Родители всё чаще задумываются об альтернативе обычной школе. Кому-то не хватает семейной атмосферы, кому-то — занятий вне программы. Всё это можно найти в авторских школах. Узнали, где дети учатся без строгих правил и как они потом сдают экзамены.
Вальдорфская школа
Самая известная альтернативная школа в России с более чем 20 филиалами по всей стране. Некоторые из них имеют государственную лицензию и аккредитацию на начальное, основное и среднее образование. А это значит, что дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, проходят обязательную аттестацию в 4, 9 и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Разница в том, что здесь главное — интересы ученика, а не режим и дисциплина. На ребёнка не обрушивают поток информации и дают ему учиться в своём ритме. Даже читать и писать начинают позднее, чем в обычной школе, — зато сразу на двух иностранных языках.
Почему стоить открыть свою частную школу или репетиторский центр?
В вальдорфской системе нет оценок. Вместо них — рекомендации учителя-тьютора, который ведёт группу семь-восемь лет. Школьной формы тоже нет. Расписание в такой школе особое: есть главные уроки, которые длятся дольше остальных. Обучение не привязано к учебникам и может проходить в устной или игровой форме.
А летом дети получают практические навыки: учатся готовить, работать в саду, ухаживать за животными.
Много часов отводится творческим занятиям:
- музыке,
- танцам,
- рисованию,
- лепке,
- работе с натуральными материалами,
- сюжетно-ролевым играм,
- театру.
Родителей приглашают заниматься творчеством вместе с ребёнком.
Несмотря на большое количество плюсов, вальдорфская методика подходит не всем.
«Программа в вальдорфской школе не летит вперёд, у детей достаточно времени усвоить материал. Но эта система больше понравится детям, которым интересны гуманитарные предметы. Ученики с тягой к чертежам, цифрам и технике могут заскучать».
Школа Монтессори
По методике Марии Монтессори занимаются не только в детских садах, но и в школах. В среднем обучение длится 11 лет. Но продолжительность может меняться в зависимости от того, есть ли у конкретного учебного центра государственная лицензия и аккредитация.
Главная цель школы Монтессори — создать среду, в которой ребёнок сможет сам выбирать, чему учиться. Педагог здесь — просто наблюдатель, который не навязывает решение или ответ. Более того, ошибки поощряются: если ребёнок их совершает, значит, он пробует что-то новое.
Дела исполняются с Профи
Уроки проходят в малых разновозрастных группах. Учебный день состоит из часов свободной работы, работы в группе и творческих занятий. Последних не так уж много — акцент в методике Монтессори делается на развитии интеллекта и рационального мышления. Иначе говоря, дети учатся не только придумывать, но и измерять, рассчитывать, воплощать.
Как открыть частную школу? Бизнес частная школа. Образовательный бизнес в Вышгороде.
В школах Монтессори не ставят оценки и не сдают экзамены. Вместо этого ученики ведут дневники, в которых фиксируют свои достижения, а затем обсуждают их с педагогом. Строгого расписания и рядов парт тоже нет: дети сами решают, сколько им хочется заниматься и где. Вместо учебников — пособия, материалы и инструменты, чтобы сделать всю информацию максимально наглядной.
«Система Монтессори учит выражать своё мнение и не бояться совершить ошибку или показаться неумехой. Материал преподносят в интересной форме и поощряют детей задавать вопросы, озвучивать свои мысли. Но замкнутым малышам может быть сложно работать в мини-группах, особенно поначалу. Если в обычном классе можно «спрятаться» на задней парте, то в маленькой группе так не получится».
Школа реджио
Итальянская методика преподавания только набирает популярность в России. Сейчас в крупных городах можно найти отдельные реджио-центры. Наиболее заметный из них — Reggio space в Петербурге.
В реджио-школе создают среду, которая стимулирует природное любопытство ребёнка. Ему дают достаточно пространства и инструментов для экспериментов, творчества, исследований.
Другие особенности реджио-методики:
- обучение в малых разновозрастных группах;
- вместо монолога учителя — дискуссия между учениками;
- проектная работа;
- отдельное время для обсуждения пройденного материала.
