Здравствуйте. Даже не знаю, с чего начать. . . Но попробую. Мне почти 25 лет, я нигде не работаю, ни разу нигде не работала. Сижу дома круглые сутки. Нет никаких интересов, я не знаю, чего хочу, чем бы хотела заниматься. С финансами у нас туго, так туго, на сколько можно это представить, а работать я не иду. Образования у меня нет, никакого.
Я всегда ссылаюсь на то, что живу в маленьком колхозе и работы здесь нет, но я то в глубине души понимаю, что при желании возможно все. До недавнего времени я боялась сама ходить в общественные места, даже по магазинам, не понимаю, откуда этот страх. Мне предлагали работу, в близлежащем городке, но я не пошла, я просто боюсь пробовать.
В детстве я любила рисовать, много читала, хотела стать парикмахером, сейчас же, мне ничего не интересно. Дома нет денег, а я сижу, не двигаюсь. Когда-то я была полной, очень, естественно я комплексовала, но не всегда, у меня были друзья, я нравилась парням. Бабушка всегда указывала на то, какая я толстая. . . Всегда обижала меня, я ее боялась. Сейчас я похудела, вполне привлекательная.
Я копаюсь в себе, копаюсь, но без изменений, я запуталась. У меня спрашивают, а кем бы я хотела быть, а я не знаю, что и ответить. Единственное, что всплывает в мозгу, так это свой сад, с цветами и деревьями, большой уютный дом, с уютной кухней. И только после этого муж, дети, они как бы на втором плане.
Я уж не знаю, у меня лень перемешалась со страхами, не могу найти выход, за какую веревочку потянуть, чтоб все распутать. Еще в школе я начала прогуливать уроки, сначала просто, а потом, потому что, на тот момент я перестала общаться с лучшей подругой, начала общаться с другой, но так получилось, что они как раз вместе с бывшей лучшей подругой сдружились и отвергали меня, оттуда я вообще не хотела идти в школу, я чувствовала себя одинокой. . . В общем, я не понимаю, от куда растут ноги. . . Я запуталась, да и судя по всему путаницу понаписала, не могу понять, пытаюсь, а не могу. . . Помогите пожалуйста. Я живу с мамой вдвоем, в подростковом возрасте, получилось так, что мама была занята, ходила в что-то наподобие секты, я сама в этот момент росла, где меня только не носило, я была трудным ребенком. Сейчас у нас с мамой прекрасные отношения, мама слабохарактерная, как и я или я, как она, у нас бабка властная, всегда всех подавляла и подавляет. В общем, сижу я у мамы на шее, так не может дальше продолжаться, а я ничего не делаю.
На вопрос отвечает психолог Мещеряк Надежда Владимировна.
То, как вы описали свое самочувствие и времяпровождение говорит о наличии у Вас симптомов депрессии и социальной фобии, а такаже наличие фактора выученной беспомощности. Не пугайтесь! Сейчас все рассмотрим по-порядку, систематизируем и наметим варианты выхода из этой ситуации. Ничто из вышеописанного не достигло у Вас настолько критических форм, чтобы быть непоправимым.
Депрессивное состояние возникло у Вас от того, что годами систематически накапливались проблемы, которые Вы были не в состоянии решить. От этого постепенно сначала снижалась деятельность – в итоге, Вы дошли до того, что не выходите из дома, что потянуло за собой сначала, вероятно грусть, печаль, а потом – скуку и апатию. Это закономерный эмоциональный процесс – человек просто физически не может постоянно переживать негативные эмоции и, в результате, приходит безразличие ко всему («энергосберегающий режим для нервной системы» — поэтому сейчас Вам ничего не хочется и не интересно. Хочу отметить, что Вы описали свою проблему не спутанно, а очень грамотно и лаконично – ничего лишнего
Выученная беспомощность — это нарушение мотивации и, как результат – деятельности, в результате пережитой неоднократно неподконтрольности ситуации, в ситуации независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).
Социальная фобия –упорная иррациональная боязнь общества в целом и людей по отдельности, страх перед исполнением каких-либо общественных действий, либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц. Вам повезло – социальная фобия со всеми вытекающими проблемами – это предмет моей научной работы и узкая рабочая специализация.
