Отчего возникает ревность?Нужно ли стараться изо всех сил не подавать повода?Что лучше — равнодушие или ревность?Как быть с детской ревностью и ревностью мужа к детям?»Не ревнует, значит, не любит»?
Наверное, закономерно, что в разговоре о супружеской жизни рано или поздно речь зайдет о ревности этой, как считают, непременной спутнице любви. Даже в Песни Песней Соломона два эти чувства поставлены рядом: «…крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8, 6). О том, сколь часто соседствуют любовь и ревность, говорит и Евангелие: ведь святые апостолы ревновали друг друга ко Христу, желая быть как можно ближе к любимому Учителю. Как же современному христианину нужно оценивать это чувство, если оно возникает в его душе?
Прежде всего разграничим славянское слово «ревность» (в значении «ревность по Бозе»), подразумевающее действительно святое, возвышенное чувство, суть которого— стремление содействовать славе Божией, огненное желание угождать Богу, и одному Богу, и иное, душевное чувство — ревнование, ревность, которой не лишены были до времени и апостолы, покуда не возродились благодатью Духа Святого.
Причины мужской ревности.
Если говорить о ревности, которая имеет место в отношениях супругов, то это конечно же тяжелое, страстное чувство, доставляющее мучения человеку. Равнодушие ужасно, но не менее ужасна и ревность, порой заглушающая совершенно голос разума и делающая человека своеобразным маньяком, лишающая его нравственной свободы. Эта ревность называется в Библии жестокой, как ад; эта ревность доводит иногда до умоисступления и убийства, зачинаясь и совершаясь в человеке не без участия демонов.
Отчего она возникает? Конечно же от недостатка доверия к любимому, от недостатка благородства в душе любящего. Возникает она, наверное, и потому, что мы не любим в Боге того, кого любим, — ведь благодать не насилует, любовь не подавляет. Любя, мы отдаем себя другому. Предмет любви для нас не вещь, и мы не простираем на него права собственности.
Истинная любовь не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту царственную свободу, которая является чертой образа Божия.
Все-таки каждый из нас соткан из плоти и крови, и поэтому христиане, ведущие семейную жизнь, должны быть очень деликатны, осмотрительны, осторожны, должны бояться и намеком подать своей половине малейшую пищу для ревнования.
Но это кажется почти невозможным, особенно в семьях, которые живут, что называется, «открытым домом», когда у супругов много друзей, каждый увлечен любимым делом…
Имея сам почти двадцатилетний стаж супружества, я размышляю об этом предмете и как священник, который исповедует людей семейных. Мне кажется, каждому из христианских супругов важно всегда следить за своим расположением, внутренним настроем, за своей мыслью и тотчас бить тревогу, когда сердце — а оно ведь у нас падшее— находится «на грани» и готово увлечься.
Знаю, что если я тотчас осекаю сам себя, мысленно каюсь, возвращаясь в положенные мне пределы, и не допускаю духу блуда даже оцарапать мою душу, то Господь в награду за верность не допустит ничего такого, что питало бы мою ревность. Если христианский супруг или супруга стараются быть беспорочными в отношении друг друга и даже мысленно не согрешать, то благодать венчания в полной мере царствует в их умах и сердцах, и темное облако греха даже не прикасается к ним. Но это непрестанный труд, а ведь каждый из нас подвержен искушениям… Часто приходится видеть, что супруги — по недостатку опыта совместной жизни или по некой простоте, увлекаясь каждый своим делом, — не умеют жить общим домом. А ведь недаром сложилась пословица: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается».
РЕВНОСТЬ — какие причины у ревности? КАК ПЕРЕСТАТЬ ревновать?
Даже благородные, возвышенные занятия, относящиеся к богослужению или творчеству, не должны полагать между супругами никакого разделения. Как об этом прекрасно пишет в своих дневниках царица Александра Феодоровна, жена должна уметь жить делом мужа, а муж — проявлять заботу и не- поддельный интерес к кругу обязанностей жены, так чтобы у них действительно было все общее: одна душа, одно сердце- и они смотрели бы на мир единым образом и жили в полной мере душевными переживаниями друг друга. Тогда и помысел о ревности не сможет прорасти на сердечной почве.
К сожалению, в современных семьях часто случается, что ревность возникает не только в отношениях супругов, — есть ведь еще родители, дети, и порой все теснятся в одной квартире:… Для многих становится серьезной проблемой рождение ребенка, когда у мужа появляется множество поводов упрекнуть супругу в отсутствии былого внимания. А уж отношения свекрови и невестки стали просто «притчей во языцех», и одному Богу ведомо, сколько по этой причине было пролито слез молодыми женами и не очень молодыми мамами их мужей.
