Как научиться видеть знаки на дороге

Данной статьей начинается серия публикаций «Основы безопасного вождения автомобиля».

В предыдущей серии статей «Управление автомобилем» были рассмотрены основы управления автомобиля, а именно: посадка водителя за рулем, как тронуться с места, как нужно правильно держать и вращать руль, нажимать на педали и переключать передачи.

Перечисленными выше приемами можно овладеть, практикуясь либо на тренировочной площадке, либо на закрытой территории, на которой отсутствует движение транспорта.

Контроль дорожной обстановки

На дорогах общего пользования придется учитывать такие вещи, как сигналы светофоров (иногда и регулировщика), дорожные знаки и разметку, расположение автомобиля на проезжей части, а также присутствие и намерения других участников дорожного движения.

Поэтому, имеет смысл приступать к изучению этого раздела только после того, как будут изучены Правила дорожного движения РФ.

В первую очередь нужно понять следующий нюанс. Для того, чтобы не попасть в ДТП, необходимо отличное знание ПДД и их соблюдение, но этого недостаточно.

Совет автоинструктора: Как научиться видеть дорожные знаки.

ПДД лишь устанавливают порядок движения для его участников, но не обеспечивают их безопасность. Другими словами, соблюдение Правил гарантирует вам юридическую невиновность в случае ДТП, но не гарантирует отсутствие происшествия.

Под известным словом «безопасность» (в процессе движения по дорогам) следует понимать комплекс мер в управлении автомобилем, направленных на то, чтобы не допустить ущерба или причинения вреда здоровью себе и (или) другим участникам движения.

Безопасность своего движения можете обеспечить только вы сами, как водитель, и никто кроме вас. А это значит, что придется руководствоваться некоторыми дополнительными принципами или правилами, которые выходят за рамки Правил дорожного движения, но не вступают с ними в противоречие.

Именно об этих правилах и пойдет речь в серии статей Основы безопасного вождения автомобиля.

Начнем с общего контроля дорожной обстановки.

Главное отличие перемещения транспортного средства по дорогам общего пользования от занятий на тренировочной площадке — это наличие других участников дорожного движения.

В число участников движения входят другие транспортные средства и их пассажиры, велосипедисты и другие мобильные индивиды, а также пешеходы на тротуарах (обочинах) или переходящие проезжую часть.

На дороге приходится взаимодействовать с другими участниками. Чтобы ваши действия не стали для них неожиданными, есть смысл как-то их предупреждать о своих намерениях в процессе движения.

Это достигается посредством включения указателей соответствующих поворотов. Более того, данное требование прописано в пункте 8.1 ПДД.

В случаях, когда возникает необходимость изменить направление своего движения, указатели поворота нужно включать заблаговременно, но так, чтобы не вводить других участников в заблуждение (пункт 8.2 ПДД).

К таким случаям также относится отъезд от края проезжей части (от тротуара) и выезд с парковки или места стоянки.

Исключение составляет любое закругление дороги, когда поворот — это единственный вариант движения. В таком случае включать указатель поворота не требуется.

Подача сигнала поворота не наделяет преимуществом в движении, и не освобождает от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД).

Если приоритет (преимущество в движении) не у вас, то необходимо увидеть и понять, помешаете ли вы своим действием другим участникам, имеющим по отношению к вам приоритет, или не помешаете.

Если помешаете — необходимо уступить (выполнить требование «уступить дорогу (не создавать помех)»), если не помешаете — то можно продолжить свой маневр. Толкование слова «маневр» дано в статье Что такое «маневр» в ПДД.

  • если вы стоите, а они уже едут, значит, они в этой ситуации как бы главнее, поскольку, вы только начинаете движение;
  • если вы, двигаясь в потоке машин, перестраиваетесь на соседнюю полосу (меняете направление своего движения), по которой движутся другие машины, не меняя своего направления, то и в этой ситуации они как бы главнее, потому что едут прямо, без изменения направления движения.

Многие спорные вопросы, возникающие во время перестроения, рассмотрены в небольшой серии публикаций Перестроение.

Обстановка на дороге

Одно из самых важных качеств водителя в процессе управления автомобилем это умение наблюдать за дорогой. Необходимо постоянно следить за всем, что происходит вокруг автомобиля, и все время «мониторить» изменение дорожной обстановки.

Все, что вы сейчас читаете, относится к ответу на вопрос: для чего необходим контроль дорожной обстановки.