Давайте поговорим немного о причинах таких состояний.
Семья. Авторитарная бабушка, которая постоянно подавляет Вас и Вашу мать. Отсутствие поддержки в раннем детстве и подростковом возрасте от мамы и издевательства со стороны бабушки (из-за веса,и предполагаю –не только). Эти факторы мешают формированию характера и самостоятельности, подавление извне (от бабушки) постепенно интериоризируется (становится внутренним, — Вашим собственным, т.е. Вы начинаете себя сами подавлять – постепенно пропадает интерес к учебе и общению вне дома)
Мать пытается решить свои проблемы, уйдя в секту. Одиночество дома, одиночество в школе + действия подруги, которые Вы могли почувствовать как предательство. Отчуждение, прогулы школы. Формирование выученной беспомощности ,и , как следствие – затяжной депрессии. Депрессии не в бытовом понимании слова, а в клиническом.
Однако пока, Слава Богу – я не вижу необходимости в медикаментозном лечении у психиатра – и это Ваша заслуга. Вы сильная и имеете большой потенциал (о котором и не подозреваете), если, буквально, не сошли с ума в таких условиях.
Потому что, имея неблагоприятные условия во всех отношениях – как в микроокружении (в семье), так и в макроокружении – обществе (в данном случае – школа), человек, как существо социальное начинает деградировать. Иногда доходит до необратимых печальных последствий. Но не в Вашем случае. Давайте ухватимся за это, как за поплавок и начнем действовать.
Это прекрасно, что когда у Вас спрашивают, кем бы Вы хотели быть, у Вас в уме всплывает желание. Хотя для Вас оно не понятное, для меня оно о многом говорит. Вы жаждете личного пространства, прежде всего – Вам нужна своя территория для того, чтобы чувствовать себя человеком – это Ваш дом и сад.
Пространство физическое и психологическое – право принимать решения самостоятельно и управлять своей собственной жизнью, что позволит Вам расцвести как личности, и Вашим, пока скрытым и подавленным талантам – это цветы и деревья в Вашем саду. И то, что Вы уделили особое внимание кухне – это тоже намек от подсознания. Любите ли Вы готовить? Хотели бы Вы стать поваром?
Работать, к примеру, в кафе или ресторане и угощать гостей этих заведений вкусностями? Если нет, то тогда своя большая кухня – место, где человек готовит себе пищу – это еще одна гипербола к тому, что Вы хотите встать за руль своей жизни, и «сами варить свою кашу».
Работа – это, в некоторой степени, вершина самореализации. Для того, чтобы к ней созреть, нужно, сперва победить социальную фобию. Я знаю, как это сделать, но, увы – и 30 страниц не хватит, чтобы описать весь процесс, к тому же, мне необходимо взаимодействовать с Вами, вести диалог. В бихевиоральной (или поведенческой) и когнитивной психотерапии достаточно приемов и техник для преодоления социофобии и синдрома выученной беспомощности. К нам в помощь также экзистенциальная и клиент-центрированная терапия для того, чтобы справиться с депрессией: найти смысл жизни, сформировать характер, познать себя, свои потребности и желания, установить границы личности и научиться их отстаивать.
Для того, чтобы найти работу нужна большая мотивация, чем просто материальная необходимость. Нет образования – не проблема. Важно знать чего хочешь и если это требует образования, его можно еще получить – Вам же не 60 лет.Работа также требует уверенности в себе – ее можно наработать. На собеседовании необходимо себя правильно подать – это отдельная тема и отдельное направление работы, — это уже «огранка алмаза». Чтобы представить себя, нужно себя знать, свои сильные стороны и излучать это.
Я рекомендую Вам, прежде всего, начать с того, чтобы отстаивать себя от бабушки. Слова «сижу у мамы на шее, так не может дальше продолжаться, а я ничего не делаю» не из ее ли уст впервые были услышаны? То, что вы заботитесь о финансовом вкладе в семью – нормально и похвально. Однако то, что у Вас не получается, говорит не о Вашей лени, — это только вершина айсберга.