Если в вальдорфской школе учитель находится в центре внимания, а в школе Монтессори наблюдает со стороны, то в реджио-школе он где-то посередине. Предлагает темы для обсуждения, помогает решать задачи, даёт подсказки, но не диктует правила и не ограничивает.
Важная особенность реджио-методики — преподаватели записывают всё, что происходит на уроке, делают фото, снимают видео. Считается, что это помогает отследить прогресс учеников намного лучше, чем оценки по пятибалльной шкале.
Школа «Апельсин» Димы Зицера
«Апельсин» — школа неформального образования, в которой всё решают дети. Вместо директора и завуча здесь детский парламент. Ученики могут попросить добавить новый предмет в расписание. Хотя школьная программа в «Апельсине» и без того достаточно разнообразная: в ней есть всё — от привычных математики и химии до кулинарии и йоги.
Учебный день состоит из обычных уроков и консультаций. Во время последних ученики обсуждают пройденный материал с учителем или берут дополнительные задачи.
К тому же много внимания уделяется изучению мира самыми разными способами.
Дети в «Апельсине»:
- ставят спектакли;
- устраивают благотворительные ярмарки;
- ездят в парки и музеи;
- вместе смотрят фильмы;
- экспериментируют в мастерской с новыми материалами и техниками.
Домашних заданий и оценок в школе нет. Ребёнок может уйти с неинтересного ему урока на другой, более увлекательный, или вовсе отправиться домой. Хотя в расписании есть и условно обязательные предметы, так как программа школы учитывает государственные стандарты и позволяет сдать ОГЭ и ЕГЭ.
Кажется, в таком формате обучение должно быстро превратиться в анархию. Но создатели школы уверяют, что этого не происходит. Ведь свободная атмосфера и возможность экспериментировать рано или поздно привлекают даже тех, кто раньше учиться не любил.
Семейная школа
Так называемые нешколы, в которых родители сами организуют классы: выбирают преподавателей, методику и место обучения. Существует даже общественная организация, которая объединяет руководителей таких проектов, — «Семейные школы».
Главная цель любой семейной школы — создание атмосферы уважения и поддержки, которой иногда не хватает в обычных школах. Благодаря этому в нешколах дети испытывают меньше стресса и обладают большей свободой.
Нешколы могут частично работать по государственным образовательным стандартам или использовать только авторские методики. Всё зависит от пожеланий родителей и потребностей детей. Аттестация обычно проводится в школе-партнёре, у которой есть лицензия и государственная аккредитация.
Семейная школа может стартовать как клуб для ограниченного числа детей и со временем перерасти в настоящую частную школу.
Альтернативное обучение в обычной школе
Не у всех родителей есть средства на платную школу, и не все готовы экспериментировать с авторскими методиками. В таких случаях педагог и репетитор Ольга Ляшенко советует рассмотреть один из вариантов альтернативного образования в обычной государственной школе: семейное, очно-заочное или индивидуальное.
При семейной форме ребёнок учится дома по собственному расписанию, которое чаще всего составляют родители. При этом ученик периодически проходит аттестацию в обычной школе. А вот на очно-заочном обучении посещать уроки всё же приходится. Правда, такое свободное посещение, считают специалисты, подходит дисциплинированным и трудолюбивым детям.
«Очно-заочная форма обучения — это неплохая, и притом бесплатная, замена альтернативным школам. Но она подходит не всем. Учиться очно-заочно смогут, например, сильные и мотивированные старшеклассники, которые хотят как можно больше времени посвящать предметам, связанным с будущей специальностью.
Бывает, что родители переводят своего ребёнка на очно-заочную форму, не учитывая его готовности учиться самостоятельно. Кто-то делает это из жалости к ребёнку, желая облегчить его нагрузку. Кто-то считает, что ребёнок отличается от других детей и требует особого подхода. Это может привести к серьёзному отставанию в учёбе, которое потом придётся мучительно преодолевать».
Обучение по индивидуальному плану стоит рассмотреть, если ребёнок не может посещать уроки в школе и успевать за программой по медицинским причинам.
