Сонграйтер (англ. songwriter: song – «песня», writer – «автор») – творческая профессия, неразрывно связанная с музыкой. Сонграйтер не просто пишет тексты или музыку, он отвечает за гармоничность композиции в целом. Профессия подойдет для людей, которые имеют музыкальное образование, разбираются в индустрии и обладают тонким слухом. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Источник: www.profguide.io
Профессия поэт-песенник
Поэты-песенники занимаются написанием текстов песен. Обычно они работают вместе с композиторами, и порою творческие союзы превращаются в семейные. Например, известный автор песен Николай Добронравов женат на композиторе Александре Пахмутовой. Это интересная профессия для творческих людей, которые не боятся трудностей и готовы упорно работать, чтобы получить признание.
Кто такой поэт-песенник и чем он занимается?
Песенники – это особые поэты. Они пишут тексты песен, которые имеют свою специфику.
Во-первых, текст песни должен восприниматься на слух. Обычно он содержит историю, которая находит отклик в душе слушателя. Передает сложные идеи простыми словами. Во-вторых, такой текст пишется по определенному принципу. Например, в нем обязательно должны быть куплеты и припев.
Важно, чтобы он легко запоминался. Был образным и ритмичным.
Иногда поэт вначале создает текст, на который композитор пишет музыку. Иногда бывает наоборот: вначале создается музыка, а на нее пишутся слова.
Плюсы и минусы профессии поэта-песенника
- Свободный график работы.
- Интересная работа.
iТворческая реализация. - Высокие доходы в случае успешной раскрутки.
- Публичность, известность.
- Молодым песенникам сложно пробиться.
Необходимые навыки и знания
- Литературный талант.
- Умение писать стихи.
- Понимание особенностей текстов для песен.
- Пригодятся знания в области музыкальной истории, теории музыки (уметь читать и писать ноты, владеть терминологией, подбирать мелодии на слух).
- Важно знать, как продвигать свой талант, договариваться с творческими людьми, работать с артистами.
Сколько зарабатывают поэты-песенники?
Стоимость творчества определяется уровнем известности автора, его талантом, написанными ранее хитами. Самые раскрученные песенники могут получать в России от $5 до $15 тысяч за текст. Есть информация, что в отдельных случаях гонорары достигали $70 тыс. Известные песенники могут получать $1-3 тыс. за текст. При этом в Интернете есть много предложений написать песню за 3 тыс. рублей и дешевле.
Чтобы хорошо зарабатывать, необходимо быть автором хитов. К таким поэтам выстраиваются очереди, и им готовы хорошо платить. Всего одна удачная песня может поднять вас на новый уровень доходов.
Как стать поэтом-песенником?
Полезно посетить мастер-классы известных песенников, чтобы разобраться в теории и практике написания текстов. На профессиональных форумах можно попросить дать рецензии на ваши стихи. Конструктивная критика поможет отточить мастерство.
В интернете есть курсы, на которых обучают профессии. Например, такая программа имеется в университете Skillbox:
Вы научитесь с нуля писать тексты песен и музыку в программе для студийной работы Ableton Live. Обучение включает лекции по истории и музыкальной теории, написанию текстов и музыки, менеджменту. Вы научитесь работать с артистами, продвигать свое творчество и зарабатывать на этом.
На следующем этапе необходимо найти композитора или исполнителя, которые согласятся с вами сотрудничать. Для этого потребуется отправить им несколько своих работ. Найти команду можно на профессиональных форумах.
Чтобы сделать карьеру, необходимо написать тексты для песен, которые станут хитами. Поэтому не стоит сотрудничать с любым композитором или исполнителем. Лучше выбирать тех, кто работает со звездами или подает надежды. Также не стоит соглашаться писать тексты бесплатно в обмен на пиар или раскрутку. Как правило, такие предложения заканчиваются ничем.
Сразу договаривайтесь об оплате вашего творчества, пусть даже скромной на первых порах.
Другие профессии, связанные с музыкой:
Источник: www.kadrof.ru
Как стать сонграйтером
Как устроена работа сонграйтера в Америке? Композитор Джейсон Блюм, написавший хиты для Бритни Спирс и Backstreet Boys, рассказал о том, с какими трудностями сталкиваются новички и сколько могут зарабатывать авторы коммерческих песен.
Первый заказ получить непросто, зато отправить куда-то своё резюме труда не составит. Джейсон Блюм говорит: «Если же вы хотите, чтобы ваши песни звучали на радио, то не будет такого, что вы пишете заявление о приеме на работу и кто-то вас берёт. Если вы не играете в группе, не пишете для успешного артиста или сами не являетесь артистом, то скорее всего ваша цель будет в том чтобы стать штатным композитором в музыкальном издательстве.