И пока весь лед не растает, Вашему кораблю никак не проплыть вперед мимо, этот айсберг в виде нерешенных проблем потянет (уже тянет) все ваши благие намерения на дно. Поймите это и снимите с себя клеймо вины. Пытайтесь ограничить влияние бабушки на Вас. Поговорите с мамой по душам, поищите у нее морального подкрепления.
Отстаивайте себя перед бабушкой – без крика и грубости: спокойно, твердо, четко. Пусть это будет Ваше начало. Я уверенна, что вы придете к успеху – постепенно, шаг за шагом.
Обращайтесь, буду рада Вам помочь! Ваша Надежда 😉
Оцените ответ психолога:
Источник: psycabi.net
pechkeen
Ко мне приходит много людей, с различными проблемами, вопросами и жизненными ситуациями. 70 процентов озвучивают свою проблему так: Мне ничего не интересно, Меня ничто не радует, Я не могу себя заставить заниматься чем-либо, Я хочу найти дело, которое меня будет увлекать, но почему-то не могу оторвать свою жопу от мягкого дивана.
Эта проблема – отсутствие интереса к жизни.
Большинство людей живет неосознанно. Замечаются только результаты действия привычных тенденций, работающих в психике. Поэтому в качестве проблемы озвучивается результат, а не сама проблема.
Человек приходит к доктору с проблемой – диарея:
— Я пытался запихивать дерьмо обратно, — размазывая слезы по лицу причитает больной, — но это не помогает… После коротких расспросов выясняется, что он ежедневно ест тухлятину. Так в чем же тогда проблема?
Проблема лежит глубже. Но самое главное то, что будучи разочарованными в своем неуспехе и апатии, мы пытаемся работать именно со следствием, а не причиной. И тем самым лишь усугубляем проблему.
Больше всех в этом месте должны рассмеяться те, кто обнаруживает у себя эту проблему. Отсутствие интереса к жизни, апатия, замутненное восприятие возникают в случаях, когда человек запрещает себе то, что ему действительно интересно и насильственно пытается вызвать у себя интерес к тому, что его не интересует.
Та-да-да-дам… Звучат фанфары! Для тех, кто возмущенно возразит: — Да я же всю жизнь только об этом и думаю и занимаюсь поиском себя! — поясню, как это работает. Вспомните любое последнее дело или занятие, которое вы делали легко? Какие чувства вы ощущали, приступая и в процессе? Вспомнили?
А я скажу, что это были всего лишь внимание к объекту и желание удовлетворить свой интерес.
Теперь давайте, разделим ваши дела на две категории : вызывающие произвольный интерес и вызывающие спонтанный интерес.
Для произвольного интереса, характерно то, что личность заставляет себя сделать что-либо. Достичь результата путём привлечения дополнительной энергии. Это относится и к необходимым, рутинным делам, и к тем, в отношении которых мы взяли на себя обязательства (часто ложные).
Для спонтанного то, что он не требует дополнительных усилий. Объект интереса сам по себе дает нам энергию для удовлетворения наших потребностей. Это относится к естественным нуждам, а так же к тем делам, которые нас безусловно увлекают.
Таким образом, в произвольном сосредоточении мы вынуждены раздваиваться. Той части нас, которая делает то, что интересно, противопоставляется та, которой что-то необходимо, исходя из различных (часто ложных) представлений.
Что мы делаем дальше? Правильно! – начинаем себя заставлять. В этот момент мы разделяемся на три фигуры – ту, которой нужно делать; ту, которая не хочет делать и ту, которая её заставляет делать.
Эта ситуация создает у человека, как целостной личности, чувство «отвлечения», т.к. в этот момент две его части заняты взаимной борьбой. Та часть, которую заставляют, предпринимает усилия для того, чтобы сопротивляться и/или отвлечься на другие, желаемые для нее дела.
Я думаю, читатель не раз обращал внимание на то, как он вдруг начинает заниматься любыми пустяковыми или ненужными для него делами, вроде просмотра френд-ленты, вместо того, чтобы выполнять что-то «очень важное».
Теперь самый значительный аспект. Он в том, что происходит на энергетическом плане.
