Как научиться вставать на голову

Как правильно выполнять Сиршасану — стойку на голове?

Глядя на фотографию йога, стоящего на голове, сразу можно сказать, в какой традиции он практикует — однако мало даже в среде преподавателей людей, которые могут похвалиться глубоким и (что немаловажно) практическим знанием Сиршасаны — а те немногие, кто обладает, подчас неохотно разглашают «секретную» информацию как студентам, так и «конкурентам». Не является большим секретом, что правильное выполнение Сиршасаны дает очищение и пробуждение Сахасрара-чакры, а затем и сиддхи (сверхспособности).

На групповых занятиях Сиршасану редко когда практикуют, чаще просто осваивают — и то мимоходом и в самом общем виде, не касаясь важных нюансов — а значит, оставляя позу недоступной. Большинство начинающих к этой позе просто не готовы, а большинство «продолжающих» не знают, как ее делать — либо делают неверно, и не получают от нее особой пользы. То есть, как мы видим, ясное понимание этой практики застилает на редкость густой туман неведения, противный истинному духу йоги. Попробуем разобраться!

КАК СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ | ШИРШАСАНА стойка на голове | Йога chilelavida

В наши дни множество разных «стилей» и школ йоги, из которых авторитетные можно пересчитать по пальцам одной руки (все они базируются в Индии). Возьмем школу Дхирендры Брахмачари — весьма уважаемого мастера йоги 20 века.

К нашему удивлению, оказывается, что этот более чем вменяемый специалист предлагает к выполнению очевидно травмоопасный вариант стойки, в которой шея оказывает изогнутой, и поэтому принимает запредельную нагрузку. Этот вариант в классической Хатхе называется «Капали-асана» («поза опоры на череп») и является специфической практикой, не рассчитанной на широкое употребление.

Дело в том, что мастер предлагает найти точку опоры где-то на уровне выше начала роста волос головы, т.e. почти на лбу! Очевидно, и сам уважаемый Д. Брахмачари, и его ученики десятилетиями регулярно (а скорее всего, ежедневно) стояли на голове в таком положении. Тот факт, что, насколько известно, они не попали в больницу с защемлением нервов или грыжей шейного отдела позвоночника — говорит в пользу данной версии Сиршасаны. И все же, с точки зрения объективной логики и йогатерапии, такое положение рекомендовать к выполнению категорически нельзя. По моему личному мнению, его могут на свой страх и риск практиковать лишь адепты данной школы — вполне возможно, что с хорошими конечными результатами, в силу какой-то своей «сверхлогики» или секрета выполнения, передаваемого на ушко и без знания которого заниматься так весьма опасно.

Некоторые другие школы, напротив — рекомендуют стоять непосредственно на макушке. Вот это, пожалуй, уже имеет под собой и рациональную, и метафизическую логику: ведь, с одной стороны, именно положение в Сиршасане с опорой на макушку позволяет максимально выравнивать шею, что просто категорически необходимо, по соображениям техники безопасности. С другой стороны, точка в нашем физическом теле, которая «включает» Сахасрара-чакру (расположенную в теле праническом, «тонком», или как еще говорят теперь, биоплазменном) — это как раз пресловутая макушка, «родничок».

Как научиться стоять на голове дома — йога в домашних условиях

Все бы хорошо, да только некоторые мастера, напротив, считают стояние в Сиршасане на этой опорной точке весьма нежелательным, в частности иногда мотивируя это данными китайской традиционной медицины — которая считает воздействие на верхнюю точку головы смертельно опасным! Отдельные скептики даже указывают, что при регулярной «неправильной» стойке — на макушке — могут расходиться кости черепа, хотя сложно представить такой процесс у взрослого человека.

Немного логических рассуждений, которые вводят нас в курс дискуссии. Осевая нагрузка, которую может выдержать шея человека, составляет около тонны, а вот поперечная — всего несколько килограмм (шея рассчитана выдерживать вес головы — около 5 кг), а дальше начинается травмирование шеи, пусть и с лучшими намерениями.

Читайте также:  Кто ведет вечерний ургант вместе с ургантом

Для наглядности можно взять спичку или зубочистку — и попробовать сжать ее двумя пальцами по оси (вертикально): у вас ничего не получится, а зубочисткой вы скорее проткнете себе палец! Совсем другое дело, если одновременно надавить за палочку сбоку другой рукой — она тут же согнется, а то и сломается. Именно так ведет себя и наш позвоночник в Сиршасане. Другой пример — многие видели, как на Востоке женщины носят на голове кувшины с водой, а то и связку кирпичей килограмм под 100! Западный человек ужаснется, но они так могут делать годы (другое дело, что износ хрящей тоже никто не отменял — но — специалисты подтвердят — это дело небыстрое).

Для нас важно понять одно — что если шейные позвонки выстроены в одну линию — что возможно в Сиршасане именно при стойке на макушке — то изгиба шейного отдела позвоночника не происходит (или, строго говоря, он минимизирован), и стоять так можно уже столько, сколько позволяют сосуды и другие факторы — шея, в общем-то, и не «включается»: работают руки, спина, даже мышцы пресса — но для удержания тела в вертикальном положении работы мышц шеи не нужно.