По-сути, за теми действиями, которые вы в процессе движения совершаете на дороге, наблюдают другие участники (по крайней мере, должны это делать для своей же безопасности).

Читайте также:  Что можно готовить в русской печи

Вам, в свою очередь, необходимо наблюдать за ними (в т.ч. за всей дорогой, попадающей в поле зрения), т.е. контролировать их действия в процессе своего движения по дороге.

Вы можете спросить, для чего нужно контролировать ИХ действия? Казалось бы, они едут, ну и пусть сами себя контролируют . Это нужно для того, чтобы вы успели сориентироваться, если что-то пойдет «не так», и приняли меры, чтобы избежать ДТП.

О том, как наблюдать за дорогой — ниже по тексту.

Как наблюдать за дорогой

С дорожной ситуацией впереди автомобиля все просто — во время движения ваш взгляд все время должен скользить впереди машины. Ближе — дальше, снова ближе — снова дальше и т.д. Это основное направление взгляда.

Отводить взгляд от основного направления целесообразно только на очень короткое время. Посмотрели в сторону — увидели то, что вам нужно — возвращаете взгляд на место, на дорогу впереди автомобиля.

Не следует надолго задерживать свой взгляд в какой-то точке на дороге, также не нужно «привязывать» его к линии разметки. В противном случае, вы станете вилять по проезжей части.

Как делать, чтобы такого не происходило, есть ответ в статье Как научиться ездить ровно.

То, что происходит позади вашего автомобиля, вы можете видеть в салонное или боковые зеркала заднего вида. Как правильно отрегулировать зеркала можно прочесть в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.

Но как бы вы их не настраивали, абсолютно все, что делается сзади и с боков автомобиля увидеть невозможно.

Любой автомобиль имеет так называемые мертвые или слепые для обзора зоны. Это те участки с задних боков автомобиля, которые не видны в зеркалах. Их можно увидеть, только повернув голову и бросив взгляд (посмотрев) в эту сторону. Об этом подробно изложено в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

По этой причине перед любым маневром помимо взгляда в боковое зеркало следует контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы. Это нужно делать быстро.

Повернули голову, взглянули в слепую зону, и тут же поворачиваете голову обратно. Отводить взгляд от основного направления есть смысл не более чем на 1секунду, потому что ситуация впереди на дороге также изменяется очень быстро.

Таким образом, общий порядок действий при совершении любого маневра будет следующий:

  • движение прямо
  • включение «поворотника»
  • взгляд в зеркало
  • поворот головы и взгляд в «мертвую зону»
  • маневр (перестроение, поворот, разворот)
  • выключение «поворотника»
  • движение прямо — взгляд в зеркало для контроля ситуации сзади автомобиля

Слепая зона автомобиля

Особое внимание нужно уделить наблюдению за дорогой, т.е. контролю ситуации сзади автомобиля перед торможением.

В плотном потоке далеко не все соблюдают нужную дистанцию – кто-то в буквальном смысле «сидит на заднем бампере» вашей машины, а кто-то очень часто любит перестраиваться, меняя полосы движения.

Поэтому, когда соберетесь тормозить (есть смысл готовиться к этому заранее) – быстро посмотрите в зеркало заднего вида. Вполне возможно, что сзади очень близко движется машина, и ее водитель не ожидает вашего торможения.

Соответственно, если он не ожидает, то он может не успеть сам затормозить. В этой ситуации, согласно ПДД, конечно, будет виноват он, но ведь вашу машину могут зацепить или помять.

В таких случаях целесообразно заранее чуть придавить педаль тормоза, но ровно на столько, чтобы загорелись стоп-сигналы. Стопы загораются раньше, чем автомобиль начнет торможение, и едущий позади водитель сможет их увидеть и сообразить, что «передний» автомобиль приступил к торможению.

Но бывают случаи, когда целесообразно не тормозить, если сзади кто-то «сел на хвост», во избежание случайного наезда заднего «попутчика».

Например, впереди вас кочка или ямка, но автомобиль, едущий сзади подкрался к вам очень близко. Вы тормозите перед неровностью, а водитель едущего сзади авто этого не ожидает, либо не видит, что вы тормозите.

Обычно, наезд сзади так и происходит. Разница лишь в силе удара. Поэтому, лучше пусть подвеска принимает на себя удар, чем зад автомобиля.

Из-за таких случаев необходимо будет выработать в себе привычку перед торможением обязательно смотреть в зеркало заднего вида, и заранее ставить ногу на педаль тормоза.

