это происходит вследствие резкого, форсированного выдоха и участии в артикуляции щек или носа.
Предварительные артикуляционные упражнения
Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям на постановку звука «л», специалисты советуют сделать серию заданий на артикуляцию, так называемую артикуляционную гимнастику, предваряющую подход к взятию звука «л». Это своеобразная настройка речевого аппарата на овладение непокорным звуком. Здесь идет работа над движениями губ и языка.
Для начала ребенку рассказывают и показывают строение рта: губы, верхняя и нижняя; за ними зубы, верхние и нижние; наверху – бугорок; за ним твердое нёбо, оно продолжается мягким нёбом и обрывается нёбной занавеской, на которой есть язычок. Если у ребенка выявлен ламбдацизм в любом варианте, то для начала необходимо сделать следующие артикуляционные упражнения (выполнять каждый день перед зеркалом под счет от одного до пяти, по пять-десять минут два раза в день):
- «Улыбка» – развести губы в улыбку, обнажив верхние и нижние зубы.
- «Трубочка» – губы сомкнуты и вытягиваются вперед.
- «Наказание языка» – язык остается на нижней губе, его пошлепывают, произнося «Па-па-па».
- «Чистка верхних зубов» (с внутренней стороны) – язык делается широким, им водят из стороны в сторону у верхних бугорков, они же альвеолы.
- «Парус» – кончик языка нужно упереть в ряд передних верхних зубов. Язык похож на гамак, который провис. Двигать языком не нужно, его просто держат в таком положении, считая. Чем дольше удастся продержать, тем лучше.
- «Кошка пьет молоко» – широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюк болтун» – все то же самое, что и в упражнении «кошка», но движения быстрые и сопровождаются звуками «бл-бл-бл-…».
- «Качели» – с приоткрытым ртом нужно широко улыбнуться. На счет «1-2» кончик языка упирается в верхние, а потом в нижние резцы (с их внутренней стороны).
- «Лошадка» – щелкают широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Рот открыт, но нижняя челюсть абсолютно не двигается.
- «Грибок» – язык как будто приклеен к нёбу, подъязычная уздечка натянута.
Рекомендуется проводить такую гимнастику от двух до четырех недель. Таким образом вырабатывается навык фиксировать необходимую артикуляционную позу, точно совершать все движения и следить за губами, языком и всем речевым аппаратом.
Логопедические упражнения на звук «Л»
После овладения артикуляционной гимнастикой можно переходить непосредственно к постановке звука «л». Упражнения используются следующие:
1. Метод подражания: ученику показывают, как правильно артикулировать звук «л». Улыбнувшись, приоткрыв рот, разомкнуть зубы так, чтобы между верхними и нижними зубами можно было поместить палец. Широкий кончик языка поднимается и прижимается к бугоркам, воздух при выдохе идет вдоль боков, щеки вибрируют. Ребенок произносит «л» вслед за взрослым.
Звук должен получаться, когда язык оторван от бугорков.
2. Постановка от межзубного звука (этот метод не применяется, если дефект из-за межзубного ламбдацизма). Взрослый рассказывает сказку «О пароходике, который учился гудеть».
«Давным-давно по морю наравне с большими пароходами плавал совсем крошечный. Он делал все то же самое, что и взрослые, но никто не обращал на него внимания. Всё потому, что он не умел говорить – гудеть по-пароходному. Вместо красивого «Л» он издавал какие-то непонятные и очень робкие звуки. Однажды пароходик решил все-таки научиться разговаривать и гудеть как большой.
Он учился, произнося: «У!О! Все не то». Никто ему не отвечал и гудка не получалось. Пароходик так расстроился, что прикусил свой язычок и сказал: «Ы». Тогда случилась удивительная вещь: над морем пронеслось четкое и ясное «Л». Это сказал пароходик. Он подумал: «Наверное, показалось» и попробовал еще раз.
Опять прикусил язычок и сказал: «Ы». Получилось красивое «Л». И вдруг ему со всех сторон стали отвечать большие пароходы: «Л!» «Л!». Так о крохе-пароходе узнали все большие корабли, и его стало слышно на всё море».
Прослушав эту сказку, ребенок, выполняет все действия за пароходиком. У него, как и у сказочного персонажа, может, и не сразу, но должен получиться звук «Л». После того, как это случилось, его нужно соединять с гласными. Разрешается в обратном порядке ИЛ, ЫЛ, ОЛ и т.п.
3. Метод при двугубном ламбдацизме.
В этом упражнении главное – научиться подчинять себе непослушные губы. Часто именно они виноваты в плохом произношении – вытягиваются в трубочку, заворачиваются и дают на выходе звук «в». Логопеды связывают неумение правильно ставить губы с долгим отлучением от соски.