Когда мы занимаемся делом вызывающим спонтанный интерес, вся наша энергия направляется на выполнение и завершение этого дела. Когда же, происходит ситуация в которой мы реализуем произвольный интерес, заставляя себя, энергия распределяется между тремя фигурами указанными выше. Этот несложный алгоритм лучше всего прослеживается в том, как легко и с радостью добиваются своего увлеченные люди и как сложно это делать всем прочим из-под палки. Это происходит потому, что в последнем случае почти вся энергия расходуется на внутреннюю борьбу. Для достижения цели, которую мы пытаемся произвольно реализовать, не остается почти ничего.
Как все заканчивается?
Вспомним наши три фигуры. Самым сильным возбуждением, которое возникает в процессе, является отвлечение от дела. Для человека это и является теперь единственным, что мешает ему достигнуть цели. В этот момент происходит парадоксальная ситуация (вы опять будете смеяться) – объект к которому был направлен произвольный интерес, становится не важен. Самым важным для человека становится преодоление сопротивления.
То есть подавление сопротивления и становится целью, замещая собой ее реальное достижение. Таким образом, человека начинает интересовать не достижение цели, а борьба с самим собой. Вот почему люди, которые «хотят найти себя» в основном занимаются тем, что пытаются преодолеть собственное сопротивление с помощью самоконтроля и самобичевания.
Внимание обращается на борьбу. Цель, к которой мы хотели придти становится все более неинтересной. Энергия расходуется. А дальше появляются следствия, которые мы воспринимаем как проблему – скука, потеря интереса к жизни, апатия и пустота.
Смотрите новое видео моего проекта «Волшебная таблетка» на Youtube!
Реальная психотерапия в действии!
Источник: pechkeen.livejournal.com
«Я не знаю, чего хочу»: психолог объясняет, почему так, и помогает разобраться в своих желаниях
Думать о своих желаниях — не эгоизм, а здоровая забота о себе
Установка «Делай только то, что хочешь, а если не хочешь — не делай» становится девизом поколения двадцати- и тридцатилетних, но как быть в ситуации, когда не можешь понять, чего же ты на самом деле хочешь? Психолог Татьяна Подопригора помогает найти ответ на этот вопрос.
Каково это, не знать чего хочется?
Иногда кажется необходимым, чтобы кто-то другой тебе сказал: вот твои чувства, вот твои мысли, вот твои желания. В такое состояние впадают все — когда мы оказываемся в сложной или даже шоковой ситуации, когда непонятно, что думать, а чувств так много, что сложно разобраться в собственной позиции. В такой момент кажется, что нужен большой взрослый, который возьмет за руку и уведет в безопасное место, объяснит, что произошло и уверит, что всё будет хорошо. Это естественное желание для ребенка.
Некоторые люди так и вырастают в этой позиции, постоянно ожидая такого руководства. Они в каждом человеке ищут маму, которая скажет, как правильно поступить и объяснит ситуацию.
Почему так происходит
Когда не происходит психологического отделения ребёнка от взрослого, они остаются в постоянном контакте, когда один человек будто бы всегда сшит с другим, как единое целое. Если двое — это одно целое, то у них общие желания, чувства, потребности. В этот момент своих потребностей и желаний быть не может.
Такие люди живут во благо семьи, работы, чего-то или кого-то еще, игнорируя себя, не чувствуя себя. В детстве мог быть опыт, когда взрослый всегда прикрывал собой ребенка, отвечая за него и решая за него, даже тогда, когда ребенку уже было пора проявлять самостоятельность. И он так и не научился, и привык, что рядом есть кто-то, кто скажет что происходит. Такая ситуация приводит к заморозке чувств.
Как чувства связаны с желаниями?
Проще всего объяснить эту связь на примере базовых потребностей. Как мы понимаем, что хочется в туалет? Что хотим есть? Ощущаем телом. Мы чувствуем сигнал в теле и распознаем его как знак, что пора перекусить или найти ближайший Макдональдс.
Бывает, что и эти базовые потребности игнорируются долго — когда чем-то очень увлечен, отрываешься от тела и вся активность в важном деле — в работе, в интересном фильме, разговоре. А тело остаётся где-то на втором плане со всеми своими сигналами. Так и с остальными желаниями и потребностями.
