В профессиональном мире комедии есть много разновидностей шуток: гэги (визуальные шутки), анекдоты (небольшие смешные истории), ванлайнеры (шутки в одну строку). Мы объясним, как создавать ванлайнеры — это именно те коротенькие шутейки, которые с лучшем случае публикуют в паблике со смешными твиттами, в худшем — в газете «Тещин язык». Но принципы в создании комедии общие, а потому пригодятся для создания любой шутки.
Из чего состоит хорошая шутка
Любая шутка-ванлайнер строится по принципу: сетап + панчлайн.
Чтобы понять эту схему, давай рассмотрим типичную шутку:
«Заходят в бар американец, немец и русский. Бармен видит это и говорит: “ Блин, опять кто-то анекдот рассказывает!“»
Сетап — это начало, завязка любой шутки. Здесь ты даешь контекст. «Заходят в бар: американец, немец и русский…»
Панчлайн — это кульминация, то, что переворачивает сетап с ног на голову, дает ему необычное значение (мы не ожидаем, что бармен в курсе, что он находится внутри анекдота).
Конан О’Брайан — Как быть остроумным
Иными словами, сначала ты создаешь в голове у слушателя реалистичную картину (либо же она создается сама из контекста), а затем рушишь ее нестандартной концовкой.
По какому принципу строится панчлайн
Неожиданный финал . Панчлайн при любом раскладе немного крушит ожидания слушателя. Более того, мы этого и ждем от шутки, чтобы обозначенная картина мира немного поменялась в наших глазах.
Посмотри на пример ниже. Мы ждем, что герой начнет оправдываться за опоздание, как это делают обычные люди. Этого не происходит, но звучит крайне прямолинейная причина, это неожиданно. Впрочем, это же Шелдон.
Посмотреть галерею
Абсурд . Примерно то же, что неожиданный финал, но только еще более неожиданней. Насколько? Стул, стол, 28.
Перевертыш . Берешь известный факт, событие, фразу, что угодно — и переворачиваешь с ног на голову. Чем гротескней и абсурдней, тем лучше!
Игра слов . Пожалуй, объяснять не надо: объединяем слова/фразы, схожие по звучанию, либо же обыгрываем их многозначность.
Гиперболизация . Это не просто неожиданный финал, а сильно-сильно преувеличенный. Мы не нашли картинку для примера, так что можешь закрыть наш сайт, удалить браузер и выкинуть компьютер в окно (а вот и она!).
Как придумать хорошую идею для шутки
Чувство юмора часто считают врожденным даже не талантом, а даром. На самом деле, конечно, и так бывает, но… Чувство юмора можно воспитать! Вот что нужно делать, чтобы стать реально крутым шутником
Быть наблюдательной
Схема сетап+панчлайн — это по сути объединение двух известных фактов, которые просто раньше не стояли рядом. Достаточно смотреть вглубь вещей, подмечать события, которые не видят другие. Для этого придется смотреть на события в мире, слушать людей и подмечать закономерности (да, все непросто).
Больше читать
Чтобы сочинять интересные каламбуры, нужен богатый словарный запас. В книгах много примеров тонкого юмора, поэтому не игнорируй домашние задания по литературе.
Как быстро находить остроумные ответы
Смотреть разное
Не только комедии, но и драму, трагедии, документалки, чтобы смотреть, как можно еще рассказывать истории. Не только качественные, но и те, что обозревает BadComedian, чтобы знать, как делать не надо. Чем больше твоя «надсмотренность», тем больше поводов для шуток.
Практиковаться
Хорошие шутки рождаются не сразу, а после долгих попыток, поправок и самокритики. В этом деле главное — постоянность.
Чего делать не надо, чтобы шутка удалась
«Телеграфировать» панчлайн . На юмористическом жаргоне это значит заранее намекать на смысл кульминационной фразы. Возьмем шутку выше:. Разве будет смешно, если ты начнешь шутку с «Заходят в бар в анекдоте американец, немец и русский»? Нет, ты по сути расскажешь весь замысел шутки, потеряется весь эффект неожиданности.
Оскорблять других . Ты не ответственна за то, обидятся ли другие, но специально проезжаться по семье, расе, сексуальной ориентации и вере человека не надо. Хочется жестко пошутить над кем-нибудь? Пошути над собой
Даша Амосова
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
- О проекте
- Реклама
- Пользовательское соглашение
- Условия проведения конкурсов
- Политика использования cookie-файлов
- Техподдержка
Сетевое издание Thegirl.ru (Зегёрл.ру)
Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 — 83229
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26.04.2022 18+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Диджитал Технологии»
Главный редактор: Бугай Е. А.
