Как научиться понимать детей

Наши дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность договориться со взрослыми.

Для того чтобы ребенок мог вовремя попросить о помощи и смог точно описать свое состояние, требуется хороший уровень осмысления происходящего, а для формирования этого уровня – определенная тренировка.

Для начала можно НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СВЯЗНО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, ВО ЧТО ИГРАЛИ . Родители помогут, если будут задавать последовательно примерно одни и те же вопросы – ребенок постепенно усвоит алгоритм рассказа , научится анализировать собственные поступки.

Примерный список вопросов (алгоритм):

Каковы правила игры?

Менялись ли правила игры?

Кем ты был в игре?

Что у тебя не получалось?

Что получалось лучше всего?

Все ли участники играли по правилам?

Не было ли обид или ссор?

Было ли весело? / Были ли смешные случаи?

Что не понравилось тебе в игре?

Как научиться понимать своих детей

Что больше всего понравилось?

Хочется ли еще раз сыграть в такую игру?

Надо ли менять правила?

Первые рассказы могут быть сбивчивыми и путаными, но с каждым разом они будут совершенствоваться.

Точно так же можно научить ребенка внятно рассказывать о поездках, аккуратно выясняя последовательность событий, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРЕРЫВАЯ ВОЗГЛАСАМИ (например, «Все равно ничего не понимаю»), помогая ребенку выстроить его собственный рассказ.

Кроме того, можно отражать впечатления в рисунках. Очень помогают и фотографии. Просьба рассказать о ярком впечатлении с помощью фотографий и собственных рисунков будет выполнена ребенком с большим удовольствием, т.к. «картинки» пробуждают воспоминания, эмоции, связанные с изображаемыми событиями. Родители не очень устанут, если будут записывать на обороте рисунков дату, название и необходимые пояснения.

Источник: www.14detsad.ru

Хочешь понять ребенка — мысли, как ребенок. Как умные родители понимают настоящее видение своих детей и их желания

Некоторые родители жалуются на то, что совершенно не понимают своего ребенка. Умение слышать и слушать того, кто рядом, к сожалению, дается не всем. Тем более, есть мамы и папы, которые даже не пытаются вникнуть в мышление своего ребенка. Чтобы быть с сыном или дочерью на одной волне, нужно постараться измениться и искренне пожелать обрести это понимание.

Наблюдайте за поведением ребенка

Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка, обращайте внимание на то, чем он интересуется, что любит, что не воспринимает. Также обращайте внимание на то, как он реагирует на те или иные ситуации, чтобы получше его понять. Постарайтесь понять, каковым является его поведение с вами и с другими людьми. Что делает и говорит сын или дочка, если ему что-то не нравится?

Это должна знать КАЖДАЯ МАМА: как научиться понимать ребенка | Family is…

Отстаивает ли свою точку зрения или молча соглашается? Как ведет себя, когда вы проявляете любовь и заботу, радуется или начинает смущаться, а может его это раздражает? Все эти тонкости, которые вы сможете увидеть, помогут вам лучше понять, что происходит в голове у вашего малыша или подростка (нужно начинать наблюдение именно с раннего возраста ребенка).

Читайте также:  Как помириться с дочерью после сильной ссоры

Научитесь внимательно молчать и слушать

Слушать нужно уметь, и внимательно молчать также надо научиться. Имеется в виду то, что вы должны молча слушать все, что говорит вам ребенок. Даже если считаете его рассказ бессмысленным или придуманным, все равно слушайте и старайтесь всем своим видом продемонстрировать понимание.

Это необходимо для того, чтобы ребенок вам доверял и не боялся сказать лишнее (тогда вам не придется ломать голову, угадывая его мысли), а также, чтобы вы сами смогли отследить ход его мыслей и понять философию. Реагируйте кивком головы, можете согласиться, использовав звуки «ага», «угу», «да», «мм», а также фразы: «Продолжай, я тебя внимательно слушаю» или «Очень интересно, а что дальше?». От вас требуется стать мудрым слушателем, и это не так сложно.