Другой аспект стойки — если отвлечься от скелета, и вспомнить про кровообращение — то опять же, любые изгибы шеи (наклон головы вперед или запрокидывание назад) ни в прямом, ни в перевернутом положении тела нежелательны, т.к. осложняют кровоток и могут вызывать побочные эффекты и при регулярном выполнении — патологии.

И наконец, третий аспект, не менее судьбоносный для того, как вы будете делать Сиршасану. Это ваш мышечный тонус и наличие мышечно-психологических блоков, особенно в шейно-воротниковой зоны и в верхней части спины.

Если у человека гипертонус мышц этой области, для него характерна «боксерская» стойка, грудные мышцы перекачены, шея и плечи годами напряжены — в практике йоги ему будет свойственен агрессивный, силовой стиль — и стоять в Сиршасане будет удобнее всего «на лбу»! Я даже допускаю, что наличие крепких шейных мышц на уровне спортсмена будет в какой-то степени (временно) защищать этого человека от травм — но и еще больше закрепощать шейно-воротниковую зону.

Если же человек психически («по жизни») и мышечно на фоне (в практике йоги и «в быту») уже достаточно расслаблен — чему способствует верная работа в асанах и практика Йога-нидры — стоять в Сиршасане будет удобнее всего на макушке или где-то посередине. То есть, опять же — «покажи, как ты стоишь на голове — и я скажу, кто ты». Понятно, что мягкое, расслабленное, «кошачье тело» в йоге нарабатывается, это процесс и показатель практики, а не повод к бахвальству, а закрепощенная шейно-воротниковая зона и вообще стойка на голове «на лбу» — не диагноз и не повод создать себе дополнительный стресс. Каждый практикует так, как может на данный момент, а не так, как «правильно» или «надо». Без понимания этого ни к практике Сиршасаны, ни к других техникам Хатха-йоги подходить просто опасно для жизни и психики.

Итак, теперь нам понятно, что несмотря на кажущуюся простоту сути вопроса, одного ответа быть не может. И это приводит нас в лагерь третьей группы мастеров, которые предлагают своим последователем самостоятельно разобраться в данном вопросе, и найти точку опоры непосредственно в ходе практики, по ощущениям.

К таким мастерам принадлежат Свами Сатьянанда Сарасвати и Виктор Бойко — имена, несомненно, вызывающие бездну уважения (в силу еще и того, что оба специалиста — не только йоги, но и йогатерапевты). C.C. Сарасвати точно указывает на рекомендованную точку — между «точкой Дхирендры Брахмачари», т.е. утолщением кости, и макушкой. Точка находится примерно на три пальца ниже макушки и находится опытным путем — при опоре на нее тело по ощущениям словно повисает в невесомости (именно такой метод приводит и В. Бойко).

Читайте также:  Как подписать открытку начальнику от коллектива

В какой-то момент мне стало очень интересно, как все-таки «правильно» выполнять Шавасану лично мне. И я прибег к помощи одной своей знакомой, которая одновременно является преподавателем йоги и «видящей» — т.е. способна воспринимать течение праны в другом человеке и соответственно изменение состояния чакральной системы в тех или иных положениях тела. Работа с этим необычным специалистом в течение всего 2 минут (я последовательно выполнил стойку на голове на двух разных опорных точках) достоверно доказала — наилучший результат с точки зрения энергетики достигается именно в том положении, которое наиболее удобно (в моем случае — вариант С. Сарасвати и В.Бойко). То есть, получается, что логика, уважаемые мастера йоги или медики могут говорить одно — а какой вариант лучше для вас — можете определить только вы сами.

Несомненно, в свете вышесказанного совершенно очевидно, что Сиршасана — далеко не банальная поза, которую можно делать «по книжке», под видеозапись или даже со слов другого, пусть и опытного и сведущего человека. Она требует некоторой подготовки не только с точки зрения укрепления шеи и плечевого корпуса для комфортного и безопасного входа-выхода из статичной позиции, но и в не меньшей степени «подготовки» внимания. Чтобы правильно именно для вас выполнить Сиршасану, вы должны отлично чувствовать свое тело и научиться доверять собственным ощущениям больше, чему кому бы то или чему бы то ни было другому — а такая уверенность приходит только с многолетним опытом регулярной практики. Поэтому если для безопасного, техничного выполнения с точки зрения «физподготовки» можно начинать подходы к Сиршасане уже в первые месяцы регулярных занятий, то ограничение по осознанности говорит о том, что раньше чем через год постоянных занятий эту позу лучше избегать.