Бонус: вопросы, которые помогут выбрать школу
Подумайте, подойдёт ли формат альтернативной школы вашему ребёнку. Работа в маленьких группах или вдвоём с педагогом может осчастливить тихого интроверта, но быстро наскучить энергичному экстраверту.
Не забывайте про то, что большинство альтернативных школ развивают так называемые soft skills и креативное мышление, но не дают сложных профильных и технических знаний. Поэтому, если ваш ребёнок обожает общение и творчество, нестандартная методика обучения может помочь ему раскрыть свой потенциал.
Если вы всё же решили попробовать альтернативную методику, то, прежде чем выбрать конкретное учебное заведение, пройдитесь по чек-листу ниже:
- Есть ли у школы государственная лицензия и аккредитация?
- Кто обучает в этой школе, какая у педагогов квалификация, опыт?
- Что пишут о выбранной школе в социальных сетях?
- Можно ли записать ребёнка на пробный день или месяц?
- Что говорят бывшие ученики об этой школе и чего они добились?
- Как соблюдается безопасность учеников, кто несёт за них ответственность?
- Соответствуют ли помещения, где занимаются дети, требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам?
Источник: profi.ru
Нешколы: вариации на тему семейного образования или частный бизнес?
Марина Петрова: С точки зрения законодательства, частная школа – это организация или ИП, у которого есть лицензия именно на общее образование, начальное или среднее. Соответственно, альтернативная, семейная школа, нешкола – юридически не существует.
Частная школа – это та организация, которая выполнила все требования государства, с точки зрения организации образовательной деятельности, с точки зрения СанПиНов, пожарной безопасности, как минимум. Во всех других случаях организации, куда родители приносят деньги, не соответствуют государственным стандартам.
И хотелось бы, конечно, чтобы родители это знали и понимали свои риски. Ведь требования к освещенности, планировке, питанию и другим параметрам возникают не на пустом месте и государство требует соблюдать их не просто так, а ради безопасности учеников. И важно также, что школа, которая не имеет лицензии и аккредитации, не несет ответственности за организацию образовательного процесса.
Во всех разборах жалоб родителей на школы, с которыми я сталкивалась, родители не понимали, куда они отдают детей. Они не знали, что выбранная ими школа официально не имеет такого статуса. Да, они перевели своего ребенка на семейную форму образования, но так и не поняли, что теперь сами отвечают за его образование.
Светлана Марзеева: Я много раз задавала школам, которые себя называют частными, не имея лицензии, вопрос: зачем вы вводите родителей в заблуждение по поводу своего статуса? Мне отвечают одинаково: родителям так понятнее. Так больше клиентов приходит, иначе говоря. Но ведь и сами родители говорят: нам все-равно, есть у школы лицензия или нет.
Марина Петрова: Если им все-равно, тогда почему же они, чуть что, жалуются представителям государственной власти? Которые эти псевдошколы никак не регулируют и вообще о них знать не знают.
Все больше в образование приходит людей случайных, которые просто хотят заработать. Из-за них все чаще родители не получают того, за чем шли и идут жаловаться в Прокуратуру, в Минобр и т.д. Причем, жалуются часто не на плохое обучение, а на что-то другое, на плохое отношение, к ребенку, например. По жалобе организуют проверку, она начинается всегда со сбора информации и тут выясняется, что лицензия у организации на доп. образование (или вообще никакой нет), а на сайте или в соцсетях у них написано, что они занимаются основным. Представьте, что произойдет, если массово начнут вскрываться обстоятельства работы таких школ…
Светлана Марзеева: Вот именно это и пугает. Как вы думаете, возможен ли белорусский сценарий, когда власти одномоментно закрыли все школы, альтернативные государственным, не разбираясь, есть у них разрешение на работу или нет.
Марина Петрова: Нет, такого не будет, чиновники просто определят новые правила игры, но они будут намного более жесткими, чем сейчас.