Copyright (с) ООО «Шкулёв Диджитал Технологии», 2023. Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Источник: thegirl.ru
«Людям смешно, когда они видят, как тебе больно»: в чем состоит искусство комика и как научиться шутить
«Stand Up ЦИМермана» начинался с небольших вечеринок в кафе ЦИМа для своих, а теперь дорос до больших шоу на главной сцене театрального центра. Недавно в рамках программы «Кружки» открылась студия стендапа, в которой учат шутить всех желающих.
Научить шутить можно любого человека, это как математика. Шутка — это фокус, обман. Он делится условно на две составные части: некая предпосылка (по-английски — set up, в КВН это называлось «заход на шутку», в драматургии — «предлагаемые обстоятельства») и ударная часть (punch-line, развязка).
С помощью «установки» мы ведем мысль зрителя в одном направлении, с помощью панча — резко его меняем. И от этого обмана люди начинают смеяться. Для примера я всегда привожу шутку, которая миллионам людей кажется несмешной, и мне в том числе: «Колобок повесился». Колобок — это установочная часть: все мы знаем колобка, мысль зрителя пошла в одну сторону — в сторону круглого хлеба.
И вдруг он повесился. Как он мог? Ведь у него нет шеи!
Существует много техник и приемов создания шутки. Например, знаменитый прием «как если бы». Ты говоришь: «Сантехник попросил разводной ключ, у меня его не оказалось, и он посмотрел на меня с презрением, как если бы…» И дальше сочиняешь, как что. «Как инквизиция посмотрела бы на рыжую женщину» и так далее. На «как…» можно придумать миллион вариантов, пока не выберешь самый смешной. Лучше, чтобы это не состыковывалось, чтобы это были разные вселенные.
Но в этом мало творчества. По-настоящему классно, когда тебя вдохновила какая-то тема, ты начинаешь сочинять шутки и только потом, анализируя, понимаешь: ага, здесь — такой прием, здесь — такой. Можно научить сочинять шутки, но быть смешным — нет. Я в это не верю. Юмор — это определенный культурный пласт, который соединяется с необычным углом зрения на этот мир.
Этому научить нельзя.
Стендап — очень страстное искусство. Ты опираешься на то, что тебя расстраивает, злит, заставляет страдать. Ты берешь эту боль и переносишь ее в материал. Тогда это будет по-настоящему смешно. По-настоящему людей смешит, когда они видят, как тебе больно.
Если тебя по-настоящему не бесит современная мода, а ты просто пытаешься иронизировать над человеком, у которого на голове вешалка, в этом не будет ничего смешного. Искусство комика в том и состоит, чтобы свою негативную энергию превратить в комедию. Но есть вещи настолько болезненные, что лучше подождать какое-то время, прежде чем о них говорить. Со временем мы можем относиться с юмором даже к самым страшным вещам.
Как происходит работа над шутками? В команде «Stand Up ЦИМермана» нас девять человек — это уже фокус-группа. Мы показываем друг другу материал, слушаем комментарии, потом выходим на так называемые наши «технички» — это технические прогоны, где мы обкатываем материал, — субботние шоу на четвертом этаже в ЦИМе. Над чем смеются, мы дорабатываем, над чем не смеются — отставляем. Лучшие шутки попадают в шоу на Большой сцене (23 февраля в 20:00 шоу «Полигон», 8 марта в 20:00 — «Цеткин день»).
Многим стендап кажется простым искусством: вроде бы какой-то человек вышел, рассказывает историю, смешно, но мы тоже так можем! В этом случае мы предлагаем человеку выйти, что-нибудь рассказать. Но когда он выходит, рассказывает, то понимает: что-то не так. И мы объясняем: послушай, понятно же, что мы этот текст, историю написали и отработали так, чтобы она казалась сиюминутной, как будто она родилась здесь. Мы сами учимся все время.
Елена Новикова
руководитель «Stand Up ЦИМермана» и ведущая кружка стендапа
К нам на кружок пришел человек с крашеными волосами и сразу заявил: «Многие люди спрашивают меня, дизайнер я или гей». Это уже законы стендапа: человек говорит о своей внешности, о себе. То есть к нам приходят люди, которые уже знакомы с этим жанром и сразу хотят говорить на крутые, провокативные темы. Сразу хотят шутить мощно. А мы сейчас понимаем, что начинать надо с более простых тем: шутить над своим котиком, тапочками, зубной щеткой, аптекой.