Выдерживайте паузу

Речь идет о паузе, которая должна следовать после вашего вопроса. К примеру, вы спросили, нравится ли ребенку математика, и замолкаете, дожидаясь ответа. Не торопите, не смотрите с вызовом, не злитесь на его молчание, а даете возможность подумать и осмыслить (это особо важно, когда речь идет о серьезной теме, намного серьезнее, чем отношение к предмету). Если видите, что ваш вопрос поставил ребенка в неловкое положение, и он не хочет вам отвечать, предложите поговорить об этом позже и только тогда, когда он будет к нему готов. Или скажите, что теперь ждете инициативы с его стороны и в удобное для него время, поскольку вы всегда готовы его выслушать.

Правильно задавайте вопросы

Чтобы лучше понять ребенка, необходимо услышать его мнение. Не стоит задавать вопросы, требующие однозначных ответов «да» или «нет». Например, вместо вопроса, нравится ли ребенку песня, предмет одежды или фильм, спросите, что он об этом думает.

Так вы сможете услышать развернутый ответ, который вам расскажет о вкусах и предпочтениях сына или дочери, его отношению, пониманию и оценке этой темы. Все, что вы вместе увидели, прочитали, посмотрели и пр., можно и нужно обсуждать, это поможет вам найти понимание, точки соприкосновения и различие во взглядах. Если же вопросы будет задавать ребенок, никогда не уклоняйтесь и ни в коем случае не отстраняйтесь, оправдываясь занятостью. Если действительно у вас нет времени в данный момент, извинитесь, объясните, что сейчас не можете уделить внимание, но в ближайшее время обязательно об этом поговорите (и не нарушайте обещания).

Установите зрительный контакт

Во время беседы обязательно установите зрительный контакт. Смотреть в глаза человеку при разговоре – это очень важный посыл и демонстрация желания с ним искренне общаться. Речь идет не о взгляде-рентгене, который является пристальным и практически испепеляет, ставя собеседника в неловкое положение.

Периодически отведите взгляд, затем снова смотрите ребенку в глаза с добротой и нежностью. И даже если злитесь, контролируйте свой взгляд, чтобы он не был недоброжелательным. Также не начинайте разговор, пока ни дождетесь взгляда ребенка. Как только он на вас посмотрит, это будет сигналом того, что он готов вас слушать. Если же он не обращает на вас внимания, постарайтесь его привлечь, чтобы беседа все-таки состоялась (не разговаривайте со спиной или затылком, всегда ждите нормальной реакции и объясните, что не поворачиваться к собеседнику и не смотреть ему в глаза не вежливо).

Читайте также:  На какой день выходит матка из маточника

Используйте принцип отзеркаливания

Постарайтесь отзеркаливать позу и поведение ребенка, это очень хороший способ оказаться с ним на одной волне. Если он сложил ногу на ногу или потирает руки, делайте точно так же. Только не вздумайте это делать явно, чтобы ребенок не заподозрил вас в повторении его жестов и призыве к игре. Принятие такой же позы является демонстрацией вашего понимания, между вами возникает психологическая общность, которая помогает стать намного ближе и лучше понять друг друга.

Озвучивайте мысли ребенка

Выслушайте ребенка, а затем назовите все своими именами. Речь идет об озвучивании его мыслей, ведь наверняка вы понимаете, что хочет сказать ребенок, но либо не может этого сделать, боясь показаться грубым, либо не может определить своих чувств и эмоций.

Скажите: «Я вижу, как тебя бесит то, что мы пока не можем себе позволить купить эту вещь» и услышите подтверждение «ну, да», что будет означать ваше попадание в точку. Как только вы скажите то, что не может произнести ребенок (особенно подросток), тем самым сразу завоюете его доверие. Скоро он сам будет вам рассказывать обо всех своих чувствах и переживаниях. Кроме того, ему будет полезно увидеть себя со стороны. Если родители могут оценить его состояние, это означает, что он чувствует именно это.

Резюмируйте разговор

Сочувствуйте и сопереживайте, не предполагайте и не домысливайте, а только основывайтесь на фактах и словах своего ребенка. Старайтесь общаться так, чтобы стараться его понять, причем всегда помните о своем намерении. После любого разговора резюмируйте все сказанное. Постарайтесь вкратце описать словами все, о чем вы договорились, что поняли или планируете сделать.