Хотя это и звучит как «работа», на деле это означает, что вы подписали эксклюзивное соглашение с издательством о публикации ваших песен. Всё, что вы будете теперь писать, будет выпущено этим издательством, пока действует ваш контракт. При этом у вас не будет графика и обязанности ходить в офис.
Почти никто и никогда не получает «работу» как «сонграйтер». В редких исключениях вас могут нанять как автора песен для телешоу, рекламного агентства или какого-нибудь парка аттракционов, но это не больше 1% случаев.
Вам просто нужно будет писать определённое количество песен в год и чаще всего таких, которые будут монетизироваться артистами на крупных лейблах. Независимо от того, сколько песен вы напишете, вы продлите контракт только в том случае, если ваши песни приносят деньги или если компания считает, что вы создаете потенциальные хиты.
После того как вы подписываете контракт, вы получаете аванс. Это часть вашего будущего гонорара. Чаще всего, если у вас ещё нет послужного списка хитов, этого аванса будет достаточно, чтобы прокормиться. Но это не зарплата; после того как вы добьетесь успеха, эти деньги вычтут из ваших будущих гонораров.
Большое преимущество штатного сонграйтера состоит в том, что ваш издатель очень заинтересован в продвижении вас и ваших песен. Хотя какие-то способы продвижения некоторые сонграйтеры могут использовать и сами. В идеале ваш издатель должен знать продюсеров, руководителей лейблов, менеджеров студий и артистов.
Они также должны иметь возможность связать вас с артистами звукозаписи и с продюсерами. Именно так чаще всего сонграйтеры записывают свои работы. Обычно договор с издательством предполагает организацию нетворкинга, сотрудничество с другими штатными композиторами и встречи с издателями на музыкальных мероприятиях. Издатели очень избирательно подходят к тому, с кем подписывать контракт. Они ищут авторов, у которых, по их мнению, есть исключительный материал — «ХИТЫ», ориентированные на текущий рынок».
Джейсон Блюм даёт советы по написанию песен. В видео есть субтитры.
Сколько зарабатывают сонграйтеры
По данным Glassdoor.com, средняя годовая зарплата составляет примерно 65 300 долларов. За исключением самых редких случаев, 100% вашего дохода составляет гонорар, полученный от покупок записей ваших песен, а также гонорары за исполнение — это когда песни играют на радио, телевидение, в интернете, в самолетах, ресторанах, ночных клубах и концертных залах.
Неважно сколько песен вы напишете или насколько они хороши,
вам платят только тогда, когда люди покупают или транслируют песни.
Союзы, группы и ассоциации
Блюм — большой сторонник онлайн-возможностей. Он говорит: «Узнайте какие есть в вашем городе музыкальные организации. В них есть образовательные возможности. Международная ассоциация сонграйтеров Нэшвилла (NSAI) имеет отделения в более чем 110 городах. Во многих городах есть ещё одна организация Songsalive.
Сообщество NETN (New England to Nashville) проводит отличные мероприятия для жителей Новой Англии, а организация сонграйтеров Западного побережья помогает тем кто живет в этой части страны. Организация Такси также принимает достойные материалы.
В моей книге «Бизнес сонграйтинга» («This Business of Songwriting») можно найти полный список организаций авторов песен».
Как начать карьеру сонграйтера
Блюм делится своей историей и дает несколько советов для начинающих. «Я написал свои первые песни в двенадцать лет, играя на отцовской мандолине. Я выступал в кофейнях и ночных клубах, и чередовал свою музыку и популярные песни. После колледжа я уехал из Филадельфии в Лос-Анджелес в погоне за мечтой о написании песен. Я знал, что в крупном музыкальном центре будет больше практики, серьёзных коллабораций и возможностей наладить связи.
Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал!
В свободное от основной работы время я писал песни, записывал демо, участвовал в музыкальных мероприятиях и каждую свободную минуту посвящал учёбе. Я написал сотни паршивых песен, хотя тогда я об этом и не подозревал! Но постепенно я осваивал ремесло и изучал рынок, получал фидбэк от учителей и профессионалов, переписывал свои песни, чтобы они стали максимально сильными. Со временем мои песни улучшались и становились более ориентированными на коммерческий рынок, то есть стали похожи на песни, которые звучат по радио. Мэри Готи (слева) и Джейсон Блюм (справа)
Когда я встретился с музыкальным издателем, он предложил мне переписать мою песню в стиле кантри. После семи перезаписей — и семи новых демок — он отправил эту песню в свой офис в Нэшвилле. Они записали её с новым исполнителем как сингл. Эта песня не принесла мне много денег, зато открыла двери для сотрудничества с профессионалами, работавшими в том издательстве.