Рекомендуются упражнения «Улыбка» и «Заборчик»: губы специально максимально растянуты в улыбке, передние зубы обнажены и сжаты. Такое положение нужно зафиксировать и держать на счет как можно дольше. Без помощи взрослого поначалу здесь не обойтись – нужно придерживать губы, разводя их в улыбку.
4. Постановка «Л» от мягкого «Ль»
На первых порах обучение возможно произношением мягкого звука взамен правильного «Л». Потом его следует «прибирать», обучая ребенка произносить слоги ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛА, дотрагиваясь концом языка до верхней губы. И постепенно убирая его за верхние зубы. Рекомендуется массаж мышц вокруг рта и их легкие пошлепывания пальцами.
Три упражнения для расслабления мышц:
- «Лошадь фыркает» – сильно дуть на губы, подражая лошади.
- «Рыба» – шлепать губами друг о друга, подражая рыбке.
- «Устал» – сильно дуть на приоткрытые губы.
Автоматизация звука «Л»
Чтобы закрепить звук после как минимум месяца работы, нужно использовать следующие способы:
- Произносить мягкие слога и слова. По примеру: «ЛЮ: люлька, люди, люблю.»
- Заучить и говорить чистоговорки. «ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – лежали листья на земле» и другие. Их можно сочинять самим.
- Придумать и повторять потешные стихи и скороговорки на «л».
- Когда звук получается в прямых слогах, нужно закреплять его в обратных. ОЛЬ, ЫЛЬ и др.
Обязательно контролировать положение языка у зеркала. И не перегружать тексты словами с буквой «Р». Ребенок должен сосредоточиться на одном сложном звуке.
Автоматизация твердого «Л» происходит по аналогии. Сначала ребенок повторяет за взрослым, потом делает упражнения сам.
Предложенные выше упражнения можно проделывать самостоятельно дома. Но если улучшения не происходит, обязательно следует пойти к логопеду.
Источник: www.defectologiya.pro
Как научиться произносить звук Л взрослому человеку
Влияние нарушений звукопроизношения на жизнь человека довольно велико. Часто возникает комплекс неполноценности, особенно сильно проявляющийся у подростков.
Если человек к подростковому возрасту не сможет преодолеть его, то высока вероятность возникновения психических расстройств, комплексов, стеснения самого себя и невозможности выражать собственную индивидуальность в желаемой мере. Многим людям удается преодолеть барьер, принять свое отличие от других. Но не каждый взрослый способен чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми из-за имеющихся речевых нарушений. И, если дефекты речи не были скорректированы в детстве, возможно их устранение во взрослом возрасте.
Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.
Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.
Виды и механизмы нарушения звука [Л]
При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.
Процесс работы над звуком [Л]
При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.
Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.
Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.
Подготовительные упражнения для звука [Л]
Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.
Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:
- Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
- Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
- Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
- Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
- Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.
Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.
Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.
Способы постановки звука [Л] у взрослых
Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.
Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:
- От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
- Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
- От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].
Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:
- При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
- При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
- При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
- Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.
Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.
Автоматизация и дифференциация звука [Л]
Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи.
После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.
Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.
Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.
Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.
Следующая статья в этой рубрике: Логомассаж при заикании для детей и взрослых
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Источник: logopediacentr.ru
Логопедические упражнения при постановке звука Л. Советы логопеда.
Перед выполнением этой артикуляционной гимнастики при постановке звука Л, рекомендую выполнить комплекс артикуляционной гимнастики при постановке всех звуков , для того чтобы разогреть наш артикуляционный аппарат!
Необходимо положить широкий язык на нижнюю губу и пошлепать язык губами, произнося при этом «пя-пя-пя».
Широким краем языка в форме «чашечки» , облизываем верхнюю губу и проводим языком по твердому нёбу.
Самое основное упражнение при постановке звука Л! Это упражнение очень любят выполнять дети !
Необходимо положить кончик языка на верхнюю губу и двигать кончиком языка по верхней губу или верхним зубам , как получается, вперёд-назад.
Необходимо пощелкать широким языком по твердому нёбу, сначала медленно, потом темп ускоряется.
Мы широко улыбаемся, открываем рот и при этом удерживаем язык на твердом нёбе , в течении 5 секунд.
Чтобы правильно произнести звук Л необходимо, буквально на 3 мм. прикусить кончик языка между верхними и нижними зубами и гудеть, как пароход, произнося звук Л.
Когда у Вас или у Вашего ребёнка это упражнение получится, отодвигайте постепенно язычок назад, произнося звук Л и при этом кончик языка у Вас должен быть за верхними зубками при произношении звука Л!
Если Вы взрослый выполняйте упражнения 20-25 раз, а если ребёнок , 5-6 раз каждый день!
Чтобы побольше узнать информации о логопедии, рекомендую подписаться на мой канал.
Для личных обращений ко мне, записи на консультацию, пишите мне в социальные сети:
Источник: dzen.ru