Стремитесь к конструктиву, прислушивайтесь, вникайте, ставьте себя на место ребенка, понимайте его и любите, тогда ваши отношения будут крепнуть с каждым днем.

Источник: fb.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ?

Осень принесла с собой прохладу, а вот для родителей и родных первоклашек наступили самые жаркие дни. Дети пошли в школу, и какая проблема приобретает просто грандиозные масштабы? Ребенок не слушает и не слышит учителя. А почему? Для этого ему необходим навык, который важно развивать практически с младенчества – понимание обращенной речи.

Более подробно об этом расскажет и поможет родителям вместе с ребенком решить эту задачу д.м.н., уролог, руководитель центра урологии, андрологии и патологии тазовых органов Наталья Борисовна Гусева.

Звуковой контакт с ребенком

– Большая проблема детей 6-7 лет, которые пошли в школу – они не слышат обращенную речь, — говорит Наталья Борисовна. – В данном случае это имеет подоплеку и психологическую, и медицинскую. Возьмем самый распространенный вариант: ребенок пришел в школу или ходит на подготовительные занятия. Преподаватели дают некие установки: выполнить задание, рассказать, описать, нарисовать и это совершенно разные формы работы. Однако ребенок не воспринимает всерьез происходящее: крутится, отвлекается, не реагирует на вопросы, задания педагога.

Читайте также:  Как называют брата невесты для мужа

Почему же это происходит? Практически с младенчества детям, в первую очередь, дают видеоряд: мультики, короткие детские ролики. А это – череда сменяемых картинок. Малыш видит только то, что ему показывают, но не понимает, слов, которые к нему обращены. И это не проблема со слухом.

Только после восприятия видеоряда включается слуховой анализатор и это в дальнейшем приводит к проблемам в развитии, получении навыков, учебе. Что же делать? С первых месяцев жизни разговаривать с ребенком, постоянно быть с ним, в первую очередь, в эмоциональном и звуковом контакте.

Рабочий режим коры головного мозга

– Вышли на улицу с годовалым малышом, который только встал на ножки, покажите ему цветок, расскажите о нем, — рекомендует профессор. – Через речь, через слух помогите ребенку познать мир. Говорите, объясняйте, отвечайте на его вопросы, подсказывайте. Слушайте вместе аудиокниги, читайте вслух. Кора головного мозга созревает, когда она перерабатывает информацию.

Тогда в голове рождаются образы, в этот момент кора головного мозга работает. Если ребенок видит только готовую картинку, над которой не надо думать, то у него кора «не созревает». Как следствие – физически, психически здоровый ребенок не воспринимает обращенную речь.

Поэтому важно подготовить ребенка к школе. Объясните, куда он идет, для чего это нужно. Вместе дома выучите имя и отчество учителя. Не говорите о преподавателе в третьем лице, не называйте его «тетя», «дядя». Установите заочно личностный контакт с педагогом. Расскажите, что доверяете ему и на время пребывания в учебном заведении он становится для вашего ребенка авторитетом.

Его нужно слушать, выполнять его задания. После школы обязательно расспросите ребенка, даже если вы были вместе на уроке, что ему понравилось, что больше всего заинтересовало. Обсудите важные моменты обучающего процесса.

Врач – твой друг

– Бывают экстренные ситуации, — напоминает доктор Гусева. – Ребенок получил травму, заболел и попал в больницу. Ему больно, страшно… А он не реагирует на вопросы и просьбы врача, который хочет помочь?! Говорите с ребенком, успокойте его: объясните, куда и зачем вы приехали, что будет происходить. Скажите, как зовут лечащего врача.

У ребенка уже будет больше доверия к доктору. «Ага, мама или папа его знают, он не совсем чужой. Можно и нужно прислушаться к тому, что он говорит, выполнять команды врача во время обследований, процедур.» Еще раз подчеркну, что в связи с преимуществом видеоряда складывается обезличенное восприятие другого человека, но зачастую от этого специалиста – педагога, врача зависит здоровье, развитие ребенка, даже его профессиональные навыки в будущем. В первую очередь, важен аудио-личностный контакт через слова, разговоры, обсуждения.

Источник: dgkb-9.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today