Прислушиваться к телу и эмоциям
Как понять, я ли это хочу, или кто-то меня убедил, внушил мне желание?
Такой вопрос от клиентов звучит довольно часто. Он решается так: представьте, что ваше желание сбылось. К примеру, мечта о новой профессии. Кому стало хорошо в результате? Кто выиграл от реализации желания?
Может быть, в этот момент нам больше всего хочется рассказать кому-то о совершении желания, и этого достаточно. А дальше работать уже не хочется. Тогда идем дальше, почему нам так хочется, чтобы этот человек узнал о новой нашей профессии? Это сделает нас лучше в его глазах? Зачем нам это?
Здесь становится видно, что дело не в профессии, а в отношениях с конкретным человеком.
Если вы представляете, как становитесь крутым топ-менеджером и ваш отец наконец-то вами доволен, а сама работа не вызывает никакой радости, то не надо становиться топ-менеджером. Надо разбираться в своих отношениях с отцом
Процесс возникновения желания
Как понять чего я хочу? Иногда такой вопрос возникает из-за путаницы, как будто за желанием прячется что-то иное. Или из растерянности — когда мы оказываемся в новой среде. Совершенно естественно иногда не знать и не понимать своих желаний. Растерянность для многих является чем-то стыдным и непереносимым, ведь часто можно услышать от взрослых, что «надо иметь свое мнение», «че ты мямлишь», «ты чего», «давай уже, соберись».
Мы реагируем на свою растерянность, и дело в этой реакции.
Такие замечания от наших близких могут транслировать непринятие скорости, медлительности и растерянности. Внутри нас формируется определенная реакция на эту растерянность — мы пугаемся и стремимся быстро из нее выйти. И как решение — цепляемся за мнение большинства или, например, ждем поощрения и выбираем то, за что нас похвалят, не задумываясь, хотим ли мы этого в действительности.
Пребывание в растерянности
Если в состоянии растерянности побыть, замедлиться, то за ним можно рассмотреть свои желания. Когда мы в ресторане заказываем еду, мы немного медлим, смотрим, выбираем и прислушиваемся к телесным ощущениям и потребностям, и так делаем выбор. С другими решениями все также.
Но иногда и еду сложно выбрать, и хочется, чтобы кто-то за тебя ее выбрал и принес, как в детстве, позаботился. Излишняя забота в детстве иногда эту чувствительность блокирует, мешает ей развиваться. Как в классическом анекдоте про еврейскую маму:
— Нет, ты хочешь кушать!
Другая частая реакция — критика своих желаний.
Желание возникает, и сразу за ним оценка этого желания — «странное», «глупое», «детское», «неполезное», оно может противоречить нашей идее о том, какой я или о том, каким я должен быть. Мы все хотим быть взрослыми и умными, эффективными. При этом наше желание может не соответствовать этим представлениям и ожиданиям от себя, поэтому критика сразу цензурирует его. Это секундный процесс, часто мы его «проскакиваем», не осознавая, что мы себя критикуем. Тут может помочь внимание к своим оценкам других людей и внимание к своим фантазиям.
Как научиться?
Состояние начинающего нужно тренировать, совершать ошибки, пробовать. Не бояться быть незнающим человеком. Нас долго обучали знать, уметь аргументировать, быть компетентными.
Барбара Шер в книге «О чем мечтать» предлагает ответить на вопросы на исследование своих желаний:
- Что я чаще всего делаю, если посмотреть на мою жизнь глобально?
- Что я любил делать в прошлом?
- Что я не люблю делать?
- О чем я мечтаю, фантазирую, кто я в своих фантазиях?
- Чего я боюсь?
Ответы на эти вопросы могут приблизить к понимаю своих истинных желаний.
Хотеть — это навык
Его формирование в детстве происходит естественно. По ходу взросления он может развиваться или блокироваться. Это тренировка, изучение сигналов своего тела, чувств. Мы готовы подстраиваться под тех, кого любим, кто нас окружает, часто умеем хорошо прислушиваться к другим, но не к себе.
Если это про вас, то можно пробовать разное и смотреть на свою реакцию, учиться быть внимательным к себе. Позволение думать о себе и своих желаниях — не эгоизм, это здоровая забота.
Источник: zeh.media