Если сейчас приходят люди, которые сразу говорят о себе, то пять лет назад я сталкивалась с тем, что люди не могут выйти и сказать: «Здравствуйте, я Света, и у меня нет мужа». Не могли произнести просто слово «я». Сегодня они приходят и запросто говорят о всех своих психологических проблемах, рассказывают, какой у них комплекс, где болит и какие у них проблемы с матерью. Легко!
Я думаю, что пошла волна самопрезентации, когда люди поняли, что их личный успех напрямую связан с развитием их личности, с самопрезентацией. Мы только что вернулись из Сколково, где делали проект «Стартап-стендап», в котором участвовали с Амбарцумом. Там мы увидели запрос от молодых ученых, потому что они понимают: твое изобретение напрямую связано с твоей личностью.
«Собственными комплексами можно рисовать целые картины. Как художник красками»
Не могу сказать, что стендап помогает справляться с психологическими проблемами, но он точно помогает вытаскивать из себя истории, связанные с личным опытом. И когда ты проговариваешь это на публику и ищешь в этом смешное, ты понимаешь важную вещь: оказывается, собственными комплексами можно рисовать целые картины. Как художник красками.
Почему публика к этому подключается? В этом чувствуется правда. Когда человек рассказывает, что его всю жизнь подавляла мать или у него маленький член, публика подключается к этой правде. И ты видишь, что эта проблема не только у тебя. И тебе становится легче, потому что публика в этот момент становится твоим исповедником, священником.
У нас на кружке стендапа есть упражнение на обратную связь: после первого представления участники ходят по залу в течение одной минуты и спрашивают у других участников: «Что ты про меня подумал, когда в первый раз увидел?», «Кто я такой, расскажи обо мне?» Одна девушка пришла и начала с отличного захода, она представилась так: «Неделю назад я собиралась выходить замуж. Я ждала предложения от своего парня, потому что он мне на это намекнул, и когда в конце концов я напрямую его спросила, он сказал: „А вот посмотри, в ЦИМе набирается кружок стендапа, там, говорят, можно поржать над самим собой — может, ты пойдешь туда?“» В этом есть боль, но есть и юмор.
Если она говорит об этом в таком ключе, значит, она об этом смеется, значит, обида уже прошла. Эта девушка получила обратную связь, что она «унылая, усталая 30-летняя женщина», и заплакала. Мы ждали, скрестив пальцы, чтобы она пришла в следующий раз. И она пришла. И пришла не унылая.
Есть специальное упражнение для того, чтобы «разогнать» эти болезненные темы. Никто же просто так не скажет, где у него болит. Есть упражнение на тему детства. В режиме free writing пять минут человек пишет все, что связано с детством, все спонтанные мысли. Потом выходит и озвучивает все, что написал.
А мы стоим и обводим кружочком темы, которые возникают из этого монолога. «Быть единственным ребенком в семье», «Я и толстый сосед», «Первый секс», «Первый маньяк», «Хулиганство», «Детский травматизм», «Плохой мальчик». Это темы, которые люди с удовольствием вынимают из своей памяти. И это не проходит, не рассасывается. Плохой мальчик пяти лет сегодня стоит перед нами с крашеными волосами в очках и говорит: «Я так и не разобрался: то ли я дизайнер, то ли гей».
Главное, чтобы это все не превратилось в трудную и неинтересную историю. Мы не должны бить туда, с чем еще не разобрались. Если есть болевые точки, с которыми ты не справился, это лучше не вытаскивать из себя. Нужно вытаскивать ответы: то, что ты от себя отпустил и теперь легко можешь сделать предметом атаки. В этом смысле это отличается от психотерапии.
Но вместе с тем, когда ты начинаешь высказывать свои застарелые мысли, ты лучше понимаешь, что происходит сейчас. Предметом атаки стендапа может быть что угодно. Главное — не смеяться над тем, в чем человек не виноват. Принцип комедии — «семь смертных грехов». Мы смеемся над смертными грехами.
Когда мы впервые встречаемся с людьми, мы их интервьюируем. Это интервью похоже на анкету, которую в моем детстве мы давали друг другу. Кофе или чай? Тяжелая музыка или легкая? Ты любишь собак или кошек? Пауки или бабочки? Знаешь ли ты английский?
Человек отвечает на 40 вопросов, которые ни к чему его не обязывают. Из самых тяжелых вопросов: была ли у тебя кличка в школе? Еще один: депортировали ли тебя когда-нибудь из страны? Это супервопрос, потому что оказалось, что 50% людей депортировали откуда-нибудь.