Для правильного контроля дорожной обстановки недостаточно просто смотреть на дорогу — следует распределять внимание рационально. «Смотреть рационально» — это распределять внимание в первую очередь на то, что важно для движения и обеспечения безопасности:

Читайте также:  Как научиться не ревновать любовника к жене

1. Концентрация внимания в направлении своего движения. Это нужно для того, чтобы автомобиль точно следовал заданной траектории. Причем смотреть нужно как можно дальше вперед.

Взгляд как бы сканирует дорогу, перемещаясь ближе – дальше. В городском потоке хорошо бы держать в поле зрения несколько впереди идущих машин.

Отводить взгляд от направления движения можно только в том случае, если вы уверены, что в этом направлении все в порядке, и на время не более 1 секунды. Даже за 1 секунду ситуация может сильно измениться.

2. Концентрация внимания на наиболее важных с точки зрения безопасности объектах. Например, увидев рекламный щит, не стоит задерживать на нем внимание — реклама не представляет для вас никакой информационной ценности.

А вот дорожный знак под этим щитом может оказаться важным. Или, например, вы увидели, что автомобиль, едущий впереди, начал тормозить, предположим, перед пешеходным переходом. Стоит обратить на это внимание — вдруг он пропускает пешехода.

3. Наблюдение за обстановкой на прилегающей к проезжей части территории. Например, там могут стоять люди, на дороге могут внезапно оказаться дети, играющие в свои игры, как вариант, с мячом, который уже через мгновение может оказаться на дороге.

4. Для полного контроля обстановки сбоку и сзади вашей машины следует каждые 10-15 секунд смотреть в зеркала заднего вида. Разумеется, это примерное время, оно зависит от плотности потока. На трассе за городом, к примеру, можно увеличить этот интервал времени до 1 минуты. Но делать это необходимо.

5. Периодически нужно контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы в сторону маневра, особенно перед перестроением. Другого способа, чтобы проверить эту зону, нет. Дополнительные сферические зеркала не всегда дают точную картину.

6. Старайтесь запоминать участников движения вокруг себя. Например, вы видите, что сзади вас движется автомобиль красного цвета. Вы решаете перестроиться, и вдруг видите, что он исчез из обзора зеркал. Это повод повременить с маневром, и лишний раз окинуть взглядом «слепую зону».

Ну и, наблюдая за дорогой, не нужно забывать о показаниях приборов. Контроль оборотов двигателя важен для поддержания необходимой тяги, особенно при ускорении, замедлении, прохождении поворотов и движении в сложных дорожных условиях.

При относительно равномерном движении можно чаще смотреть на спидометр, и следить за своей скоростью. Тем более, что «внешний» контроль скоростного режима обеспечивается камерами фото-видеофиксации.

Нужно стараться следить за показаниями приборов так, чтобы взгляд был направлен на дорогу, а приборы контролировать периферийным зрением.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как наблюдать за дорогой» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник: avtonauka.ru

Как научиться видеть дорожные знаки?

Не устаю вновь и вновь повторять, что основная работа водителя заключается не в том, чтобы рулить рулем и педалить педали. Главное — видеть и читать дорожную обстановку. Управляя автомобилем вы должны видеть все дорожные знаки, разметки, других участников дорожного движения, постоянно анализировать увиденное и, только на основании этого анализа, принимать верные решения. Автоматизация этого умственного процесса дело сложное и долгое, и напрямую зависит от опыта вождения. Но существуют некоторые способы ускорить этот процесс обучения.

Как заставить себя видеть дорожные знаки?

Приходят ко мне люди на занятия для отработки экзаменационного маршрута и приносят с собой распечатку примерной схемы с расстановленными не ней дорожными знаками. Подобное ответственное отношение к экзамену естественно вызывает похвалу и одобрение, но практической пользы приносит не много. Во-первых, вы всю эту информацию не сможете запомнить и зазубрить.

Во-вторых, вы не сможете постоянно держать всю эту информацию в голове во время экзамена, мозг будет занят другими, более важными делами. И в-третьих, знаки на маршрутах постоянно меняются, где-то новый поставят, где-то старый украдут, всякое бывает, не уследить. Так что, не трясите ерундой, намного проще и полезнее научиться все эти знаки видеть и примечать. Это сложно, но если подойти к вопросу правильно, то легко))

Итак, каждый раз гуляя по дороге пешком или передвигаясь по ней на транспорте в роли пассажира, вы должны смотреть на все установленные знаки. Думаю, многие из вас уже этим занимаются. Но не просто смотреть, чего вы там не видели, а стараться понять почему этот знак стоит именно в этом месте, чем руководствовались дорожные службы при установке. Почему в данном месте стоит знак ограничение скорости, а в том запрещена остановка? Старайтесь уловить причинно-следственную связь между знаком и его окружением.