Если у свекрови достает ума и она знает жизнь, то совесть подскажет ей, сколь тактично она должна относиться к новой семье. Сама жизнь поможет ей отказаться от своего чада в пользу половины, которую то обрело, по библейскому слову: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24).
Ревность к избраннику или избраннице чада в полной мере обнаруживает родительский эгоизм: слепую, животную родительскую любовь, которая не созидает, а разрушает. В самом деле, сколько семей распалось из-за того, что родители нарушили данный Богом чин, иерархию взаимоотношений, и вторглись туда, куда не должна ступать нога постороннего человека! Третий здесь — действительно лишний.
Относительно первой упомянутой Вами коллизии тоже требуется размышление и христианское понимание проблемы. Прекрасно говорит протоиерей Димитрий Смирнов об иерархии семейных отношений: сначала муж и жена, их попечение друг о друге, затем дети, а затем родители. Это не значит, что мы должны оставлять родителей без внимания. Но основа основ — мир и согласие между мужем и женой.
Молодые женщины, супруги-христианки, конечно же не должны совершать ошибку и с появлением ребенка переставать интересоваться мужем — в этом будет определенная нравственная аномалия. Один многоопытный духовник, которого мне посчастливилось знать, говорит, что если в семье муж пьет или бьет, то это верный признак недостатка мудрости и подлинной любви в сердце супруги.
Современные люди очень слабы, эгоистичны, падки на всякие пороки… Едва лишь удельный вес супружеской женской любви будет перемещен в сторону детей или кого бы то ни было (чего бы то ни было) — муж, оставленный без попечения, начнет увядать, как растение без солнечного света. И напротив, прозорливая, умная, добродетельная женушка будет фокус своего внимания неослабно держать на сердце мужа, никогда не умалит попечения о нем, дабы он чувствовал себя удовлетворенным, насыщенным, радостным. И, конечно, платил тем же своей супруге, являясь подлинным духовным главой Богом данного союза. Поэтому нужно определенно сказать, что исключительное попечение о детях, при снисходительном «отмахивании» от супруга: дескать, то, что связано с мужем, меня не интересует, дети для меня главное, — такое расположение сердца жены-христианки неправильно, греховно.
Мне хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Ведь многие так или иначе судят о глубине любви по наличию или отсутствию ревности, руководствуясь расхожим утверждением, что «не ревнует — значит, не любит». Как быть, если ревность все же поселилась в душе одного из супругов, если для нее — намеренно или случайно — был дан повод?
— Безусловно, ничего не может быть отвратительней, чем «треугольник», созданный творческим воображением (а может быть, и жизненной практикой) Н. Г. Чернышевского в романе «Что делать»: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна; свободное мигрирование венчанной жены от мужа к соратнику по революционным делам… Это вырождение и смерть души. Другое дело, что ревность находит место в сердце человека, свивает там гнездо в случае, если он не обращен всеми силами своей души ко Христу.
Плотская ревность свойственна человеку грубому. Чем духовнее личность супруга, тем полнее он вверяет судьбу своей семьи в руки Божии, а стало быть, тем глубже и сердечнее молится о ненарушимости мира и согласия в семье своей, и именно в молитве к Богу высказывает и выливает, выплакивает все то, что в языческих союзах обрушивается на голову легкомысленной половины. Внимательный христианский супруг не может не замечать малейших отклонений в сердце и мыслях любимой, не может не видеть тех опасностей и соблазнов, которые постоянно стучатся в двери семьи. Но как по-разному ведут себя мужья! Один накричит на свою жену, другой ударит, третий перестанет разговаривать, четвертый будет сидеть с мрачным лицом и односложно буркать что-то в ответ на слова супруги…
А иной не повысит голоса, как обычно, поздоровается, в осторожной форме спросит супругу или выразит свое беспокойство, не потеряв ни нежности, ни доверия, ни любви. И этот вопрос, эта тревога, идущая из чистого, добродетельного сердца, будут куда более действенны, чем внешняя поза или какая-то грубость, хотя бы и внушенная оскорбленной любовью.
Мне вспоминается в связи с этим прекрасный эпизод из книги «Отец Арсений», которую многие наши читатели знают и любят. В заключительной ее части речь идет о женщине, обретшей мир с Богом у ног духовника, отца Арсения. Долгое время она изменяла мужу, находясь под ослепляющим воздействием плотской любви, которая захватила все ее существо… Но муж в той семье был истинным христианином. Зная, чувствуя то недоброе, что вошло в семью, он ни слова не говорил супруге, но часами молился Богу, ведая, что лишь Врач Небесный может излечить эту смертельную, зияющую язву.
Другой бы на его месте поступил иначе: выгнал бы жену, выкинув вслед за ней и вещи, или ушел бы сам. Но муж, памятуя, как силен диавол и как трудно, мучительно избавиться от его плена, молился и молился, прося Господа и Богородицу вмешаться… И победил в этом бескровном сражении — жена отрешилась от своего ослепления: усовестившись безмолвного ангела, которым был не кто иной, как ее собственный муж, она пришла к покаянию, и мало-помалу семейная жизнь восстановилась.