Это случилось через семь с половиной лет после того, как я переехал в Лос-Анджелес, чтобы стать «сенсацией». Пока моя песня крутилась в чартах, я поехал в Нэшвилл за новыми связями и коллаборациями. Одну мою песню, написанную в Pro Writer, записала группа суперзвезд через 3,5 года после того как мы её создали. Издатель моего соавтора помог нам с продвижением этой песни. Это изменило мою жизнь.
В одночасье все двери стали для меня открыты, я подписал новый контракт. Это случилось спустя 11 лет после того, как я решил переехать в Лос-Анджелес и стать профессиональным сонграйтером».
Советы Джейсона Блюма:
- Определите свои слабые стороны и поработайте над ними. Например, вы сильный автор текстов, но вам не удаются мелодии? Если да, то найдите в своём расписании специальное время для написания мелодий или найдите соавтора.
- Выясните какие приёмы работают. Анализируйте мелодии и тексты своих любимых песен. Поместите их под микроскоп и изучите их гармонию, структуру, лирику, мелодии.
- Если вы пишете для других артистов, а не для себя и своей группы, обязательно изучите их творчество. Точно так же надо знать какие песни сейчас пользуются успехом. Вы не достигните коммерческого успеха если будете писать в стилях, которые уже вышли из моды (например ваши любимые со старшей школы хиты).
- Пишите, пишите, пишите. Не ждите, что ваши первые песни сразу выстрелят. Это похоже на развитие мускулатуры: вам нужно постоянно продолжать работать. Некоторые говорят: «Ваши первые пятьдесят песен — это только практика».
- Ходите на мероприятия, где сможете пообщаться с другими сонграйтерами.
- И, конечно же, прочтите мои книги «6 шагов к успеху в написании песен» и «Песенный бизнес» — и послушайте все мои обучающие диски 😉
Как я могу улучшить свои песни, сделать их безупречными?
Очень многие думают, что их песни великолепны, что им уже нечему учиться. Надо показывать свои песни людям, которые в этом что-то понимают. Хотя новички нечасто это делают.
На самом деле невероятно сложно написать песню, которую полюбят миллионы и которая будет постоянно крутиться у всех в голове. Если бы это было легко, мы бы давно все стали миллионерами.
Как долго человек должен продолжать писать песни, если он ничего этим не зарабатывает?
Нет никакой гарантии, что вы когда-нибудь что-нибудь заработаете своим творчеством. Я уже 20 лет преподаю сонграйтинг, пишу об этом книги, выпускаю обучающие диски. У меня были тысячи учеников. Пятеро из них написали песни, которые заняли первые места в хит-парадах. Некоторые тоже добились значительных успехов.
Но подавляющее большинство продолжают ходить на свою обычную работу. Мне кажется, меньше чем за пять лет прийти к успеху практически невозможно. Десять лет это уже более правдоподобно. Если вы очень увлечены написанием песен, дайте себе 100 лет на то чтобы получить признание.
Совершенно естественно порой испытывать разочарование. Но если вы теряете веру в себя, думаете только о том как заработать денег и перестали получать удовольствие от процесса… найдите себе другую цель.
Вы могли бы описать одним словом, что принесло вам успех?
Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели 😉
Что бы вы предложили тем кто хочет сделать карьеру сонграйтера?
Просите фидбек у профессионалов до тех пор, пока ваши песни не станут достаточно хороши, чтобы выдержать мощную конкуренцию. Запомните: ваша мама, муж, жена или лучший друг не достаточно квалифицированы чтобы оценивать ваш материал, если конечно они не профессиональные музыкальные издатели ;).
Если вы хотите этим зарабатывать на жизнь, расширяйте свой творческий диапазон, выходите за рамки. У артиста должна быть причина выбрать именно вашу песню из тысячи других.
Пишите достойные вещи, но при этом учитывайте, что они должны быть востребованы на современном коммерческом рынке. Иначе это не принесёт вам доход. Что ещё… будьте готовы к тому что это будет длинный путь и годы отказов.
Какая есть главная ошибка у тех кто только начинает?
Они недооценивают количество времени на то чтобы пробиться и переоценивают свои песни.
Перевод Кардаш А. специально для Formusical.ru
Источник: formusical.ru