Читайте также:  Момент из счастливы вместе где даша плачет

Допустим, знак осторожно дети, устанавливается в близи детских учреждений, площадок и т.д. Увидели знак – ищите глазами детское учреждение. Заставляйте мозг постоянно анализировать тот или иной знак, искать общие связи между знаком и окружающим его пейзажем. Со временем у вас в мозгу наметятся некоторые закономерности и связи между различными дорожными знаками и ситуациями на дороге. Постепенно, ваш мозг начнет работать на считывание дорожных знаков, убедившись для себя в их практической пользе, а это как раз то, чего мы пытались добиться!

Практикуйтесь и увидите, это бывает очень увлекательно, понять, чем руководствовались люди, установившие тот или иной знак, своеобразный миниквест. Будет полезно и интересно.

Удачи на дорогах.

Для ленивых записал ленивое видео:

Источник: provozhd.ru

Советы начинающим: знаки на дороге или как правильно читать то, что говорят Вам сигналами другие участники дорожного движения?

Всем субботний привет : ) Пару-тройку выпусков назад Вы предложили отдельно рассмотреть тему знаков на дорогах. Что же, давайте попробуем понять, какие знаки мы в этом плане знаем, а чуть позже по традиции закину инфу инициаторам данной рубрики в вк группу Top Drive : )

— если в той или иной ситуации на дороге Вас пропускают, то обязательно нажмите на пару секунд «аварийку» — это автомобильное «спасибо» : )

— если Вы едете и встречные автомобили моргают дальним светом – значит впереди пост ДПС

— если Вы в Европе и встречные водители моргают Вам аварийкой – значит впереди ДТП

— если фура на дороге, где сложно обгонять, показывает Вам правый поворотник, то водитель подсказывает, что Вам можно идти на обгон (но разумеется очень аккуратно нужно осмотреться перед этим)

— допустим, если Вы едете в левом ряду и справа маячит очередной сумасшедший мотоциклист, то можете включить левый поворотник, тем самым показывая, что готовы пропустить его, что Вы видите его

— если Вы пытаетесь перестроиться / встроиться и идущая перед Вами машина один раз коротко моргает дальним, значит водитель разрешает Вам встроиться, осталось сделать это оперативно и не тупить! : )

Делимся опытом, друзья мои, на истину не претендую, подправьте, если где ошибся : ) Скоро будем делать видеоверсию рубрики : ) Предыдущие выпуски «советов для начинающих»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.

С уважением, Енилеев Алан.

п.с. через часок закину тизер по народному тест-драйву MB E400 в это воскресенье, 20:00 : )

26 июля 2014
Поделиться:

Про мотоциклиста совет неплохой. Возьму на вооружение.

Есть еще одна фишка. Постараюсь обрисовать как можно понятнее))
Например едем вечером, 2 полосы в одну сторону и 2, как правило, в другую. Впереди регулируемый светофором перекресток.
Чаще бывает так, что левый ряд стоит на левый поворот, пропуская встречку. Со стороны встречки чаще такая же ситуация. А нам надо прямо и мы уходим в правый ряд.

Так вот. В такой ситуации можно попасть в ДТП.
Дело в том, что чаще всего встречке поворачивающей налево нифига не видно, что происходит в Вашем ряду. Поэтому если едете за кем-нибудь хвостиком, то ничего страшного, а вот если соблюдаете дистанцию метров в 20, то лучше притормозить, т.к. водитель встречного авто может подумать, что никого уже нет и можно поворачивать налево.

Таким образом как раз вчера вечером спокойно разъехались с владельцем рейджа) ехал бы быстрее, пришлось бы применять экстренное торможение)

Если не понятно — нарисую :)))

а я моргаю встречным в любых опасных для них ситуациях, по-любому они сбросят скорость и повысят внимание после этого

раньше аварийка значила «извините» : ) «спасибо» было особо не за что говорить…

еще полезно сказать, что сигналить звуком лучше коротким или несколькмим короткими сигналами, а не одним длинным — это оскорбление.

сам частенько моргаю правым чтобы обгоняли, один раз только моргнули аварийкой, некоторые наверное не понимают такого жеста

Источник: www.drive2.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today