И потом люди выходят и озвучивают свои ответы: «Я женщина, я предпочитаю чай…» — и маленький стендап уже практически готов. В потоке у тебя возникают флешбэки: «С чаем вот это связано, а с этой кличкой целая история». Это упражнение на изучение самого себя, оно помогает найти ответ на вопрос, с чего начать в стендапе. Стендап — это самонаблюдение. Ты все время наблюдаешь за собой.
Список книг о юморе можно посмотреть здесь.
Источник: theoryandpractice.ru
Как научиться шутить? Психология юмора
Нет более печального зрелища, как наблюдать за человеком, который не умеет шутить и напрочь лишен чувства юмора. Хотя, не спешите относить себя к такой категории людей – совсем неожиданно может оказаться, что вы в состоянии придумать смешную шутку, развеселить компанию и получить соответствующий статус интересного и остроумного человека. Но как научиться шутить? – спрашиваете вы. Ведь оказывается, такой талант нужно всесторонне развивать, а умение подбирать вовремя нужные фразы и забавные выражения может появиться не сразу, а, например, после изучения ряда специфических приемов.
Классика жанра предполагает наличие особых специальных приемов, с помощью которых все профессиональные юмористы и обычные любители способны абсолютно спонтанно развеселить нас своей искрометной шуткой. Юмористы, смешащие нас со сцены, более методично и профессионально изучают такие приемы, а хохмач-обыватель использует их интуитивно, не опираясь ни на какие научные основы. Однако более точное знание некоторых таких методов обязательно поможет вам сбросить со своих плеч клише скучного зануды, найти новых друзей и даже завоевать сердце любимого человека.
- Итак, первый прием. «Ирония». Ее вам нужно строить на контрастах. Допустим, участвуя в заурядном и скучном разговоре, который будет завершаться очевидным выводом, вы должны создать контраст. Так, собеседник констатирует факт плохой и мерзкой погоды. Вы с невозмутимым лицом извещаете его о своем очень сильном намерении как раз сходить на пляж и позагорать.
- Вторым приемом будет «Присоединить непохожее». Придайте значение каким-нибудь непохожим признакам или характеристикам. Перечисляя в компании друзей всем известные свойства или некоторые характеристики предмета, о котором идет разговор, вы можете в итоге добавить в качестве неотъемной иную особенность, которая явно выбивается из общепринятого ряда. Например, вы шутите о «классной» машине, которая должна быть быстрой, комфортной и… мерседесом.
- Третий прием «Подмени смысл» основан на великом множестве слов в русском языке, имеющих схожее название, однако существенно отличающихся по своему значению. Что-то вроде игры со словами «коса» (режущий инструмент) и «коса» (заплетенные волосы женщины) или «ручка» (рука ребенка) и «ручка» (канцелярская пишущая). Именно на этом приеме основаны многие шутки про советского кинематографического героя Штирлица: «Из окна – дуло. Штирлиц закрыл окно – дуло исчезло» и многие другие.
- Четвертый способ основан на замене слов. Обычно люди повсеместно используют всем известные «крылатые» выражения. Перефразируйте его на свой лад, и может получиться что-то похожее на старое выражение, но более забавное. А если подменное слово точно подходит к данной ситуации, будет еще смешнее. Как пример, перефразируем «с жиру бесится!» на «с холестерину бесится!» и тому подобное.
- Пятый прием требует от нас менять слова местами с целью получить более комический и нелепый смысл. Вам нужно только быстро реагировать на сказанное собеседником, тут же выдавая свой «перевертыш». Кони пьяны, хлопцы запряжены!
- Если же в данное мгновение у вас не получается что-то придумать и сымпровизировать, используйте домашнее задание, то есть, подготовленные заранее смешные цитаты, шутки или анекдоты. Их нужно выучить ранее и веселить компанию, когда вдруг возникла неловкая пауза или назревает конфликт. Способ весьма хорош и всегда находится под рукой у людей, которых зовут «душой компании».
- шутки должны быть реально понятными для слушателей. Смысл, глубоко известный и понятный только вам, не сможет быть оценен другими;
- никто не засмеялся в ответ на вашу шутку? Не нужно мучиться и тут же придумывать что-то еще – наверное, именно сейчас не время для смеха;
- старайтесь всегда издавать смешные тирады с абсолютно серьезным лицом. Если шутка не будет принята и оценена по достоинству, ее примут за вашу сдержанную иронию. Если все рассмеются – ваше серьезное выражение лица значительно усилит желаемый эффект;
- ведите себя абсолютно естественно и просто, шутки выдавайте свободно и непринужденно. Тогда вопрос о том, *как научиться шутить*, станет для вас простым и понятным.
Как научиться шутить? Психология юмора was last modified: 25 мая, 2013 by admin
Источник: yasnodar.ru