Есть два рода любви, из коих одна святая, а другая нечистая… одна покорная Богу, а другая страстная; одна мирная, а другая мятежная; одна — предпочитающая истину похвалам заблуждающихся, а другая — жадная ко всеобщим похвалам; одна — желающая ближнему того же, что и себе, а другая — желающая подчинения ближнего себе самой… Эти два рода любви существовали еще в ангелах, один в добрых, а другой в злых, и положили различие между двумя градами, образовавшимися в человеческом роде… Из их временного смешения происходит настоящий век, пока на последнем Суде они будут разделены, и один, соединившись с добрыми ангелами, наследует со своим Царем вечную жизнь, а другой, соединившись со злыми ангелами, будет отослан со своим царем в огонь вечный.
Блаженный АВГУСТИН
___________________________
прот. Артемий Владимиров. «Любовь и вера». М., 2003.
Источник: www.pravmir.ru
Ревность
Ревнива каждая добродетель в отношении другой, а ревность – ужасная вещь. Даже добродетели могут погибнуть из-за ревности. Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.
— «Так говорил Заратустра», Фридрих Ницше
Ревность — свойство всех самцов, пусть и очень глупое. А глупое свойство самок — радоваться этой ревности. Нигде от глупости нет спасения.
Ревность — невероятно популярная мотивация в вымышленных произведениях и реальной жизни. Ревность как таковая — подвид зависти, желание обладать определенным человеком или предметом, которая может в свою очередь привести к ненависти в отношении того, кто этим в данный момент обладает. При этом нередко человек мог вовсе не желать человека или предмет, пока не увидел, как кто-то другой им обладает. В русском языке обычно «ревностью» называют зависть в рамках полового влечения.
С другой стороны, есть и иное мнение: мол, сексуальная ревность как таковая, если она в разумных рамках — это естественно и даже неизбежно. (Кому же понравится делить возлюбленного/-ую с кем-то ещё?! Если этот человек не готов желать только меня, как я желаю только этого человека — тогда зачем мы с ним вообще вместе?!) Про такой органичный вариант ревности говорят: «Ревнует — значит любит; а не ревнует — значит, ему (ей) наплевать».
Но вот когда это естественное чувство покидает рамки здравой меры и становится безумным, персонаж может стать злодеем.
Самый крайний случай безумной ревности — попытка убийства, будь то убийство неверного возлюбленного(-ой) или счастливого соперника(-цы). «Убил себя, потому что ревновал» — такое встречается реже; чаще безумные ревнивцы пытаются убить кого угодно другого, кого считают виновным в своих несчастьях. Некоторую логику в этом усмотреть можно: «Если я увижу, что в Моё Личное Кресло нагло уселся другой — я или его убью, или кресло сожгу, или сделаю и то, и другое, но не самому же мне вешаться!»
Если герою досталась, скажем так, непостоянная персона, то у него только два выхода — или разбежаться врозь и искать другого/другую… или уж смириться и чем-нибудь утешиться. Членовредительство и душегубство — методы злодеев.
При этом, когда гормон ударяет в голову — разум в пролёте, доводы не воспринимаются. И неважно, состоялась супружеская измена, или есть только намёки, или вообще ничего не было («ревнует к каждому столбу»).
Полная противоположность сабжа — Не знает ревности. Сабж в режиме педаль в пол (а если позволит характер оскорблённой особы, может пробить Землю насквозь) — Отвергнутая женщина — это страшно.
В искусстве ревность часто называется «чудище с зелёными глазами» или просто «зеленоглазая» — это цитата из «Отелло» Шекспира:
Берегитесь ревности, синьор.
То — чудище с зелёными глазами,
Глумящееся над своей добычей.
Источник: neolurk.org
Ревность в отношениях: нормальное явление или патология?
Откуда берётся чувство ревности? Каковы признаки проявления ревности? Что делать, чтобы ревность не разлучила?
Если вы ни разу в своей жизни не испытывали чувство ревности, вас с уверенностью можно назвать счастливчиком. По статистике, чаще всего браки распадаются именно из-за ревности. И это не удивительно, так как ревность способна разрушать любые, даже самые крепкие отношения.
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Фёдор Михайлович Достоевский
Какая бывает ревность?
Чувство ревности можно разделить на несколько видов, которые различаются в зависимости от индивидуальных психологических характеристик человека. Некоторые начнут ревновать только после измены партнёра, а другим для этого достаточно самой незначительной мелочи. Часть людей устраивает скандалы с криками, истерикой и «битьём посуды», а другие прячут «позорное» чувство глубоко в себе, — улыбаются снаружи и плачут внутри.