И еще раз о технике безопасности, даже если вы считаете, что готовы начать осваивать Сиршасану, это надо делать как с пранаямой: добавляя нагрузку очень медленно, а время выполнения практики — буквально по несколько секунд каждый раз. Больше 5 минут в Сиршасане для общих целей стоять не стоит. И в любом случае, после выхода из позы надо компенсировать перевернутое положение немедленным выполнением Шавасаны (или Баласаны) на половину времени, которое выполнялась Сиршасана. Вскакивать и даже поднимать голову и корпус после выхода из Сиршасаны совершенно неразумно, лучше всего сначала аккуратно вернуться в исходное положение (Баласана), а потом плавно перевернуться и лечь на спину. Также, если после выполнения позы у вас красные глаза (сосудики в глазах лопаются) или побаливает голова — значит, либо поза выполнялась неверно, либо слишком долго, либо вход-выход были некорректными, либо режим питания не соответствует заданной сложности практик йоги (скажем, мясо или алкоголь в течение суток до выполнения Шавасаны — верный путь к головной боли).

Ну и наконец, уже «на правах рекламы» — если вы хотите технично освоить стойку на голове и многие другие практики Хатха-йоги начального и среднего уровня сложности, рекомендую посетить мой ежегодный семинар «Спокойствие ума» в непальских Гималаях, который состоится вот уже совсем скоро, 25 апреля — 10 мая. В группе осталось 2 места.

Источник: hanuman.ru

Будь мужчиной!

Стойка на голове

Окрыленный своим открытием, Архимед обещал перевернуть мир, если найдет точку опоры и рычаг необходимой длины. Будь Архимед философом – он бы знал: чтобы перевернуть мир, достаточно встать на голову. Вопрос: зачем?

Читайте также:  Как сделать тату на месяц

Среди российский йогинов «первого поколения» (примерно 60-е ХХ века) существует «стойкое» убеждение о том, что ничего эффективнее и полезнее стойки на голове человечество не придумало.

В то время как любой хирург, физиолог и ортопед скажет, что голова не для того, чтобы на ней стоять. Наша шея обладает таким запасом прочности, которого хватает, чтобы держать голову и вертеть ей во все стороны. К тому, что в эту голову придет идея передать шее функции ног — природа готова не была…

На уровне опорно-двигательного аппарата, «засада» стойки на голове в том, что очень подвижный шейный отдел позвоночника соседствует с малоподвижным грудным отделом. В результате область седьмого позвонка оказывается «пограничной» и на нее приходится наибольшая нагрузка. Даже при идеальном исполнении (которое, заметим, способны продемонстрировать немногие!) в момент входа в стойку на голове и выхода из нее связки, поддерживающие седьмой позвонок, постепенно растягиваются, и позвонок начинает «вылетать» — а это подвывихи, вывихи, грыжи в шейном отделе позвоночника.

Стойка на голове и плечах, повсеместно рекламируемая как «разгружающая шею за счет предплечий», по факту опасна для шеи не меньше стойки на голове: из-за то же фазы входа и выхода в асану.

Стойка на голове и плечах

Стойка на голове и плечах

Чуть лучше двух предыдущих – вертикальная стойка на прямых руках (при условии сильных рук и правильной техники выполнения, иначе легко повредить себе запястья и плечи!). В ней хотя бы с шеи снята сила тяжести тела. Но остаются те же проблемы с измененным кровотоком, что и в предыдущих асанах: в положении ноги вверх большинство людей переходят к поверхностному дыханию, что крайне опасно для сердечно-сосудистой системы и мозга человека в перевернутом положении.

Одной фразой: стойка на голове, на голове и плечах и вертикальная стойка на руках – скорее вредные, чем полезные. Особенно для людей с избыточной массой тела, в том числе мышечной, и высоких.

Откуда же вообще появилась идея о пользе стоек ногами вверх? Думается, произошла утечка информации. После революции 17 года о Хатха йоге (направление йоги, посвященное физическому здоровью человека) в России вспомнили, лишь когда возникла необходимость готовить к полетам космонавтов.

Разумеется, подготовка человека к пребыванию в экстремальных условиях требовала от приглашенных индийских гуру соответствующих цели йога-техник. Но те же самые техники явно не пошли на пользу советским инженерам, полюбившим миф о том, что «15-минутное стояние на голове каждый день навеки сохранит им молодость». При этом, чтобы «не терять время», пребывая вверх ногами, советские интеллигенты советовали друг другу чуть ли не специальные подставки под книгу для чтения в данном положении! В результате многие из почитателей стоек вверх ногами полысели раньше времени и сделались чудаковатыми. Что до состояния их шеи… В общем, о физическом и психическом здоровье йога-модников не приходится говорить.

Как быть тем, кто, несмотря на печальный опыт в данной сфере «шестидесятников» — продолжает оставаться романтиком, предпочитая оригинальный взгляд на вещи? Согласитесь, так приятно время от времени перевернуть все с ног – на голову!

Автор данной статьи намеренно не приводит техник входа-пребывания – выхода из стоек на голове, дабы не вводить читателей в лишнее искушение. Вместо этого предлагаем читателям сайта www.budmuzhchinoi.ru подробнейшее описание альтернативы. Обладая всеми аспектами позитивного влияния на человека стоек на голове, наклоны лишены тех опасностей и – бонус! — полезны еще и для пищеварительной системы. Кроме того, наклоны обладают мощным эстетическим эффектом: от их регулярного выполнения уменьшается талия, выпрямляется спина и «оттачиваются» ноги.

Инструктор и преподаватель

Российской федерации йоги

Источник: budmuzhchinoi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today