По опыту: такие ситуации всегда берутся на контроль и если их становится слишком много, то принимаются меры. Конечно, запретительные. Так уже происходило, мы это наблюдали на примере частных детских садов и групп по дошкольному уходу. Ведь сначала их было немного, потом все больше, потом стали и франшизы продавать. А сейчас идет новая волна и вместе с ней пена, в лице тех, кто хочет побольше заработать.
Светлана Марзеева: В сфере нелегальных школ, кстати, тоже есть свои «фран-шизики». Даже идею семейной школы пытаются продать как бизнес.
Марина Петрова: Это, конечно, безобразие. Франшизы на детские сады тоже вызывали массу вопросов, но сады хотя бы можно было не лицензировать, если вести просто деятельность по уходу. А тут людям продают какие-то обещания легкой прибыли, но не говорят, что работать они будут в нелегальной части сектора. Ко мне такие приходят за консультациями и когда я им это объясняю, удивляются. Надеюсь, потом находят себе другое занятие.
Светлана Марзеева: Но пока у некоторых, похоже, «звездный час», даже конференции проводят, где делятся своим сомнительным опытом, как открыть «сеть частных школ», не имея лицензии на общее образование.
Марина Петрова: Им только кажется, что так будет всегда. Просто чиновники, скорее всего, еще плохо себе представляют ситуацию. По крайней мере, у нас в регионе они знают только о семейном образовании в целом и о том, сколько детей на СО, но все остальное, иные школы – за рамками их внимания. Пока руки у государства не дошли до этой сферы. Но потихоньку берутся за дошколку, за лагеря, за онлайн-школы и онлайн-курсы, полагаю, очень скоро дойдет и до псевдошкол.
Светлана Марзеева: Я тоже вижу, что образовательных проектов становится все больше. Но некоторые из них, по крайней мере, те, кто входит в «Ассоциацию семейных школ», сознательно не хотят лицензироваться. По разным причинам.
Марина Петрова: Не хотят или не могут, это уже другой вопрос. Некоторые не хотят, но большинство, на мой взгляд, просто не могут.
Сейчас для получения лицензии на общее образование требуется не просто помещение, а именно здание, с большой территорией, требуется программа, написанная согласно определенным требованиям. Если у вас все это есть, почему бы вам не работать на законных основаниях?
Светлана Марзеева: Да, вы правы, многие не могут соответствовать требованиям для частных школ, хотя это очень помогло нам бы отделить ужей от ежей: тех, кто принципиально не хочет лицензироваться от тех, кто очень хочет и стремится к этому… На Ваш взгляд, могут ли объединения образовательных организаций, Ваша Дальневосточная Ассоциация Дошкольных Организаций, наша Ассоциация семейных школ и другие общими усилиями повлиять на ситуацию?
Марина Петрова: Скажем так, у меня есть для этого инструменты. Можно инициировать рассмотрение этого вопроса в Общественной Палате РФ. Можно сделать запросы в Министерство Просвещения и так далее. Но в каком направлении влиять? Чего мы хотим?
Светлана Марзеева: Ну например, упростить получение лицензирования. Многие этого хотят и видят выход именно в этом.
Марина Петрова: Здесь две стороны. С одной, процесс лицензирования и так максимально упрощен. С прошлого года он занимает всего 5 рабочих дней. Нужно написать заявление, подготовить программу, иметь заключение Роспотребнадзора и документы на здание. Это все. А с другой стороны, получить это самое заключение – задача трудновыполнимая…
Я была в рабочей группе и предыдущей и новой версии СанПиН и могу сказать, что по некоторым пунктам невозможно добиться никакого компромисса. Позиция чиновников такова, что у детей в наше время должны быть лучшие условия. Поэтому – отдельно стоящее здание и своя территория. Мне говорят: по этому поводу даже не обращайтесь. Это не обсуждается.
Светлана Марзеева: Но ведь это приводит к тому, что многие предприниматели, которые создают обычные школы и очень хотели бы работать официально, вынужденно уходят в серый сектор, недоступный контролю государства. Причем, я точно знаю, что такие небольшие школы в неправильных зданиях без своей территории гораздо комфортнее. И главное, они намного эффективнее с точки зрения образования и ничуть не опаснее, чем школы, одобренные Роспотребнадзором.