Почему невозможно не ревновать?
Невозможно научиться ни при каких условиях не ревновать любимого человека. Почему? Это заложено на уровне инстинктов — чувство собственничества, присущее всем. Не ревновать совсем можно лишь того, кто нелюбим.
Пока ревность находится в приемлемых рамках, не становится хронической и патологической — она является нормальным человеческим чувством, которое может и укрепить отношения.
В чём суть ревности — что она означает? Что вас боятся потерять. Что означает её полное отсутствие? Возможное безразличие.
Ревность — признак любви?
Надо понимать, что сама по себе ревность не является признаком любви.
В большинстве случаев это чувство порождается не преданностью, а раздутым самолюбием и болезненным страхом перед одиночеством. Сильная ревность может разрушить даже длительные отношения.
Граница недопустимого пересекается в тот момент, когда партнёр перестаёт восприниматься как отдельная и свободная личность, становится просто «игрушкой», которая должна жить по чётко установленным правилам. После этого любое отклонение в поведении начинает восприниматься как личное оскорбление, предательство, что приводит к серьёзным конфликтам.
Ревность — это плохо?
Народная пословица «ревнует — значит, любит», на самом деле, неполноценна, т. к. истинным доказательством любви является скорее уважение к личности партнёра и умение доверять ему.
Ревнивцам же свойственно проявлять излишнюю подозрительность и обижать любимых своими выпадами.
Патологическая ревность
Бороться с болезненной ревнивостью можно и нужно. А как ещё сохранить и выстроить длительные гармоничные отношения? Признаком патологии может служить возникновение этого деструктивного чувства без всяких объективных причин — очевидного флирта или лжи со стороны партнёра.
Собирая статистику по ревнивцам, психологи выяснили, что им присущи стратегия построения зависимых отношений и заниженная самооценка. Таким людям не хватает уверенности в своей внешности и самодостаточности по другим фронтам. Большая их часть отличается болезненной мнительностью, их доверие невозможно заслужить никаким способом. Кроме того, под «любовью» такие люди понимают ощущаемые ими страдания в отношении другого человека, что довольно редко имеет в основе настоящее конструктивное чувство любви.
«Есть ревность грубая — когда не доверяешь тому, кого любишь; есть ревность утончённая — когда не доверяешь самому себе.»
Цитата Филиппо Пананти
Чего боятся ревнивцы?
Основная причина, по которой ревнивцы боятся измены партнёра, — возможное одиночество и необходимость заново искать «вторую половинку». Они всегда эмоционально зависимы от любимого, им кажется, что партнёр никогда не любил их или разлюбил и готовится уйти.
Ревнивцы склонны устраивать истеричные скандалы и угрожать своей жизнью в случае ухода любимого. Суть ревности при таком поведении заключается в низкой самооценке, из-за которой ревнивцы не верят в собственные силы, в то, что будут нужны кому-то ещё, кому-то лучшему.
Бывает, что излишнее самолюбие и страх перед крушением собственного образа заставляют людей испытывать чувство ревности даже к тому, кто изначально был не нужен. Такой вид ревнивцев считает, что измена партнёра подорвёт их авторитет в глазах окружающих, выставит их сексуально непривлекательными. В этом случае о любви речь не идёт.
Ревнивцы — изменщики
Кроме того, склонны ревновать и те, кто сам частенько «ходит налево». Они рассматривают партнёра через призму своего отношения и считают, что любимый занимается тем же, что и они — поиском сексуальных влечений на стороне. Такие ревнивцы не склонны верить в преданность и моногамию.
Ревность при общении
Иногда поводом для ревности становится разное понимание норм общения с противоположным полом: кто-то считает допустимым и нормальным пошло шутить и флиртовать со всеми подряд, а другого это задевает. Ревность такого вида свойственна и тем парням, которые не верят в дружбу между мужчиной и женщиной, так что любое общение своей второй половинки с друзьями противоположного пола воспринимается в штыки.
Что делать?
Если ревность начинает делать больно обоим партнёрам и разрушает их любовь, то нужно прямо обсудить её причины и выискать способы поправить положение.
Тех. данные:
Количество слов: 744 Время на чтение: 4 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 22 028 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 12 комментариев и уже оценили статью 45 раз!
Оцени и ты:
Вопросы и Ответы
Василиса , 05 мар, 2023 292 402 просм. • 1 отв. • 306 комм.
Владислава , 23 фев, 2023 156 700 просм. • 1 отв. • 101 комм.
Алексеич , 18 сен, 2022 52 832 просм. • 1 отв. • 31 комм.
Елена , 25 авг, 2022 5 129 просм. • 1 отв. • 0 комм.
Евгения , 19 июл, 2022 30 838 просм. • 1 отв. • 2 комм.
Источник: psymod.ru